Научная статья на тему 'Сверхчеловек: добро или зло?'

Сверхчеловек: добро или зло? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7695
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРХЧЕЛОВЕК / ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА / ДОБРО ИЛИ ЗЛО / ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ф. НИЦШЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. НИЦШЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максименкова Алина Сергеевна, Ивенкова Ольга Александровна

Статья посвящена философскому осмыслению образа сверхчеловека Ницше в его произведении «Как говорил Заратустра». Показано, что идея сверхчеловека занимает центральное звено в философии Ницше. В нём концентрируются все нравственные идеи Ницше. На основе комплексного изучения данной темы, сделан вывод о неоднозначности и даже глубокой противоречивости данного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сверхчеловек: добро или зло?»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СВЕРХЧЕЛОВЕК: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?

1 2 Максименкова А.С. , Ивенкова О.А.

'Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет;

2Ивенкова Ольга Александровна - кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии, философии и работы с молодёжью, социологический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: статья посвящена философскому осмыслению образа сверхчеловека Ницше в его произведении «Как говорил Заратустра». Показано, что идея сверхчеловека занимает центральное звено в философии Ницше. В нём концентрируются все нравственные идеи Ницше. На основе комплексного изучения данной темы, сделан вывод о неоднозначности и даже глубокой противоречивости данного образа.

Ключевые слова: сверхчеловек, образ сверхчеловека, добро или зло, философия Ф. Ницше, философские идеи Ф. Ницше, нравственность в произведениях Ф. Ницше.

Произведение Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» является автобиографией, рассказом о его душе. Пишет он отрывками, резкие скачки мыслей и идей в изложении отражают его внутреннюю, душевную неуравновешенность. Не успев ещё до конца развить одну мысль, он уже бросает ее и переходит к другой, из-за чего его сочинения представляют какую-то анархию взглядов и суждений. Оценивая его сочинения с философской точки зрения, можно найти множество противоречий. Разные исследователи по-своему относятся к его трудам. Одни видят лишь полный хаос мыслей и выносят всей его философии отрицательный приговор, например, русский философ-идеалист Н.Я. Грот. Но, правда, другие находят у него присутствие здравых суждений и ценных соображений.

Фридрих Ницше, живший в 19 веке, видел вокруг себя лишь застой, рутину, пошлость, видел людей слабых, безвольных, сердца которых сузились от погружения в мелкие житейские проблемы. Ницше, носивший в себе противоположные качества, естественно мириться с этим не стал, а начал борьбу со всем окружающим миром. Вот среди таких настроений и переживаний появился у Ницше образ сверхчеловека, в котором его душа нашла идейное удовлетворение. Вот как он говорил об этом сам: «Чужды и презренны мне люди настоящего, к которым еще так недавно влекло меня мое сердце; изгнан я из страны отцов и матерей моих. Так осталось мне любить лишь страну детей моих, неоткрытую в дальнем море; к ней направляю я мои паруса, ее ищу и ищу без конца» [4].

Итак, обесценивание нравственных понятий и чувств, с которыми пришлось столкнуться Ницше в окружающем его обществе, — вот что побудило его к созданию нового идеала, к «переоценке» моральных ценностей. Его учение о сверхчеловеке есть в сущности критика современного уклада нравственной жизни и попытка указать свойства истинной нравственности. Сердце его было преисполнено глубоко моральным чувством человеческого достоинства, свободы, справедливости, и именно этим чувством наполнены пламенные речи Заратустры о сверхчеловеке.

Ницше, обладавший огромнейшей творческой силой мысли, пытался создать не только новые, на его взгляд, моральные ценности, но и воплотить их в художественном образе. Таким художественным воплощением этических идеалов Ницше и является его сверхчеловек. Идея сверхчеловека - это центральное звено в

философии Ницше. В нём концентрируются все нравственные идеи Ницше. Свое учение о сверхчеловеке Ницше излагает, главным образом, в сочинении: «Так говорил Заратустра». Здесь в речах, исходящих из уст Заратустры, проповедника и учителя, Ницше раскрывает сущность своего учения, а в лице самого Заратустры пытается показать конкретный образец личности сверхчеловеческого типа.

Само слово «сверхчеловек» Ницше придумал не сам, а, как он выражается, «подобрал на дороге». Вероятно, он заимствовал его из «Фауста» Гёте. Но в это слово Ницше вложил своё собственное оригинальное содержание.

В сочинениях Ницше встречается две концепции сверхчеловека. Одна из них носит характер биологической теории. Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие сейчас виды организмов образовались в ходе долгой эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного прогресса является человек. В будущем вероятно должен появиться еще более совершенный вид - сверхчеловек. Ницше прямо говорит: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду» [2], Заратустра, покидая уединение, обращается к народу с такой речью: «Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, - посмешищем или мучительным позором» [2]. Но по теории Дарвина развитие видов идет очень медленным темпом. По-видимому, для появления нового вида - сверхчеловек, понадобились бы миллионы лет. Как известно, Ницше был нетерпелив и желал скорейшего осуществления своей мечты. И вот уже в более поздних сочинениях Ницше дает уже другую концепцию сверхчеловека. Она опирается на мысль, что человек есть биологический конец развития. Таким образом, совершенствование возможно только в пределах существующего вида. Следовательно, по этой концепции сверхчеловек есть только — совершеннейший человеческий тип.

В главе «О трех превращениях», Заратустра называет три стадии или метаморфозы человеческого духа, которые ведут к сверхчеловеку. Первая стадия это — состояние верблюда, обременённого всякими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для создания «новых ценностей». Человек на этой стадии расчищает себе путь к идеалу, пытается порвать те путы, которые связывают его и не дают возможности свободно стремиться к сверхчеловеку. На этой стадии в человеке пробуждается недовольство своим связанным состоянием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. Состояние младенчества берется у Ницше как символ начала новой жизни. «Дитя есть новое начало, первое движение, святое «да» утверждения» [2]. В процессе реализации сверхчеловека — это момент положительный, период творчества. Заратустра говорит: «Слушайтесь лучше голоса выздоровевшего тела» [2] т.е. голос здоровых, не извращенных инстинктов человеческой природы. Им и заканчивается весь процесс.

Ницше, также пытается показать какими качествами (добродетелями) должен обладать сверхчеловек. Первая добродетель - самолюбие. Это значит, что необходимо справедливо относиться к собственному «я», необходимо иметь нормальную любовь к самому себе в той мере, в какой это нужно для осуществления идеала сверхчеловека. «Надо учиться любить самих себя, — говорит Заратустра, — неиспорченною здоровою любовью... Из всех искусств это искусство самое тонкое, самое мудреное, самое высшее и требующее большого терпения». [2]. Если вообще трудно бывает «открыть» человека, то самого себя еще труднее. Обыкновенно, случается так, что из всех кладов собственный клад отыскивается позже всех, и тогда-то обнаруживается, сколько скрытого добра и силы не угадывал в себе человек».

Вторая добродетель - страдание. Ницше приписывает ему огромную роль в возвышении человеческого типа. «Дисциплина страдания, великого страдания, — разве вы не знаете, что именно эта дисциплина создала прежде все повышения

человека». [2]. Душевная мука, боль, страдание, при котором душа дает наиболее чистый отзвук, — все это создает высокий душевный подъем, расширяет душу, питает ее творческую энергию.

Еще больше, чем страдание, способствует расширению души глубокая радость. Это третья добродетель. «Глубока скорбь, но радость еще глубже скорби. Скорбь говорит: «погибни», а радость хочет вечности, глубокой, глубокой вечности. Своими широкими волнами, заливая всю душу, она открывает ее для всяких сочувствий» [2].

Четвёртая добродетель - воля. По Ницше, глубина и сила желаний — это есть уже нечто ценное само по себе. Воля является залогом того, что все лучшее и прекрасное в человеке, как бы оно ни было глубоко погребено в душе, всегда восстанет из своей могилы.

Самая высокая добродетель в идеале сверхчеловека — дарящая добродетель. Это есть бескорыстное, чуждое даже тени расчета, стремление отдавать своё внутреннее богатство всякому, нуждающемуся в нем, чтобы и в других была такая же полнота душевных сил. Дарящий, подобно солнцу, излучает свою внутреннюю творческую энергию в окружающую среду. Дарящая добродетель, по Ницше, есть высшая добродетель и, следовательно, венец и завершение процесса развития человека в сверхчеловеческий тип.

Учение Ницше о сверхчеловеке множество раз подвергалось обсуждению и критике. Отзывы получались до противоположности различные. Одни критики одобряли и принимали идеал сверхчеловека, другие, наоборот, резко осуждали его. Причину такого разногласия можно, конечно, усмотреть, прежде всего, в различии мировоззрения у самих критиков, но, кроме того, есть, несомненно, и объективные причины данного явления. Дело в том, что у Ницше текст о сверхчеловеке изложен несистематично, а в виде афоризмов, разбросанных по разным местам его «Как говорил Заратустра».

В ортодоксально-религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, как существо, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением — «жаждой власти», и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних [5]. Автор «Богословского вестника» называл ницшевского сверхчеловека «отрицателем и противником как личной нравственности, заключающейся в укрощении влечений низшей природы, так и деятельности, основанной на любви и самоотвержении в интересах своих ближних». Среди комплекса идей, как правило, относимых в девяностых годах XIX столетия к «дурным сторонам ницшеанства» [3] (формулировка Владимира Соловьева), были: имморализм (следствие взгляда на добро и зло как относительные категории), презрение к слабому и больному человечеству, «языческий взгляд на красоту», упоение властью.

Внимательно изучив произведение «Как говорил Заратустра» я склоняюсь к мысли о том, что нельзя однозначно считать идею сверхчеловека добром или злом. Всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. С одной стороны этот художественный образ наполнен высшими моральными качествами. А устами Заратустры Ницше хотел показать, как жить правильной высокодуховной и высоконравственной жизнью. Как изменить самого себя, как личность, и прийти к сверхчеловеку. А с другой стороны, Ницше говорит: «Что хорошо? — Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости». Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. «Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым". Так же Ницше горячо отстаивает свободу, самостоятельность, самоценность, активность индивида (в чем некоторые его критики усматривают лишь крайний индивидуализм). Ницше подчеркивает, что свобода такого индивида есть и ответственность — единственная привилегия, которую берет

на себя суверенный индивид, этот «вольноотпущенник, действительно смеющий обещать, этот господин над свободной волей». Такой человек сам себе устанавливает «мерило ценности», сам решает, кого уважать или презирать. И уважает он не всякого человека, но только «равных себе, сильных и благонадежных людей», на чье слово можно положиться.

Следует также учитывать тот факт, что Ницше был болен ядерной «мозаичной» шизофренией (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость). Страдал манией величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачением рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильными головными болями; неадекватным поведением.

Ницше был глубоко противоречивым человеком по своей природе, что ещё больше усугублялось его психическим заболеванием. А как говорил Фихте: «Каков человек, такова и его философия».

Список литературы

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. СПБ: Азбука-классика, 2006. 347 с.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПБ: Азбука-классика, 2012. 352 с.

3. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. Библиотека «Вехи», 2001. 9 с.

4. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/century/frank/?curPos=3/ (дата обращения: 14.05.2018).

5. Рыбас А.Е. С.Л. Франк и этика «любви к дальнему» // Мысль. [Электронный ресурс], 2014. № 16. режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20i%20etika%20lyubvi%20k%20dalnemu.p df/ (дата обращения: 14.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.