Научная статья на тему 'От училища к гимназии: история Смоленской "Мариинки"'

От училища к гимназии: история Смоленской "Мариинки" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИЛИЩЕ / ГИМНАЗИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМОЛЕНСК / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / НАЧАЛЬНИЦА ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ / SCHOOL / GYMNASIUM / CHARITY / WOMEN''S EDUCATION / SMOLENSK / PHILANTHROPY / THE BOSS OF A GIRLS '' SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макова Е.Н.

В статье описывается период становления и развития Смоленского женского училища (с 1871 г. гимназия), столкнувшегося с небывалыми трудностями, связанными как с финансированием, так и с отсутствуем специализированного помещения под гимназические классы. Но благодаря местным благотворителям и меценатам Смоленская Мариинская женская гимназия периодически получала необходимые средства для дальнейшего функционирования. Большая ответственность за безукоризненную репутацию воспитанниц лежала на начальнице учебного заведения. Проживание иногородних девушек было одной из острых тем, поднимаемым на педагогическом совете. Классным дамам было предложено брать на попечение в свои свободные комнаты девушек, чтобы родители были уверены в благонадежности своего ребенка. Позже в Мариинской женской гимназии будет организовано строительство общежития для иногородних воспитанниц. Получение образования в стенах гимназии считалось престижным. Его получали девушки из состоятельных семей. Смоленская Мариинская женская гимназия долгое время носила сословный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the period of the Smolensk Women's College (since 1871 the gymnasium) faced with unprecedented difficulties associated with both funding and the lack of a specialized facility for gymnasium classes. But thanks to local philanthropists Smolensk Mariinskaya women's gymnasium periodically received the necessary funds for funds for further functioning. A big responsibility for the excellent reputation of the girls was lying on the boss of the institution. Accommodation for non-resident girls have been one of the controversial issues raised by the pedagogical Council. Cool ladies were asked to take care of in their rooms the girls, the parents were assured of the reliability of their child. Later at the Mariinsky women's gymnasium will be organized the construction of dormitories for foreign students. Education in the gymnasium walls was considered prestigious. It was given to girls from wealthy families. Smolensk Mariinsky women's gymnasium for a long time bore a class character.

Текст научной работы на тему «От училища к гимназии: история Смоленской "Мариинки"»

УДК 377 - 055.2 (091) (470.332) "1861/1918"

Е. Н. Макова

От училища к гимназии: история Смоленской «Мариинки»

В статье описывается период становления и развития Смоленского женского училища (с 1871 г. - гимназия), столкнувшегося с небывалыми трудностями, связанными как с финансированием, так и с отсутствуем специализированного помещения под гимназические классы. Но благодаря местным благотворителям и меценатам Смоленская Мариинская женская гимназия периодически получала необходимые средства для дальнейшего функционирования. Большая ответственность за безукоризненную репутацию воспитанниц лежала на начальнице учебного заведения. Проживание иногородних девушек было одной из острых тем, поднимаемым на педагогическом совете. Классным дамам было предложено брать на попечение в свои свободные комнаты девушек, чтобы родители были уверены в благонадежности своего ребенка. Позже в Мариинской женской гимназии будет организовано строительство общежития для иногородних воспитанниц. Получение образования в стенах гимназии считалось престижным. Его получали девушки из состоятельных семей. Смоленская Мариинская женская гимназия долгое время носила сословный характер.

The article describes the period of the Smolensk Women's College (since 1871 - the gymnasium) faced with unprecedented difficulties associated with both funding and the lack of a specialized facility for gymnasium classes. But thanks to local philanthropists Smolensk Mariinskaya women's gymnasium periodically received the necessary funds for funds for further functioning. A big responsibility for the excellent reputation of the girls was lying on the boss of the institution. Accommodation for nonresident girls have been one of the controversial issues raised by the pedagogical Council. Cool ladies were asked to take care of in their rooms the girls, the parents were assured of the reliability of their child. Later at the Mariinsky women's gymnasium will be organized the construction of dormitories for foreign students. Education in the gymnasium walls was considered prestigious. It was given to girls from wealthy families. Smolensk Mariinsky women's gymnasium for a long time bore a class character.

Ключевые слова: училище, гимназия, благотворительность, женское образование, Смоленск, попечительство, начальница женской гимназии.

Key words: school, gymnasium, charity, women's education, Smolensk, philanthropy, the boss of a girls ' school.

Становление и развитие женского гимназического образования на Смоленщине неразрывно связано со Смоленской Мариинской гимназией. В одной из статей, посвященной проблеме образования женщин, нами было отмечено, что «женское образование в Смоленске к 1860 г. ограничивалось приходскими школами, двумя частными женскими пансионами

© Макова Е. Н., 2017

(Е. Зенкович, Ф. Кнобельсдорф) и пятью частными школами, допускающими к обучению девочек (А. Асокиной, Ф. Пляшкевича, Т. Голенкина, М. Татариновой, С. Штанге)» [3. Л. 13]. В отличие от других городов губернии в Смоленске уже в начале 1850-х гг. существовало женское учебное заведение, по уровню преподавания приближенное к среднему, - духовное женское училище, позже преобразованное в епархиальное женское училище. Однако в этом учебном заведении могли обучаться преимущественно девочки из семей духовенства, поэтому существовала острая необходимость в учреждении всесословных открытых государственных учебных заведений для девочек. Социальное развитие общества, осознание важности на всех уровнях женского образования создавали явные предпосылки к открытию женского училища в губернском городе, что стало возможным с принятием нормативных актов о женских училищах Министерства народного просвещения в 1858 г. (Положение о женских училищах ведомства Министерства народного образования) и 1860 г. (Устав средних женских учебных заведений Министерства народного просвещения).

По инициативе директора смоленских училищ, а также местной общественности в начале 1860-х гг. было решено основать в Смоленске женское училище первого разряда. В своем прошении к губернатору директор училища писал: «Желательно бы на первый раз открыть в Смоленске, как губернском городе, трехклассное женское училище первого разряда, приближенное по курсу преподавания к гимназии» [3. Л. 2]. В связи с тем, что женские училища учреждались на общественные средства, перед чиновниками встала нелегкая задача обеспечения финансового состояния будущего заведения. В деле «Материалы об открытии женского училища в городе Смоленске» отмечалось: «Если, например, на содержание женского училища второго разряда требовалось около 840 рублей в год, то на содержания перворазрядного училища не менее 1800 рублей» [3. Л. 3].

Сбор необходимых средств продолжался в течение года. Однако, в отличие от других городов губернии, на этапе основания заведения пожертвования частных лиц не были столь значительными. Известно, например, что купец Рыжков пожертвовал в пользу училища 300 рублей, провизор П.Н. Мертеньев «решил сделать пожертвования в течение 6 лет по 25 рублей в год, а также отпускать лекарства для неимущих учениц из собственной аптеки» [5. Л. 1]. Свой вклад в основание заведения внес «духовный дворянин» П.П. Друцкий-Соколинский Ромейко-Гурко. Он распорядился: «Крайне прошу принять на себя труд - причитающиеся мне деньги из Духовного казначейства получить и употребить на Мариинское училище» [3. Л. 7]. Пожертвование составило 103 рубля. Перечисленные суммы на фоне определения тысячных средств отдельными благотворителями в пользу уездных училищ кажутся и впрямь скромными. Не обошлось без сложностей. Как только было принято положение 1858 г., известный общественный деятель губернии, предводитель дворянства Николай Егорович Криштафович сделал пожертвование в 6200 рублей в пользу будущего женского учебного заведения. Однако сумма была израсходована преждевременно на устройство бала в честь приезда в Смоленск императора Александра II 1 сентября 1858 г.

В связи с незначительными суммами пожертвований были использованы другие источники «изыскания» денежных средств. Городская дума выделила 300 рублей, «ежегодное пособие» от города составило 600 рублей, общественные сборы дали более 700 рублей. Кроме традиционных источников сбора денежных средств, были использованы и вполне оригинальные. Например, сбережения Смоленского сиротского суда. С 1806 г. многие смоляне жертвовали денежные средства для помощи сиротам купеческого и мещанского сословия через Сиротский суд. В результате чего к концу 1850 г. накопилась значительная сумма, в которую входили сами пожертвования и проценты с них. Управление суда распорядилось определить «некоторую часть процентов этого капитала» на учреждения женского училища в Смоленске [3. Л. 6]. Выделенная сумма составила 300 рублей. Кроме этого, оговаривалось: «В учреждаемом в Смоленске женском училище могут получать образование сироты Смоленского купеческого и мещанского сословий, не имеющие возможности собственными средствами... получить образование» [3. Л. 7]. За относительно короткое время удалось собрать 13 903 рублей серебром. Успех предприятия заключался в силе существующего Положения 1858 г. Если до его принятия все государственные проекты носили рекомендательный характер, то по новому закону учреждение женских училищ в губернском городе было делом обязательным. Губернские власти уже не могли сослаться на отсутствие средств и затягивать процесс, они лично отвечали за открытие училищ. С другой стороны, внутри провинциального общества к 1860 г. созрела явная потребность в среднем женском учебном заведении.

После сбора средств возникла проблема с размещением предполагаемого училища. Местные власти предложили приобрести двухэтажное здание «на Блонье» - здание бывшего училища кантонистов (было закрыто в 1858 г.). Необходимой суммы на покупку здания не оказалось. Открытие училища могло затянуться на неопределенный срок, если бы не вмешательство высшего руководства. Губернатор Смоленской губернии Юлий Константинович Арсеньев ходатайствовал перед императрицей о безвозмездной передаче здания: «Казармы для переносимого училища кантонистов будут устроены средствами, зависящими от градского ведомства и потому самая справедливость требует, чтобы взамен устраиваемых казарм, Военное ведомство уступило Градскому принадлежащие ему здания» [3. Л. 8]. Кроме «справедливости», губернатор проводил следующие доводы: «Здание это, устроенное на земле городской, потеряет много ценности через продажу без земли, и ущерб этот представляет еще более значительным, если принять во внимание ту добрую цель, с которой нуждается в нем общество» [3. Л. 9]. В итоге Военное ведомство вынуждено было безвозмездно уступить здание, так как «... государь Император соизволил каменный двухэтажный дом на Блонье. уступить безвозмездно городу» [3. Л. 9]. Кроме этого, была удовлетворена просьба губернатора принять под покровительство императрицы будущее женское училище. В «Смоленских губернских ведомостях» писали, что «со своей стороны Её Императорское величество с удовольствием изъявило согласие на испрашиваемую милость. соизволить Смоленское женское училище первого

разряда именовать Мариинским» [18, с. 1019]. Подписание акта о присвоении училищу наименования «Мариинское» состоялось 18 ноября 1861 г. Впервые в губернии появилось «именное» женское училище. Как отмечалось в «Смоленских губернских ведомостях»: «Попечительницей училища была утверждена супруга Смоленского губернатора - Софья Дмитриевна Арсеньева. Начальницей стала вдова майора - Раиса Никифоровна Воронцова» [18, с. 1018]. В возглавляемый С. Д. Арсеньевой попечительский совет вошли известные губернии деятели: С.Н. Мациовский (директор училищ Смоленской губернии), Н.Е. Криштафович (начальница училища), Д.Н. Потемкин (уездный предводитель дворянства) В.С. Текоцкий (городской голова), М.К. Долганов (представитель от купеческого общества). В состав педагогического совета, согласно закону, были включены директор, начальница и преподаватели училищ.

Официально Мариинское училище первого разряда было открыто 6 декабря 1861 г. на Блонье, напротив здания городской Думы (на пересечении ул. Кадетской и Б. Дворянской, рядом с Дворянским собранием, позже там разместилось 1-е городское училище). Открытие училища происходило в торжественной обстановке. На церемонии присутствовали губернатор Смоленской губернии Ю.К. Арсеньев, губернский предводитель дворянства Н.Е. Криштафович, преосвященный Антоний, а также многие почетные граждане города.

Первоначально училище включало в себя три отделения с двухгодичным курсом обучения. В 1861 г. открылись только два класса, на следующий год заработал третий класс. В уставе Смоленского училища было указано, что его преобразование в шестиклассное с одногодичным курсом обучения произойдет тогда, «когда средства училища достаточно увеличатся» [5. Л. 1]. При училище действовал подготовительный класс, который назывался «благотворительным женским пансионом» [16, с. 24]. Пансион преимущественно предназначался для девочек из дворянских семей.

Через год после основания училища педагогическим советам был поднят вопрос о его преобразовании в шестиклассное с годичным сроком обучения. В качестве основного аргумента руководство отмечало: «вследствие глубокого убеждения попечительского совета в невозможности открытия для этого учебного заведения новых классов, все же проводить учебные занятия должным образом» [2. Л. 1 об]. Но лишь через четыре года ходатайство педагогического совета удалось реализовать на практике. В 1867 г. был открыт четвертый класс, через год - пятый, а в следующем году - шестой. С превращением в шестиклассное училище курс обучения в классах был снижен с двухгодичного до одногодичного. С расширением учебного заведения плата за обучение возросла с двадцати до тридцати рублей в год. Число учениц не превышало семидесяти, к 1870 г. - девяносто.

Следует заметить, что в первые десятилетия своего существования Смоленское училище испытывало значительные финансовые затруднения. Щедрые пожертвования были крайне редким явлением. Из крупных пожертвований можно привести один пример: «в 1867 г. дворянин

Н.Е. Криштафович определил 5296 рублей в пользу женского учебного заведения» [2. Л. 5]. Эта же информация описывается в архивном деле [1. Л. 1]. В конце 1860 гг. начальница женского училища Е.Р. Клочкова писала: «Встречая такой недостаток по содержанию училища в настоящем его устройстве, Попечительный совет поставлен в крайне затруднительное положение к продолжению существования гимназии, и полагает, что если не будет других источников на этот предмет, то в скором времени Смоленская Мариинская гимназия, по необходимости должна будет возвратиться к первобытному трехклассному устройству, что весьма будет прискорбно» [9, с. 40].

Попечительницы женского училища проявили невероятные усилия по привлечению благотворителей и меценатов. Именитые дамы, «первые леди» губернии находили неординарные источники финансирования. П. Любимов отмечал: «По своему общественному положению они близко стояли к главным представителям местной губернской власти и поэтому могли, для нужд училища, извлекать средства из самых разнообразных источников» [12, с. 48]. К нетипичным источникам поступления денежных средств можно отнести «коллективные пожертвования крестьян Цуриков-ской волости Смоленского уезда, которые в течение трех лет вносили в пользу училища 200 рублей ежегодно; а также определение в пользу училища штрафных денег, взысканных полицией с нарушителей акцизного устава» [12, с. 48]. Длительное время основным источником содержания Мариинского женского училища, как в процентном соотношении, так и своим постоянством, являлась плата учениц за обучение. Она составляла 10 рублей в год, с 1867 г. - 30 рублей. Плата учителям была минимальной: от 13-35 рублей за годовой урок, в связи с чем, многие учителя брали максимально возможное число предметов.

Более восьми лет училище существовало на единовременные пожертвования от случайных лиц и плату за обучение. Губернское земство пришло на помощь только в 1869 г., назначив училищу 600 рублей в год. Как отмечалось в архивном деле: «Уездное земство стало выделять средства с 1872 г. В 1870 г. бюджет училища составили: сбор за обучение 2400 рублей (46% от общих средств), средства, выделенные городским обществом - 680 рублей, земством - 600 рублей, почетными попечителями училища - 660 рублей, пожертвования от частных лиц - 900 рублей» [8. Л. 5]. В деле «Смоленская Мариинская женская гимназия», хранящемся в Государственном архиве Смоленской области, были приведены следующие данные о выделенных средствах: «Через 10 лет ситуация мало чем изменилась: из 14 525 рублей гимназии 10 830 составили сбор за обучение (75 %)» [4. Л. 6]. По причине крайнего недостатка средств, в 1870 г. руководство учебного заведения было вынуждено устроить лотерею в пользу женского училища. Устроители лотереи принимали не только деньги, но и вещи, среди которых значились «серебряная сахарница, серьги, магнит, фарфоровая статуэтка, абажуры для лампы и другое» [7. Л. 1].

Дальнейший период развития Смоленского Мариинского училища связан с принятием «Положения 1870 г. о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения». «В 1870 г. при Смоленском

женском училище был открыт седьмой класс» [19, с. 72]. В 1871 г. Смоленское Мариинское женское училище стало именоваться гимназией (СМЖГ). Большой вклад, по мнению П. Любимова, в преобразование женского училища в гимназию внесли: «В.П. Басов (директор мужской гимназии, учитель женского училища), Е.Р. Клочкова (начальница, учительница гимназии)» [12, с. 53].

После преобразования курс женского гимназического образования включал в себя следующие обязательные предметы: закон Божий, русский язык и словесность, математику (арифметика, алгебра, геометрия), географию, историю, естественную историю, физику, чистописание и рукоделие. В отличие от женских пансионов первой половины XIX в., где акцент делался на изучение иностранных языков, музыки, танцев, в гимназическом курсе эти предметы относились к рангу необязательных. Это свидетельствовало о новых ориентирах женского образования. Также новшеством было введение в курс обучения с 1876 г. уроков гимнастики и латинского языка. Спрос на него был обусловлен, прежде всего, интересом провинциалок к высшему медицинскому образованию, для получения которого необходимо было знать латынь.

Одной из насущных проблем гимназии, как отмечается в деле «Училищное ведомство», был вопрос о профессиональных навыках воспитательниц. Предметом для сравнения было епархиальное училище, выпускницы которого без дополнительных экзаменов в дирекции смоленских училищ получали звания домашних наставниц и учительниц после окончания педагогического класса. В апреле 1873 г. попечительский совет гимназии поднял вопрос о необходимости открытия при гимназии педагогического и приготовительного классов. Основание VIII (педагогического) класса состоялось в 1873-1874 учебном году. Он был необязательным, аттестаты и дипломы выдавали после VII класса, однако педагогический класс давал специализацию, которая открывала широкие возможности педагогической деятельности для представительниц прекрасного пола без дополнительных экзаменов и подтверждений. Обучение в нем было наиболее дорогим, составив 40 рублей в год. Необходимость основания подготовительного класса в документах объяснялась «крайней неразвитостью» [8. Л. 140] поступающих в гимназию девочек. Причина состояла и в том, что среди жителей города большим спросом пользовались частные школы, специализирующиеся на подготовке детей в гимназии. Открытие подготовительных классов при самой гимназии как в коммерческом, так и педагогическом плане, было выгодным проектом для руководства заведения. Предполагалось, что приготовительный класс будет рассчитан на 10 учениц, однако уже в 1880-х гг. численность учениц там доходила до 80. В школу принимались девочки без особых требований, предметы обучения включали письмо, счет, чтение и молитвы. Плата за обучение в приготовительном классе составляла 15 рублей в год.

Заметные изменения коснулись финансового положения гимназии. Если до 1870-х гг., несмотря на свой статус губернского женского училища, оно находилось на стадии выживания, то к 1875 г. средства гимназии зна-

чительно возросли. Согласно положению 1870 г., «СМЖГ от государственной казны ежегодно стала получать 2000 рублей» [7. Л. 2], что обеспечивало надежный фундамент в ее деятельности. «Серьезным источником финансирования стало земство, которое отчисляло около 1200 рублей ежегодно на нужды гимназии (уездное и губернское земство). Кроме этого значительно улучшилось финансовое состояние за счет щедрых пожертвований. Ежегодный доход давали проценты от пожертвованных капиталов. Например, капиталы Н.Е. Криштафовича приносили около 1000 рублей. Купец Федор Никитич Жердеев, помимо денежных пожертвований, определил в пользу учебного заведения участок земли, после продажи которого удалось выручить 30 000 рублей. Как правило, значительные суммы определяли в банк, на проценты от которых назначались стипендии для бедных учениц и прочие расходы. Крупное пожертвование было сделано штабс-капитаном Константином Константиновичем Макалинским. В 1878 г. он выделил 12 000 рублей. Эти средства были направлены на стипендии гимназисткам» [6. Л. 33]. «К 1890 г. в СМЖГ существовали стипендии от капиталов: К.К. Макалинского, Е.Л. Богдановой, С.А. Энгельгардт, Н.С. Юревича, Н.Е. Криштафовича, Е.Р. Клачковой, В.Ф. Тилена и других» [13, с. 8]. «В 1914 г. был основан капитал Н.П. Воз-ненко, который на протяжении 14 лет входил в состав попечительского совета гимназии. Капитал составил 2000 рублей, проценты из которого шли на выплату стипендий двум ученицам» [14, с. 72]. Таким образом, к началу XX в. финансирование СМЖГ включало в себя различные каналы: от государственного казначейства, от губернского и уездного земства, от городского, дворянского и купеческого обществ, капиталы и пожертвования различных лиц, арендную плату за сдачу помещений гимназии.

Рост числа воспитанниц вызвал острую необходимость в расширении здания. К 1875 г. насчитывалось более 230 учениц. Классы не вмещали всех желающих. В результате взаимовыгодных обменов в 1876 г. Смоленская Мариинская женская гимназия переехала в здание бывшей мужской гимназии, на углу Благовещенской и Малой Вознесенской улиц. В связи с тем, что строительство нового здания мужской гимназии финансировало земство, городские власти передали бывшее здание гимназии в пользу земских органов власти. Губернское же земство по акту 15 июля 1876 г. безвозмездно определило это строение в пользу женской гимназии в обмен на городское здание, занимаемое первым городским училищем. Новое здание оказалось чрезвычайно просторным и удобным, что позволило увеличить набор воспитанниц.

Важной тенденцией 1870-х гг. в провинциальной жизни стала мода на вложение средств в женское образование. Представительницы городских слоёв с каждым годом пополняли ряды гимназисток. В 1878 г. появился проект основания «элементарной школы», основная цель которой состояла в «ознакомлении учениц не только теоретически, но и практически с лучшими способами обучения детей» [6. Л. 50-54 об.]. Начальная школа располагалась, как указывалось в документах, «при VIII педагогическом классе» [13, с. 3]. Школа была своеобразным полигоном для педагогической практики старшеклассниц.

Ввиду быстрого роста учащихся в 1878 г. «администрация гимназии обратилась к губернскому земству с просьбой расширить здание с помощью пристройки новых помещений со стороны двора по линии Вознесенской улицы» [10, с. 62]. Как отмечалось в «Журнале 15-го очередного Смоленского губернского земского собрания»: «к 1879 г. строительство двухэтажной пристройки было окончено, затраты составили 10 500 рублей» [11, с. 62].

С 1879 по 1885 гг. в женской гимназии были открыты параллельные отделения в начальных классах, вскоре все классы включали параллельные отделения. За 10 лет количество учащихся возросло практически в три раза. Огромный спрос на женские образовательные учреждения заставил губернские власти открыть в 1886 г. в Смоленске женскую прогимназию, в дальнейшем преобразованную во вторую гимназию. Это позволило уменьшить наплыв учащихся в Мариинскую женскую гимназию, причем настолько, что возникли некоторые затруднения в финансовом отношении. Плата с учениц оставалась существенной статьей дохода бюджета гимназии, сокращение числа учениц не могло не отразиться на ее капитале. Число учениц в СМЖГ удалось приблизить к уровню середины 1880-х гг. только к 1906 г.

К началу XX в. насущной проблемой была теснота помещений. В связи с этим многим поступающим в классы приходилось отказывать в приеме, несмотря на выдержанные экзамены. В 1903 г. начальством Смоленской Мариинской женской гимназии перед местными органами власти, смоленской общественностью был поднят вопрос о необходимости не просто расширения, а строительства нового корпуса для гимназии. Началась масштабная акция по сбору средств. Основными источниками финансирования явились средства, выделенные Министерством народного просвещения, губернским и уездным земствами, пожертвования смолян. В 1907 г. было завершено масштабное строительство отдельного двухэтажного корпуса. На строительство нового здания и ремонт старого было потрачено более ста тысяч рублей. Здание имело эклектическую форму, его венчали шпиль и глобусы, которые являлись символом учебного заведения. Новое масштабное по размерам здание примыкало к колокольне Троицкого монастыря. К началу XX в. женская гимназия вмещала 17 классных аудиторий, а также различные учебные кабинеты, танцевальные классы, зал для торжественных собраний. В «Смоленской газете» подробно описывался переезд гимназии в новое здание: «Переезд . проходил 8 февраля 1907 г. в торжественной обстановке. В честь этого события администрация гимназии освободила учениц от занятий и организовала празднество, на которое были приглашены первые лица города и губернии, в том числе смоленский губернатор. По традиции праздничные мероприятия начались с всеобщего молебна. Затем с речами выступили Николай Петрович Возненко, представитель попечительского совета, приложивший немало усилий в сборе средств на строительство, В.В. Елахов-ский, председатель родительского комитета. Позже были зачитаны присланные поздравительные адреса. Торжественное заседание венчали звуки отечественного гимна, после которого «гостям предложен был чай».

Вечером состоялся концерт, подготовленный силами учениц старших классов. Праздничный день закончился танцами, на которые каждая ученица могла пригласить по одному кавалеру из гимназистов, семинаристов, реалистов. «Веселились далеко за полночь», - сообщалось в прессе [17, с. 2-3].

Последним годом существования 1-й Смоленской Мариинской женской гимназии стал 1918 г. Несмотря на тяжелую общественно-политическую, экономическую обстановку в стране, по традиции на страницах местной периодики было размещено объявление «о наборе учениц на 1917-1918 учебный год» [15, с. 1]. Однако закончить его гимназистки уже не успели.

Таким образом, следует отметить, что история Смоленской Мариинской гимназии не отличалась от истории женских учебных заведений всей Смоленской губернии. Как и в уездных женских гимназиях, она столкнулась с рядом трудностей (недостаточное финансирование, отсутствие помещения для организации гимназии, нежелание властей оказывать содействие в осуществлении женского образования в губернии). Все это не могло не сказаться на настроении общества, что в результате привело к развитию бурной благотворительной деятельности в отношении Смоленской Мари-инской гимназии. Благодаря отдельным меценатам и благотворителям: П.Н. Мертеньеву, П.П. Друцкому-Соколинскому Ромейко-Гурко, Н.Е. Криштафовичу, К.К. Макалинскому, Е.Л. Богдановой, С.А. Энгель-гардту, Н.С. Юревичу, Е.Р. Клачковой, В.Ф. Тилену, а также неутомимому труду педагогического коллектива Смоленская Мариинская женская гимназия сыграла значительную роль в становлении системы образования всей Смоленской губернии.

Список литературы

1. ГАСО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 41. 1868. Дело о назначении смоленского помещика Н.Е. Криштафовича членом попечительского совета Мариинской женской гимназии 19 сентября 1868 - 24 февраля 1860.

2. ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 2342. 1869. Дело о пожертвовании Н.Е. Криштафович 5296 рублей в пользу Смоленской Мариинской женской гимназии 13 мая 1869.

3. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 59 1860 Материалы об открытии женского училища в городе Смоленске 22 февраля - 9 мая 1860.

4. ГАСО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 13 1880. Смоленская Мариинская женская гимназия. Дело об увольнении от должности и выдача единовременного пособия учительнице русского языка Екатерине Алексеевне Богословской 8 июня 1880 - 5 апреля 1883 гг.

5. ГАСО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 1. 1860 Смоленская Мариинская женская гимназия. Проект Положения о женском училище 1-го разряда в городе Смоленске.

6. ГАСО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 7 1878. Смоленская Мариинская женская гимназия. Циркулярные предписания, прошения разных лиц о выдаче свидетельства об окончании гимназии, прошения о приеме на работу, проект организации элементарной школы при 8-м классе, список учениц достойных наград и другая переписка. 15 февраля 1878 -28 сентября 1882 гг.

7. ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 2666 1873. Училищное ведомство. Дело о выдаче Министерством народного просвещения пособия на содержание женских учебных заведений в Смоленской губернии и о распределении этих средств по статьям расходов. (Переписка, журналы заседаний педагогических советов и требовательные ведомости) 25 апреля - 31 декабря 1876. - 112 л.

8. ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 2515. 1870. Училищное ведомство. Предписание попечителя Московского учебного округа об определении на учительской должности учителей (подлинник). Протоколы заседаний педагогических советов. Смоленская Мариинская женская гимназия. Сведения об учащихся. Прошения учителей и лиц разных сословий об определении их на службу в смоленскую гимназию и о выдаче их сведений и обучающимся в гимназии документов. 8 января 1874. - 305 л.

9. Журналы Смоленского губернского земского чрезвычайного собрания 1869 г. -Смоленск, 1869.

10. Журнал 13-го очередного Смоленского губернского земского собрания. - Смоленск, 1878. Смоленские губернские ведомости. - 1861. - № 48.

11. Журнал 15-го очередного Смоленского губернского земского собрания 1880 г.

- Смоленск, 1880.

12. Любимов П. Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии (1861-1911). - Смоленск, 1914.

13. Объявление о приеме в гимназию // Смоленский вестник. - 1917. - № 99.

14. Отчет совета смоленского общества помощи учащемуся юношеству // Смоленский вестник. - 1878. - № 32.

15. Памятная книжка Смоленской губернии. 1862.

16. Праздник в Мариинской (1-й) Женской гимназии // Смоленская газета. - 1907.

- № 32.

17. Репин И. Далекое близкое. (В.А. Серов). - М., с. 500.

18. Смоленский вестник. - 1878. - № 45.

19. Шперк Ф.Ф. Краткий очерк народного образования Смоленской губернии. -Смоленск, 1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.