Свобода и формы ее проявления: историко-философский аспект Freedom and the forms of its manifestation: the historical and philosophical aspect
Федотова А.О.
Студент 1 курса магистратуры, институт теплоэнергетики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» РФ, г. Казань e-mail: nastya2505fedotova@mail. ru
Fedotova A.O.
1st year graduate student institute of Power Engineering Kazan State Power Engineering University
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Научный руководитель Авдошин Г.В.
К. филос. н., доцент кафедры «Философия и медиакоммуникации» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» РФ, г. Казань e-mail: avdoshing@gmail. com
Scientific supervisor, Avdoshin G. V.
candidate of philosophical sciences, Kazan State Power Engineering University, assistant professor of Department of Philosophy and Media Communications Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье проблемы свободы человека, свободного проявления его воли, ответственности за действия рассмотрены в контексте анализа некоторых учений в истории философской мысли, а именно стоицизма, волюнтаризма, экзистенциализма, учений Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля. Особое внимание в этом анализе уделено соотнесению таких понятий, как «свобода» и «необходимость».
Данная статья будет иметь практическую ценность для тех, кому интересна проблема свободы и ее проявления в различных философских концепциях, а также тем, кто сомневается в каком ключе стоит искать ответы на данные вопросы при формировании собственной точки зрения.
Annotation.
In this article the problems of human freedom, the free manifestation of his will and responsibility for actions are considered in the context of the analysis of some teachings in the history of philosophical thought, namely stoicism, voluntarism, existentialism, the teachings of B. Spinoza, I. Kant, G. Hegel. Particular attention in this analysis is paid to the correlation of concepts such as "freedom" and "necessity".
This article will be of practical value for those who are interested in the problem of freedom and its manifestation in various philosophical concepts, as well as for those who doubt in what way it is worth looking for answers to these questions when forming their own point of view.
Ключевые слова: свобода, необходимость, выбор, ответственность, законы мироздания, фатализм, волюнтаризм, экзистенциализм.
Key words: freedom, necessity, choice, responsibility, laws of the universe, fatalism, voluntarism, existentialism. Кто такой человек, что им движет и что его ограничивает?
С давних времен эти и многие другие вопросы служили началом изучения человека, его жизни и внутренней природы. Количество наук, изучающих различные аспекты человеческой жизни, огромно, однако, можно сказать, что мы не раскрыли до сих пор и половины заложенного в нас потенциала. Благодаря постоянно совершенствующимся технологиям с каждым годом методы изучения видоизменяются, расширяются, но неизменным остается то, что мы все еще далеки от решения многих проблем, одной из которых является проблема свободы.
Попытки охарактеризовать свободу и формы ее проявления, объяснить возможность или невозможность обретения полной свободы предпринимались философами, учеными и мыслителями разных эпох. Наличие различных взглядов, существование огромного числа концепций, среди которых, естественно, невозможно выделить одну, считаемую наиболее правильной, приводит к тому, что споры не утихают до сих пор.
Итак, что же такое свобода?
Исходя из учения древних стоиков, утверждавших, что мудрец свободен, поскольку осознанно повинуется законам мироздания и действует согласно космическому порядку, человеческая жизнь предрешена судьбой, неким высшим существом, Богом: поэтому изменить ход вещей невозможно и стараться сделать это глупо. В данном контексте такая концепция является фаталистической. Таким образом, стоики не столько искали свободы, сколько пытались примириться с необходимостью. «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется», - утверждали древнеримские стоики. В обоих случаях над человеком господствует необходимость, и именно покорность ей и отождествляется в философии стоиков с внутренней свободой.
В то же время данная философия ограничена осознанием того, что свободным может быть только мудрец, поскольку стоики считали, что свобода - привилегия избранных.
В противовес фатализму возникло учение, получившее название волюнтаризма, сторонники которого утверждают, что все события, происходящие в мире - ни что иное, как результат свободного выбора людей и проявления из воли.
Данное учение говорит о наличии абсолютной свободы и игнорирует необходимость следования законам природы, общественными нормами. Воля как движущая сила, согласно волюнтаризму, играет основную роль в развитии природы и общества, является высшим принципом бытия.
Философы разных эпох имели собственную точку зрения относительно понятия свободы и ее проявления.
Так, к примеру, Бенедикт Спиноза считал, что необходимость - непосредственное основание свободы. "Свободной, - писал философ, - называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу" [2, с. 316].
Он противопоставляет свободу не необходимости, а принуждению. В его философии свободной, т. е. непринужденной, мыслится только субстанция, под которой понимается Бог как природа, или природа как Бог. В отличие от субстанции модусы, то есть единичные предметы и явления, являются несвободными, поскольку их существование вынуждено, они имеют причину не в самих себе, а вовне. Единственный модус, который является свободным, согласно философии Бенедикта Спинозы, - человек. Однако, в отличие от высшей субстанции, Бога, человек является свободным не всегда. Лишь освободившись от природных инстинктов и аффектов и подчинив действия собственному разуму, своей воле он становится свободным в принятии решений, в своих мыслях и поступках, а значит свободным в ответственности за собственную жизнь и все формы ее проявления.
В свою очередь Г. Гегель под необходимостью понимал законы природы и общества, с которыми людям необходимо считаться, поскольку они действуют вне зависимости от воли и желаний человека. Таким образом, необходимость выступает ограничителем свободы. Однако, в Гегелевском понимании свобода играет роль субъективного произвола. Для борьбы с необходимостью, ограничивающей свободу, необходимо, на его взгляд, ассимилировать ее.
Первым этапом к ассимиляции является познание необходимости, поскольку, познав законы природы и общества, человек может подчинить их своим целям и потребностям. «Истина самой необходимости в свободе», — утверждает Г. Гегель [3, с. 339]. Он считает, что в конечном итоге необходимость будет познана, разумность мира и человеческая свобода восторжествуют.
И. Кант представил одно из самых интересных решений проблемы свободы. Этот философ полагал, что человек живет в двух мирах: чувственно воспринимаемом и умопостигаемом. В первом он подчиняется законам бытия, а во втором мире - мире «вещей в себе» - целенаправленно повинуется законам разума, и поэтому свободен. «Человек, - говорит Кант, - может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы» [4, с. 135].
Проблема свободы у Канта трактуется очень широко и касается таких вопросов, как «ответственность человека», «социальные вопросы фатализма», «право на распоряжение своей жизнью» и т.д. По мнению философа человек может быть свободным только как трансцендентная "вещь в себе". «Идея свободы делает меня членом постигаемого мира", - пишет Кант [5, с. 493].
Немецкий философ, социолог и общественный деятель Карл Генрих Маркс считал, что человек не может быть свободным вне общества, которое его окружает, поскольку, только находясь в коллективе, он получает необходимые средства для всестороннего развития своих способностей. Причем существование в таких суррогатах коллективности, как государство, ограничивает личную свободу, предоставляя ее только членам господствующего класса. Это объясняется тем, что объединение индивидов в государства, которые, по мнению Карла Маркса, представляют собой противоборство подчиненного и подчиняющего классов, это не только мнимая коллективность, но и дополнительные оковы для первых, тогда как в условиях действительной коллективности, наоборот, все индивиды обретают абсолютную свободу в рамках своей ассоциации и посредством ее.
Человек, согласно представлениям мыслителя, подлинно независим в единственном случае - когда он свободен не только «от», но и свободен «для». Проявление свободы и независимости являются для К. Маркса не просто результатом экономической и политической свободы, но и возможностью раскрытия своей индивидуальности, уникальности.
Концепция социализма как раз имела целью утверждение социального порядка, который служит для реализации заложенного в индивиде потенциала.
Карл Генрих Маркс в своем труде «Капитал» писал: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства» [6, с. 386-387].
Очень большой вклад в исследования проблемы свободы внесли экзистенциалисты конца XIX начала XX века. Они считали, что человеческое бытие само по себе представляет собой уникальную реальность, к нему неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто не может быть властно над человеком, он - причина и следствие самого себя. Именно поэтому экзистенциалисты утверждали, что человек свободен, а свобода - это сама экзистенция, и человеку суждено быть свободным. Основанием данному
утверждению служит то, что человек волен поступать, как считает правильным, согласно собственным принципам, и быть ответственным за свои действия.
Одним из ярких представителей данного направления является выдающийся мыслитель, русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев, полагающий, что свобода человека отождествлена с творчеством. «Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и есть творчество», - пишет Н.А. Бердяев [7, с. 370]. Согласно его концепции, свобода - первопричина существования человека. Она не создана Богом, а наоборот Бог появляется из нее. Свобода - всё и одновременно ничто. Она создана из первичного хаоса, поэтому Бог не имеет над ней власти, господствуя лишь над сотворенным миром, бытием. Свобода - человеческая обязанность, он ею порабощен.
Согласно представлениям Ж.-П. Сартра «человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет» [8, с. 90-91]. Человек, считает философ, признан мириться с огромной ответственностью, которую накладывает на него свобода. Если личность обладает внутренней свободой, то она не будет зависима от внешних ограничителей. Человек - носитель абсолютной свободы, а свобода выбора -неотъемлемая часть человеческой жизни.
Он выделяет четыре значения понятия свободы:
1) свобода как возможность самостоятельного выбора цели,
2) свобода как самостоятельно предпринятые действий для достижения этой цели,
3) свобода как непосредственное достижение поставленной цели,
4) свобода как выявление собственной свободной воли.
«Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек -это свобода», - пишет Сартр [9, с. 22].
Естественно, что каждая философская мысль отражает эпоху и проблемы, которые существовали и активно поднимались, и обсуждались в данное время.
Охарактеризовав некоторые концепции свободы в истории философии, которые так по-разному пытались ее решить, я пришла к следующему выводу: свобода - широкое понятие, в котором отразились искания многих философов прошлого и настоящего. Ближе всего к моим представлениям о свободе оказалась философия Ж.-П. Сартра. Я тоже считаю, что свобода - удел каждого человека, вне зависимости от происхождения, поэтому выбор - естественная форма выражения свободной воли. Это нельзя отобрать, равно как и ограничить. Для свободного существования не требуется никаких условий, поскольку само человеческое существование -результат его свободного выбора, свободного принятия решения, следования собственной идеологии.
Любая жизненная ситуация, связанная с принятием какого-либо решения, сама по себе есть отражение свободы. Никто не обделен ею, даже раб, находящийся в заточении, и на первый взгляд не имеющий свободы выбора. Однако это совсем не так, потому что, как минимум, распоряжение собственной жизнью - жить или умереть - уже может быть рассмотрено как проявление свободного выбора.
Именно поэтому и ответственность за выбор в той или иной ситуации лежит только на нас самих.
В настоящее время, когда с каждым днем информационные технологии все больше загоняют нас в рамки «правильного», а общество твердит, что является приемлемым, а что отклоняется от общепринятых норм, личность должна сама распоряжаться собственной жизнью, ведь она свободна и вправе сама принимать решения. Выбирая себя, мы выбираем и окружающий нас мир, и этот процесс намного масштабнее, чем мы можем себе представить.
Список используемой литературы:
1. Сальников В.П., Масленников Д.В., Зорина Н.В., Прокофьев К.Г. Трансцендентализм и идея свободы в философии права: Декарт - Спиноза - Кант // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 10.
2. Спиноза Б. Избранное. - Минск: "Попурри", 1999.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. - М.: Мысль, 1977.
4. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.4 (2). М.: Мысль, 1965.
5. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т. 3. М.: Мысль,1964.
6. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Том 25. Часть 2. Капитал. Критика политической экономии. Том 3. - М.: Госполитиздат, 1962.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.
8. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто (в сокращении) // Философские науки 1989. №3.
9. Сартр Ж.-П. Слова. М., 2000.
10. Хацкевич Д. Х., Шейко С. В. Личность в современной западной философии и социологии, М., 1993.
11. Философия. Четвертое издание, переработанное и дополненное / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Пронина Е.Н. Философия. Учебник для бакалавров и специалистов. - Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2011.
13. Акименко Г.В. Николай Бердяев: понимание свободы и истины как творчества // Дневник науки. 2021. № 2 (50).
14. Тихомирова Е.Е. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра // В сборнике: XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сборник статей. 2017.