Научная статья на тему 'СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВО - ЧЛЕН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТРУДЯЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Натхо Рустам Муратович

Исследуется миграционное законодательство государств - членов Евразийского экономического союза в сфере внешней трудовой миграции и существующие проблемы свободы движения рабочей силы как одной из целей евразийской экономической интеграции. Отмечается, что достижение данной свободы возможно посредством реализации норм ст. 96-98 Договора о Евразийском экономическом союзе на национальном уровне, а также формирования интеграционного правового института внешней трудовой миграции трудящихся (трудовой эмиграции и иммиграции) государств - членов Евразийского экономического союза в рамках миграционного права как подотрасли административного права Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Натхо Рустам Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF MOVEMENT OF THE LABOR FORCE AND ITS PROVISION WITH ADMINISTRA-TIVE AND LEGAL MEANS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The migration legislation of the member states of the Eurasian Economic Union in the field of external labor migration and the existing problems of freedom of movement of labor as one of the goals of the Eurasian economic integration are studied. It is noted that the achievement of this freedom is possible through the implementation of the norms of art. 96-98 of the Treaty on the Eurasian Economic Union at the national level, as well as the formation of an integration legal institution of external labor migration of workers (labor emigration and immigration) of the member states of the Eurasian Economic Union within the framework of migration law as a subbranch of administrative law Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Натхо Рустам Муратович

Свобода движения рабочей силы и ее обеспечение административно-правовыми средствами в рамках Евразийского

экономического союза

Исследуется миграционное законодательство государств - членов Евразийского экономического союза в сфере внешней трудовой миграции и существующие проблемы свободы движения рабочей силы как одной из целей евразийской экономической интеграции. Отмечается, что достижение данной свободы возможно посредством реализации норм ст. 96-98 Договора о Евразийском экономическом союзе на национальном уровне, а также формирования интеграционного правового института внешней трудовой миграции трудящихся (трудовой эмиграции и иммиграции) государств - членов Евразийского экономического союза в рамках миграционного права как подотрасли административного права Российской Федерации.

Ключевые слова: свобода движения рабочей силы, внешняя трудовая миграция, трудовая эмиграция, трудовая иммиграция, правовая интеграция, интеграционный правовой институт, Евразийский экономический союз, государство - член Евразийского экономического союза, трудящийся.

Freedom of movement of the labor force and its provision with administra-tive and legal means within the framework of the Eurasian Economic Union

The migration legislation of the member states of the Eurasian Economic Union in the field of external labor migration and the existing problems of freedom of movement of labor as one of the goals of the Eurasian economic integration are studied. It is noted that the achievement of this freedom is possible through the implementation of the norms of art. 96-98 of the Treaty on the Eurasian Economic Union at the national level, as well as the formation of an integration legal institution of external labor migration of workers (labor emigration and immigration) of the member states of the Eurasian Economic Union within the framework of migration law as a subbranch of administrative law Russian Federation.

Keywords: freedom of movement of labor force, external labor migration, labor emigration, labor immigration, legal integration, integration legal institution, Eurasian Economic Union, member state of the Eurasian Economic Union, worker.

Базовыми правовыми положениями, направленными на реализацию свободы движения рабочей силы между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), выступают предписания норм ст. 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [1] (далее - Договор о ЕАЭС), определяющие в виде цели экономической интеграции государств необходимость формирования единого рынка трудовых ресурсов государств -членов Союза. В ч. 1 ст. 97 раздела XXVI Договора о ЕАЭС устанавливается правомочие, допускающее возможность привлечение работодателями и (или) иными субъектами трудящихся государств - членов Союза к осуществлению трудовой деятельности без каких-либо ограничений, касающихся национального рын-

ка труда этих государств. Провозглашение на международно-договорной основе свободы движения трудящихся государств - членов ЕАЭС (внешней трудовой миграции: эмиграции и иммиграции) требует административно-правового обеспечения данной свободы.

Административно-правовое регулирование внешней трудовой миграции иностранной рабочей силы (внешней трудовой эмиграции и внешней трудовой иммиграции) в государствах - участниках ЕАЭС осуществляется с учетом особенностей экономической ситуации и рынка труда этих государств. Все страны ЕАЭС с определенной долей условности могут быть разделены на страны-реципиенты трудовых мигрантов (Российская Федерация, Республика Казахстан) и страны-доноры (Республика Армения, Республика Беларусь и Киргизская

57

Республика) [2, с. 301-302; 3, с. 3]. Эти обстоятельства объясняют специфику правового регулирования внешней трудовой миграции в указанных странах. В частности, в России, Казахстане и Армении внешнюю трудовую миграцию регламентируют общие миграционные законы (например, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4], Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-^-ЗКР «О миграции населения» [5], Закон Республики Армения от 16 января 2007 г. № 3 Р-47 «Об иностранных лицах» [6]). В Киргизии и Республике Беларусь эти отношения регламентируются специальными законами, принятыми для регулирования внешней трудовой миграции (например, Закон Киргизской Республики от 13 января 2006 г. № 4 «О внешней трудовой миграции» [7] и Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» [8]).

Анализ приведенных законодательных актов государств - членов ЕАЭС, регламентирующих правоотношения в сфере внешней трудовой миграции, позволяет отметить следующие требования к привлечению трудящихся-мигрантов:

1. Закрепляется законодательное требование получения разрешения на осуществление трудовой деятельности трудящихся-мигрантов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» [8] трудовые мигранты вправе реализовывать правомочие на труд в Белоруссии при наличии необходимого специального разрешения и заключении трудового договора; ч. 2 ст. 22 Закона Республики Армения от 16 января 2007 г. № 3 Р-47 «Об иностранных лицах» [6] предусматривает право работодателей Республики Армения заключать с трудящимся-мигрантом трудовой договор (договор на оказание услуг) на основании разрешения уполномоченного органа страны на работу (оказание услуг); подобное нормативно-правовое предписание содержится и в ч. 2 ст. 6 Закона Киргизской Республики от 13 января 2006 г. № 4 «О внешней трудовой миграции» [7].

2. Устанавливаются квоты на привлечение и использование трудовых иммигрантов на территории государства. В соответствии со ст. 37 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-^-ЗКР «О миграции населения» [5] разрешение на привлечение иностранного работника и внутрикорпоративный перевод по общему правилу получает работодатель в пределах установленных Правительством Ре-

спублики Казахстан квот. Трудящийся-мигрант вправе самостоятельного осуществлять трудоустройство по востребованным профессиям в приоритетных отраслях экономики, при этом необходима справка о соответствии квалификации работника, выданная уполномоченным органом по вопросам миграции (ч. 3 ст. 37). Требование соблюдения квот на привлечение трудовых иммигрантов предусмотрено ст. 24 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г № 225-З «О внешней трудовой миграции», ч. 1 ст. 37 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-^-ЗКР «О миграции населения» и ст. 7 Закона Киргизской Республики от 13 января 2006 г. № 4 (в ред. 15.07.2011 г. № 104) «О внешней трудовой миграции».

3. Закрепляются иные дополнительные предписания, определяющие порядок привлечения и использования трудовых мигрантов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона Республики Армения от 16 января 2007 г. № 3 Р-47 «Об иностранных лицах» Правительство Республики Армения определяет работодателям срок для восполнения имеющихся трудовых вакансий за счет граждан своего государства, а при отсутствии таковых работодатель Республики Армения в срок, установленный уполномоченным органом, может самостоятельно подыскивать работника соответствующей квалификации и получать разрешение на его трудовую деятельность.

В российском миграционном законодательстве также устанавливаются требования о необходимости получения работодателем, заказчиком работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4]). Исключения предусмотрены ч. 4.5 ст. 13 указанного закона. Согласно ч. 1 ст. 13.3 работодатели или заказчики работ (услуг) имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся в стране иностранных граждан в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. Кроме этого, в приведенном законе устанавливаются особенности привлечения и использования отдельных категорий иностранных работников (ст. 13.2, 13.3, 13.5-13.7).

Таким образом, использование труда трудящихся-мигрантов в действующем миграционном законодательстве государств - членов ЕАЭС осуществляется на основании применения ограничительных мер или установления

58

отдельной совокупности условий, при наличии которых иностранец может осуществлять трудовую деятельность на территории государства. Следует также подчеркнуть, что в приведенном законодательстве государств - членов ЕАЭС вообще не упоминаются особенности использования труда трудящихся государств -членов Союза. При этом ст. 97 Договора о ЕАЭС устанавливает следующие базовые требования к использованию труда указанных категорий иностранных граждан:

иностранные трудящиеся государств - членов привлекаются для осуществления трудовой деятельности без учета имеющихся ограничений по защите национального рынка труда (ч. 1 ст. 97);

в отношении указанной категорий трудящихся государств - членов ЕАЭС не применяются какие-либо разрешения на трудовую деятельность в стране трудоустройства (ч. 1 ст. 97);

не допускается устанавливать какие-либо ограничения на прием трудящихся государств -членов ЕАЭС в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС (ч. 2 ст. 97);

устанавливается требование о признании документов об образовании (квалификации), выданных образовательными организациями государств - членов ЕАЭС (ч. 3 ст. 97);

устанавливается право на временное пребывание (проживание) трудящегося государства - члена Союза и членов семьи на территории государства трудоустройства на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с этим трудящимся (ч. 5 ст. 97);

трудящиеся государств - членов Союза по прибытии на территорию государства трудоустройства обязаны пройти регистрационный учет в соответствии с законодательством этого государства в 30-дневный срок с даты въезда (ч. 6 ст. 97);

если государством въезда трудящегося государства-члена ЕАЭС предусмотрено использование миграционной карты, то такая карта подлежит заполнению (ч. 7 ст. 97), при этом в соответствии с ч. 8 ст. 97 Договора о ЕАЭС из данного общего правила могут быть исключения.

Как видно из приведенных в ст. 97 Договора о ЕАЭС положений, административно-правовое регулирование осуществления трудовой деятельности на территории государств - членов ЕАЭС осуществляется иначе, чем в национальном законодательстве участников данного интеграционного объединения. Более того,

в юридической науке отмечаются и иные нестыковки приведенных положений с другими межгосударственными соглашениями в сфере труда иностранных граждан [9, с. 55-59]. Фактически нормы ст. 97 Договора о ЕАЭС формируют отличный от национального правопорядок осуществления трудовой деятельности трудящихся на территории иных государств - членов Союза. В данном случае наблюдается процесс правовой интеграции административно-правового регулирования внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Союза.

Правовая интеграция выступает не просто механическим симбиозом правовых систем государств и неким наднациональным нормативным образованием, но и правовой формой образования и функционирования интеграционных подотраслей и институтов национального права государств - членов объединения, интегрирующих нормы международного права в национальное право государств - членов Союза. Следует признать, что нормы Договора о ЕАЭС в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Союза подлежат имплементации в национальные правовые системы государств - членов ЕАЭС и непосредственному применению при административно-правовом регулировании правоотношений данного вида. Аналогичный процесс наблюдается и в рамках подотрасли миграционного права России, где в настоящее время сформировался интеграционный институт внешней трудовой миграции в рамках государств - членов ЕАЭС. Такие интеграционные нормативно-правовые комплексы в национальной правовой системе, входящие в интеграционное объединение государств - членов ЕАЭС, базируются на единых правовых принципах, целях, стандартах, методах и средствах нормативно-правового регулирования, которые содержатся в учредительном акте ЕАЭС. Посредством данного интеграционного института миграционного права осуществляется процесс административно-правового регулирования свободы движения рабочей силы между государствами - членами ЕАЭС, основные положения которого содержатся в нормах ст. 96-98 Договора о ЕАЭС. Целью формирования данного интеграционного института миграционного права государств - членов ЕАЭС в сфере внешней трудовой миграции выступает создание правовых предпосылок реализации одной из свобод, провозглашенных в качестве целей интеграции в рамках ЕАЭС, а именно свободы функционирования единого рынка трудовых ресурсов Союза.

59

Возникновение рассматриваемого интеграционного института основывается на двух формах межгосударственного взаимодействия: региональное международное экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС [10, с. 110-117] и международное договорное сотрудничество между государствами - членами ЕАЭС. Следует отметить, что данный интеграционный институт опирается, помимо норм ст. 96-98 Договора о ЕАЭС, также на иные нормы Договора о ЕАЭС, международных соглашений в сфере трудовой миграции и национального миграционного законодательства государств - членов ЕАЭС.

В структуре современного российского административного права формируется интеграционный институт внешней трудовой миграции, который выступает структурным элементом подотрасли миграционного права Российской Федерации. Данный интеграционный институт возникает как неизбежный и объективный процесс достижения целей экономической, социальной и политической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики в рамках региональной организации экономической интеграции, каковой является ЕАЭС.

Подводя итог исследованию состояния административно-правового регулирования свободы движения рабочей силы (трудящихся государств-членов Союза) в государствах -участниках ЕАЭС, необходимо отметить следующее.

В соответствии с Договором о ЕАЭС одной из целей интеграции государств является свобода движения рабочей силы между государствами - членами ЕАЭС, достижение данной свободы требует административно-правового обеспечения. Законодательство государств -участников ЕАЭС в сфере административно-правового регулирования внешней трудовой миграции включает законы, посвященные правовому статусу иностранных граждан и регулирующие внешнюю миграцию населения в целом (например, Республика Казахстан, Республика Армения, Российская Федерация), и

1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/ (дата обращения: 05.06.2014).

2. Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Миграционное право России: учеб. /под общ. ред. А.Н. Же-ребцова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020.

законы, специально принятые для регулирования внешней трудовой миграции (например, Республика Беларусь и Киргизская Республика). При этом национальное законодательство государств - участников ЕАЭС в сфере миграции населения разработано с учетом того, к какому типу миграционной мобильности относится государство-член: государство-донор или государство-реципиент трудящихся-мигрантов. Данным обстоятельством обусловлена, например, более детальная административно-правовая регламентация внешней трудовой эмиграции трудовых мигрантов в Киргизской Республике и Республике Беларусь.

Действующее миграционное законодательство государств - членов ЕАЭС устанавливает разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, правила квотирования привлечения иностранной рабочей силы, а в некоторых странах - приоритет собственных граждан при трудоустройстве на вакантные места (например, Республика Армения). При этом не предусмотрены особенности административно-правового регулирования привлечения и использования труда граждан государств - членов ЕАЭС на территории иного государства - члена Союза и не учтены положения ст. 96-98 Договора о ЕАЭС. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости правовой интеграции норм права ЕАЭС в российское административное (миграционное) законодательство;

Таким образом, административно-правовое обеспечение свободы движения рабочей силы в рамках ЕАЭС происходит посредством правовой интеграции и формирования в рамках национальных правовых систем государств - членов ЕАЭС интеграционного института внешней трудовой миграции, регламентирующего правоотношения в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств - членов Союза. Нормативно-правовой основой данного интеграционного института выступают нормы ст. 96-98 Договора о ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС в сфере миграции населения, национальное миграционное законодательство государств - членов ЕАЭС.

1. The official website of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www. eurasiancommission.org/ (date of access: 05.06.2014).

2. ZherebtsovA.N., MalyshevE.A. Migration law of Russia: study book /gen. ed. by A.N. Zherebtsov. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2020.

60

3. Рязанцев С.В., Байков А.А., Морозов В.М. Социально-экономическое положение и правовой статус кыргызских трудовых мигрантов в России в контексте интеграции Кыргызстана в ЕАЭС // Миграционное право. 2019. № 1.

4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

5. URL: https://online.zakon.kz/document/ ?doc_id=38357320#pos=0;789 (дата обращения: 02.07.2019)

6. База данных «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс]. URL: https://base. spinform.ru (дата обращения: 02.07.2019).

7. URL: https://docviewer.yandex.ru/?&nosw=1 (дата обращения: 02.07.2019).

8. Народная газета. 2011. 13 янв.

9. Томашевский К.Л. Гармонизация национального законодательства государств - членов ЕАЭС о трудовой миграции с международными договорами // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 4.

10. Хузиханова А.Р. О понятии международной организации экономической интеграции // Российский юридический журнал. 2014. № 5.

3. RyazantsevS.V., BaykovA.A., Morozov V.M. Socio-economic situation and legal status of Kyrgyz labor migrants in Russia in the context of Kyrgyzstan's integration into the EAEU//Migration Law. 2019. No. 1.

4. On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. July 25, 2002 No. 115-03 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. Art. 3032.

5. URL: https://online.zakon.kz/document/ ?doc_id=38357320#pos=0;789 (date of access: 02.07.2019)

6. Database «Legislation of the CIS countries» [Electronic resource]. URL: https://base.spinform.ru (date of access: 02.07.2019).

7. URL: https://docviewer.yandex.ru/?&nosw=1 (date of access: 02.07.2019).

8. Narodnaya Gazeta, 2011. Jan. 13.

9. Tomashevsky K.L. Harmonization of national legislation of the EAEU member states on labor migration with international contracts // Labor law in Russia and abroad. 2016. No. 4.

10. Khuzikhanova A.R. On the concept of international organization of economic integration // Russian Legal Journal. 2014. No. 5.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Натхо Рустам Муратович, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел: +78612583770.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

R.M. Natho, Adjunct of the Department of Administrative Activity Agencies of the Internal Affairs of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583770.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.