Научная статья на тему 'Сведения о профессионализме бакалавра и основных требованиях к выпускной квалификационной работе на соискание академической степени «Бакалавр»'

Сведения о профессионализме бакалавра и основных требованиях к выпускной квалификационной работе на соискание академической степени «Бакалавр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / БАКАЛАВР / ПРАКТИКУЮЩЕЙСЯ СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ "БАКАЛАВР" / ТРЕБОВАНИЯ К БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЕ / BACHELOR''S THESIS / ACADEMIC DEGREE "BACHELOR" / REQUIREMENTS TO BACHELOR''S THESIS / BACHELOR DEGREE COURSE / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокарев Александр Иванович, Корчагин Анатолий Борисович, Матвеев Владимир Николаевич, Рассолова Светлана Викторовна

Организация подготовки студентов бакалавриата в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Требования к бакалаврским работам уточняются в соответствии с профилями подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокарев Александр Иванович, Корчагин Анатолий Борисович, Матвеев Владимир Николаевич, Рассолова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information about bachelor professional skills and basic requirements to the graduate qualification work for conferment of academic degree «Bachelor»

Organization of bachelor training in view of transition to two-level higher education system is described. Requirements to bachelor's thesis are specified in accordance with training profiles.

Текст научной работы на тему «Сведения о профессионализме бакалавра и основных требованиях к выпускной квалификационной работе на соискание академической степени «Бакалавр»»

УДК 378.2

A. И. БОКАРЕВ А. Б. КОРЧАГИН

B. Н. МАТВЕЕВ С. В. РАССОЛОВА

Омский государственный технический университет

СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ БАКАЛАВРА И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА СОИСКАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТЕПЕНИ «БАКАЛАВР»

Организация подготовки студентов бакалавриата в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Требования к бакалаврским работам уточняются в соответствии с профилями подготовки.

Ключевые слова: бакалавриат, бакалавр — практикующейся специалист, бакалаврская работа, академическая степень «бакалавр», требования к бакалаврской работе.

Известно, в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, и российское высшее профессиональное образование стало переходить на двухуровневую систему высшего профессионального образования: первый уровень — бакалавриат, второй — магистратура, что позволило вузам расширить возможности в удовлетворении многообразных интеллектуальных, профессиональных и финансовых возможностей личности в получении высшего профессионального образования. При этом ранее привычная для нашей страны траектория высшего профессионального образования «специалитет» сохраняется только по некоторым профессиям, перечень которых ежегодно сокращается [1].

Сейчас, когда вузы перешли на подготовку бакалавров, оправданно возникла проблема, заключающаяся в уточнении требований к выпускным квалификационным работам (ВКР) студентов бакалавриата относительно каждого профиля подготовки.

Сначала целесообразно рассмотреть ряд основных понятий, относящихся к бакалавриату [2 — 4].

Бакалавриат — процесс и результат получения высшего профессионального образования первого уровня, который является базовым, не имеющим узкой специализации, и длится 4 года. При успешном окончании данного уровня выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением академической степени «бакалавр».

Следует отметить, что основным содержанием бакалавриата является практико-ориентированное обучение, направленное на приобретение студентами фундаментальной общенаучной и общепрофессиональной подготовки в широкой области знаний по выбранному профилю, и заключается в подготовке практикующего специалиста.

Студентов бакалавриата, получающих фундаментальную общенаучную и общепрофессиональ-

ную подготовку в течение 4 лет и не защитивших еще выпускную квалификационную работу, следует считать бакалаврантами.

Бакалавранты, как правило, в течение первых трех лет обучаются по единому учебному плану по выбранному направлению и за это время их подготавливают как специалистов широкого профиля. И только в конце 3-го курса обучения им предоставляется возможность выбрать конкретный профиль подготовки и приступить на 4-м курсе к изучению ее основ, т.е. у бакалаврантов, которые еще точно не определились с выбором будущей профессии, есть время выбрать профиль подготовки. Так же при желании они могут параллельно обучаться на двух профилях подготовки.

Бакалавр — выпускник вуза с высшим профессиональным образованием базового уровня, ориентированный на научно-практическое исследование действующих процессов (систем) предприятия по профилю подготовки с целью повышения эффективности их функционирования.

Академическая степень «бакалавр» присваивается выпускнику бакалавриата на основе успешной защиты ВКР в ГАК. Она свидетельствует о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению и приобретении основ научных исследований, ориентированных на разработку рациональных предложений (например, технических, организационных и т.п.) по избранному профилю подготовки, и дает право приступить к трудовой деятельности или продолжить обучение в магистратуре.

Практика показывает, что в России имеют право на открытие бакалавриата те вузы, которые располагают высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой [3].

В настоящее время ОмГТУ осуществляет подготовку бакалавров как за счет средств федерального

Лица, имеющие среднее полное. и,чи среднее про фгссиокальног образовтше

1-й уровень

ОмГТУ

сохранен йо ряду профессий

Бакалавриат по направлению

Трудоустройство по профилю подготовки

'2-й уровень

----».' Специалитет

_......I"

Маги г тр а ту р и

Аспирантур з

Рис. 1. Контингент бакалавриата ОмГТУ и результаты их подготовки

бюджета, так и на коммерческой основе. Ежегодно выделяется значительное количество бюджетных мест на их подготовку, например: в 2012 г. 698 мест, в 2013 г. 927 мест и в 2014 г. 849 мест. При этом в настоящее время общее количество аккредитованных программ бакалаврской подготовки в ОмГТУ составляет 23 и с каждым годом их количество увеличивается, а контингент бакалавриата — это выпускники средних образовательных школ, колледжей, а также сотрудники предприятий, имеющие среднее профессиональное образование (рис. 1).

Следует отметить, что подготовка бакалавров в ОмГТУ осуществляется по тем профилям подготовки, которые в настоящее время представляют особую ценность для области и страны в целом.

Согласно положениям ФГОС ВПО, например, по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях», бакалавранты, выполнившие все требования учебного плана, допускаются к итоговой государственной аттестации, которая представляет собой публичную защиту ВКР. При этом ВКР, выполненную по программе подготовки бакалавров, принято называть бакалаврской работой (БР) [5, 6].

БР, как правило, разрабатывается в интересах предприятия (организации) и представляет собой исследование одного из действующих процессов (систем), ориентированного на разработку рационального предложения с целью повышения эффективности его функционирования, и оформляется в виде рукописи. Следовательно, БР можно классифицировать как научно-практическое исследование, т.к. оно ориентировано на повышение эффективности функционирования исследуемого процесса (системы).

Однако у бакалаврантов, приступающих к работе над БР, возникают вопросы, связанные с выполнением требований, предъявляемых к ней, и содержанием результатов, выдвигаемых для ее публичной защиты.

Ответы на данный вопросы можно получить, если рассмотреть в чем заключается профессионализм бакалавра и проанализировать содержание требований, предъявляемые к ВКР.

Практика показывает, что бакалавры, как практикующиеся специалисты, осуществляют разработку рациональных предложений с целью повышения эффективности функционирования действующих процессов (систем) предприятия, что не отменяет применение ими соответствующего научно-методического аппарата. Ведь на основе анализа единичного случая невозможно разрабатывать рациональные предложения. Следовательно, про-

фессионализм бакалавра определяется его готовностью выполнять научно-практическое исследование состояния действующих процессов (систем) на фактическом материале для получения научных результатов, ориентированных на разработку рациональных предложений с целью повышения эффективности их функционирования.

Вполне ясно, что доказательством достигнутого профессионализма является публичная защита ба-калаврантом БР.

На наш взгляд, справедлива точка зрения тех преподавателей, которые считают, что БР представляет собой самостоятельное и логически завершенное научно-практическое исследование, ориентированное на разработку рационального предложения того вида профиля подготовки, к которой готовится выпускник, подготовленное для публичной защиты с целью присуждения автору академической степени «бакалавр». В связи с этим БР должна отвечать основным требованиям, предъявляемые к ВКР.

Считается, что основными требованиями к ВКР являются [7]:

— единоличное написание и на актуальную тему;

— авторская самостоятельность;

— внутреннее единство;

— наличие совокупности научных результатов и новизны разработки технических, организационных предложений и т.п;

— полнота изложения;

— грамотное изложение и правильное оформление;

— апробирование основных научных результатов.

Следует отметить, что, хотя БР и относится

к ВКР, уровень предъявляемых к ней требований ниже, чем к дипломным проектам (работам) (ДП, ДР) и тем более к магистерским диссертациям (МД).

Снижение требований к БР обусловливается следующим [3, 6].

Во-первых, существенным ограничением времени на практику, разработку и защиту БР (табл. 1).

Во-вторых, БР представляет собой завершенное научно-практическое исследование, содержащее разработку рационального предложения, направленного на повышение эффективности функционирования действующего процесса (системы) предприятия. Следовательно, в качестве объекта исследования выступает действующий процесс (система) предприятия, а предметом исследования — режим функционирования действующего процесса (системы) (рис. 2).

Из приведенных сведений (см. табл. 1, рис. 2) можно выделить существенный признак БР, который

Сроки, отводимые на практику, разработку и защиту ВКР

Таблица 1

Наименование показателя Вид ВКР

БР ДП (ДР) МД

1. Время, отводимое на практику 10 недель 18 недель 25 недель

2. Время, отводимое на разработку и защиту ВКР 5 недель 16 недель 20 недель

3. Объем основной части ВКР 50...60 страниц 70...100 страниц 90.120 страниц

4. Объем иллюстрационного материала ВКР не менее 5 листов от 6 до 8 листов не менее 10 слайдов

Рис. 2. Основания для уточнения (корректировки) требований к БР

отражает содержание ее результата и отличает от других ВКР, например, от МД.

Следует отметить, что время, выделяемое магистранту на практику и разработку МД, достаточно для изложения научно обоснованной разработки, обеспечивающей решение важной прикладной задачи в интересах производственного объединения (ведомства, управления) по профилю специализации. То время, выделяемое бакалавранту на практику и разработку БР, соответствует времени достаточного только (и не более) на разработку рационального предложения (технического, организационного и т.п.) в интересах конкретного предприятия по профилю подготовки (см. рис. 2).

Следует заметить, что разработка рационального предложения выполняется на основании анализа различных вариантов и сравнительной оценки разрабатываемого и существующих и, следовательно, соответствует по содержанию первой стадии решения прикладной задачи [см. например, 8].

Рассмотрим кратко содержание основных требований, предъявляемых к БР в целом (независимо от профиля подготовки) [3, 6].

1. БР выполнена единолично и на актуальную тему.

БР выполняется самостоятельно (единолично)

под научным руководством преподавателя, как правило, по заданию от предприятия (организации) и соответствует образовательной программе подготовки бакалавров.

Актуальность темы доказывается тем, что на основе анализа фактического материала выявлена проблема, в разработке которой непосредственно заинтересовано предприятие (организация).

2. БР имеет авторскую самостоятельность.

Авторская самостоятельность проявляется в анализе фактического материала о состоянии отдельно взятого важного процесса (системы) предприятия с целью получения научных результатов, направленных на повышение эффективности его функционирования, что свидетельствует о личном вкладе автора в практику путем разработки рациональных предложений (т.е. решения важных прикладных задач) по профилю подготовки.

3. БР имеет внутреннее единство.

Внутреннее единство БР реализуется в структуре исследования и оформляется в виде содержания. Оно достигается обоснованным выбором темы, грамотностью формулировки проблемы, цели и задач исследования, обоснованностью выбора объекта и предмета исследования, логичностью и упорядоченностью структуры, расположения материалов в разделах. В этом случае каждый последующий структурный элемент пояснительной записки органически вытекает из предыдущего, а предыдущий элемент создает основу следующего.

4. БР должна содержать научные результаты и обладать новизной разработки рационального предложения (технического, организационного и т.п. ) по профилю подготовки.

Нацеленность автора на использование соответствующего научно-методического аппарата является главным достоинством БР.

Такая БР приобретает ценность за счет наличия научных результатов.

Известно, что научные результаты — результаты, полученные на основе применения того или иного научно-методического аппарата. Они могут разделяеться на теоретические и практические [9].

Теоретические результаты находят свое выражение в виде научных идей и выводов, имеющих четкую формулировку и обоснование. Они имеют научную значимость, так как могут быть использованы при дальнейшей разработке выявленной проблемы (например, в ходе разработки магистерской диссертации).

Практические результаты находят свое выражение в виде формулировок рекомендаций (выводов), имеющих строгую аргументацию. Они имеют практическую значимость, так как на их основе разрабатываются рациональные технические, организационные и т.п. предложения, направленные на повышающие эффективность функционирования действующих процессов (систем).

Рациональные предложения должны обладать

новизной разработки.

Известно, что новизна решения прикладной задачи может быть достигнута [9]:

1. Новым способом решения прикладной задачи, который осуществляется путем дополнения используемого научно-методического аппарата новым элементом, приводящим к получению новых результатов в решении прикладной задачи.

2. Новым результатом решения прикладной задачи, который осуществляется путем использования новых данных, приводящих к изменению ранее известных результатов решения прикладной задачи.

Применительно к БР следует говорить не о новом способе или новом результате, а о наличии элемента новизны в разработанном рациональном предложении, обеспечивающем повышение эффективности функционирования действующего процесса (системы) предприятия (организации).

Элементом новизны рационального предложения может стать:

— анализ известных предложений по профилю подготовки и обоснованный выбором оптимального с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы);

— использование обновленных данных, приводящих к изменению состояния разрабатываемого предложения относительно существующего с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы).

Важным дополнением, подтверждающим научную или практическую значимость научных результатов, может быть справка об их использовании в деятельности предприятия (организации).

5. БР отвечает полноте изложения.

Полнота (качество и объем) изложения материалов в БР заключается в ясном и конкретном описании (в соответствии с заданием) процесса и результатов исследования, а также разработанных предложений по повышению эффективности функционирования важных процессов (систем) предприятия. При этом объем пояснительной записки БР вместе с приложением должен составлять от 50 до 60 страниц машинописного текста; объем графического материала в электронном варианте (в виде презентации) — от 5 до 8 слайдов с распечаткой раздаточного материала на листах формата А4 (или А3), а в случае представления графического материала на листах форматом А1, как правило, не менее 5 листов.

6. БР соответствует грамотному изложению и правильному оформлению.

По своему уровню изложения БР должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях.

Оформление БР должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению научно-технических отчетов.

7. Основные научные результаты БР могут быть апробированы.

Апробация автором БР основных научных результатов является желательным требованием, но не обязательным, и достигается путем издания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БР есть выпускная квалификационная работа научно-практического содержания, в которой обоснованно изложены рациональные технические и организационные предложения по предотвращению и ликвидации последствий ЧС в интересах предприятия.

БР разрабатывается с целью публичной защиты и получения автором академической степени «бакалавр»

Основные задачи автора БР — продемонстрировать умение самостоятельно вести исследования важного процесса (системы) на фактическом материале и разрабатывать рациональные технические и организационные предложения по предотвращению и ликвидации последствий ЧС в интересах предприятия.

БР должна:

— быть написана самостоятельно под научным руководством преподавателя на актуальную тему по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствия ЧС в интересах предприятия;

— иметь авторскую самостоятельность в анализе фактического материала о состоянии важного процесса (системы) предприятия, прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, ориентированных на предотвращение ЧС и ее ликвидации в случае возникновения, что свидетельствует о личном вкладе автора в практику путем разработки рациональных технических и организационных предложений по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

— иметь внутреннее единство структуры (логичное и упорядоченное расположение материалов в разделах) исследования (см. пункт 3);

— содержать: выводы из состояния важного процесса (системы) предприятия, прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, рекомендации по предотвращению и ликвидации последствий ЧС; описание рационального технического предложения по предотвращению ЧС на важном производственном процессе (системе) с элементом новизны в виде анализа существующих конструктивно-технических решений; описание рационального способа локализации ЧС и ликвидации ее последствий с элементом новизны в виде обновленных данных о месте и параметрах зоны ЧС в пределах предприятия;

— отвечать полноте изложения (см. пункт 5);

— соответствовать грамотному изложению и правильному оформлению (см. пункт 6);

— основные научные результаты БР могут быть апробированы (см. пункт 7).

Рис. 3. Основные требования к бакалаврской работе по профилю подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях»

статей, выступления на научных семинарах кафедры и научно-технических конференциях вуза.

Таким образом, на основе выше изложенного, представляется возможным уточнить требования к БР по профилю подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях», что обеспечивает формирование у бакалаврантов понимания их содержания и четкой логической последовательности их выполнения (рис. 3) [5].

Таким образом, хотя БР и относится к ВКР, все-таки уровень, предъявляемых к ней требований несколько ниже, чем к дипломным проектам (работам) и тем более к магистерским диссертациям. Снижение требований к БР обусловливается существенным ограничением времени на ее разработку, а также тем, что в качестве объекта исследования выступает действующий процесс (система) предприятия, а предметом исследования — режим их функционирования; основным результатом исследования является разработка рационального предложения с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы) предприятия.

В связи с этим БР разрабатывается в интересах предприятия (организации) и представляет собой самостоятельное и логически завершенное научно-практическое исследование состояния действующего процесса (системы), ориентированное на получение научных результатов для разработки рационального предложения с целью повышения эффективности его функционирования и подготовленное для публичной защиты с целью присуждения автору академической степени «бакалавр». Следует отметить, что разработка рационального предложения выполняется на основе анализа известных вариантов и сравнительной оценки разрабатываемого относительно действующего и, следовательно, соответствует по содержанию первой стадии решения прикладной задачи.

Библиографический список

1. Гребнев, Л. С. Российское высшее образование и Бо-лонский процесс: возможности, особенности, ограничения / Л. С. Гребнев // Проблемы высшего технического образования. Качество образования: международный опыт и российские традиции : межвуз. сб. науч. тр. — Новосибирск : НГТУ, 2004. - С. 5-14.

2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ министра образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. № 723. — М. : Минобрнауки России,

2009. — 30 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : ОНИКС, Мир и Образование, 2007. — 736 с

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки магистров 280700.62 — «Техносферная безопасность» и профиля подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». — Омск : ОмГТУ,

2010. — 29 с.

6. ПП ОмГТУ 71.12-2008. Планирование процесса жизненного цикла продукции. Положение о выпускной квалификационной работе (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра) [утверждено и введено в действие приказом от 15.05.2008 № 62]. — Омск : ОмГТУ, 2008. — 27 с.

7. Бокарев, А. И. Последовательность разработки и порядок защиты магистерских диссертаций (направление 280700.68 «Техносферная безопасность») : учеб. пособие /

A. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, В. Н. Матвеев, И. С. Ткачева. — Омск : ОмГТУ, 2012. — 84 с.

8. ГОСТ 2.103-68. Единая система конструкторской документации. Стадии разработки. — М. : Государственный комитет СССР по стандартам, 1988. С. 53 — 56.

9. Кругов, В. И. Основы научного исследования /

B. И. Крутов. — М. : Высшая школа, 1989. — 399 с.

БОКАРЕВ Александр Иванович, кандидат технических наук, доцент (России), профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности». КОРЧАГИН Анатолий Борисович, кандидат технических наук, доцент (России), доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности». МАТВЕЕВ Владимир Николаевич, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности». РАССОЛОВА Светлана Викторовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности». Адрес для переписки: [email protected].

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, В. Н. Матвеев, С. В. Рассолова

Книжная полка

Дружилов, С. А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров : учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов. - 1-е. изд. - М. : Флинта, Наука, 2013. - 240 с. -ISBN 978-5-9765-1419-5.

Пособие ориентировано на изучение психологических механизмов взаимодействия людей, на практическое применение психологических и педагогических знаний в профессиональной деятельности и межличностных коммуникациях.

Для студентов технических вузов, обучающихся по направлению «бакалавриат», изучающих дисциплину «Психология и педагогика», входящую в ФГОС третьего поколения.

Учебное пособие может быть использовано студентами вузов непсихологического профиля, изучающими дисциплины психолого-педагогического цикла, преподавателями вузов и колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.