Научная статья на тему 'Свердловская область - ключевое звено в транспортной системе России'

Свердловская область - ключевое звено в транспортной системе России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свердловская область - ключевое звено в транспортной системе России»



• РЕГИОНЫ

Свердловская область —

ключевое звено в транспортной системе

России

Г. В. МАРЕНКОВ, министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области

портного комплекса Свердловской области на 2011-2016 гг.». В текущем году в рамках программы планируется ввести в эксплуатацию 18,2 км построенных и реконструированных дорог.

Стоит отметить, что в настоящее время формируются схемы прямого транспортного сообщения из Китая и Средней Азии через территорию Уральского федерального округа в Скандинавию и другие страны Северо-Западной Европы. Общая протяженность автомобильных дорог в составе межрегиональных и международных транспортных коридоров, проходящих по территории области, составляет более 1 тыс. км. Такая перспектива позволяет Свердловской области рассчитывать на ключевую роль в российской транспортной системе, консолидируя значительную часть транзитных перевозок.

Обход Екатеринбурга

Одним из крупнейших проектов в сфере дорожного строительства является строительство обхода города Екатеринбурга.

Участок дороги, где проводятся ремонтные работы. Фото Алексея Кунилова

Выгодное географическое положение Свердловской области способствует ее инвестиционной привлекательности. Находясь на пересечении магистральных маршрутов стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, область является крупнейшим транспортным узлом России. Поскольку конкурентоспособность региона в первую очередь зависит от качества транспортной инфраструктуры, областное правительство активно реализует программы развития сети автомобильных дорог.

За 2000-2010 гг. в Свердловской области было построено и реконструировано более 850 км автодорог регионального значения.

На сегодняшний день протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 33,2 тыс. км, в том числе федерального значения — 588 км, регионального значения — 11 тыс. км, местного значения — 21,6 тыс. км.

Плотность федеральных и региональных автодорог в Свердловской области — 59,6 км на 1 тыс. кв. км территории, что почти в 2 раза превышает среднероссийский показатель. При этом развитие экономики области и

необходимость реализации ее транзитного потенциала требуют строительства и реконструкции как минимум 267 км автодорог.

Доля автодорог I и II категорий в структуре сети региональных дорог составляет 6,5%, около 70% — дороги IV и V категорий. Протяженность дорог с переходным типом покрытия — 2 тыс. км (18%), грунтовое покрытие имеют 656 км (6 %) региональных дорог. Несмотря на достаточно протяженную сеть автодорог, 335 сельских населенных пунктов области не связаны с сетью автодорог с твердым покрытием.

С 2011 г. начата реализация областной целевой программы «Развитие транс -

РЕГИОНЫ

На сегодняшний момент в улично-дорожную сеть Екатеринбурга вливаются транспортные потоки с семи автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения. Интенсивность движения транспорта, в том числе транзитного, на основных магистралях города — более 120 тыс. автомобилей в сутки.

Строительство автодороги вокруг Екатеринбурга — острая необходимость, обусловленная развитием не только города Екатеринбурга, но и Уральского региона и российской экономики в целом. Дорога позволит обеспечить реализацию транзита широтного направления и станет важным звеном в системе российских автодорожных коридоров.

На сегодняшний день построено и введено в эксплуатацию 43,4 км кольцевой. В 2008-2011 гг. велось строительство участка обхода Екатеринбурга от автодороги Екатеринбург — Серов до автодороги Пермь — Екатеринбург общей протяженностью 17,5 км. В 2010 г введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс протяженностью 2,2 км, по которому планируется открыть движение до конца 2011 г. Таким образом, с 2012 г. за пределы Екатеринбурга будет выведено порядка 10 тыс. автомобилей, в перспективе — 18,5 тыс. автомобилей транзитного транспортного потока.

В 2011 г. на подготовку территории под строительство автодороги из областного бюджета выделено 96 млн руб. Всего для строительства южного полукольца обхода Екатеринбурга необходимо 15,5 млрд руб.

Кроме того, разрабатываются концепция и бизнес-план реализации проекта строительства скоростной автодороги вокруг Екатеринбурга на участке от Пермской до Челябинской трассы. Строительство будет вестись на основе государственно-частного партнерства в сотрудничестве с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги».

Транспортные коридоры

Реализуется проект строительства нового транспортного коридора Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск. Первая стадия строительства, включающая в себя устройство щебеночного покрытия, завершена на всем протяжении II-VII пусковых комплексов, с 2009 г. обеспечен сквозной проезд протяженностью 134,7 км до Ханты-Мансийска. В 2011 г. завершается устройство асфальтобетонного покрытия на V пуско-

Работы по расширению дороги. Фото Алексея Кунилова.

вом комплексе. Открытие сквозного проезда по автодороге Ивдель — Ханты-Мансийск позволило на 680 км сократить перепробег от восточной границы Ханты-Мансийского автономного округа до Перми и соединить западные и восточные границы Уральского федерального округа в широтном (северном) направлении.

Не менее важен для Свердловской области строящийся транспортный коридор Серов — Сосьва — Алапаевск — Ар-темовский — Сухой Лог — Богданович — Каменск-Уральский — граница Челябинской области. Он объединяет между собой центры 10 муниципальных образований области и имеет межрегиональное значение. Общая протяженность маршрута — 600 км. Для полноценного его функционирования необходимо построить два участка: между поселками Махнево — Восточный и между городами Артемовский — Сухой Лог. Этот проект позволит продолжить формирование опорной сети автомобильных дорог Свердловской области.

Дорогив моногородах

Ведется строительство и реконструкция автодорожной сети в рамках программ развития моногородов Свердловской области.

В 2010 г. из федерального бюджета выделены кредиты на следующие проекты:

• 246 млн руб. на реконструкцию южного подъезда к городу Нижний Тагил; открытие этого участка дороги состоялось 4 ноября 2010 г.;

• 426 млн руб. на строительство II очереди путепроводной развязки по ул. Пушкина в городе Каменск-Уральский;

• 789 млн руб. на строительство обхода рабочего поселка Белоярский на автодороге Екатеринбург — Тюмень, которая в настоящее время практически исчерпала свою пропускную способность; строительство I и II пусковых комплексов обхода завершается, что позволит открыть движение до городов Заречный и Асбест.

В целом строительство обходов населенных пунктов значительно разгрузит улично-дорожную сеть, приведет к снижению ДТП, сокращению дополнительных затрат на ремонт внутригородских и поселковых улиц, улучшению экологической обстановки, сокращению транспортных издержек.

Сельские дороги

Одним из приоритетных направлений транспортного строительства Свердловской области является развитие сельских дорог. В соответствии с программой «Уральская деревня» на территории области в 2008-2010 гг. отремонтировано 230 км сельских дорог, улучшено транспортное сообщение с 49 сельскими населенными пунктами. Вместе с тем, по данным на 1 января 2011 г., в неудовлетворительном состоянии находятся автомобильные дороги не менее чем в 290 сельских населенных пунктах.

В текущем году объем финансирования ремонта и капитального ремонта сельских дорог увеличен в 2 раза, до 820 млн руб. Всего будет отремонтировано 77 км дорог. Областной целевой программой «Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 гг.» предусмотрено строительство дорог, соединяющих сельские населенные пункты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.