Научная статья на тему 'Свастика – символ под запретом'

Свастика – символ под запретом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1126
272
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов А. Н.

В данной статье анализируется современная законодательная, правоприменительная и научная трактовка символа свастики. На основе сравнения различных позиций проводится разграничение используемого нацистами «крюкового креста», или «хакенкройца», от иных видов свастики. Исходя из вышеизложенного, формулируются основные причины формирования запрета не именно символа «хакенкройц», а изображения свастики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свастика – символ под запретом»

12. ЧГИА. Ф. 4.Оп. 2. Дело № 91. Л. 13.

13. ЧГИА. Ф. 4.Оп. 2. Дело № 91. Л. 13об.

14. ЧГИА. Ф. 4.Оп. 2. Дело № 127. Л. 8.

15. ЧГИА. Ф. 4.Оп. 2. Дело № 127. Л. 13.

16. ПСЗ РИ-11. - Т. 12, Ч. 1. - № 10304. - § 100.

17. ПСЗ РИ-11. - Т. 12, Ч. 1. - № 10304. - § 98.

18. ПСЗ РИ-11. - Т. 12, Ч. 1. - № 10304. - § 99.

19. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - §28.

20. О происхождении губернаторского отчета см.: Акульшин П.В. Реформаторские планы и провинциальная реальность: губернаторские отчеты первых лет правления Александра I (на материале Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний) // Вестник Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. - 2005. - N 1. - С. 66-73.

21. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. - М., 1979. - С. 142-146.

22. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - Приложение - форма № II.

23. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - § 319.

24. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - § 322.

25. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - § 322.

26. ПСЗ. - Т. II. - Ст. 294-297.

27. ПСЗ II. - Т. XII. - N 10303. - § 30, 31.

28. Казанские губернские ведомости. - 1860. - № 33. - С. 256-257.

29. Казанские губернские ведомости. - 1860. - № 50. - С. 390-392.

30. ЧГИА. Ф. 78. Оп. 1. Д. 121. Л. 2 Об.

31. ЧГИА. Ф. 78. Оп. 1. Д. 121. Л. 4.

32. ЧГИА. Ф. 78. Оп. 1. Д. 121. Л. 5об.

СВАСТИКА - СИМВОЛ ПОД ЗАПРЕТОМ © Павлов А.Н.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В данной статье анализируется современная законодательная, правоприменительная и научная трактовка символа свастики. На основе сравнения различных позиций проводится разграничение используемого нацистами «крюкового креста», или «хакенкройца», от иных видов свастики. Исходя из вышеизложенного, формулируются основные причины формирования запрета не именно символа «хакенкройц», а изображения свастики в целом.

* Аспирант кафедры Конституционного и муниципального права.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Современный экстремизм использует самые разнообразные средства привлечения внимания к своей деятельности, в том числе символы. Каждый символ - это сгусток максимально сжатой информации, рассчитанный на мгновенное понимание субъектом правоотношений. Он может стать источником как позитивного, так и негативного поведения индивида. Таким образом, одной из важнейших задач правотворчества и правоприменения должно стать формирование максимально благоприятных условий для функционирования социально полезных символов путем создания эффективного механизма запрета символов, используемых в деятельности экстремистскими и другими радикальными организациями.

Символ свастики последние девяносто лет воспринимается как нечто разрушительное и злое, хотя тысячелетиями являлся символом жизни, света и благополучия. Многие народы мира использовали символ свастики в своей повседневной жизни. Её изображение размещалось на одежде, постройках, посуде и различных предметах. В индуизме, буддизме и в других религиях мира свастика выступает в качестве религиозного и сакрального символа. Также свастика использовалась как в Древней Руси так и в Советский период: на советских денежных знаках 1918 г., на нарукавнык знаках красноармейцев Юго-Восточного фронта, на флаге сибирского добровольческого корпуса Колчака. С 1920 года Адольф Гитлер утверждает свастику как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии, и в последующие годы этот символ всё более ассоциируется с фашизмом и нацизмом. Сегодня же миллионы людей воспринимают и осознают устойчивую связь свастического знака креста с идеологией национал-социализма и вторжением фашистской Германии, направленное на порабощение неарийских народов.

В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. В России запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Однако определение нацистской символики в законодательстве РФ отсутствует, остается только догадываться, что сюда может быггь включено. Естественно, в сознании людей сразу возникает образ свастики. Но здесь возни-

кает вопрос: какую свастику считать запрещенной? По мнению Р.В. Богда-сарова «под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре в 45 градусов с концами, направленными в правую сторону... Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты» [1, с. 20, 295]. Выходит, что Hakenkreuz («ха-кенкройц»), дословно - «крюковый крест», не является синонимом свастики, и отсюда правильнее законодательно запретить «хакенкройц», а не саму свастику.

В КоАП России содержится статья 20.3, устанавливающая административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Кроме того, в силу требований ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, является экстремистской деятельностью.

Исходя из вышеуказанных нормативных положений, Краснодарский краевой суд в своем решении 5 октября 2006 г. запретил деятельность Краснодарской Православной Славянской общины «ВЕК РА» Скифской Веси Рас-сении, найдя в их деятельности признаки экстремизма, в том числе использование свастики, сходной с нацистской до степени смешения.

При этом суд опирался на результаты психологической экспертизы. Символы свастики в ходе исследования подразделены экспертами на три группы. Первая из них имеет значительную выраженность сходства с нацистской символикой - это четыре Г-образных элемента, исходящие из центра фигуры, и их зеркальное отображение под углом 90 и 45 градусов (т.е. именно «хакен-кройц»). Такие символы и использовались общиной «ВЕК РА».

По итогам обжалования вышеуказанного судебного решения Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой факт пропаганды изображения свастики сам по себе является достаточным основанием для признания организации, использующей такой символ, экстремистской и влечет запрет ее деятельности [2]. Таким образом, Верховный Суд РФ обобщил и в значительной степени упростил понимание свастики как запрещенного символа, приравняв любое ее изображение к экстремистскому.

Общеизвестно, что хотя судебные акты в России официально не относятся к источникам права, постановления и определения Верховного Суда РФ имеют преюдициальную силу, содержащиеся в них выводы обязательны к применению прочими судами общей юрисдикции. Собственно, Верховный Суд РФ в своих актах и сам нередко указывает на это.

Однако думается, что не следует отдавать на откуп устам судьи признание в каждом конкретном случае нацистского либо экстремистского харак-

тера того или иного символа. Да, возможно, нацистская символика в своей подавляющей части у многих на слуху, хотя вопрос с разграничением истинно нацистского «хакенкройца» и прочих видов свастики, которые нацистами не использовались, весьма показателен в этом плане. Однако как быть с определением экстремистского содержания символики иных националистических и экстремистских организаций?

Совсем недавно, а именно 4 июля 2012 года Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект, который приравнивает символику экстремистских организаций к нацистской. Наказание за её публичную демонстрацию будет увеличено: штраф может доходить до 50 тысяч рублей, а в качестве альтернативного наказания законопроект предполагает арест на срок до 15 суток (сейчас штраф составляет от 500 рублей до 1000 рублей). Кроме того, в закон «О противодействии экстремистской деятельности» наконец-то вводится определение понятия «символика экстремистской организации», которого ранее в законодательстве не было. Согласно сопроводительным документам к законопроекту, под это определение подпадает «официально зарегистрированная символика организаций, в отношении которых судом принято вступившее в силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности» [4].

Итак, как видно из текста приведенного определения, под запрет будет подпадать лишь официально зарегистрированная символика. Однако следует отметить, что свастика как символ уже упоминавшейся в настоящем исследовании общины «ВЕК РА», или же, например, Славянского союза, официально зарегистрирована не была. Возникает вполне резонный вопрос: на каком основании будет подлежать запрету официально не зарегистрированная символика либо символика, которую невозможно ассоциировать с конкретной организацией (в частности, свастика)?

Да, существует ведомый Минюстом РФ Федеральный список экстремистских материалов [5] (подчеркнем - не символов, а именно материалов). Именно на него как на решение данного вопроса ссылается председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилов [3]. Однако заметим, что в указанном Списке фигурируют как просто изображения со свастикой, так и уточненная «немецкая свастика». Правда, Список не определяет, чем отличается одно от другого.

Итак, мы выяснили, что существуют разные виды свастики. Нацистами в качестве символа использовался характерный «хакенкройц» - свастика, стоящая на ребре в 45 градусов с концами, направленными в правую сторону. Однако это - далеко не единственный вариант изображения свастики. Косвенно указанное подтверждается как нормативно (см. Федеральный список экстремистских материалов), так и при проведении экспертиз. Впрочем, законодатель установил ответственность за использование, в том числе, символики, сходной с нацистской до степени смешения. Как правило, в ходе судебно-

го разбирательства степень смешения касается любого изображения свастики. Попытаемся понять, насколько это является законным и обоснованным.

На наш взгляд, существует две серьезные причины сложившейся ситуации.

Во-первых, это общественное мнение, сложившееся в условиях определенной информационной среды. С момента победы нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. прошло не так много времени - 67 лет. Еще живы многие свидетели этого поистине судьбоносного для всего мира события, свежа память о том ужасе, который несли люди под знаком «крюкового креста». Свастика как символ жизни активно использовалась более тысячи лет назад, и ее культурное значение с течением времени все более сходило на нет, чтобы быть окончательно перечеркнутым нацистским наследием - смертью. Сейчас лишь немногие, те, кто обладает специальными познаниями в культурологии, религиоведении, геральдике, либо интересующиеся указанными отраслями знания энтузиасты могут осознанно отграничить нацистский «хакенкройц» от древней свастики. Для подавляющего большинства, действительно, любая свастика воспринимается как нацистский символ либо сходный с ним - в восприятии наступает та самая степень смешения, о которой говорится в законодательстве.

Во-вторых, определять любую свастику как символ, сходный до степени смешения с нацистским, проще и для суда. Это способствует формированию однозначной судебной практики, в то время как индивидуальное разбирательство по каждому изображению свастики требует дополнительных временных затрат и, вполне возможно, повлечет разнобой в судебных решениях. Однако обоснованно ли такое упрощение?

Думается, при определении того или иного изображения свастики как нацистского символа или сходного с таковым следует руководствоваться в первую очередь сопровождающим его контекстом. Уже имеются и судебные прецеденты данного взвешенного подхода. Так, 03.06.2011 Фрунзенский районный суд г. Владивостока отменил предупреждение, вынесенное Рос-комнадзором в связи с публикацией карикатуры к статье А. Селезневой «Горемычные жертвы ЖКХ», где буква «Х» стилизована под свастику. Судебная экспертиза показала, что статья и карикатура к ней являются не пропагандой, а критикой фашизма и сравнимых с ним репрессивных систем.

В том же случае, если сопровождающий контекст отсутствует, необходимо учитывать цели, которые преследует автор свастического изображения. И здесь важно закрепление в законодательстве четкого понятия «символика экстремистской организации».

Список литературы:

1. Богдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - М.: «Белые альвы», 2001.

2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. № 18-Г07-1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2007. - № 12.

3. Письмо Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций от 07.06.2012 № 3.21-9/401 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Проект Федерального закона № 64005-6 (редакция, внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 23.09.2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minjust.ru.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НОРМ И ИНСТИТУТОВ И ПОИСКА ПУТЕЙ ИХ РАЗВИТИЯ В БУДУЩЕМ

© Решетникова Е.В.*

Четвертый арбитражный апелляционный суд, г. Чита Сибирская академия права экономики и управления, г. Иркутск

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью и важностью изучения истории развития норм и институтов для понимания сущности государственно-правовых явлений, происходящих в настоящее время.

История государства и права России является одной из фундаментальных юридических дисциплин, которая изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также эволюцию отдельных отраслей и всей системы права российского государства.

Как верно указывает В.О. Ключевский, на научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются развития международных отношений, отдельных государств и отдельных личностей, - развития жизненных процессов [2, с. 7].

Профессор В.Н. Латкин рассматривает историю русского права, как со стороны внешнего развития государства, так и внутренних процессов раз-

* Начальник отдела делопроизводства Четвертого арбитражного апелляционного суда, аспирант Сибирской академии права экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.