Научная статья на тему '≪светильны на царьския праздники≫как певческий цикл'

≪светильны на царьския праздники≫как певческий цикл Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТИЛЕН / РУКОПИСЬ / ЦИКЛ / БОЛЬШОЙ РАСПЕВ / ТЕКСТ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЕ СОБРАНИЕ / SVETILEN / MANUSCRIPT / CYCLE / GREAT CHANT / TEXT / NATIONAL LIBRARY OF RUSSIA / KIRILLO-BELOZERSKY COLLECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусейнова Зивар Махмудовна

Статья посвящена редко включаемому в церковно-певческие сборники циклу Светильнов на разные праздники. Светильны исполняются после канона на утрени, основная тема связана с образом «света», который раскрывается во всех песнопениях. Автор исследует циклы Светильнов, написанных в стиле «большого распева», на примере двух рукописей XVII в. Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной библиотеки № 642/899 и № 638/895. В них обнаруживается интересное образное и структурное содержание поэтических текстов, разные приемы мелодической организации, а также связь мелодики между светильнами, что дает основание рассматривать их как особый певческий цикл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Singing cycle of ≪Tsar feasts fotagogicas≫

The article describes one of the types of Old Russian melismatic chant Svetilens (Eksapostilaria or Fotagogica) on diff erent holidays. They were rarely included in the Church books and were singing in style of “bolshoj raspev” (great chant). Svetilens are executed after the 9th songs of canons, the main theme is “light”, which is revealed in all the hymns. The author explores the cycles of Svetilens in two manuscripts of the 17th century Kirillo-Belozersky collection in the National Library of Russia (no. 642/899 and no. 638/895). They have an unique shaped and structured contents of poetic texts, diff erent techniques of melodic organization, as well as the link between the melody of svetilens, which should be recognized as a special song cycle.

Текст научной работы на тему «≪светильны на царьския праздники≫как певческий цикл»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Зивар Махмудовна Гусейнова, д-р иск, проф.

Санкт-Петербургской госуд. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, зав. кафедрой истории русской музыки zivar.guseinova@yandex.ru

2014. Вып. 3 (15). С. 115-124

«СВЕТИЛЬНЫ НА ЦАРЬСКИЯ ПРАЗДНИКИ» КАК ПЕВЧЕСКИЙ ЦИКЛ

З. М. Гусейнова

Статья посвящена редко включаемому в церковно-певческие сборники циклу Светиль-нов на разные праздники. Светильны исполняются после канона на утрени, основная тема связана с образом «света», который раскрывается во всех песнопениях. Автор исследует циклы Светильнов, написанных в стиле «большого распева», на примере двух рукописей XVII в. Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной библиотеки № 642/899 и № 638/895. В них обнаруживается интересное образное и структурное содержание поэтических текстов, разные приемы мелодической организации, а также связь мелодики между светильнами, что дает основание рассматривать их как особый певческий цикл.

Светилен (греч. фштаушушбу) — богослужебное песнопение, исполняемое в завершение утрени, после 9-й песни канона. Местоположение светильна указывает на его особую роль, к тому же он нигде больше не повторяется. Основная, изначальная его идея — «свет», которая присутствует в большинстве песнопений данного жанра, по-разному организуя тексты. Главное же в содержании — воспевание празднуемого события, поэтому в текстах светильнов закономерно отражены его реалии.

Положение светильнов в последовании канонов определило, вероятно, редкость их включения в состав нотированных книг. Исключения, как известно, составили Светильны воскресных канонов, систематически выписываемые в рукописях в течение многих столетий рядом со Стихирами Евангельскими. Ориентация на эти Светильны сыграла важную роль в истории изучения системы жанров в древнерусском певческом искусстве вообще1. Выписывание группы Светиль-нов в рамках замкнутой одножанровой последовательности с четкой организацией по содержательному и гласовому принципам, по сути, дали возможность сформировать понятие цикл вообще. Сам принцип представления одножанровых

1 См., например, среди последних работ: Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2008. Вып. 2 (3). С. 7—22; Она же. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV вв. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202-213.

песнопений в рамках такой группы, который с XII в. дает нам основание называть ее условно циклом, обеспечил собственно теоретическую возможность называть циклом любую, отдельно выписанную в нотированных книгах подборку песнопений одного жанра и одной функции. Хотя, строго говоря, ни одна из этих подборок не является циклом с точки зрения богослужения, но становится таковым с точки зрения принципа организации группы песнопений2. Так или иначе, соединение в последовательности песнопений одного жанра, организованное по гласовому принципу, дает возможность рассматривать ее как цикл. Добавим, что общность этой организации усиливается за счет функциональной однотипности, в свою очередь обеспечивающей проявление объединяющих черт.

Сопоставляя историю фиксации в рукописях цикла Стихир Евангельских и других циклов, мы приходим к выводу, что в нотированных книгах встречались как циклы, относительно строго фиксированные по составу, не предполагающие введения других песнопений, так и свободно допускающие включение других песнопений «своего» жанра. Они могут быть названы условно строгий цикл и свободный цикл. С этой точки зрения цикл светильнов, допускающий теоретически любое количество песнопений, должен быть отнесен к группе свободньх циклов.

Случаи представления песнопений одного жанра, вынесенных за пределы «своих» книг (служб), связаны, как правило, 1) с их особой функцией 2) с возможностью их особого распева — авторского, местного, какого-либо другого. В связи с циклом Светильнов мы соприкасаемся с еще одной ситуацией: из значительного по объему богослужебного последования (канон), почти целиком читаемого, выводятся тексты, исполняемые певчески. Именно это происходит в каноне, из которого в качестве отдельно организованных жанров выделяются, например, кондаки, а также, как видим, светильны (и то и другое в рукописях XVII в. происходит сравнительно редко). Образование подобной группы песнопений, как правило, сохраняет их предметное назначение, что выражается в предваряющих указаниях, а метод работы с ними, в частности редактирование, введение разводов, показывает общие принципы отношения к ним.

Сколь часто в нотированных рукописях фиксируются подборки Светильнов воскресных рядом со Стихирами Евангельскими, столь же редко там представлены подборки иных Светильнов, в том числе из Стихираря минейного и Триоди. Справедливости ради добавлю, что собственно в службах этих праздников светильны вообще выписываются довольно редко и преимущественно в Стихирарях типа «Дьячее око»3.

Среди немногих рукописей, в которые включены циклы Светильнов, — два знаменитых манускрипта Кирилло-Белозерского собрания № 642/899 и № 638/895. Первая рукопись, датируемая периодом 30—40-х гг. XVII в., известна

2 Скорее всего, «выписанность вместе» в рукописи сделана для удобства работы со све-тильнами, тем более что речь идет о песнопениях, обычно в нотированную книгу Праздники не включающихся.

3 Например, рукопись Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной библиотеки (далее — КБ) № 586/843. См.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковнопевческом искусстве XVI—XVII веков. СПб., 2004. Исключение составляет светилен Пасхе, который регулярно выписывается в рукописях. В КБ 642/899, например, он выписан в соответствующей службе на л. 322 об. в силлабическом распеве, с включением знака «Э».

входящими в ее состав усольским и христианиновским переводами. Вторая рукопись — 70-х гг. XVII в. — тоже содержит ряд интересных распевов, отмеченных ремарками «Лукин», «новгородский»; в нее включена стихира Григория Цамбла-ка, цикл «Ипакои большого распева» и ряд других песнопений4.

В рукописи КБ 638/895 рассматриваемые песнопения выписаны под заголовком «Светильны на царьския праздники сии речь господьским» (л. 129 об.), в КБ 642/899 — «Светилны на господьския праз[дники] знам[я] бол[шее]» (л. 462). И хотя распев светильнов в обеих рукописях принадлежит к одному типу и, более того, относится к одной редакции, указание на «большой распев» есть только в более ранней рукописи КБ 642/899. Организация песнопений в цикле подчинена преимущественно принципу принадлежности светильна к тому или иному календарному событию, отнюдь не гласовому принципу, что указывает еще на одну возможную особенность формирования свободных циклов.

В КБ 638/895 включены 27 светильнов на праздники из Стихираря миней-ного и Триоди, некоторые из них представлены не одним песнопением. Так, по два светильна, второй из которых сопровождается ремаркой «другий», отмечены в службе в Неделю Фомину, на Сошествие Святаго Духа; тремя светильнами с соответствующими ремарками («другий», «ин») представлены праздники Преображения и Успения.

В более ранней рукописи КБ 642/899 состав цикла гораздо менее представителен, здесь всего 14 песнопений, но показ их отмечен приемами введения «ин роспевов». Сравним состав цикла по обеим рукописям.

Таблица

№ Праздник Глас Кир.-Бел. 638/8955 Кир.-Бел. 642/899

1. Рождество Богородицы 4 Днесь от неплодныя Анны

2. Кресто-воздвижение 5 Крест хранитель всей вселенней

4 Небольшая подборка «Светильнов и Богородичнов повседневных» отмечена Н. В. Рамазановой в рукописи КБ 586/843 (Рамазанова. Указ. соч. С. 279). В рукописях Кирилло-Белозерского собрания отдельные светильны выписаны в № 623/880 (л. 270 и далее, путь), № 663/920 (л. 205). Отметим введение светильнов двунадесятых праздников, выписанных в рукописи Российской государственной библиотеки. Ф. 379 (Разумовский Д. Ф.). № 69. В данную рукопись 2-й половины XVII в. вплетены листы бумаги уже XIX в., где современным же почерком, начиная с л. 147, выписаны «Тропари и кондаки и светильны двунадесяти праздникам господским столпового напеву». Здесь для каждого праздника выписаны микроциклы, включающие по три песнопения. Например, Рождество Богородицы включает тропарь «Рождество твое, Богородице Дево» (гл. 4), кондак «Иоаким и Анна» (гл. 4), светилен «От неплодныя днесь Анны» (без указания гласа, но он также гл. 4) и т. д. Репертуар светильнов в целом совпадает с кирилло-белозерскими списками, но интересно музыкальное решение: несмотря на принадлежность разным гласам, распев светильнов в рукописи собрания Разумовского очень близок.

5 Цикл выписан на л. 129 об. Ему предшествует цикл Задостойников большого распева (л. 114). После него выписан цикл Богородичнов воскресных на восемь гласов «демеством большой распев» (л. 153, другие бумага и почерк).

6 Цифра перед инципитом в списке КБ 642/899 указывает порядковый номер песнопения в цикле. В рукописи циклу предшествует выписанный тем же почерком значительный по объему фитник, включающий и распев Федора Крестьянина.

lll

№ Праздник Глас Кир.-Бел. 638/8955 Кир.-Бел. 642/8996

3. Введение во храм 2 Иже древле провозвести

4. Рождество Христово 3 Посетил ны есть свыше 3. Посетило ны есть свыше

5. Богоявление 3 Явися Спас благодать

6. Сретение 1 Духом в церковь преста 4. Духом в церковь преста

7. Благовещение 2 Иже от века днесь по-знавается

8. Суббота мясопустная 8 5. Иже небо звездами

9. Великий Четверток 6 Чертога твоего зря 2. Чертога твоего зря 6. Чертога твоего зря

10. Великий Пяток 6 Разбойника раю едином 7. Разбойника раю едином 18. Разбойника раю едином

11. Пасха 8 Плотию уснув яко мертв 8. Плотию уснув яко мертв

12. Неделя Фомина 1 Моих удо язвы и руко 9. Моих удо язвы и руко 15. Моих удо язвы и руко

1 ДРУГИЙ Днесь весна благоухает 10. Денесе весна благоухает 16. Денесь весна благоухает

13. Неделя Жен-мироносиц 1 Жены услышите глас 1. Жены услышите глас

14 Вознесение 5 Учеником зрящим воз-несеся 11. Учеником зрящим вознесеся 17. Учеником зрящим вознесеся

15. Сошествие Св. Духа 8 Пресветлыи душе ис-ходяи 12. Всесвятыи душе исходяи

8 ДРУГИЙ Свет Отец свет Сын свет Святыи Дух

16. Преображение 7 Свете неизменныи слове 13. Свете неизмененыи слове

ДРУГИЙ Небо создавый звездам

8 ИН Днесь на Фаворе Христос

17. Успение 5 Ученицы восхищени бывше

8 ДРУГИЙ Апостоли от конец со-вокупльшеся

8 ИН Ангели пастырие пояху

18. Св. Николаю 8 Велика чудеса твоя

19. Кн. Федору, Василию и Константину Ярославским 5 Господь тя прослави

20. Василию и Константину Ярославским Радуися двоице богоизбранная

№ Праздник Глас Кир.-Бел. 638/8955 Кир.-Бел. 642/899

21. Иоанну Златоусту Златозарными словесы твоими 14. Премудрости на перси возлего

22. Св. Николаю (6 дек.) Великаго пастырем началника

Как видно из таблицы, репертуар светильнов в обоих списках совпадает лишь частично.

Тексты светильнов довольно кратки, включают преимущественно по несколько строк, очень выразительны и интересны по организации. Основное понятие — «свет» — проходит, как отмечалось, через большинство песнопений, в некоторых случаях выступая его непосредственным текстовым лейтмотивом, как в светильне Преображению:

«Свете неизменныи слове Света Отца нерожденна В явленнем свете твоем Днесь на Фаворе свет видехом Отца, Свет и Духа Светом наставляюща всю тварь».

Или выступает в виде его изначального тезиса, как в светильне Пятидесятницы: «свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух»7. Более того, понятие «свет» становится лейтмотивом всего рассматриваемого цикла.

В некоторых случаях тексты организованы по анафорическому принципу, где ключевым словом становится «крест», отражающим основную идею события, как в светильне Крестовоздвижению:

«Крест хранитель всея вселенныя,

Крест красота Церкве,

Крест царей держава,

Крест верных утверждение,

Крест ангелов слава и демонов язва».

Отмечу сразу, что такой выразительный в тексте анафорический принцип музыкально не поддержан: слово «крест» каждый раз распевается по-разному.

Часть светильнов в цикле — самогласны, часть же поется «на подобен», где образец, однако, заимствуется не из традиционной подборки. Подобнами в цикле Светильнов служат другие светильны из этого же цикла, причем для этой цели отобрано лишь несколько песнопений. Так, в КБ 638/895 на подобен «Жены услышите», в свою очередь являющийся светильном в Неделю Жен-мироносиц, поются следующие песнопения цикла:

• Иже древле провозвести

• Иже от века днесь

• Велика чудеса

• Радуися двоице богоизбранная

• Великаго пастырем началника

7 Подробнее о значении светильнов см. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 1995.

На подобен «Учеником зрящим вознесеся», в свою очередь являющийся светильном в службе Вознесения, написаны:

• Крест хранитель

• Ученицы восхищени бывше

Сравнение светильнов с указанным подобном показывает, что их распев действительно во многом совпадает, т. е. точно сохраняется заданный прием, что редко наблюдается в песнопениях других жанров с указанием пения на подобен. В результате песнопения одного гласа на общий подобен близки по распеву. Эта традиция сохранится и в последующем, уже в печатных книгах, где светильны даже в рамках обычного (не большого) распева очень близки. Так они представлены, в частности, в печатных Праздниках (Киев, 1911).

Пример 1

Светилен Благовещению (гл. 2) Светилен Введению (гл. 2)

пг я г/1 у* к~ ЖЕ ШТ К* КА ДНЕСЬ ПО Щ. -,/>у Знд кл 1 тел га иньстко Т1' Г1 "Г* У; г КО Ж| £ : КО Г1 1/40 КО С 1,1 г -Л'еар-р'к 7? ^ НЧ Д* ки МЛ П _ И, 34 *^^4' ^ Ж£ ДГ1 1Ш ^ПГО ко з*Ь сти про -к 1кГ и со ко гг. А чк*. и ж(зл% И СКРМ Ж’л /(к. С ^ и«

В цикле в КБ 642/899 ряд светильнов показан в вариантах распевов — полном или частичном. Варианты выписаны не сразу после основного распева, а добавлены уже после окончания цикла, но тем же почерком. Кроме того, практически во всех песнопениях — выписанных и первыми, и вторыми — есть редакторская киноварная правка.

Соотношение первого и второго распевов проявляется в этих случаях, как отмечалось, на уровне варианта, т. е. расхождения касаются отдельных знаков. Иногда возникают и различные формы представления фит. Например, в светильне Вознесению «Ученикомо зрящи», выписанном в КБ 642/899 на лл. 470 и 476, вариантность проявляется также в том, что в первом распеве есть развод фиты без ее начертания, а в другом — с начертанием фиты при почти полном совпадении разводов.

Пример 2

КБ 642/899. Светилен Вознесению «Ученикомо зрящи»

Л. 470 Л. 476

л 1 "3 ?? Роз [вод]

вопи я ху

11 ;*г л Ь. Ь 11;<• л Ь- Ь* 401£- 5"

во пи я во пи я

Как видно из примера, различия в распеве фиты незначительны. Соотношение же каждого из двух распевов и редакторской правки в них весьма необычно: редактирование киноварью заключается во введении в каждый из распевов элементов из другого распева. Например, в том же светильне киноварью в первый распев введена правка по второму распеву, а во втором — наоборот:

Пример 3

КБ 642/899. Светилен Вознесению «Ученикомо зрящи»

Л. 470 Л. 476

Редактирование *'00т ч' г г и ^

Основной текст * — чч * * — * г *^7* /* г и- /*■ -Ч ЧЧ * * ЧЧ * ** —-Ч *

зря ЩИ зря ЩИ

КБ 638/895 Ь-‘" Ч. *"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зря ЩИ

Напоминаю, что все это выполнено одной рукой. К сказанному добавлю, что распев светильнов в КБ 638/895 — это еще один вариант того же самого распева КБ 642/899, что и показано нами дополнительно в том же примере.

Из особых музыкальных приемов, объединяющих песнопения в цикле, выделю устойчивое применение лицевого оборота в качестве заключительного каданса:

" /*/* 3 3 х

г* 4 <\ гг т

Он в КБ 638/895 выступает таковым в восьми светильнах разных гласов — пятого, шестого и восьмого, причем в светильне шестого гласа «Разбойника раю» после него следует его развод, отмеченный ремаркой «произ[вол]». Остальные светильны завершаются развитыми мелизматическими построениями, которые теоретически тоже могут быть разводами данного лица. В справочнике М. В. Бражникова данное лицо действительно представлено не в одном, а в двух гласах — во втором и пятом8, в нашем случае добавляются шестой и восьмой гласы. Конечно, использование определенных лиц, фит, попевок в разных гласах — это обычное явление в знаменном распеве, однако его применение в рамках цикла становится приемом, объединяющим песнопения, т. е. еще более подчеркивающим единство цикла.

Более чем неожиданно представление в КБ 638/895 светильна святым благоверным князьям Василию и Константину Ярославским, выписанного на л. 147 об. Необычность заключается в том, что в середину текста светильна введено

8 См.: Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. С. 273.

121

имя царя Алексея. В примере 4 представлен традиционный текст светильна, а далее — его нотированный фрагмент в КБ 638/895:

Пример 4

Радуйся, двоице богоизбранная, Константине и Василие, православным людем похвало и воином соблюдение, варваром побеждение, граду нашему Ярославлю великое утверждение

* * *

‘;;" Ь. а 41- и“г£~

Ра ду уй ся дво

м I 4. I г а • и- л 1— иигЧ

ице бо го и збран на я

" /• •

Ко нстя а нти не

^ • и.": : Ч-- * ^г ЬД "т ‘ Ь- ^ “ Ь. ^

И Ва си

ГМ 1 X 4 1 Ь-* г л и** л"b.Ч,,b.*г^игл??fb.."л-<, п

ли е ца ре

Л Л I _ Ц. п ?««* и- л ^•*Ьь‘'и."и.л‘'г<*-Чгг1 -4 _ к ^

бо

г^-л^

пра во ела вно му Алексе ю

-г Ь. • 1 * * г~Ч

по хва

"Ь^Л”/-г"; “т'»Ггг”т1+жгг"т‘и.

ла и во

I ' | Л • п ^ ЧГни^лЧ.-^ЬЧ'г^'тЬ.Ч

И но мъ со

И ^ I' I л ^ м ^ Ч^/ПІ^-Ч"ІП'л“г<*~р''ги.пІ£.

блю де...

В данном светильне вместо слов «православным людем похвало» введена фраза «царе бо православному Алексею похвала»9, что открывает еще одну особенность жанра — возможность варьирования текста, введения новых элементов, актуальных для времени создания рукописи.

9 Рукопись, как отмечалось, создана во времена царя Алексея Михайловича.

122

В результате наблюдений мы делаем следующие выводы:

1. Свободный цикл праздничных Светильнов сформировался в результате вычленения из корпуса читаемых текстов отдельных произведений, исполняемых певчески, и соединения их по жанровому признаку. Возможно, на мой взгляд, и несколько другое объяснение, учитывая, что представленные в цикле песнопения относятся к большому распеву: канон мог исполняться певчески, в силлабическом распеве, и на его фоне большой распев светильнов действительно давал основание для его вычленения из общего корпуса текстов.

2. Основное содержание каждого из светильнов связано с соответствующим праздником. Вместе с тем, во всех песнопениях жанра есть общая, сквозная идея, выраженная понятием «свет», что создает дополнительное объединение всех песнопений в цикле. Все тексты очень выразительны, несмотря на относительную краткость, и в каждом из них возможно выделение особых поэтических приемов организации.

3. Светильны сохраняют отличительные признаки большого распева: его знаковый словарь, типовые строки, характерные кадансы. Объединяющим элементом становится применение определенного лицевого заключительного каданса, который включен в ряд светильнов разных гласов.

4. Распевы светильнов используют принцип «самогласия» и «подобия», при этом в качестве подобнов применяются песнопения из того же цикла светиль-нов. Это условие делает песнопения цикла относительно самостоятельными в распевах, независимыми от песнопений других жанров.

5. Даже относительная редкость списков цикла показывает заложенный в них принцип вариативности распевов: светильны могут быть представлены в разных распевах, содержать элементы внутреннего редактирования, разного представления тождественного материала.

6. Организация светильнов в цикле подчинена преимущественно календарному принципу, и гласовая организация песнопений здесь, по сути, отсутствует.

7. Светильны допускают текстовое варьирование, обусловленное необходимостью введения каких-либо актуальных событийных элементов.

Таким образом, светильны действительно выступают в рассматриваемых и в позднейших рукописях как относительно замкнутая группа песнопений, демонстрирующая черты свободного цикла.

Ключевые слова: светилен, рукопись, цикл, большой распев, текст, Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание.

Singing cycle of «Tsar feasts fotagogicas»

Z. Gusejnova

The article describes one of the types of Old Russian melismatic chant — Svetilens (Eksapostilaria or Fotagogica) on different holidays. They were rarely included in the Church books and were singing in style of “bolshoj raspev” (great chant). Svetilens are executed after the 9th songs of canons, the main theme is “light”, which is revealed in all the hymns. The author explores the cycles of Svetilens in two manuscripts of the 17th century Kirillo-Belozersky collection in the National Library of Russia (no. 642/899 and no. 638/895). They have an unique shaped and structured contents of poetic texts, different techniques of melodic organization, as well as the link between the melody of svetilens, which should be recognized as a special song cycle.

Keywords: Svetilen, manuscript, cycle, great chant, text, National Library of Russia, Kirillo-Belozersky collection.

Список литературы

1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

2. Праздники. Киев, 1911.

3. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI—XVII веков. СПб., 2004.

4. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон / сост. М. Скабалланович. М., 1995. Вып. 1—3. [Репринт. изд].

5. Тюрина О. В. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV вв. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202—213.

6. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2008. Вып. 2 (3). С. 7—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.