Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность бакалавра и основные требования к выпускной квалификационной работе на соискание степени «Прикладной бакалавр»'

Профессиональная деятельность бакалавра и основные требования к выпускной квалификационной работе на соискание степени «Прикладной бакалавр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / СТЕПЕНЬ "БАКАЛАВР" / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигадло Александр Петрович, Бокарев Александр Иванович, Хохлова Тамара Петровна

В статье освещены вопросы, связанные с определением объемов, требований к содержанию, выполнением и публичной защитой выпускной квалификационной работы будущих прикладных бакалавров. Авторами подчеркивается взаимосвязь содержания ВКР с будущей профессиональной деятельностью выпускников вуза. Особое внимание уделено значению практической направленности ВКР выпускников вуза, освоивших программу прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигадло Александр Петрович, Бокарев Александр Иванович, Хохлова Тамара Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional activity of a bachelor and main requirements to the final qualification thesis for a degree "the applied bachelor"

The article dwells on the issues related to determining volumes, content requirements, implementation and public defense of a final qualification thesis of future applied bachelors. The authors emphasize the interaction of final qualification thesis’ content with future professional activity of university graduates. Special attention is given to the meaning of theses’ practical orientation of graduates that have mastered the applied bachelor degree’s program.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность бакалавра и основные требования к выпускной квалификационной работе на соискание степени «Прикладной бакалавр»»

УДК 378.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА СОИСКАНИЕ СТЕПЕНИ «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»

А. П. Жигадло1, А. И. Бокарев2, Т. П. Хохлова1 1ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск; 2ФГБОУ ВПО «ОмГТУ», Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье освещены вопросы, связанные с определением объемов, требований к содержанию, выполнением и публичной защитой выпускной квалификационной работы будущих прикладных бакалавров. Авторами подчеркивается взаимосвязь содержания ВКР с будущей профессиональной деятельностью выпускников вуза. Особое внимание уделено значению практической направленности ВКР выпускников вуза, освоивших программу прикладного бакалавриата.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, выпускная квалификационная работа, степень «бакалавр», научно-практическое исследование, требования к выпускной квалификационной работе.

Введение

Известно, в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, и российское высшее образование совершило переход на уровневую систему высшего профессионального образования, что позволило вузам расширить возможности в удовлетворении многообразных интеллектуальных, профессиональных и финансовых возможностей личности в получении высшего профессионального образования. При этом ранее привычная для нашей страны траектория высшего профессионального образования

«специалитет» сохраняется только по некоторым специальностям, перечень которых ежегодно сокращается [1].

Сейчас, когда в вузах вводится система подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата, закономерно возникла проблема, заключающаяся в уточнении требований к выпускным квалификационным работам (ВКР) студентов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата относительно каждого профиля подготовки[2].

Требования к структуре и содержанию ВКР прикладных бакалавров

В настоящее время СибАДИ осуществляет подготовку кадров как по программам академического, так и прикладного бакалавриата, как за счет средств федерального бюджета, так и на коммерческой основе. Ежегодно в вузе увеличивается число аккредитованных программ подготовки бакалавров. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, бакалавр - это ученая степень, а также лицо, имеющее эту степень [3]. В соответствии с федеральными

государственными стандартами, бакалавр - это квалификация, а также, в некоторых случаях, -академическая степень. Контингент бакалавриата - это выпускники средних образовательных школ, колледжей, а также сотрудники предприятий, имеющие среднее профессиональное образование (рис.1).

Следует отметить, что в настоящее время реализация программ прикладного бакалавриата в СибАДИ осуществляется по тем профилям подготовки, которые в настоящее время представляют особую ценность для реального сектора экономики.

Согласно положениям ФГОС ВПО, студенты, выполнившие все требования учебного плана подготовки по программе прикладного бакалавриата, допускаются к итоговой государственной аттестации, которая представляет собой публичную защиту ВКР.

ВКР, как правило, разрабатывается в интересах предприятия (организации) и представляет собой исследование одного из действующих процессов (систем),

ориентированного на разработку

рационального предложения с целью повышения эффективности его функционирования, и оформляется в виде рукописи. Следовательно, ВКР можно классифицировать как научно-практическое исследование.

Однако у студентов, обучающихся по программе прикладного бакалавриата и приступающих к работе над ВКР, возникают вопросы, связанные с выполнением требований, предъявляемых к ней, и содержанием результатов, выдвигаемых для ее публичной защиты.

132

Вестник СибАДИ, выпуск 6 (40), 2014

Ответы на данный вопрос можно получить, если рассмотреть, в чем заключается профессиональная деятельность

выпускников прикладного бакалавриата и проанализировать требования,

предъявляемые к их ВКР.

Рис. 1. Система подготовки кадров в СибАДИ

В соответствии с ФГОС ВПО видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», являются:

- производственно-технологическая деятельность;

- проектно-технологическая деятельность;

- организационно-управленческая деятельность [7],

что не отменяет применение ими при написании ВКР соответствующего научно-методического аппарата. Следовательно, профессиональная готовность прикладного бакалавра определяется его умением выполнять научно-практическое исследование действующих процессов (систем) на фактическом материале для получения результатов, ориентированных на разработку рациональных предложений с целью повышения эффективности их функционирования. Доказательством сформированных профессиональных компетенций прикладного бакалавра является публичная защита им ВКР.

На наш взгляд, справедлива точка зрения тех преподавателей, которые считают, что ВКР представляет собой самостоятельное и логически завершенное научно-практическое исследование, ориентированное на разработку рационального предложения того вида профиля подготовки, к которой

готовится выпускник, подготовленное для публичной защиты с целью присуждения автору квалификации «прикладной бакалавр». В связи с этим ВКР должна отвечать следующим основным требованиям, предъявляемые к ВКР[4]:

- единоличное написание и на актуальную тему;

- авторская самостоятельность;

- внутреннее единство;

- наличие совокупности полученных результатов и новизны разработки технических, организационных предложений и т.п;

- полнота изложения;

- грамотное изложение и правильное оформление;

- апробирование полученных результатов.

Таким образом, ВКР представляет собой

завершенное научно-практическое исследование, содержащее разработку рационального предложения, направленного на повышение эффективности

функционирования действующего процесса (системы) предприятия. Следовательно, в качестве объекта исследования выступает действующий процесс (система)

предприятия, а предметом исследования -режим функционирования действующего процесса (системы) (рис.2).

Из приведенных сведений можно выделить существенный признак ВКР прикладного бакалавриата, который отражает

Вестник СибАДИ, выпуск 1 (41), 2015

133

содержание ее результата и отличает от других ВКР, например от МД.

Следует отметить, что задачи, решаемые выпускником прикладного бакалавриата в процессе выполнения ВКР, заключаются в разработке рационального предложения (технического, организационного и т.п.) в интересах конкретного предприятия по профилю подготовки.

Следует заметить, что разработка рационального предложения выполняется на основании анализа различных вариантов и сравнительной оценки разрабатываемого и существующих вариантов решения конкретной производственной задачи, и, следовательно, соответствует по

содержанию первой стадии решения прикладной задачи, что отражено в ряде источников, например, [5].

Отдельно взятый процесс (система) исследования

Предприятие (организация)

Разработанное техническое, организационное и т.п. предложение

Режим функциониро вания процесса (системы)

Рис. 2. Основания для уточнения требований к ВКР выпускников прикладного бакалавриата

Рассмотрим кратко содержание основных требований, предъявляемых к ВКР в целом (независимо от профиля подготовки).

1. ВКР выполнена единолично и на актуальную тему. ВКР выполняется самостоятельно (единолично) под научным руководством преподавателя, как правило, по заданию от предприятия (организации) и соответствует образовательной программе подготовки бакалавров.

Актуальность темы доказывается тем, что на основе анализа фактического материала выявлена проблема, в разработке которой непосредственно заинтересовано предприятие (организация).

2. ВКР имеет авторскую самостоятельность. Авторская самостоятельность проявляется в анализе фактического материала о состоянии отдельно взятого важного процесса (системы) предприятия (организации) с целью получения научных результатов, направленных на повышение эффективности его функционирования, что свидетельствует о личном вкладе автора в практику путем разработки рациональных предложений (т.е. решения важных прикладных задач) по профилю подготовки.

3. ВКР имеет внутреннее единство. Внутреннее единство ВКР реализуется в структуре исследования и оформляется в виде содержания. Оно достигается

обоснованным выбором темы, грамотностью формулировки проблемы, цели и задач исследования, обоснованностью выбора объекта и предмета исследования, логичностью и упорядоченностью структуры, расположения материалов в разделах. В этом случае каждый последующий структурный элемент пояснительной записки органически вытекает из предыдущего, а предыдущий элемент создает основу следующего.

4. ВКР должна содержать конкретные результаты и обладать новизной разработки рационального предложения (технического, организационного и т.п.) по профилю подготовки. Нацеленность автора на использование соответствующего научно-методического аппарата является главным достоинством ВКР. Такая ВКР приобретает ценность за счет наличия практических результатов.

Практические результаты находят свое выражение в виде формулировок рекомендаций (выводов), имеющих строгую аргументацию. Они имеют практическую значимость, так как на их основе разрабатываются рациональные технические, организационные и т.п. предложения, направленные на повышение эффективности функционирования действующих процессов (систем).

134

Вестник СибАДИ, выпуск 6 (40), 2014

Рациональные предложения должны обладать новизной разработки.

Известно, что новизна решения прикладной задачи может быть достигнута [6]:

- новым способом решения прикладной задачи, который осуществляется путем дополнения используемого научно-методического аппарата новым элементом, приводящим к получению новых результатов в решении прикладной задачи.

- новым результатом решения прикладной задачи, который осуществляется путем использования новых данных, приводящих к изменению ранее известных результатов решения прикладной задачи.

Применительно к ВКР следует говорить не о новом способе или новом результате, а о наличии элемента новизны в разработанном рациональном предложении,

обеспечивающем повышение эффективности функционирования действующего процесса (системы) предприятия (организации).

Элементом новизны рационального предложения может стать:

- анализ известных предложений по профилю подготовки и обоснованный выбором оптимального с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы);

- использование обновленных данных, приводящих к изменению состояния разрабатываемого предложения относительно существующего с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы).

Важным дополнением, подтверждающим научную или практическую значимость научных результатов, может быть справка об их использовании в деятельности предприятия (организации).

5. ВКР отвечает полноте изложения. Полнота (качество и объем) изложения материалов в ВКР заключается в ясном и конкретном описании (в соответствии с заданием) процесса и результатов исследования, а также разработанных предложений по повышению эффективности функционирования важных процессов (систем) предприятия. При этом объем пояснительной записки ВКР вместе с приложением должен составлять от 50 до 60 страниц машинописного текста; объем графического материала в электронном варианте (в виде презентации) -от 5 до 8 слайдов с распечаткой раздаточного материала на листах формата А4 (или А3), а в случае представления графического материала

на листах форматом А1, как правило, не менее 5 листов.

6. ВКР соответствует грамотному изложению и правильному оформлению. По своему уровню изложения ВКР должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Оформление ВКР должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению научно-технических отчетов.

7. Основные практические результаты ВКР могут быть апробированы. Апробация автором ВКР основных практических результатов является желательным требованием, но не обязательным, и достигается путем издания статей, выступления на научных семинарах кафедры и научно-технических конференциях вуза.

Заключение

Направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки [7].Таким образом, структура и система требований к ВКР выпускников, успешно прошедших курс теоретического и практического обучения, определяется требованиями к результатам освоения программы подготовки и видами профессиональной деятельности прикладных бакалавров, а также тем обстоятельством, что в качестве объекта исследования выступает действующий процесс (система) предприятия, а предметом исследования - режим их функционирования; основным результатом исследования является разработка рационального предложения с целью повышения эффективности функционирования действующего процесса (системы) предприятия.

Прикладное образование - это такое образование, где есть учебное и стажерское включение в целостные технологические циклы и инновационные проекты [8]. ВКР по программе прикладного бакалавриата разрабатывается в интересах предприятия (организации) и представляет собой самостоятельное и логически завершенное научно-практическое исследование состояния действующего процесса (системы), ориентированное на получение научных результатов для разработки рационального предложения с целью повышения эффективности его функционирования и подготовленное для публичной защиты с целью присуждения автору квалификации «прикладной бакалавр».

Вестник СибАДИ, выпуск 1 (41), 2015

135

Библиографический список

1. Гребнев, Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 36-42.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2007. - 1376.

4. Последовательность разработки и порядок защиты магистерских диссертаций: учеб. пособие / А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, В. Н. Матвеев, И. С. Ткачева. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 84 с.

5. ГОСТ 2.103-68. Единая система конструкторской документации. Стадии разработки. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1988. - 53-56.

6. Крутов, В. И. Основы научного исследования. - М.: Высшая школа, 1989. - 399 с.

7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

8. Васильев, В. Г. Концепция прикладного знания. К вопросу модернизации профессионального образования // В. Г. Васильев, Г. Н. Блинов, Н. Н. Носков // Материалы 17-й науч.-практ. конф. «Педагогика развития: движущие силы и практики развития». Красноярск: ККИПК. -2011. - C. 165 - 172.

PROFESSIONAL ACTIVITY OF A BACHELOR

AND MAIN REQUIREMENTS TO THE FINAL QUALIFICATION THESIS FOR A DEGREE "THE APPLIED BACHELOR"

A. P. Zhigadlo, A. I. Bokarev, T. P. Khokhlova

Abstract. The article dwells on the issues related to determining volumes, content requirements, implementation and public defense of a final qualification thesis of future applied bachelors. The authors emphasize the interaction of final qualification thesis' content with future professional activity of university graduates. Special attention is given to the meaning of theses' practical orientation of graduates that have mastered the applied bachelor degree's program.

Keywords: applied bachelor degree, final qualification thesis, bachelor degree, scientific and practical research, requirements to final qualification thesis.

References

1. Grebnev L. Vysshee obrazovanie v Bolonskom izmerenii: rossijskie osobennosti i ogranichenija [Higher education in the Bologna dimension: Russian peculiarities and limitations]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004, no 1. pp. 36-42.

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [The Federal law no. 273-FZ On education in the Russian Federation]. Rossijskaja gazeta, 2012. 31 dekabrja.

3. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, ONIKS, Mir i Obrazovanie, 2007. 1376 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Posledovatel'nost' razrabotki i porjadok zashhity magisterskih dissertacij: ucheb. posobie [The sequence of working out and defense procedure of master's theses]. A. I. Bokarev, A. B. Korchagin, V. N. Matveev, I. S. Tkacheva. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2012. 84 p.

5. GOST 2.103-68. Edinaja sistema konstruktorskoj dokumentacii. Stadii razrabotki [State Standard 2.103-68. Unified system for design documentation. Stages of working out]. Moscow, Gosudarstvennyj komitet SSSR po standartam, 1988. pp.53-56.

6. Krutov V. I. Osnovy nauchnogo issledovanij [Foundations of scientific research]. Moscow, Vysshaja shkola, 1989. 399 p.

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2013 g. № 1367 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 19.12.2013 № 1367 "On approval of the procedure of organization and implementation of educational activity on educational programs of higher education»].

8. Vasiliev V. G., Blinov G. N., Noskov N. N. Koncepcija prikladnogo znanija. K voprosu modernizacii professional'nogo obrazovanija [Concept of applied knowledge. On the modernization of professional education]. Materialy 17-j nauch.-prakt. konf. «Pedagogika razvitija: dvizhushhie sily i praktiki razvitija». Krasnojarsk: KKIPK. 2011. pp. 165 - 172.

Жигадло Александр Петрович (Россия, г. Омск) - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, декан факультета «Автомобильный транспорт», заведующий кафедрой «Инженерная педагогика» ФГБОУ ВПО СибАДИ. (646800, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail:[email protected]).

Бокарев Александр Иванович (Россия, г. Омск) -кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО ОмГТУ. (644050, г. Омск, пр. Мира, 11).

Хохлова Тамара Петровна (Россия, г. Омск) -кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная педагогика» ФГБОУ ВПО СибАДИ. (646800, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail:tamara@oatk. org).

Zhigadlo Aleksandr Petrovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of pedagogical sciences, candidate of technical sciences, dean of the faculty "Motor transport", head of the department of Engineering pedagogics, The Siberian state automobile and highway academy (SIbADI) (644080, Russia, Omsk, Mira Avenue, 5. e-mail:zhigadlo_ap@sibadi. org)

136

Вестник СибАДИ, выпуск 6 (40), 2014

Bokarev Aleksandr Ivanovich (Russian Federation, Omsk) - candidate of technical sciences, associate professor, professor of the department "Health and Safety", Omsk State Technical University. (644050, Omsk, Mira Ave, 11)

Khokhlova Tamara Petrovna (Russian Federation, Omsk) - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Engineering pedagogics", The Siberian state automobile and highway academy (SibADI) (644080, Russia, Omsk, Mira Avenue, 5. e-mail:[email protected]))

УДК 378.146:37.014.15

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Р. Б. Карасева ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. Целью статьи является анализ изменений методики оценки уровня подготовки выпускников ВУЗА в соответствии с Федеральным законом Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации». Проанализированы характерные особенности оценки компетенций согласно ГОС-2 и ФГОС. Обосновывается, что оценочные средства должны использоваться не только для оценки, но быть также средством обучения. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что традиционные формы контроля следует совершенствовать, а инновационные -адаптировать к традициям вузовского обучения.

Ключевые слова: оценочные средства, компетенции, тестирование, ФГОС.

Введение

Первые дидактические тесты начали применяться в нашей стране в начале 20-х годов. Так, основанная в 1919 году центральная лаборатория Московского отделения народного образования (МОНО) развернула большую работу по составлению и применению тестов успеваемости. В основу большинства тестов того времени был положен принцип формулирования тестовых заданий в виде прямого вопроса.

В условиях набиравшего силу в тридцатые годы субъективизма и авторитарного стиля руководства любой случай неправильной практики применения тестов легко идентифицировался с ошибочностью самого тестового метода. В результате в 1936 году было принято постановление ЦК ВКП(б) "О педагогических извращениях в системе Наркомпросов", которое осудило практику тестирования умственной одаренности учащихся. Период застоя в разработке тестов и их применении продолжался более 30 лет, после чего вновь стали появляться публикации, направленные как в пользу тестов, так и против них [1].

В настоящее время тестирование является неотъемлемой частью обучения любого уровня, в том числе и в ВУЗе, но говорить о том, что педагогика располагает отработанной методикой описания и оценки

знаний обучаемого с помощью программированного контроля

преждевременно. Предполагается, что создание стандартных тестовых программ послужит реальной основой для проведения аттестации ВУЗов по качеству подготовки выпускников. Применение тестов связано также с реализацией диагностической функции контроля знаний студентов.

Методика оценки компетенций

Федеральный закон ФЗ-293 от 8 ноября 2010 г. «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» определяет, что целью аттестации является соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ВУЗа требованиям федерального государственного

образовательного стандарта (ФГОС) [2]. Условием положительной аттестации ВУЗа являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. То есть закон предполагает не разовый срез остаточных знаний, а контроль и мониторинг знаний как минимум в течение трех лет. Модель оценки выполнения требований ФГОС представлена в таблице 1.

Вестник СибАДИ, выпуск 1 (41), 2015

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.