Научная статья на тему 'Светское женское образование в Тобольской губернии'

Светское женское образование в Тобольской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / СВЕТСКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL SCHOOLS / SECULAR WOMEN'S EDUCATION / TOBOLSK PROVINCE / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седельникова Н. А.

Рассматриваются вопросы развития женского образования в Российской империи во второй половине XIX-начале XX вв. Изучение истории женских учебных заведений на региональном уровне позволит дополнить картину общей истории формирования системы женского образования в России. Представлены результаты сопоставительного анализа процесса становления женского образования в регионе, в результате которого до конца XIXв. сложилась система начального и среднего женского образования. Показано, что в силу роста социально-экономического и геополитического значения, существенно возросла роль образования в подготовке квалифицированных кадров из местного населения для решения поставленных перед регионом задач экономического и культурного роста. Новизна исследования видится в том, что, оно представляет несколько направлений: социальная история, региональная и история повседневности. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение системы женского образования позволяет глубже уточнить основные закономерности и определить региональные особенности ее развития.Discusses the development of women's education in the Russian Empire in the second half of XIX-early XX centuries. the Study of the history of women's education at the regional level will allow to complement the picture of the common history of formation of system of female formation in Russia. The results of a comparative analysis of the process of formation of women's education in the region, as a result of which until the end of the nineteenth Century. there is a system of primary and secondary female education. It is shown that due to the growth of socio-economic and geopolitical importance, the role of education in training qualified personnel from the local population to solve the tasks of economic and cultural growth set for the region has significantly increased. The novelty of the study is seen in the fact that it represents several areas: social history, regional and everyday history. The relevance of the study is due to the fact that the study of the system of women's education allows us to further clarify the main patterns and determine the regional features of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светское женское образование в Тобольской губернии»

Седельникова Н. А.Светское женское образование в Тобольской губернии// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020 - № 1 (20) январь - март - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/1/00814.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 37 (571.1) (09)

Седельникова Наталья Александровна

Кандидат исторических наук

ФГБОУВО ОмГПУ (Филиал ОмГПУ в г. Таре), г. Тара s-nata-17@mail.ru

Светское женское образование в Тобольской губернии

Аннотация. Рассматриваются вопросы развития женского образования в Российской империи во второй половине XIX-начале XX вв. Изучение истории женских учебных заведений на региональном уровне позволит дополнить картину общей истории формирования системы женского образования в России. Представлены результаты сопоставительного анализа процесса становления женского образования в регионе, в результате которого до конца XIXв. сложилась система начального и среднего женского образования. Показано, что в силу роста социально-экономического и геополитического значения, существенно возросла роль образования в подготовке квалифицированных кадров из местного населения для решения поставленных перед регионом задач экономического и культурного роста. Новизна исследования видится в том, что, оно представляет несколько направлений: социальная история, региональная и история повседневности. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение системы женского образования позволяет глубже уточнить основные закономерности и определить региональные особенности ее развития.

Ключевые слова: образовательные школы, светское женское образование, Тобольская губерния, педагогическая деятельность.

Городские самоуправления Тобольской губернии мало уделяли внимания развитию светского начального и повышенного начального образования. Города губернии начинали отставать по темпам роста начальных и низших учебных заведений, уступая городам Томской губернии. Видимо, это объясняется отчасти тем, что центр тяжести в развитии культуры постепенно переходил из Тобольской губернии в Томскую, так как Тобольск терял своё административное значение из-за невыгодного географического положения.

Директор гимназии, стоящий во главе инспекции народных училищ, не в состоянии был уделить должного внимания развитию начального образования в губернии. Должности штатных смотрителей на местах занимали лица без необходимой подготовки из-за невысокого должностного статуса и малой оплаты.

Количество светских начальных школ постепенно возрастало, но вопрос реформирования управления ими не решался. Светская школа нуждалась в объединении усилий чиновников и организации отдельной дирекции народных училищ. Дирекция училищ в губернии была образована только в начале XX века.

На рубеже XIX-XX вв. в Тобольской губернии можно выделить три основные группы общеобразовательных начальных школ: 1) образовательные учреждения разных ведомств, которые подчинялись министерству народного просвещения; 2) образовательные

учреждения, входившие в состав ведомства министерства народного просвещения, но существующие на основании особых положений; 3)образовательные учреждения ведомства министерства народного просвещения. Все группы, без исключения, включали в себя множество различных типов. Собственно учебными заведениями министерства народного просвещения были приходские училища по уставу 8 декабря 1828 года, преимущественно городские одноклассные; училища по инструкции 4 июня 1875 года, в основном сельские одноклассные; передвижные училища и школы на железной дороге по правилам 1898 года. Во вторую группу учебных заведений разных ведомств, подчинённых в учебном отношении МНП, входили сельские училища МВД и министерства государственных имуществ (МГИ). Непосредственно к третьей группе учебных заведений относились нерусские школы и частные начальные школы III разряда.

В середине XIX века государство обратило внимание на развитие светского начального женского образования.

По инициативе директора училищ Тобольской губернии П.П. Ершова были образованы женские школы в Тюмени, Кургане, Ишиме. В Ишиме школа открылась в 1859 году.

Ишимская прогимназия способствовала развитию женского образования в городе и уезде, охватывая все социальные слои населения. В 1911 году прогимназия была преобразована в гимназию, просуществовав в новом качестве до 1919 года [1].

Тарская четырёхклассная женская прогимназия была преобразована в 1860 году. Она состояла из двух отделений: младшего и старшего приготовительного класса, 4-х нормальных и одного, первого, параллельного. Со второй половины 1912 г. По распоряжению Попечителя Западно - Сибирского Учебного округа было закрыто среднее отделение приготовительного класса и открыто на один год младшее отделение приготовительного класса.

При прогимназии ни пансиона, ни общежития не было. 44 иногородних ученицы жили на частных квартирах, а 7 беднейших учениц воспитывались в приюте имени Немчинова.

Тарская женская прогимназия помещалась в собственном доме. Здание прогимназии не удовлетворяло требованиям гигиены, так как оно было очень ветхо, в нём было тесно, освещения почти не было. В здании присутствовали: помещение для естественно -исторического кабинета, библиотека, комнаты для рукоделия и рисовальные классы.

Обучение начиналось с 16 августа 1911 года и заканчивалось в старшем отделении приготовительного класса 5 мая 1912 года, а во всех остальных классах 8 мая 1912 года. Всего учебных дней было 184. В течение учебного года согласно программам, утверждённым для прогимназий Министром Народного Просвещения, преподавалось по восемь учебных предметов.

С 10 мая по 4 июня проводились на основании правил переводные и весенние приёмные испытания, а осенние приёмные и переводные по переэкзаменовкам испытания проводились с 8-ого по 13 августа.

К концу 1910-11 учебного года число учащихся составило 240 учениц, из которых 23 ученицы окончили курсы. Ко дню приёмных испытаний 1911-12 учебного года в прогимназии состояло 217 учениц.

Испытания производились в следующие дни:

13 мая. Письменные и устные испытания по французскому и немецкому языкам во всех классах.

22 мая. Письменные испытания по русскому языку во всех классах.

24 мая. Письменные испытания по арифметике во всех классах.

27 мая. Устные испытания по Закону Божию во всех классах.

29 мая. Устные испытания по русскому языку во всех классах.

30 мая. Устные испытания по арифметике во всех классах.

31 мая. Устные испытания по географии во всех классах [4].

Создание школ для девочек являлось значимым социокультурным феноменом городской жизни. Так как жизненный путь девушки из городского сословия длительный

период времени практически не был связан со службой или общественной деятельностью и протекал почти исключительно на семейном поприще, не требовавшем получения школьного образования, то развитие женских учебных заведений во многом означало постепенный отход от прагматического видения мира, свойственного сибирякам.

Одной из характерных особенностей развития женского образования, как в Сибири, так и в России в целом, было то, что оно началось именно со средней школы. При этом среднее женское образование развивалось как самостоятельное звено школьной сети. Однако вплоть до 1860-х гг. подобные учебные заведения были немногочисленны. Так, во второй половине XIX в. в сибирских гимназиях насчитывалось не более 150 учениц.

В 1858 г. были учреждены открытые женские учебные заведения, что означало начало новой эпохи. Образование, до тех пор доступное лишь небольшому числу девушек, преимущественно дворянского сословия, стало доступным для более широких слоёв населения. Оно постепенно распространилось в российской провинции. В 1860 г. все женские учебные заведения были разделены на училища первого разряда, с курсом равным женским гимназиям, и второго, с курсом уездных училищ. В 1870 г. вышло новое законодательство о женских учебных заведениях, в соответствии с которым все перворазрядные училища с 7-летним курсом были переименованы в гимназии, а второразрядные - в прогимназии. Кроме того, в некоторых гимназиях был прибавлен 8-й дополнительный педагогический класс. Курс обучения в женских гимназиях был несколько облегчён, по сравнению с мужскими, и составлял 7 лет. Прогимназии, как мужские, так и женские, имели 4- или 6 летний курс обучения.

В целом ряде городов региона 1859-1863 гг. были созданы инициативные группы из числа чиновников, купцов, духовных лиц, которые при благожелательном отношении губернской администрации преступили к учреждению женских училищ. В 1863 году были открыты женские училища первого разряда в городах Томске и Омске. Женские училища второго разряда (с 3-х летним обучением) появились в городах Ишиме, Каинске, Томске, Тюмени, Ялуторовске.

Томская женская гимназия долгие годы оставалась единственным полным женским учебным заведением на всю губернию. В силу этого, она была переполнена: в 1892 году здесь обучалось 342 ученицы, в 1899 году - 698, а в 1916 - 933.

Во втором по численности населения городе Томской губернии - Барнауле - первая гимназия появилась только в 1877 году. Обучение в ней было платным, например в 1900 году плата составляла 18 рублей в год. Число учениц росло довольно быстро: в 1892 году -98, а в 1998 году- уже 159. Шло становление гимназий и прогимназий в более мелких городах губернии.

Потребность в расширении сети средних женских учебных заведений была очевидна, однако эта проблема решалась очень медленно по причине нехватки средств.

В 1895 году в Западной Сибири действовали 3 женских гимназии и 12 прогимназий.

В начале XX века характерной чертой среднего образования Западной Сибири было то, что количество женских прогимназий значительно превышало количество мужских.

Быстрый рост числа женских средних учебных заведений произошёл в начале XX века. С 1895 по 1914 г. общее число женских средних учебных заведений Министерства народного просвещения в целом по Сибири выросло с 24 до 50, т.е. в 2,8 раза, а число учащихся в них с 3,8 тыс. до 17,7 тыс., т.е. в 4,7 раз.

В эти годы Томская губерния по количеству средних женских учебных заведений значительно опережала Тобольскую. К 1916 г. в Томской губернии имелось 10 женских гимназий, 2 прогимназии 2 частных средних учебных заведения для детей обоего пола. В Тобольской же было лишь 3 гимназии и столько же прогимназий. Причиной этого были более быстрый рост экономики, городов и городского хозяйства.

В 1913 г. в Западно - Сибирском учебном округе насчитывалось средних учебных заведений МНП: 11 мужских гимназий (2763 учащихся), 6 реальных училищ (1452), одно

низшее техническое училище (102), 18 членских гимназий (7085), 6 женских прогимназий (970)[2].

Педагогической деятельностью могли заниматься выпускники всех средних женских учебных заведений. Женские гимназии и перворазрядные училища создавали педагогические классы. Выпускницы педагогических классов могли работать учителями в начальных школах или найти более привилегированное место домашней наставницы. Выпускницы гимназий без специальной подготовки могли работать только в начальных школах.

Газета «Сибирский листок», издаваемая в Тобольске, поместила в 1913 году крайне интересную заметку об уровне женского образования в Ялуторовске. В городе начала XX века можно было столкнуться со следующим явлением - образовательный ценз среди женщин был выше, чем у мужчин. В большинстве случаев у женщины, окончившей курс прогимназии, муж был совершенно безграмотным человеком, управлял домашним хозяйством, то есть «ставил» сено, ходил за скотом, продавал молоко на молоканку, а после проведения железной дороги держал квартирантов, занимался извозом или «тёмными делами».

Мещанская девушка, окончившая курс прогимназии поступала в сельские училища, однако за неимением вакантных мест в сельских школах, ей оставалось только одно -выходить замуж. Были случаи, когда имеющие звание начальной учительницы нанимались в прислуги.

Возможно, в начальных школах Ялуторовского уезда проблем с кадрами учителей и не возникало, но в других уездах губернии квалифицированных педагогов не хватало. Так что выбор у образованных женщин всё же был.

Женщинам не помогло и стремление местных юношей к самообразованию. Молодёжь Ялуторовска, окончившая городское училище, стремилась получить среднее образование. К слову, число учащихся городского училища постоянно возрастало, составив в октябре 1913 года 130 человек, притом что помещение было рассчитано на 70 учеников. Программа училища не соответствовала начальным классам средней школы, в ней отсутствовали алгебра, латинский и новые языки, расширен курс естествоведения и физики в ущерб другим предметам.

Самообразованию способствовали 25 пособий серии «Гимназия на дому» книгоиздательства «Благо». В книгах «простым популярным языком, очень толково и с большим умением» излагались все предметы средней школы [2]. Особое внимание обращалось на детальную разработку тем по русскому языку и математике. После каждого урока для лучшего усвоения предлагались вопросы. В городе выписывалось около 10 экземпляров «Гимназии на дому». На рубеже Х1Х-ХХ вв., с формированием культуры индустриального общества, менялся и образ женщины, ее социокультурные потребности. В процессе активизации творческой, профессиональной, общественной и других видов деятельности повысился социальный статус женщины.

Таким образом, в Западной Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв. сложился светский школьный образовательный комплекс, содержащий в себе начальное, низшее и среднее образование. Во второй половине XIX в. Тобольск окончательно утрачивает свою значимость по причине неудобного географического расположения [3]. Крупнейшим культурным центром Западной Сибири становится Томск, значительно превосходя Тобольск по всем показателям, в том числе и по развитию народного образования.

Ссылки на источники:

1.Сулимов, В. С. Борьба за начальную школу / В.С. Сулимов // Чувства добрые пробуждать: из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв. -Тюмень: Вектор Бук, 2004 - С. 9.

2.Сулимов, В.С. Чувства добрые пробуждать [Текст]: из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. / В.С. Сулимов. - Тюмень: Вектор Бук, 2004 - 152 с.

3. Соколова Е.В. Факторы формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советский период // Теория и практика общественного развития. -2014. - № 3. - С. 202 - 204.

4. ООИА (Омский Областной Исторический Архив) Ф. 378. оп. 38. Тарская женская прогимназия: описания и сведения о ходе учебного дела в тарской женской прогимназии 1911-1912 гг. 33 листа.

Natalia Sedelnikova

Candidate of Historical Sciences

Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara

s-nata- 17@mail.ru

Secular Women's Education in Tobolsk Province

Abstract. Discusses the development of women's education in the Russian Empire in the second half of XIX-early XX centuries. the Study of the history of women's education at the regional level will allow to complement the picture of the common history of formation of system of female formation in Russia. The results of a comparative analysis of the process of formation of women's education in the region, as a result of which until the end of the nineteenth Century. there is a system of primary and secondary female education. It is shown that due to the growth of socioeconomic and geopolitical importance, the role of education in training qualified personnel from the local population to solve the tasks of economic and cultural growth set for the region has significantly increased. The novelty of the study is seen in the fact that it represents several areas: social history, regional and everyday history. The relevance of the study is due to the fact that the study of the system of women's education allows us to further clarify the main patterns and determine the regional features of its development.

Keywords: educational schools, secular women's education, Tobolsk province, pedagogical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.