КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.72/.73
И.Н. Плотникова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА КАК ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Введение: вопросы, касающиеся юридической природы экономической свободы личности как ценности российского конституционализма являются малоизученными в отечественном правоведении. Цель: исследование сущности и содержания экономической свободы личности в системе ценностей российского конституционализма, ее нормативного воплощения. Методологическая основа: формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: предлагается авторская дефиниция понятия «ценности российского конституционализма»; определяется понятие экономической свободы личности в системе ценностей российского конституционализма, ее содержательное наполнение. Выводы: экономическая свобода личности является составной частью общей свободы индивида, как состояние, гарантированное от неправомерного вторжения, принуждения или ограничения сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы; как ценность российского конституционализма экономическая свобода воплощается, прежде всего, в принципах: свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности, свободы труда, выбора рода деятельности и профессии.
Ключевые слова: конституционализм, ценности, экономическая свобода личности, частная собственность, труд, предпринимательство.
I.N. Plotnikova
ECONOMIC FREEDOM AS A VALUE OF RUSSIAN CONSTITUTIONALISM
Background: questions relating to the legal nature of the economic freedom of the individual as a value of Russian constitutionalism are poorly studied in domestic law. Objective: to study the nature and content of the economic freedom of the individual in the value system of Russian constitutionalism, its normative embodiment. Methodology: formal legal, system-structural, comparative legal research methods. Results: the article proposes the author's definition of the concept "values of Russian constitutionalism"; defines the concept of economic freedom of the individual in the value system of Russian constitutionalism, its meaningful content. Conclusions: 'Economic freedom of the individual" is an integral part of the general freedom of the individual, as a condition guaranteed from unlawful invasion,
© Плотникова Инна Николаевна, 2019
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Plotnikova Inna Nikolaevna, 2019
Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Constitutional law department (Saratov 80 State Law Academy)
coercion or restriction beyond the degree necessary to protect and maintain freedom itself. Being the value of Russian constitutionalism, economic freedom is embodied, primarily, in the following principles: freedom of economic activity, recognition and protection of private property, freedom of work, choice of occupation and profession.
Key-words: constitutionalism, values, economic freedom of the individual, private property, labor, entrepreneurship.
Категории «конституционализм», «конституционные ценности» являются предметом исследований российской науки конституционного права относительно недавно.
Конституционализм — явление сложное и многогранное, рассматриваемое в конституционном праве России на современном этапе его развития в историческом, политико-правовом, социальном, идеологическом, социокультурном, философском и других аспектах. Вопросам конституционализма, его понятию и сущности, повышенное внимание отечественными учеными стало уделяться в постсоветский период, в особенности, после принятия Конституции РФ 1993 г. Одним из первых исследователей данного феномена являлся профессор И.М. Степанов, которым «конституционализм» был заявлен как новое направление в науке [1, с. 30-31]. Явление «конституционализм», по мнению И.М. Степанова, «объемлет собой теорию конституции, теорию и практику конституционного развития той или иной страны, мирового сообщества в целом»; «в узком смысле, под конституционализмом понимается: система знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях демократии, их составе, формах выражения, методах и степени реализации» ... «система представлений об общедемократических, общецивилизационных политико-правовых ценностях государственно организованного общества» [2, с. 3-4].
В.Т. Кабышев и Т.М. Пряхина отмечают, что «конституционализм, это не только правление в рамках конституции, это, прежде всего, система ценностей, идей и взглядов на характер политико-правовой организации государства, философия юридического мировоззрения, основанного на постулатах правового государства» [3, с. 32].
И.А. Кравец полагает, что «конституционализм, это не только нормативная система и правовая реальность»; «он опирается на определенные ценности как неотъемлемую часть правосознания личности и правовой культуры в целом». Взаимосвязь российского конституционализма и правовой системы осуществляется, в том числе, через раскрытие принципов российского конституционализма [4, с. 6; с. 145-220]. Известный правовед, судья Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарь, считает, что «конституционализм» является одной из философско-правовых категорий, призванных «отражать важнейшие (универсальные) ценности современной цивилизации, которые в концентрированном виде проявляются в закономерностях демократической организации общества и государства на основе баланса власти, собственности и свободы, признания и защиты прав и свобод человека, верховенства права» [5, с. 26].
Несмотря на то, что по содержанию и объему понятия «конституционализм» имеются различные точки зрения. Например, конституционализм — «система знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях» [2, с. 3-4]; система ценностей, идей и взглядов на характер политико-правовой организации госу-
дарства [3, с. 32]; система защиты ценностей — основа «конституционализма», «конституционализм» опирается на определенные ценности, отражает, воплощает их и т.д.) (курсив наш. — И.П.).
Интерес к изучению феномена конституционных ценностей возник в начале ХХ в., данная категория активно разрабатывается российскими государствоведа-ми. В связи с этим, подчеркивается важность аксиологического переосмысления конституционализма [6, с. 9-10].
Как пишет Н.С. Бондарь, конституционные ценности представляют собой не только аксиологический, но и гносеологический, онтологический эквивалент философии современного конституционализма [5, с. 170]. По мнению В.В. Мамонова, «конституционные ценности — это Конституция, закрепленные в ней цели, к достижению которых стремятся государство, общество и поддерживаемые большинством граждан, определяющие стратегические направления развития страны» [7, с. 127].
О.А. Абрамова полагает, что систему конституционных ценностей в Российской Федерации можно толковать как определенное единство норм-принципов и норм-целей, охватывающее экономический фундамент конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, их равную защиту, политический плюрализм и т.д., при этом, она уточняет, что конституционные ценности связывают собственно юридическое и морально-этическое содержание принципов формирования нового правопорядка и государства. [8, с. 24-25]. И.А. Карасева приходит к выводу, что «конституционные ценности» это блага, воплощенные в различных юридических формах (нормах-принципах, правах и свободах, иных а нормах наиболее общего характера), закрепленные в конституции и выводимые ? из ее содержания путем официального толкования» [9, с. 16], отмечая, что кон-
СЮ
я ституционные ценности не идентичны конституционным нормам и принципам, | они лишь находят в них свое воплощение. По убеждению Е.И. Клочко, данные i ценности представляют собой «некие идеи, ориентиры, идеалы, имеющие поло-| жительную значимость для всего народа и являющиеся основой, базисом обще-Ü ственного и государственного развития; они находят свое правовое выражение § либо в нормативных величинах наиболее высокого абстрактного уровня — общих | принципах права, конституционных принципах, декларациях, конституци-| онных презумпциях, либо закрепляются непосредственно в Конституции при 'I помощи конституционных норм» [10, с. 120].
| На наш взгляд, ценности российского конституционализма возможно
| определить как основополагающие идеалы, ориентиры, приоритеты политико-правового состояния и конституционного развития общества и государства, значимые личные, экономические, политические и социальные блага, в их кон-ig ституционной коннотации, обеспечивающие достойное существование индивида § и определяющие смысл его бытия.
| Некоторые ученые выделяют: ценностно-нормативистский подход (исходя из
J того, что конституционная ценность воплощается в содержании конституционной нормы) и ценностно-объектный подход (согласно которому, конституционной ценностью следует признавать конкретные объекты конституционных норм, если они полезны для личности). При этом утверждается, что конституционные ценности заключаются во всех конституционных нормах и во всех их объектах [11, с. 9-11]. Считаем необходимым поддержать суждение о том, что «не все ин-82 ституты и процессы, закрепленные в Конституции РФ, следует рассматривать
в качестве конституционных ценностей»; «статус конституционных необходимо признать лишь за жизненно важными ценностями, без которых немыслима жизнь человека, сохранение государственности, развитие общества по пути прогресса» [7, с. 128]. Не являются «ценностью» регламентарные нормы Конституции РФ (например, согласно ст. 99 ч. 3, первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат).
В связи с этим, актуализируются проблемы: разграничения понятий «конституционные ценности» и «ценности конституционализма», категорий «ценности» и «принципы»; выявления состава, иерархии конституционных ценностей. Полагаем, что понятия «конституционные ценности» и «ценности конституционализма» — схожи по смыслу, но несовпадающие полностью. Феномен ценностей в современном конституционализме «проявляется в трех основополагающих измерениях: а) сама по себе Конституция как ценность; б) получающие прямое закрепление в нормах и институтах Конституции ценности; в) имплицитно выраженные конституционные ценности как результат практической конституционно-судебной аксиологии» [12, с. 2].
Представляется возможным уточнить данную позицию. Согласимся с тезисом, что в системе ценностей современного российского конституционализма Конституция РФ является самостоятельной ценностью. Далее идут ценности, получившие закрепление в преамбуле Конституции РФ. В нормах-принципах, нормах-целях, положениях о правах и свободах и иных конституционных нормах, в нормах международного права, ратифицированных Россией международных договорах.
Что касается соотношения понятий «принципы» и «ценности», «то, грань между конституционными ценностями и принципами настолько тонка, что часто данные понятия применяются как взаимозаменяемые» [13, с. 37-38]. Ценности — более абстрактные, неопределенно-предметные оценочные понятия, нежели принципы, различаемые по степени их конкретизации, это отмечают и зарубежные ученые [14, с. 137]. Посредством конституционного закрепления, ценности трансформируются в конституционные идеи-принципы и обретают формально-юридическую нормативность, в результате их восприятия личностью, социальными группами, обществом в целом, становятся элементом их конституционного правосознания и демократической культуры [12, с. 2].
Конституционный Суд РФ в процессе конституционно-судебной аксиологии прибегает к понятиям: «конституционные ценности», «конституционно значимые цели и ценности», «фундаментальные принципы», «общеправовые принципы», «конституционные принципы», «требования», вкладывая в них разный смысл.
В Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П Конституционный Суд признал, что действующее уголовно-правовое регулирование валюты как предмета таможенных правоотношений, ч. 1 ст. 188 УК РФ не согласуется с конституционными принципами верховенства права и правового государства, а также с общеправовыми принципами соразмерности, справедливости и равенства, не отвечает требованиям ст. 1, 19 и 55 (ч. 3) Конституции РФ, ведет к несоразмерному ограничению конституционного права собственности1.
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 4.
В связи с рассмотрением дела «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Суд подчеркнул, что вмешательство государства в отношения собственности (в том числе связанные с осуществлением не запрещенной законом экономической деятельности) не должно нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав, «в целях обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства»2.
В Постановлении от 13 февраля 2018 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „ПАГ"»3, Судом указано, что применительно к праву частной собственности, свободе экономической деятельности, допускается возможность их ограничения федеральным законом, если такие ограничения базируются на общих принципах права, отвечают требованиям равенства и справедливости, являются адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям необходимым для их защиты.
В связи с изложенным, возникает вопрос о юридической силе и иерархическом соотношении фундаментальных, общеправовых и конституционных принципов, выявленных Конституционным Судом РФ в результате его герменевтической деятельности (к примеру, принцип верховенства права это — конституционный или фундаментальный принцип? Какова между ними разница в их содержательном наполнении? Или они фактически употребляются как синонимы?).
Относительно иерархии конституционных ценностей в научной литературе высказываются различные точки зрения.
В.И. Крусс указывает, что особую значимость и нормативно-регулирующее воздействие имеют положения конституционной преамбулы, ценностно-идентифицирующее значение — большинство положений 1 и 2 главы Конституции и некоторые положения других глав [15, с. 189-191]. В.Д. Зорькин определяет что власть, свобода, закон и верховенство права, которые, находясь в сопряжении, определяют в юридическом аспекте социум. «В определенном смысле Конституция есть выражение основных юридических ценностей, таких, как права и свободы человека; верховенство права, справедливость и равенство; демократическое, федеративное, правовое и социальное государство; разделение властей, парламентаризм; правовая экономика» [16, с. 3-9]. В.Е. Чиркиным обоснованно выделяются «общечеловеческие ценности» (жизнь, свобода, справедливость, мир в обществе и между народами, общее согласие и др.), «базовые конституционные ценности» (провозглашенные в преамбуле и в 1 главе, частично — в иных главах Конституции РФ), «иные ценности, относящиеся к определенным сферам общественной жизни» (единство экономического пространства и др.) [17, с. 1518-1522].
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым „Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с жалобами обществ с ограниченной ответственностью „Дайвинг-Центр "Соляриус", „Промхолдинг" и „Формат-ИТ"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. № 1.
84 3 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. № 3.
Отметим, что базовые конституционные ценности, прежде всего, выражаются в преамбуле и первых двух главах Конституции РФ.
Генезис свободы базируется на либеральной идеологии, в ее «негативном» понимании (индивид свободен в той мере, в какой другой человек или сообщество — не мешает, не препятствует или противодействует его действиям). Однако «свобода» не может быть абсолютной, неограниченной, она должна соотноситься с возможностями иных лиц. В противном случае, может наступить социальный хаос и коллапс [18, с. 129-131].
В Конституции России понятие «свобода» рассматривается и как общефилософский принцип и как высшая конституционная ценность в Государстве и закрепляется в ст. 2.
Корреспондируют данной норме и положения ч. 2 ст. 6 Основного Закона, согласно которой каждый гражданин РФ обладает всеми конституционными правами и свободами, несет равные обязанности, а также в ст. 17 определяется признание и гарантирование прав и свобод в России согласно принципам и нормам международного права, а также — ст. 22, согласно которой каждый имеет право на свободу.
Термин «свобода» употребляется и при провозглашении основных принципов конституционного строя России: свободы экономической деятельности, свободы перемещения услуг, товаров и финансовых средств.
Понятие «свобода» применяется в тексте Конституции России как аналог термина «субъективное право» в целях обозначения отдельных прав личности, которые имеют определенные особенности в своем содержании (ст. 28, 29, 44 и др. Конституции РФ). Это более широкие границы возможностей выбора дей- ш ствий индивидом; отсутствие регулирования конкретного поведения человека. и Что касается экономической свободы личности, то, заметим, что данный во- а прос является малоисследованным в научной литературе. о
Видный российский ученый конца XIX в., профессор М.И. Свешников к утверждал, что человеку в сфере своей экономической деятельности и создания о
с
условий своего благосостояния «должен быть гарантирован от неправильного а вторжения государственной власти в область, подлежащую его непосредствен- в
е
ному распоряжению» [19, с. 146-157]. В числе видов экономической свободы он о предусматривал: свободу передвижения, как такой элементарный вид свободы в ю
"О
государстве, без которого человек не может правильно развивать все свои силы, |
право собственности, которое предполагает полную свободу индивида в распоря- к
жении принадлежащим ему имуществом, а также — свободу труда. а
Лауреат Нобелевской премии по экономике М. Фридман указывает, что «эко- |
номическое устройство играет двоякую роль в развитии свободного общества. ии
С одной стороны, свобода экономических отношений сама по себе есть ... часть №
свободы в широком смысле, поэтому экономическая свобода является самоцелью. 1
С другой стороны, экономическая свобода — это необходимое средство к дости- )
жению свободы политической» [20, с. 25], «необходимое условие гражданской и 9 политической свободы» [20, с. 15], именно «рынок обеспечивает экономическую свободу» [20, с. 39].
В своем послании 3 июля 1987 г. об экономическом билле и о правах Америки Р. Рейган подчеркнул, что без экономической свободы не может быть и политической свободы. И в связи с тем, что деятельность американского правительства
за последние годы оставила гражданам меньше контроля над их экономической 85
жизнью, экономический билль о правах должен гарантировать гражданам четыре основных свободы: свободу работать, свободу наслаждаться плодами своего труда, свободу владеть и контролировать свою собственность, свободу участвовать в свободном рынке4.
Исследовательский центр Heritage Foundation (США), проводящий ежегодный (в течение 25 последних лет) анализ экономической свободы (в 2019 г. — по 186 государствам), определяет экономическую свободу как фундаментальное право каждого человека контролировать свой труд и имущество, свободно работать, производить, потреблять и инвестировать любым удобным для них способом5.
В.И. Крусс считает, что «биномное ядро» конституционной свободы состоит из различного числа элементарных (по отношению к ней) компонентов — конституционных прав и в процессе конституирования фундаментальных связей личности и государства, категория свободы должна использоваться как общее, родовое, а значит и более емкое понятие, нежели конституционное право» [21, с. 278]. Экономическая свобода личности, по его мнению, определяет наличие таких полномочий, как права на работу по найму, предпринимательскую деятельность, творчество, иную экономическую деятельность, государственную службу, деятельность в духовной сфере.
Понимание «экономической свободы» как ценности российского конституционализма связано с ее «негативным» концептом. В общефилософском дискурсе экономическая свобода личности является составной частью общей свободы индивида, как состояние, гарантированное от неправомерного вторжения, принуждения или ограничения сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы. При этом, экономическая свобода личности воплощается главным образом в принципах: свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции России), признания и защиты частной собственности (ст. 8 ч. 2, ст. 9 ч. 2 Основного Закона), свободы труда, выбора рода деятельности и профессии (ст. 37 ч. 1 Конституции РФ).
Что касается иных положений ст. 8 Основного Закона о поддержке конкуренции, единстве экономического пространства, свободном перемещении финансовых средств, услуг и товаров, полагаем, что данные принципы составляют содержание принципа свободы экономической деятельности. Их указание в качестве самостоятельных принципов конституционного строя, возможно отнести к текстовым дефектам Конституции РФ.
Принцип свободы экономической деятельности находит свое выражение и в иных нормах Конституции РФ (ст. 34 — о праве личности на осуществление предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, ст. 74 ч. 1 — о недопущении установления таможенных границ, пошлин, сборов для свободного перемещения финансовых средств, товаров и услуг, ст. 75 ч. 2 Конституции РФ — о защите устойчивости рубля).
Принцип признания и защиты частной собственности конкретизируется в нормах ст. 35 и 36 Конституции РФ об охране, гарантиях частной собственности, праве на землю и правомочиях частного собственника.
4 См.: Американский экономический билль о правах. URL: https://www.reaganlibrary.gov/ research/speeches/070387b (дата обращения: 09.02.2019).
5 См.: 2019 INDEX of economic freedom. URL: https://www.heritage.org/index/about (дата 86 обращения: 09.02.2019).
Свобода труда, выбора рода деятельности и профессии, выступает неотъемлемым элементом экономической свободы человека, поскольку является основой существования индивида. Труд, как целесообразная деятельность, направлена на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, способствует самоопределению личности, оказывает влияние на осознание ее места в обществе, определение социальной роли и статуса. Возможность пользоваться социальными благами, право на свободный выбор рода деятельности и профессии, состоит как в удовлетворении материальных биологических потребностей, так и в материальных социологических потребностей индивида (потребности в труде как созидательной, преобразовательной деятельности, необходимой для жизнедеятельности любой личности). В целях реализации своих правомочий свободы труда каждый вправе работать по найму, создать свое собственное предприятие и производить товары, оказывать услуги в качестве индивидуального предпринимателя, стать участником хозяйственного общества или товарищества, осуществлять деятельность в системе государственной службы.
Именно частная собственность и свобода труда являются необходимыми предпосылками и гарантиями реализации свободы экономической деятельности. Свобода труда и предпринимательства, право частной собственности могут относиться как к экономическим, так и неотъемлемым личным правам и свободам человека, поскольку являются правами и свободами первого поколения (право собственности) и производными от них в сфере экономической жизни (свобода труда и предпринимательства), что отражается и в конституционной практике многих зарубежных государств. Представляет интерес регламентация основных ш прав и свобод в ст. 18 «Предпринимательство и право на труд» Конституции и Финляндии 1999 г., согласно которой, каждый человек имеет право, в соответ- а ствии с законом получать свой доход путем найма на работу, либо открыть свое о предприятие. Что касается Конституции Бразилии 1988 г., то, положения о сво- к боде осуществления труда, ремесла и профессии, праве частной собственности, о
с
содержатся в гл. I «О личных и коллективных правах и обязанностях» разд. II. а Понимание ценности «экономическая свобода личности» невозможно также в
н
без научного осмысления универсальных принципов, составляющих фундамент но Основного Закона России, к которым относятся: положения Преамбулы Консти- ю
Т5
туции РФ о добре и справедливости, обеспечения благополучия и процветании и
России; нормы ст. 2 Основного Закона о том, что признание, соблюдение и за- к
щита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства; а
о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие !
человека (ст. 7); возложение обязанности соблюдать Конституцию на органы ии
государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 15); нормы о №
признании и гарантировании прав и свобод в России согласно общепризнанным 1
2
принципам и нормам международного права (ст. 17), положения о равенстве ) всех (ст. 19). 9
Ключевое значение имеют и положения ч. 3 ст. 55, о том, что права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства и обороны страны, а также — ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, закрепляющие принципы пропорциональности, соразмерности, обеспечения частных и публичных интересов. 87
Все эти общие положения проецируются на сферу экономической свободы личности, требуют дальнейшего научного анализа, разработки теоретических и практических предложений для наиболее полного и релевантного воплощения конституционных ценностей в правотворческой и правоприменительной деятельности российского государства, гарантировании условий и средств реализации экономических прав и свобод.
Библиографический список
1. Степанов И.М. Грани российского конституционализма (XX век) // Конституционный строй России. М., 1992. Вып. I. С. 30-47.
2. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: Очерк-эссе. М.: Манускрипт, 1996. 108 с.
3. Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2. С. 32-41.
4. Кравец ИА. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002. 360 с.
5. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм: доктрина и конституционно-судебная практика. 2-е изд., перераб. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 528 с.
6. Кочетков В.В. Особенности заимствования и развития конституционных ценностей в российской юриспруденции // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С. 9-19.
7. Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 125-132.
8. Абрамова О.К. Конституционные ценности как особая форма выражения права // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 24-25.
9. Карасева ИА. Конкуренция конституционных ценностей в практике Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов зарубежных стран: автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2014. 30 с.
10. Клочко Е.И. Подходы к определению понятия «конституционные ценности» в теории конституционного права России и зарубежных стран // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2015. № 2. С. 115-124.
11. Пермиловский М.С. Основы конституционной аксиологии: диалектика ценности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 8-12.
12. Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 1-11.
13. Сухарева О.О. Принцип правовой определенности в системе ценностей и принципов, установленной Конституцией Испании 1978 г. // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 16. С. 36-40.
14. Thomas Puig P.M. Valores y principios constitucionales // Parlamento y Constitución. Anuario. 2001. № 5. P. 129-143.
15. Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М.: Норма, 2007. 752 с.
16. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 3-14.
17. Чиркин В.Е. К вопросу о ценности российской Конституции 1993 г. // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1517-1522.
18. Берлин Исайя, Дворкин Рональд, Ролз Джон и др. Современный либерализм; пер. с анг., предисл. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. 248 с.
19. Свешников М.И. Очерк общей теории государственного права. СПб.: К.Л. Рик-кер, 1896. 331 с.
20. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
21. Крусс В.И. Право на предпринимательскую деятельность — конституционное полномочие личности / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юристъ, 2003. 672 с.
References
1. Stepanov I.M. The Verge of Russian constitutionalism (XX century) // The constitutional system of Russia. Issue I. M., 1992. Р. 30-47.
2. Stepanov I.M. Lessons and Paradoxes of Russian constitutionalism. M.: Essay, 1996. 108 р.
3. Kabyshev V.T., Pryakhina T.M. Theoretical Problems of Russian Constitutionalism // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 1995. № 2. Р. 32-41.
4. Kravets I.A. Formation of Russian Constitutionalism (problems of theory and practice). M., Novosibirsk: LLC "Publishing house of YUKA", 2002. 360 p.
5. Bondar N.S. Judicial Constitutionalism: Doctrine and Constitutional Judicial Practice. 2nd ed., Revised. M.: Yur. Norma, SIC INFRA-M, 2016. 528 p.
6. Kochetkov V.V. Features of Borrowing and the Development of Constitutional values in Russian Jurisprudence // Russian legal journal. 2016. N 1. P. 9-19.
7. Mamonov V.V. Constitutional Values of Modern Russia // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2013. № 4 (93). P. 125-132.
8. Abramova O.C. Constitutional Values as a Special Form of Expression of Law // Constitutional and municipal law. 2013. N 12. P. 24-25.
9. Karaseva I.A. Competition of Constitutional Values in the Practice of the Constitutional Court of the Russian Federation and the constitutional Courts of Foreign countries: extended abstract of dis. ... of cand. of law. M., 2014. 30 р.
10. Klochko E.I. Approaches to the Definition of the Concept of "Constitutional values" in the theory of Constitutional Law of Russia and Foreign Countries // RUDN Bulletin, Legal Sciences series. 2015. No. 2. Р. 115-124.
11. Permilovsky M.S. Basics of Constitutional Axiology: the Dialectics of Values // State power and local self-government. 2018. N 7. P. 8-12.
12. Bondar N.S. Constitutional Values — the Category of the Law in Force (in the context of the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation) // Journal of constitutional justice. 2009. № 6. Р. 1-11.
13. Sukhareva O.Ü. The Principle of Legal Certainty in the System of Values and Principles Established by the Constitution of Spain in 1978 // Constitutional and municipal law. 2008. N 16. Р. 36-40.
14. Thomas Puig P.M. Valores y principios constitucionales // Parlamento y Constitucion. Anuario. 2001. N 5. P. 129-143.
15. Kruss V.l. The Theory of Constitutional Use. M.: Norma, 2007. 752 p.
16. Zorkin V.D. Value Approach in the Constitutional Regulation of Rights and Freedoms // Journal of Russian law. 2008. N 12. Р. 3-14.
17. Chirkin V.E. To the Question of the Value of the Russian Constitution of 1993 // Actual problems of Russian law. 2013. N 12. Р. 1517-1522.
18. Berlin Isaiah, Dworkin Ronald, Rolls John, and others; Transl. from Eng. Modern Liberalism; preface by L.B. Makeeva. M.: House of intellectual books; Progress-Tradition, 1998. 248 p.
19. Sveshnikov M.I. Essay on the General Theory of the State Law. SPb.: K.L. Ricker, 1896. 331 p.
20. Friedman M. Capitalism and Freedom / Trans. from English M.: New Publishing, 2006. 240 p.
21. Kruss V.I. The Right to Entrepreneurial Activity — the Constitutional Powers of the Individual / Ed. by S.A. Avakyan. M.: Yurist, 2003. 672 p.