Научная статья на тему 'Свобода экономической деятельности в Российской Федерации: понятие, пределы и ограничения'

Свобода экономической деятельности в Российской Федерации: понятие, пределы и ограничения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3879
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ ГОСУДАРСТВА / ПРЕДЕЛЫ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ НОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY / PUBLIC AUTHORITIES / REAL IZATION OF FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY / WAYS OF INFLUENCE OF THE STATE POLICY ON THE STATE ECONOMY / LIMITS OF FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY / RESTRICTIONS OF FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY / STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Виктор Игоревич

Введение: свобода экономической деятельности является основополагающим конституционным принципом функционирования современного демократического государства. Реализация свободы экономической деятельности должна основываться на политике государства, направленной на осуществление нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы отношений, поддержки и защиты субъектов экономической деятельности на всех территориальных уровнях ее осуществления. Вместе с тем свобода экономической деятельности предполагает механизм установ ления пределов и ограничений взаимообусловленных позитивными целями развития и защиты государства и личности. Цель: на основе комплексного анализа организа ционных и правовых особенностей механизма реализации свободы экономической деятельности определить понятия, пределы и ограничения в рассматриваемой сфере. Методологическая основа: для выполнения данной работы использовалась совокуп ность методологических приемов, посредством которых проводился анализ теорети ческих, практических и правовых аспектов деятельности органов государственной власти в сфере реализации свободы экономической деятельности. Работа выполнялась с применением диалектического, исторического, системного, сравнительно-правового, функционального методов научного познания, а также метода анализа и синтеза. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно понятия и со держания пределов и ограничений свободы экономической деятельности. Выводы: экономические отношения в государстве с развитыми либерально-демократическими ценностями основываются на балансе и сочетании частных и публичных интересов при обеспечении государственной и общественной безопасности и социальной ориен тированности предпринимательской и иной экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, LIMITS AND RESTRICTIONS

Background: freedom of economic activity is a fundamental constitutional principle of the functioning of a modern democratic state. Implementation of freedom of economic activity should be based on the policy of the state aimed at the implementation of legal regulation of the sphere of relations, support and protection of economic entities at all ter ritorial levels of its implementation. At the same time, freedom of economic activity implies a mechanism for establishing limits and restrictions mutually conditioned by the positive goals of development and protection of the state and the individual. Objective: on the basis of a comprehensive analysis of the organizational and legal features of the mechanism of realization of freedom of economic activity to define the concept, limits and limitations in this area. Methodology: a set of methodological techniques was used in the study, by means of which the analysis of theoretical, practical and legal aspects of the activities of public authorities in the sphere of freedom realization of economic activity was carried out. Dia lectical, historical, systemic, comparative legal, functional methods of scientific cognition, as well as the method of analysis and synthesis were used. Results: the author’s position on the concept and content of the limits and restrictions of freedom of economic activity is rea soned. Conclusions: economic relations in a state with developed liberal-democratic values are based on a balance and combination of private and public interests while ensuring state and public security and social orientation of entrepreneurial and other economic activities.

Текст научной работы на тему «Свобода экономической деятельности в Российской Федерации: понятие, пределы и ограничения»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 342.417

В.И. Федоренко

СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДЕЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Введение: свобода экономической деятельности является основополагающим конституционным принципом функционирования современного демократического государства. Реализация свободы экономической деятельности должна основываться на политике государства, направленной на осуществление нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы отношений, поддержки и защиты субъектов экономической деятельности на всех территориальных уровнях ее осуществления. Вместе с тем свобода экономической деятельности предполагает механизм установления пределов и ограничений взаимообусловленных позитивными целями развития и защиты государства и личности. Цель: на основе комплексного анализа организационных и правовых особенностей механизма реализации свободы экономической деятельности определить понятия, пределы и ограничения в рассматриваемой сфере. Методологическая основа: для выполнения данной работы использовалась совокупность методологических приемов, посредством которых проводился анализ теоретических, практических и правовых аспектов деятельности органов государственной власти в сфере реализации свободы экономической деятельности. Работа выполнялась с применением диалектического, исторического, системного, сравнительно-правового, функционального методов научного познания, а также метода анализа и синтеза. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно понятия и содержания пределов и ограничений свободы экономической деятельности. Выводы: экономические отношения в государстве с развитыми либерально-демократическими ценностями основываются на балансе и сочетании частных и публичных интересов при обеспечении государственной и общественной безопасности и социальной ориентированности предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ключевые слова: свобода экономической деятельности, органы государственной власти, органы публичной власти, реализация свободы экономической деятельности, способы воздействия государственной политики на экономику государства, пределы свободы экономической деятельности, ограничения свободы экономической деятельности, государственная поддержка субъектов экономической деятельности.

V.I. Fedorenko

FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, LIMITS AND RESTRICTIONS

Background: freedom of economic activity is a fundamental constitutional principle of the functioning of a modern democratic state. Implementation of freedom of economic

© Федоренко Виктор Игоревич, 2019

Соискатель кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fedorenkovictor@gmail.com © Fedorenko Vitktor Igorevich, 2019 70 Postgraduate, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)

activity should be based on the policy of the state aimed at the implementation of legal regulation of the sphere of relations, support and protection of economic entities at all territorial levels of its implementation. At the same time, freedom of economic activity implies a mechanism for establishing limits and restrictions mutually conditioned by the positive goals of development and protection of the state and the individual. Objective: on the basis of a comprehensive analysis of the organizational and legal features of the mechanism of realization of freedom of economic activity to define the concept, limits and limitations in this area. Methodology: a set of methodological techniques was used in the study, by means of which the analysis of theoretical, practical and legal aspects of the activities of public authorities in the sphere of freedom realization of economic activity was carried out. Dialectical, historical, systemic, comparative legal, functional methods of scientific cognition, as well as the method of analysis and synthesis were used. Results: the author's position on the concept and content of the limits and restrictions of freedom of economic activity is reasoned. Conclusions: economic relations in a state with developed liberal-democratic values are based on a balance and combination of private and public interests while ensuring state and public security and social orientation of entrepreneurial and other economic activities.

Key-words: freedom of economic activity, public authorities, public authorities, realization of freedom of economic activity, ways of influence of the state policy on the state economy, limits of freedom of economic activity, restrictions of freedom of economic activity, state support of subjects of economic activity.

Свобода экономической деятельности, исходя из ст. 8 Конституции РФ, это не только субъективное право, но и основополагающий принцип, основа конституционного строя, выступающая базой для закрепления иных экономических прав и свобод. Рассматриваемая свобода возможна только в условиях рыночной экономики. Вместе с тем предпосылками развития рыночной экономики является нормативно-правовая основа свободы экономической деятельности и соответствующая политика государства, направленная на открытую, свободную экономику и обеспечивающая соблюдения «правил игры» между субъектами рыночных отношений.

Детальным изучением конституционно-правового содержания экономической свободы занимается известный ученый-конституционалист Г.А. Гаджиев [1, с. 250]. Ученый рассматривает свободу экономической деятельности как конституционный принцип регулирования экономических отношений, наряду с такими принципами, как единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, поддержка конкуренции.

Рассматривая термин «свобода экономической деятельности» нужно принимать во внимание и позицию М.В. Геворкяна по этому вопросу. Он указывает на различное его употребление в ст. 8 и 34 Конституции РФ. В первом случае, на его взгляд, понятие «экономическая деятельность» употребляется в узком смысле слова, под ней подразумевается активная экономическая деятельность, например, производство и реализацию товаров, работ и услуг. Во втором случае речь идет об экономической деятельности в широком смысле слова, которая охватывает как активную, так и пассивную формы реализации (например, размещение денежных средств в кредитных организациях и др.) [2, с. 15].

Свобода экономической деятельности — это гарантированное Конституцией и законодательством, индивидуальное и коллективное право, а также конституционно-правовой режим, при котором свободно осуществляется производственный процесс, в т.ч. обмен и распределение материальных и духовных благ в целях производства продукции (предоставления услуг) и удовлетворения потребностей личности, общества и государства. Конституция РФ закрепляет свободу экономической деятельности, т.е. право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не

запрещенной законом экономической деятельности. Однако конституционный принцип, заложенный в ст. 8, — фундамент, каркас для субъективных прав человека, более широкий по содержанию, чем конституционное право, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ [3, с. 118]. Принцип свободы экономической деятельности отражает разнообразие форм экономической деятельности, но он подразумевает и свободу от вмешательства государства. Конституционно-признанная свобода экономической деятельности — это принцип экономического строя, характеризующийся взаимосвязью с иными конституционными принципами. При этом принцип свободы экономической деятельности имеет приоритетное значение, его место в системе конституционных принципов определяется содержанием экономической политики государства [4, с. 11].

Вопрос о конституционно-правовых ограничениях — это постановка проблемы о границах реализации прав и свобод человека, а также роли государства в этом процессе. За период с 1994 г. по ноябрь 2019 г. Конституционным Судом РФ было рассмотрено более 350 дел, поводом для принятия к разрешению которых, по мнению заявителей, является необходимость проверки конституционности некоторых положений федеральных законов на предмет их соответствия нормам Конституции РФ, а именно ст. 34, которая закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, ст. 35 гарантирует равную защиту всех форм собственности.

Реализация основополагающих прав и свобод отдельного индивида взаимообусловлена соблюдением прав других граждан и общества в целом. Не стоит забывать и известный принцип: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», что способствует нормальному функционированию общественных и государственных институтов.

В универсальных международных документах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. отмечается, что допустимы лишь законные ограничения прав1.

В правовом демократическом государстве частными публичным интересам могут отвечать только правомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина, под которыми, В.М. Малиновская предлагает понимать установленные федеральным законом ограничения, носящие как временный, так и постоянный характер, обусловленные объективными причинами «отвечающие принципам справедливости, соразмерности, законности» [5, с. 7]. Свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности является составной часть основных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства Конституция РФ предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод [6, с. 1].

В науке можно выделить два основных направления в понимании сущности и содержания конституционных ограничений прав и свобод:

1. «Узкий подход» в понимании ограничений (Н.И. Шаклеин, А.А. Троицкая, Ю.Е. Паулова и др.). Так, например, по мнению А.А. Троицкой ограничение прав — это «нормативное сужение круга возможностей того или иного субъекта конституционного права» [7, с. 11]. Подобной позиции придерживается и Ю.Е. Паулова, которая, анализируя ограничения экономических прав, рас-

1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апр.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 72 1976. № 17, ст. 291.

сматривает их как деятельность уполномоченных субъектов, «направленную на сужение возможностей пользования правами и свободами в экономической сфере, при недопустимости изменения качественных характеристик данных прав и свобод» [8, с. 8].

2. «Широкий подход» в понимании ограничений (С.В. Белых, И.А. Федотов и др.). Например, С.В. Белых считает, что конституционно допустимое ограничение права — это совокупность конституционно-правовых ограничений, обременений и запретов, направленных на установление пределов (границ) дозволенного поведения субъектов [9, с. 20]. Несколько иной подход предложен И.А. Федотовым, который полагает, что основными формами выражения ограничения прав (в первую очередь, экономических) выступают обязанности, запреты, ответственность [10, с. 19].

Помимо ограничений отдельно следует выделять пределы реализации, в частности, свободы экономической деятельности. В науке конституционного права известна теория так называемых «имманентных пределов» основных прав и свобод личности, которая была сформулирована в результате правоприменительной практики Конституционного суда Германии. Содержание данной теории заключается в том, что имеют место лишь те ограничения, которые предусмотрены Основным законом страны [11, с. 185]. По мнению М.А. Краснова, значение теории имманентных пределов заключается в том, что признаются только правовые ограничения, установленные конституционными положениями [12, с. 104]. Травников Н.О. определяет пределы права как границу общественных отношений, на которые имеет воздействие право [13, с. 105]. Конституция страны закрепляет первоначальные пределы свободы граждан, а также границы деятельности органов государственной власти.

Ограничения, установленные Конституцией государства, имеют базовое, фундаментальное значение. Их роль заключается в том, что отражая конституционную модель взаимодействия государства и общества, они оказывают влияние на все текущее законодательство страны. Это индикатор, определяющий степень развития личности и его защищенности в государстве, а также устанавливающий гарантии от произвола.

Пределы реализации прав и свобод устанавливаются действующей Конституцией РФ 1993 г. посредством закрепления соответствующих оснований возникновения правоотношений, обязанностей, запретов и ответственности. Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 55 установила цели таких ограничений: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства2. Вышеназванное конституционное положение, в свою очередь, устанавливает границы вмешательства государства в конституционно-правовое закрепление как конкретных прав и свобод граждан, так и принципов взаимодействия общества и государства.

Подводя итог анализу понятий «пределы» и «ограничения» в праве, можно сделать вывод, что «предел» — это установленная Конституцией страны граница свободы субъекта права. Нарушение предела образует состав правонарушения. Ограничение права это сужение, изъятие некоторых правомочий из содержания права. Такое изъятие устанавливается в отношении субъектов на определенной территории, и вызваны необходимостью защиты основ конституционного строя,

2 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв.; 2014. 7 февр. 73

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как отмечает А.А. Саурин, с учетом особенностей содержания взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, формируются принципы определения пределов реализации и ограничения права собственности, необходимые для становления экономически развитого демократического государства [14, с. 11].

В условиях свободы экономической деятельности демократическое государство осуществляет деятельность, направленную на нормативно-правовое регулирование условий реализации конкретных экономических прав и свобод, поощрения и защиты субъектов экономической деятельности, а также обеспечения единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования.

Исходя из вышесказанного, можно привести классификацию конституционных пределов и законодательных ограничений свободы экономической деятельности. Пределы можно разделить: на общие, связанные с реализацией свободы экономической деятельности в целом; и специальные, вытекающие из реализации экономических прав и свобод. Общие конституционные пределы рассматриваемой свободы вытекают из ст. 55 Конституции РФ:

1) невозможность издания законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в частности экономические права граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ);

2) установления целей возможных ограничений — защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

3) установления правовой формы возможных ограничений посредством принятия федерального закона.

Специальные конституционные пределы можно подразделить на:

1) пределы в отношении реализации права собственности: невозможность быть лишенным своего имущества не иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ); возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

2) пределы в отношении реализации права на землю: не нанесение ущерба окружающей среде; не нарушение прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36);

3) пределы в отношении реализации права на предпринимательскую деятельность: не допустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ);

4) пределы в отношении реализации права на труд: запрещение принудительного труда; запрещение труда в условиях не отвечающих требованиям безопасности и гигиены; запрещение дискриминации в сфере труда (ч. 2, 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Исходя из анализа законодательства России можно выделить следующие виды ограничений свободы экономической деятельности:

1) в зависимости от содержания экономических прав граждан:

ограничения предпринимательской деятельности ст. 23 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.);

ограничения права собственности ч. 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 «Об обороте земель сельскохо-

зяйственного назначения», Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150 «Об оружии» и др.;

ограничения свободы труда (ТК РФ).

2) в зависимости от реализации принципов осуществления свободы экономической деятельности:

ограничения единого экономического пространства; ограничения свободы конкуренции; ограничения в отношении запрета монополий.

3) в зависимости от целей установления и ограничений:

направленные на защиту государственных, общественных или индивидуальных интересов;

направленные на регулирование порядка осуществления экономической деятельности (регистрация, аккредитация, квотирование, лицензирование, сертификация продукции);

направленные на реализацию экономической политики государства (создание особых экономических зон, зон территориального развития); защиту внешнего финансового положения России; ответные экономические меры в отношении иностранных государств;

4) в зависимости от источников правового закрепления: закрепленные в международных договорах и соглашения; закрепленные в Федеральных Конституционных законах (ФКЗ от 30 января

2002 г. «О военном положении», ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») и федеральных законах;

предусмотренные нормативно-правовых актах субъектах РФ (в соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ);

предусмотренные в учредительных актах (добровольные).

5) в зависимости от времени действия: т постоянные; I временные (в условиях военного или чрезвычайного положения). р

6) в зависимости от субъектов осуществления экономической деятельности: в в отношении отечественных хозяйствующих субъектов; § в отношении иностранных государств; з субъектов внешнеэкономической деятельности; а в отношении унитарных государственных и муниципальных предприятий; | общие (возраст, дееспособность); н специальные (государственная служба, федеральный закон от 27 июля 2004 г. |

№ 79 «О государственной гражданской службе РФ»). д

7) в зависимости от объема ограничений: е полная (возраст, дееспособность); й частичная (вид деятельности в зависимости от организационно-правовой а

формы экономической деятельности). М

8) в зависимости от субъектов, уполномоченных устанавливать правовые и ограничения: №

парламент — Федеральное Собрание РФ; 3

Президент РФ •

Правительство РФ; о

международные организации; органы государственной власти субъектов РФ.

Позитивное развитие экономических отношений в демократическом государстве возможно только посредством установления «пределов поведения» субъектов экономической деятельности. «Сочетание диалектических подходов (частных и публичных) в экономических отношениях подчеркивается теорией конвергенции, предложенной Н.М. Коршуновым, содержание которой свидетельствует о 75

смешении двух подходов в единую уникальную норму права, которую нельзя отнести исключительно к частной или публичной сферам [15, с. 56]. Экономическая деятельность в рамках государства с развитыми демократическими принципами экономики не может основываться только на частном интересе, с одной стороны, и подчиняться только принципу государственного подчинения, с другой. Экономические отношения в государстве с развитыми либерально-демократическими ценностями основываются на балансе и сочетании частных и публичных интересов при обеспечении государственной и общественной безопасности и социальной ориентированности предпринимательской и иной экономической деятельности.

Библиографический список

1. Гаджиев ГА. Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19). С. 249-263.

2. Геворкян М.В. Конституционно-правовые основы экономической деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 32 с.

3. Николаева ТА. Конституционное регулирование свободы экономической деятельности в России и Палестине: сравнительно-правовой анализ // Современное право. 2018. № 4. С. 117-123.

4. Лобанова Я.В. Свобода экономической деятельности: конституционное содержание и пределы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 34 с.

5. Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с.

6. Данилова И.В. Конституционные основы ограничения прав и свобод в экономической сфере (на примере лицензирования): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 22 с.

7. ТроицкаяАА. Конституционно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.

8. Паулова Ю.Е. Ограничение экономических прав и свобод: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2007. 25 с.

9. Белых С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 24 с.

10. Федотов ИА. Экономические права человека и гражданина в социальном государстве: современный опыт России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 22 с.

11. Штерн К. Защита основных прав и их ограничения // Государственное право Германии / пер. с нем.: в 2 т. М.: Институт государства и права РАН, 1994. Т. 2. 320 с.

12. Краснов МА. Ограничение прав человека или поиск их естественных пределов? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 103-115.

13. Травников Н.О. «Предел» и «ограничение» в праве: теоретико-правовой анализ понятий// Государство и право. 2017. № 7. С. 104-109.

14. Саурин А.А. Права собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 52 с.

15. Мечетина ТА. Ограничение права собственности: проблемы публичных и частных интересов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 38 с.

16. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 240 с.

References

1. Gadzhiev G.A. Economic Constitution. Constitutional Guarantees of Freedom of Entrepreneurial (Economic) Activity // Constitutional Bulletin. 2008. No. 1 (19). P. 249-63.

2. GevorkyanM.V. Constitutional and Legal Bases of Economic Activity in the Russian Federation: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2012. 32 р.

3. Nikolaeva TA. Constitutional Regulation of Freedom of Economic Activity in Russia and Palestine: Comparative Legal Analysis // Modern law. 2018. No. 4. P. 117-123.

4. Lobanova Ya.V. Freedom of Economic Activity: Constitution Content and Limits: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2019. 34 p.

5. Malinovskaya V.M. Lawful Restriction of Constitutional Rights and Freedoms of Man and Citizen in the Russian Federation: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2007. 24 p.

6. Danilova I.V. Constitutional Bases of Restriction of Rights and Feedoms in the Economic Sphere (on the example of licensing): extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2014. 22 p.

7. Troitskaya A.A. Constitutional and Legal Limits and Limitations of Individual Freedom and Public Power: dis. ... cand. of law. M., 2008. 24 p.

8. Paulova Y.E. Limitation of Economic Rights and Freedoms: Theoretical and Legal Analysis: extended abstract dis ... cand. of law. N. Novgorod. 2007. 25 p.

9. Belykh S.V. Freedom of Entrepreneurial Activity as a Constitutional and Legal Category in the Russian Federation: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2006. 24 p.

10. Fedotov I.A. Economic Rights of Man and Citizen in the Social State: Modern Experience of Russia: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2009. 22 p.

11. Shtern K. Protection of Fundamental Rights and Their Limitations. State law of Germany.: in 2 V. M.: Institute of state and law of Russian Academy of Sciences, 1994. Vol. 320 p.

12. Krasnov M.A. Restriction of Human Rights or Search for Their Natural Limits? // Law. Journal of the Higher school of Economics. 2009. No. 2. P. 103-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Travnikov N.O. «Limit» and «Limitation» in Law: Theoretical and Legal Analysis of Concepts // State and law. 2017. No. 7. P. 104-109.

14. Saurin A.A. Property Rights in the Russian Federation: Constitutional and Legal Limits of Implementation and Restrictions: extended abstract dis. ... doc. of law. M., 2014. 52 p.

15. Mechetina T.A. Restriction of Property Rights: Problems of Public and Private Interests: dis. ... cand. of law. M., 2003. 38 p.

16. Korshunov N.M. Convergence of Private and Public Law: Problems of Theory and Practice. M.: Norma, Infra-M, 2014. 240 p.

УДК 342.34

В.В. Храмушин

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение: в условиях развития информационного общества, электронного правительства и цифровой экономики как демократические институты, так и сами формы осуществления народовластия получают новые возможности развития. Новые технологии открывают значительные перспективы трансформации как прямой, так и представительной демократии. Цель: анализ перспектив, тенденций и рисков, связанных с трансформацией институтов и функций представительной демократии в Российской Федерации в цифровой экономике. Методологическая основа: структурный и сравнительный анализ классических и современных институтов и методов прямой и представительной демократии. Результаты: раскрыты подходы

© Храмушин Виталий Владимирович, 2019

Аспирант кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: xvitali@mail.ru

© Khramushin Vitaliy Vladimirovich, 2019

Postgraduate student, Constitutional law department (Saratov State Law Academy) 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.