Научная статья на тему 'Перспективы человека в интерпретации Фридриха Ницше'

Перспективы человека в интерпретации Фридриха Ницше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕ / НИЦШЕ / СВЕРХЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левяш Илья

Автор статьи фокусируется на концепции Ницше о сверхчеловеке и приходит к выводу, что она противоположна "дерзающему" сверхчеловеку Гете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human being interpreted by Friedrich Nietzsche

The author of the article focuses on Nietzsche’s concept of superman and concludes that he is opposed to the aristocratic superman of Goethe’s character.

Текст научной работы на тему «Перспективы человека в интерпретации Фридриха Ницше»

Эволюция человека

Перспективы

человека

Илья Левяш,

главный научный сотрудник

Института философии НАН Беларуси, доктор

философских наук

Если справедлив известный вердикт, что общество Модерна - это «незаконченный проект», то виной этому приговору являются, с одной стороны, убеждение фаустовского человека, что «мир не был до меня и создан мной» [1], а с другой - редукция человека к формуле Ламетри «человек-машина». Отсюда - грандиозная утопия воспроизводства акта творения уже не только мира, но и самого человека. Мудрое предостережение классика о невозможности столь дерзкого замысла известно. Когда Мефистофель обращается к Вагнеру: «А чем же занимаетесь вы тут?», сотрудник Фауста шепотом отвечает: «Созданьем человека... Прежний жребий человека столь высок, что должен впредь иметь другой исток... С годами мозг мыслителя искусный мыслителя искусственно создаст». В итоге будет «кристаллизованный человек», и сбудется «мечта наук» [1]. И Гете заключает: «Ну что ж, дерзай, сверхчеловек!»

Идея сверхчеловека до сих пор будоражит просвещенные умы, и это понятно. Современный человек с любой точки зрения -экстенсивной или интенсивной -оказался в состоянии предапока-липсиса. Как отмечал С. Капица, его «пределы роста» предопределяются ограниченностью природных ресурсов, в частности, по расчетам ученого, возможностью прокормить на Земле не более 10-12 млрд человек [2]. Каждые 4-5 лет происходит удвоение информации.

Однако почему человек испытывает футурошок? Почему новые данные не трансформируются в Знание, а оно, в свою очередь, в Понимание мира и самого себя? Ведь доказан «резерв интеллекта» человека, и известно, что задействовано всего лишь 4-6% нейронов его мозга. Поучителен парадокс: ученые, искавшие руины индейского города в Аппалачах, рвались вперед, но проводники не спешили и на вопрос о причине такой медлительности ответили: «Наши души отстают».

И наши «души» фатально отстают, если мы делаем ставку на «кристаллизованного сверхчеловека». Сколь угодно сложный, он остается и пребудет проекцией человека - социокультурного существа не только со своей «душой», но и с практически неме-ренным «резервом интеллекта».

Принципиально иной путь восхождения к такому человеку был указан одним из редчайших мыслителей и критиков европейского Модерна Фридриха Ницше. Недаром его назвали вторым Сократом, последователем (по его признанию) Достоевского. Ницше говорил: «...мое направление... продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека!» [3]. Характерно, что идея творческой жизни, не ведающей границ, идея человека-моста неизменно, от работы к работе мыслителя, адресуется не только ныне живущим, но и будущим поколениям. Они - не «тощие» абстракции. Ницше интересует конкретный человек [4] - личность, и она определяется не по мерке повседневности, а в целом по шкале мира человека. Тот, кто измеряет себя ею, - «деятельная натура», которая «всегда избирает какое-либо счастье, если не свое собственное, то счастье целого народа или всего человечества» [3].

Мыслитель подбирал адекватное именование искомому им человеку. В таком ракурсе термины «сильный», «великий», «человек-мост» - это ступени его определения: «...все более лишать человека его общего характера... Не надлежит ли, напротив, каждому индивиду, благодаря своим индивидуальнейшим признакам, стать попыткой достижения более высокого вида, чем человек?» [3].

Так возник универсалистский ницшеанский концепт сверхчеловека, и он вначале был понят неадекватно. В «Автобиографии» Ницше писал: «Слово «сверхчеловек»... в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и другим нигилистам - слово,

Тема номера

о

X X

5

X

которое в устах Заратустры... вызывало на многие размышления, - почти всюду было понято. как ценность, противоположная тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», «полугений»... Другой ученый рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме» [5].

Что же представляет собой подлинный ницшеанский «сверхчеловек»? Философ стремился «показать людям смысл их бытия. Жизнь должна постоянно преодолевать самое себя. Жизнь хочет созидать себя в вышину столбами и ступеньками... ей нужна высота. И потому, что ей нужна высота, она нуждается в ступенях и в противоречии ступеней... Жизнь хочет восходить и, восходя, преодолевать себя» [5].

Такое напряженное состояние - не данность, а задача. Вовсе не обязательно, подобно Прометею, становиться богом, чтобы обрести качества сверхчеловека. У него есть и свои предтечи на земле. Для Ницше «всякое восхождение типа «человек» на высшую ступень развития было до сих пор, как будет и впредь, делом рук аристократического общества, привыкшего верить в нерушимость длинной людской иерархической лестницы, в различную ценность различных людей» [5].

Такова исходная и фундаментальная характеристика Ницше подлинного человека, или «сверхчеловека», как новой - не социальной, а культу-ротворческой - аристократии. В сущности это «аристократия чувства, вкуса, нравов, одним словом, аристократия в самом высоком значении слова» [5]. Она на новых скрижалях начертает слово «благородно». А вот «признаки благородства: никогда не задаваться тем, чтобы низвести наши обязанности на степень обязанностей каждого; не желать передать кому-либо свою ответственность или поделиться ею; считать свои

привилегии и пользование ими принадлежащими к разряду своих обязанностей. Аскетизм и пуританизм почти необходимые средства воспитания и облагораживания» [5].

Ницше вдохновлял фонарь Диогена, поиск «человека, который был бы способен на внутреннее самопогружение» [5]. Демистифицированный, не замутненный непониманием или тенденциозностью, ницшеанский сверхчеловек, его «воля к власти» прежде всего над самим собой и в меру этого - над миром, - это творческая способность преодолеть в себе «недочеловека» - европейского обывателя, и в этом смысле встать «по ту сторону человеческого, слишком человеческого».

Смысл концепта «сверхчеловека» Ницше явно не «дольний», а «горний». Это идеал подлинного человека как субъекта культуры. В нем решительно нет той запре-дельности, которую ему упорно приписывает досужее сознание, или арийской претенциозной воли к внешней власти, которая и дискредитировала это понятие. Г. Маркузе обратил внимание на то, что в книге «Так говорил За-ратустра» «воля - так называется освободитель и вестник радости. А теперь научитесь: сама воля еще пленница» [6].

«Воля к власти» является лишь антиподом ницшеанского гуманизма, хотя его автор иной раз, в силу нередко эпатирующей лексики, и давал поводы для упреков в новом издании «войны всех против всех». «Война», по Ницше, - это идейное ристалище: «Иное дело - война. Равенство перед врагом есть первое условие честной дуэли. Где презирают, там нельзя вести войны; где повелевают, где видят нечто ниже себя, там не должно быть войны» [5]. В таком противоборстве нет места животным страстям, и воля «господствует над вожделением, указывая ему меру и путь его» [4]. «Современный человек есть мост, но не к некой конечной цели, а «от вершины к вершине» [5].

Суть человека-моста - в его способности к деятельной любви. В потоке жизни сверхчеловек совершает «великое возвращение» к своей человечной сути. Ниц-ше-Заратустра ясно говорил: «Я люблю того, кто работает и убеждается, что он строит жилище сверхчеловеку» [5].

Это «вечное возвращение», своеобразная «религия вечности», философия непрерывного становления, творческой реконструкции традиции, «кольца колец». Такое кольцо обручает с подлинной жизнью тех, для кого «будет достигнута возможная сама по себе мощь и красота типа человек», его неисчерпаемость «для величайших возможностей», а чтобы добиться такого состояния, понадобится «новая партия жизни, которая возьмет в свои руки величайшую из всех задач, более высокое воспитание человечества» [5].

Как видим, ницшеанский концепт сверхчеловека находится в явной оппозиции к аристократическому «дерзающему» сверхчеловеку персонажа Гете. Своей апелляцией к «каждому индивиду» и вместе с тем универсалистским императивом он является очевидным синонимом семантически новаторского смыслотермина «всечеловек» Ф. Достоевского [7]. Такая мудрая философия и стратегия жизни -это подлинная гуманистическая альтернатива для современной культуры и цивилизации.

Литература

1. Гете И.В. Собрание сочинений. Т. 2. - М., 1976.

2. Капица С.П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества // Общественные науки и современность. 2006, №4. С. 140.

3. Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. - М., 1998.

4. Ницше Ф. Воля к власти. - М., 1994.

5. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М., 1990.

6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - М., 2002.

7. Левяш И.Я. У истоков идентичности. Универсализм contra партикуляризм. - Мн., 2013. С. 418-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.