Научная статья на тему 'Свобода личности: общефилософский и нормативно-правовой подход'

Свобода личности: общефилософский и нормативно-правовой подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INDIVIDUAL FREEDOM / DEMOCRACY / CONSTITUTION / SOCIETY / STATE / HUMAN RIGHTS / СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранова Юлия Витальевна, Коренюгин Виталий Валерьевич, Гриневич Евгений Юрьевич

В статье рассматривается свобода личности как одна из идей философии, правовая ценность, мера демократии. Сквозь призму общефилософского и нормативно-правового анализа авторам удалось проследить историю воплощения идеи свободы личности в праве. Подобный подход позволил выявить гуманистический, личностно-правовой взгляд на закономерности развития конституционных институтов демократии, на современные процессы формирования гражданского общества и правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF THE PERSON: PHILOSOPHICAL AND LEGAL APPROACH

The article deals with the freedom of the individual as one of the ideas of philosophy, as a legal value, a measure of democracy. Through the prism of General philosophical and legal analysis, the authors managed to trace the history of the idea of individual freedom in law. Such approach allowed to reveal humanistic, personal and legal view on regularities of development of constitutional institutions of democracy, on modern processes of formation of civil society and legal state.

Текст научной работы на тему «Свобода личности: общефилософский и нормативно-правовой подход»

УДК 340 : 1 ББК 2

Капранова Юлия Витальевна Kapranova Yulia Vitalievna

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Associate Professor of administrative law of the Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, PhD in Law.

E-mail: kapranova2000@yandex.ru

Коренюгин Виталий Валерьевич Korenyugin Vitaliy Valerievich

преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Lecturer of the Department of administrative law of the Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs

of Russia, PhD in Law.

E-mail: ruimvdadmpravo@mail.ru

Гриневич Евгений Юрьевич Grinevich Evgeny Yurievich

преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России.

Teacher of the Department of administrative law of the Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia.

E-mail: ruimvdadmpravo@mail.ru

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ: ОБЩЕФИЛОСОФСКИЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

Freedom of the person: philosophical and legal approach

В статье рассматривается свобода личности как одна из идей философии, правовая ценность, мера демократии. Сквозь призму общефилософского и нормативно-правового анализа авторам удалось проследить историю воплощения идеи свободы личности в праве. Подобный подход позволил выявить гуманистический, личностно-правовой взгляд на закономерности развития конституционных институтов демократии, на современные процессы формирования гражданского общества и правового государства.

Ключевые слова: свобода личности, демократия, конституция, общество, государство, права человека.

На протяжении всего развития человечества индивид стремился к свободе, исследование возникновения и развития которой в философском и нормативно-правовом смыслах позволяет проследить историю превращения свободы как философской идеи в один из главных регуляторов общественно-правовых отношений, историю взаимоотношений человека с обществом и государством.

The article deals with the freedom of the individual as one of the ideas ofphilosophy, as a legal value, a measure of democracy. Through the prism of General philosophical and legal analysis, the authors managed to trace the history of the idea of individual freedom in law. Such approach allowed to reveal humanistic, personal and legal view on regularities of development of constitutional institutions of democracy, on modern processes offormation of civil society and legal state.

Keywords: individual freedom, democracy, constitution, society, state, human rights.

Институционализация свободы человеческой личности - явление сложное, многогранное, уникальное в своих проявлениях и тенденциях исторического развития. Воплощение свободы личности в реальной действительности наравне с такими ценностями, как равенство и справедливость, то есть перенос из области идей в фактическую жизнь, был осуществлен с помощью права, прежде посредством конституций.

Тем не менее сам факт закрепления свободы личности в основном законе государства не гарантирует ее автоматический перенос в институты демократии в политической и экономической сферах. Важен и исторический контекст, уровень развития общества и институтов государства, самоорганизации населения, единство социального содержания и правовой формы развития соответствующих процессов. «... Свобода как основа самоорганизации населения и, в конечном счете, социального прогресса общества, его взаимоотношений с человеком и гражданином должна анализироваться не в абстрактном, общефилософском аспекте, а сквозь призму формально-юридических, конституционно-правовых критериев ее измерения и форм движения» [1]. Именно политическая зрелость общества позволила в годы буржуазно-демократических перемен конца ХУШ-ХК веков требования верховенства права, свободы личности в противовес режимам произвола и насилия прежних эпох как высших и незаменимых демократических и гуманитарных ценностей провозгласить и закрепить во всех революционных декларациях, начиная с конца ХУШ века. Возрождая философские тенденции античности и Средневековья в этот период в правоведении развиваются идеи естественного права [2]. А затем в XX веке усилиями философов и правоведов философско-правовым разработкам было задано такое направление, в соответствии с которым высокие свершения философской мысли, «неизменно связывающих право с такими категориями, как "свобода", "справедливость", "моральные критерии добра и зла"» [2, с. 31] получили прямое применение в юриспруденции.

В первобытном обществе ни свободы в современном понимании данной категории как идеи, ценности, ни прав человека, не могло быть и не было. Человек относился к окружающему миру как к продолжению себя, «... находился во власти непознанных законов ("несвободы")» [3, с. 15]. Человек в своих поступках не мог руководствоваться свободной волей, так как был ограничен и самой природой - зависел от ее благ и отношений между людьми. На этой до-государственной стадии уже осознанные ценности равенства и справедливости принимали причудливые формы, на их основе формировались традиции, обычаи, религиозные ритуалы,

регулирующие складывающиеся первичные коллективные отношения.

С зарождением первых институтов публичной власти, появлением частной собственности связь индивида и общества на соответствующей стадии развития (рабовладение, феодализм) приобретает политический характер. Свобода на данной стадии уже оформляется нормативно, но фактически закрепляет экономическое и политическое господство над личностью, зависимость человека от государства и общества в рамках форм личной зависимости, которые были характерны для той или иной формации.

Общество, пришедшее на смену феодальному, несмотря на отделение личной свободы от публичной власти, принесло в себе угрозу для свободы иного рода: личную зависимость сменяет другая ее форма - вещная [3, с. 12]. Тем не менее именно в данных условиях сформировалось разделение политической и экономической власти, произошло разделение права на публичное и частное, человечество осознало ценность естественных, неотъемлемых прав человека. Личные, неотъемлемые права провозглашаются основой конституционного статуса человека и гражданина, обеспечивают равное участие человека в жизни общества и государства независимо от его экономического или политического статуса и закрепляются в первых конституциях. Однако и в этих условиях свобода личности могла быть фиктивной, попираемой системой привилегий, корпоративных интересов. Например, в условиях тоталитарной государственности свобода личности была лишь формальной. В рамках феодализма имело место сращивание экономической и политической властей, капитализм это противоречие разрешил, однако личная независимость сменилась зависимостью вещной. А в советской модели общества произошла реанимация феодальных принципов взаимоотношений политической власти и государственной структур, огосударствление всех форм собственности и иных институтов общества (семья, труд и других), введен запрет на предпринимательскую деятельность, осуществлялось выравнивание всех граждан в условиях экономической и личной несвободы. Советская власть, сложившаяся в условиях уникальной модели взаимоотношения личности с государством, основанная на идеологии

и патернализме, свободу личности и права человека отвергала.

Только на новой, постиндустриальной стадии развития общества, которая характеризуется качественно новым уровнем зрелости демократических форм его экономической, социальной и политической организации, наступает эпоха осознанной необходимости, индивидуальной свободы, что составляет качественно новую основу взаимоотношений человека с обществом и государством. Отношения людей освобождаются здесь от овеществленной формы эгоистических личностей; они приобретают характер реальных человеческих отношений, основанных на правовой свободе и социальной справедливости. Именно в таком обществе, которое характеризуется развитыми, очеловеченными формами цивилизованного рынка и политической демократии, становится возможным всеобщее признание равной, одинаковой для всех членов общества социальной и правовой ценности их человеческой личности и на этой основе - утверждение равноправия как одной из базовых конституционных ценностей современных демократий.

Свобода личности, лежащая в основе формирования гражданского общества и правового государства, может выражаться на разных уровнях, в различных своих качествах и формах предопределяя специфику взаимоотношения личности с публично-правовыми институтами, статус человека и гражданина в обществе. Исходя из общеметодологического подхода к категории свободы, выработанного как отечественными, так и зарубежными философами, рассмотрим три уровня значения свободы, которые свяжем с конституционно-правовым измерением [3, с. 6-14].

Первый базовый уровень свободы проявляется как внутренняя характеристика личности, это свойство присуще человеку от рождения и отличает его от животного мира. Данный уровень, именуемый свободой воли, является основополагающим для всех иных личностных параметров человека, закладывает их основу. Свобода воли позволяет человеку выбрать путь социализации, осознать собственную индивидуальность, разумность, ответственность, выступает средством саморегуляции на уровне личности.

В формально-юридическом смысле свобода воли личности связана со способностями человека нести ответственность за свои по-

ступки, осуществлять юридически значимые действия, то есть выступать субъектом права. Правосубъектность лица, состоящая из правоспособности, дееспособности и деликтоспо-собность, получила свое закрепление в ст. 60 Конституции Российской Федерации, а конкретизирована в отраслевом законодательстве (Гражданский кодекс РФ ст. 17, 18, 21, Уголовный кодекс РФ ст. 20, 21, 22).

Второй уровень свободы личности проявляется как правовая характеристика, определяющая уровень правовых возможностей личности, ее статус, положение в обществе. На этом этапе человек как носитель свободы противопоставляет себя обществу, строит отношения с другими личностями, коллективами на основе определенных принципов, осознаваемых и принимаемых гражданином в целях удовлетворения своих политических, экономических, социально-культурных интересов.

На данном уровне, который находит свое нормативное выражение в том числе и в запретительном методе регулирования общественных отношений, личность реализует свободу от дискриминации, насилия, различного рода угроз, получая в формально-юридическом смысле статус человека и гражданина, которому принадлежат право на жизнь, достоинство личности, свободу мысли и религии, свободу слова, право на свободу от произвольного ареста, равенство перед законом и судом и так далее. Соответствующее данному уровню первое поколение прав человека и реализуемая в его рамках «негативная свобода» исторически возникли раньше второго поколения прав человека, так как именно они позволяли человеку почувствовать себя в безопасности, были призваны защитить личность и от нарушений прав со стороны других граждан, и произвола государства. Затем, безусловно, развитие экономических и политических отношений повлекли за собой развитие «позитивной свободы», выражающейся в нормативной формулировке «свобода на...», и формирование второго поколения прав человека. Ведь применительно к абсолютистскому государству свободы понимаются главным образом как права на защиту от государства, однако «для реальной свободы необходимы и позитивные ценности: блага, услуги и шансы» [4, с. 109].

Человек, закрепив свою безопасность, стал расширять требования, обращенные к обществу и государству, начал требовать определен-

ных услуг и благ, льгот, гарантий и т. п. Свобода как внутренний регулятор поведения личности и статусная характеристика, позволяющая защищаться от различных внешний угроз, в своем развитии вышла на следующий уровень.

Третий уровень свободы личности проявляется в деятельностной характеристике личности, реализуемой на нормативно-правовом уровне посредством позитивного метода регулирования общественных отношений. Позитивный уровень свободы, ориентированный на получение человеком определенных благ, участие в управлении делами государства, получении льгот, гарантий и другого предполагает для личности большой выбор конкретных прав и свобод, различные возможности для выбора видов деятельности и поведения, удовлетворения собственных интересов. Институциональное оформление свободы на данном уровне воплощается в широком перечне конституционных прав и свобод, законных интересов и гарантий, связанных с идеями местного самоуправления, участия в управлении делами государства, в том числе отправлении правосудия, общественного контроля за деятельностью публичных органов, а также иными политическими и социально-экономическими институтами демократии.

Осознание и правовое закрепление соответствующих уровней свободы в конституциях выражается в признании самостоятельности личности, ее свободы как вышей ценности в государстве, возведении свободы в основополагающий принцип всех сфер жизнедеятельности общества.

Реформы, осуществляемые в России на протяжении нескольких последний десятков лет, позволяют констатировать, что, несмотря на противоречивость и непоследованность, их общий вектор соответствует тем закономерностям, которые присущи демократическим этапам трансформации современного мирового сообщества - последовательно формируется гражданское общество, правовое государство, в которых вместе со свободой личности как высшей ценностью развивается система институтов общественного контроля, осуществляется борьба с коррупцией. Заключая в себе глубинные характеристики социального и правового положения человека в обществе и государстве, категория свободы является в то же время качественным показателем зрелости всей системы общественных отношений, критерием уровня самоорганизации населения, степени демократизма государственной и общественной жизни в России. Подобный подход, освобожденный от фетишизации вещных отношений и материальных потребностей как вульгарно-материалистической основы социального развития, позволяет выявить гуманистический, личностно-правовой взгляд на закономерности развития конституционных институтов демократии в нашей стране, современные процессы формирования гражданского общества и правового государства. В сопоставлении со свободой все иные конституционные институты и категории, характеризующие демократизм общества, уровень самоорганизации населения и т. п., выступают как вторичные и производные.

Литература

1. Бондарь Н. С., Капранова Ю. В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002.

2. Алексеев С. М. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

3. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996.

4. Хеффе О. Справедливость: Философское видение / пер. с нем. О. В. Кильдюшова; под ред. Т. А. Дмитриева. М., 2007.

Bibliography

1. Bondar N. S., Kapranova Yu. V. Constitutional dimension of equality of citizens of the Russian Federation. Rostov-on-Don, 2002.

2. Alekseev S. M. Mystery and the power of the law. Law science: new approaches and ideas. The right to life and destiny. 2nd ed. Moscow, 2011.

3. Bondar N. S. Human rights and the Russian Constitution: a difficult path to freedom. Rostov-on-Don, 1996.

4. Heffe O. Justice: philosophical vision / translated from German O. V. Kildishev; under edition T. A. Dmitriev. Moscow, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.