Научная статья на тему 'Символ свастики: архетипический смысл, история и современность'

Символ свастики: архетипический смысл, история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6748
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАСТИКА / АРХЕТИП / СИМВОЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / РЕЛИГИЯ / SWASTIKA / ARCHETYPE / SYMBOL / CULTURAL CODE / FOLK CULTURE / PEOPLE'S CONSCIOUSNESS / CHRISTIANITY / RELIGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихонова Анастасия Александровна

Статья посвящена философскому и историко-культурному анализу такого сложного поли-культурного символа и древнего образа народного сознания, как свастика. Обращение к проблеме раскрытия глубинного смысла свастического символа, выражающего универсальное архетипическое содержание, обусловлено несогласием автора с существующей в научной литературе традицией рассмотрения свастики почти исключительно в идеологическом и политическом контексте фашизма. Такой подход исключает из внимания исследователей огромный исторический и культурный пласт в развитии символа свастики и дискредитирует её истинную роль в народной культуре. Данная работа представляет собой попытку восстановления смыслового содержания архетипического символа в более полном традиционном объёме народной культуры вне ассоциации с военной агрессией и геноцидом. Задача современных исследований это дешифровка культурного кода свастики в народном сознании прошедших эпох включая начало XX века с целью обогащения современной русской культуры, казалось бы, утраченными смыслами и, тем самым, возвращения её к подлинным народным истокам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWASTIKA SYMBOL: ARCHETYPAL MEANING, HISTORY AND PRESENT TIME

The article deals with the philosophic and historical-and-cultural analysis of such a complicated polycultural symbol and ancient image of people’s consciousness as swastika. The author turns to the problem of revealing the profound sense of the swastika symbol which has universal archetypal meaning, due to his dissent from a tradition in the scientific literature to view the problem of swastika nearly exclusively in ideological and political reference to fascism. Such an approach excludes from the attention of the researchers a huge historical and cultural layer in the development of the swastika symbol and discredits its genuine role in the traditional culture. The author makes an attempt to restore the meaning of the archetypal symbol in a more complete traditional volume of folk culture without any association with military aggression and genocide. The task of today’s researchers is to decipher the cultural code of swastika in the people’s consciousness of the past epochs including the beginning of the 20th century with a view to enrich contemporary Russian culture with the seemingly lost meanings thus bringing it back to its authentic folk origin.

Текст научной работы на тему «Символ свастики: архетипический смысл, история и современность»

ИМВОЛ СВАСТИКИ: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 008(091):003.62 А. А. Тихонова

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена философскому и историко-культурному анализу такого сложного поликультурного символа и древнего образа народного сознания, как свастика. Обращение к проблеме раскрытия глубинного смысла свастического символа, выражающего универсальное архетипическое содержание, обусловлено несогласием автора с существующей в научной литературе традицией рассмотрения свастики почти исключительно в идеологическом и политическом контексте фашизма. Такой подход исключает из внимания исследователей огромный исторический и культурный пласт в развитии символа свастики и дискредитирует её истинную роль в народной культуре. Данная работа представляет собой попытку восстановления смыслового содержания архетипического символа в более полном традиционном объёме народной культуры вне ассоциации с военной агрессией и геноцидом. Задача современных исследований — это дешифровка культурного кода свастики в народном сознании прошедших эпох — включая начало XX века — с целью обогащения современной русской культуры, казалось бы, утраченными смыслами и, тем самым, возвращения её к подлинным народным истокам. Ключевые слова: свастика, архетип, символ, культурный код, народная культура, народное сознание, христианство, религия.

A. A. Tikhonova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

The article deals with the philosophic and historical-and-cultural analysis of such a complicated polycultural symbol and ancient image of people's consciousness as swastika. The author turns to the problem of revealing the profound sense of the swastika symbol which has universal archetypal meaning, due to his dissent from a tradition in the scientific literature to view the problem of swastika nearly exclusively in ideological and political reference to fascism. Such an approach excludes from the attention of the researchers a huge historical and cultural layer in the development of the swastika symbol and discredits its genuine role in the traditional culture. The author makes an attempt to restore the meaning of the archetypal symbol in a more complete traditional volume of folk culture without any association with military aggression and genocide. The task of today's researchers is to decipher the cultural code of swastika in the people's consciousness of the past epochs — including the beginning of the 20th century — with a view to enrich contemporary Russian culture with the seemingly lost meanings thus bringing it back to its authentic folk origin.

Keywords: swastika, archetype, symbol, cultural code, folk culture, people's consciousness, Christianity, religion.

ТИХОНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

TIKHONOVA ANASTASIIA ALEKSANDROVNA — doctoral student of the Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

SWASTIKA SYMBOL: ARCHETYPAL MEANING, HISTORY AND PRESENT TIME

e-mail: soroka-utya@mail.ru © Тихонова А. А., 2015

В повседневной жизни современный человек, встречаясь с архетипическими образами и символами, как правило, не подвергает их рефлексии и чаще всего не осознаёт самого факта встречи. Архетипы вплетены в ткань обыденной жизни таким образом, что человек их не замечает, однако постоянно находится под их незримым влиянием.

При этом конкретное символическое выражение архетипа варьируется в зависимости от хронотопа — места и времени его проявления. Конкретное общество может по-разному реагировать на тот или иной символ, выражающий единое семантическое поле архетипа, и давать ему различные исторические, идеологические и политические оценки. Это связано с тем, что символические воплощения архетипов в любую эпоху служили и служат не только средством реализации творческого потенциала человека, но и инструментами управления общественным сознанием и маркерами различных социальных групп, то есть в определённой мере орудием в борьбе за культурное, экономическое и политическое влияние.

Сказанное выше в полной мере касается такого неоднозначно понимаемого в современном мире культурного символа, как свастика, и его архетипического смысла.

В ХХ веке этот древнеарийский, по предположениям исследователей, символ приобретает такое коннотативное значение, которое в массовом сознании практически вытесняет базовый культурно-исторический смысл. В первую очередь это связано с тем, что в 1923 году символ свастики был использован в качестве нацистской символики фашистской Германии. То, что в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы в Советском Союзе велась активная идеологическая борьба с свастическим символом, направленная на искоренение его из всех сфер человеческой жизни, было исторически обусловлено. В Большой советской энциклопедии даётся следующее определение свастики: «В новейшее время свастика использовалась как центральный элемент композиции флага

фашистской Германии и стала символом варварства и насилия» [2].

Исторически сложилось так, что за короткий временной промежуток символ свастики по объективным причинам приобрёл в общественном сознании исключительно негативное значение. Использование символа в разрушительных для жизни целых стран и народов целях привело к полному переосмыслению его семантического наполнения, складывавшегося в течение тысячелетий в мировой культурной традиции.

Однако, несмотря на дискредитацию символа свастики фашистской идеологией, он продолжает служить выражением архетипи-ческого содержания, которое, безусловно, важно не только для мировой, но и множества национальных культур, в частности для русской культуры и её православной составляющей.

В данной статье мы хотим раскрыть смысл свастического символа, выражающего универсальное архетипическое содержание в контексте задачи возвращения российской православной культуре одного из её культурно-исторических пластов.

Исследователям русских народных традиций известно, что символ свастики использовался широко, в частности русской православной культурой — по крайней мере, до революции 1917 года, о чём современное российское общество практически не знает.

Существует большое количество гипотез об источнике возникновения и общекультурном смысле свастики. Однако «большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа» [1, с. 33].

По мнению некоторых исследователей, символическим прототипом свастики является крест, который возник в мифологиче-

ской традиции задолго до появления христианства и является одним из самых древних символических изображений. Это изображение можно встретить почти повсеместно: в индо-буддийских регионах, доколумбовой Америке, в Средней Азии, в центральной, западной и северной Европе, в Шотландии, Ирландии, на территории нашей страны.

На наш взгляд, факт развития свастиче-ского символа из креста всё равно остаётся спорным, так как нет прямых доказательств подобного происхождения свастики. Кроме того, существуют исследования, связывающие происхождение свастикоподобных символов с кругом, узлом, колесом, лабиринтом, солнечным диском и т.д. Но смысловая и графическая взаимосвязь символов креста и свастики, а также их совместное функционирование в истории культуры сомнений не вызывают.

Неизвестно, является ли свастика модификацией креста, однако надо констатировать: вытеснение одного символа другим в рамках православной культуры так и не произошло. По нашему мнению, свастику можно рассматривать как новый виток развития символического изображения «креста» — при очевидной опоре на его исходную форму.

Интересно, что другой визуальный маркер христианской веры — изображение рыбы как символа Иисуса Христа, использовавшееся в эпоху раннего христианства (например, ранние христиане носили изображения рыбок так, как сейчас носят нательные кресты), — практически вытеснен из современного массового сознания. Фактически крест заменил собой рыбу, чего нельзя сказать о свастике.

Однако смысловое поле свастики выходит далеко за рамки христианства. Мы согласны с позицией С. Л. Василенко, который даёт следующее определение архетипу, стоящему за символом свастики: «Это архетип, как коллективное наследие наших предков, сконцентрированное на символе, который воплощает ментальную структуру, свойственную каждому человеку, и принадлежит всему обществу людей, а не отдельной стране или поли-

тической партии» [3]. Известно, что наиболее ранние археологические находки с изображением свастики относятся к IV веку до н.э. Но свастика и сегодня не является музейным экспонатом, а продолжает функционировать в быту народов Востока, в реконструкции традиционного костюма славянских народов, а также во многих других древних культурах, имеющих дохристианские корни.

В рамках нашей работы мы сосредоточим внимание на значении и использовании свастики славянской культурой.

«Русское название свастики — "коловрат", то есть"солнцеворот" ("коло" — древнерусское название солнца, "врат" — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью» [7, с. 335 — 336]. Среди учёных ведутся споры о смысле направления движения свастики, а также существует мнение, что правосторонняя свастика несёт свет и добро, а левосторонняя — тьму и зло. По нашему мнению, эти споры не являются достаточно обоснованными. Доказательством нашей позиции служит использование обоих типов свастики в орнаменте русского народного традиционного костюма.

Во-первых, многочисленные наблюдения за восточнославянским (Смоленская, Брянская, Орловская, часть Калужской и других смежных областей) костюмом, а также костюмом переселенческих групп с этих территорий в Сибирь, показывают, что право- и левосторонняя свастики очень часто располагаются рядом как элементы единого орнамента — без малейшего противопоставления. Во-вторых, опрос информантов показывает, что нанесение свастики любого типа на одежду всегда является актом защиты и не несёт в себе никаких деструктивных коннотаций. Исследователь Р. В. Багдасаров, обобщая наблюдения, приходит к выводу, что люди, использовавшие свастику, не стали бы действовать нелогично — наносить на свою одежду символы, оказывающие на них негативное влияние. В частности, он замечает:

«... свастический знак "ромб с крюками" на кержацкой вышивке символизировал годовой круговорот Солнца и порождаемой им жизни» [1, с. 229]. Другими словами, свастика — это всегда символ новой жизни и блага.

Изображение свастики на одежде призвано обеспечить человеку бесконечность продолжающейся жизни (круговорот смерти и рождения, появление потомства, укрепление и продление рода), а также она выражает цикличность жизни человека подобно тому, как это происходит в природе. М. Элиаде в своей классической работе «Миф о вечном возвращении» высказывает следующую мысль: «... периодическое возрождение времени предполагает в более или менее явной форме, и в частности в исторических цивилизациях, новое творение, то есть повторение космогонического акта» [9, с. 414]. Символическое изображение свастики выражает архетип циклического восприятия времени мифологическим мышлением, по сути, является выражением космогонических идей. С переходом культуры к восприятию времени как стрелы — в «осевое время», VIII—II века до н.э. (термин К. Ясперса), мифологическое циклическое время не исчезло, но сместилось на периферию общественного сознания, продолжая существовать — в литературе, искусстве, религии в виде культурных традиций (таких как карнавал и масленица), обрядов, символов и образов. В частности, символ свастики, как символический образ солнца, огня, добра, света, вечного движения, вечного возрождения мира, присутствовал во многих сферах жизни наших предков вплоть до того момента, когда в XX веке фашизм стал использовать свастику в качестве «арийского» символа.

В русской культуре долгое время символ свастики имел исключительно положительное содержание. Ещё во времена правления царской семьи Романовых, например последнего из них — Николая II, свастика несла позитивный смысл и обладала для него самого особенным личностным значением. В частности, гравировку свастики можно увидеть на лич-

ных вещах императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, а также письмах и подарках, отправляемых от его или её лица. Для Николая II свастика, без сомнения, имела сакральное значение. Примером этому могут служить купюры, выпускаемые во времена его правления, номиналом 250, 1 000, 5 000 и 10 000 рублей, в центре которых под основной фигурой двуглавого орла имеется водяной знак с прямоугольной свастикой. Не вызывает сомнений, что для Николая II использование свастики было связано с важной ролью православия в его жизни, так как в рамках христианского культа свастика являлась древнейшим визуальным образом, разновидностью креста, о чём в дореволюционной России знал каждый семинарист.

С приходом к власти большевиков наступает новый этап в жизни символа: ярая борьба «со всем старым», религиозным — и со свастикой в том числе. Старые, православные символы вытесняются новыми, в частности — пятиконечной звездой. Ситуация обостряется с началом Великой Отечественной войны, когда советскому правительству важно было подчеркнуть одиозную идеологическую нагрузку свастики. Как пишет Р. В. Багдасаров: «Соответствующее давление было оказано на подконтрольные властям церковные организации. Их оценка свастики дополняла официальную пропаганду. Если коммунисты видели в свастике "человеконенавистничество", то просоветский епископат — "язычество". Архиереи опознали в гитлеризме "антихристианскую закваску"» [1, с. 247]. В сложной международной и внутренней ситуации того времени «отречение» православной церкви от свастики было политически и исторически оправданным.

Однако свастика и фашизм оказались связанными задолго до Второй мировой войны. В 20-е годы ХХ века для создания нацистской символики была привлечена творческая группа. Гитлер утвердил нацистский флаг, на котором был изображён символ свастики на красно-белом фоне. В 1923 году на нацистском съезде фюрер сообщил собравшимся

своё видение значения свастики на знамени национал-социалистической партии: «белый круг на красном фоне есть символ национальной чистоты и силы, чёрная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями» [4, с. 516]. Оперирование древнейшим символом в разрушительном контексте должно было служить демонстрацией превосходства арийской расы в лице немецкого народа над другими.

Негативное влияние борьбы со свастикой с приходом к власти в нацистской Германии Адольфа Гитлера отразилось и на этнографических музейных собраниях (следует заметить, что это произошло только в СССР). В огромных количествах уничтожались экспонаты (традиционный костюм, предметы утвари, быта), на которых было изображение свастики, во избежание наказания за использование нацистской символики. «Под определение "нацистской" символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре в 45° с концами, направленными в правую сторону ... Желательно также называть его не "свастика", а Hakenkreuz, как поступали сами нацисты» [1, с. 20]. По незнанию и из-за слепого следования коммунистической идеологии был физически уничтожен огромный пласт традиционной материальной народной культуры, который хранил веками семантический код свастики. Из человеческого сознания были вытеснены древнейшие представления, раскрывающие конструктивный — животворный семантический код этого символа.

К середине 90-х годов XX века отмечается спад враждебности к изображению свастики. Растёт интерес и информированность общества, выпускаются книги по традиционному русскому костюму, где одно из главных мест по древней обрядовой вышивке занимает сакральный символ свастики, который никак не ассоциируется с нацизмом.

Тем не менее в статье 6 Федерального закона № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» записано: «В Российской

Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах» [8]. Как можно видеть, формулировка статьи, оставаясь актуальной по сути, по форме противоречит исторической традиции и современному уровню понимания необходимости исследовать архетипический пласт русской культуры. Но сам по себе символ не может быть «корнем зла» и нести в себе негативную функцию. По нашему мнению, нерефлексивный запрет на любое использование символа свастики только подогревает нездоровый интерес к ней со стороны националистических и фашистских течений в обществе. Указанное противоречие ждёт своего юридического разрешения в будущем.

Однако в современной культуре существуют и положительные тенденции использования символа свастики. Конечно, сегодня общество утратило некогда сильную связь с природой и больше не зависит ежеминутно от её неведомой силы. И свастика выполняет теперь не защитную, а лишь декоративную функцию. Современные мастера по реконструкции предметов народной традиционной культуры уже не вкладывают в каждый созданный ими узор (будь это резчик по дереву, гончар, ткачиха, вышивальщица и другие) метафизический сакральный смысл, как это делали их предшественники ещё столетие назад.

В заключение хотим заметить, что негативное отношение к свастическому символу в СССР и в странах Европы с времён Второй мировой войны и в послевоенные годы было исторически оправдано той ситуацией, в которой оказались государства и народы, испытавшие на себе все ужасы нацизма. В современном мире, в сложных культурных и политических условиях существования нашей страны и ближайшего европейского зарубежья опасность фашизма по-прежнему сохраняется, поэтому свастика у большинства людей ассоциируется с военной агрессией и геноцидом. Для среднего человека сва-

стика выглядит, безусловно, как «эхо войны» народным сознанием культурного кода сва-

прошлого столетия. стики и обогащения современной русской

Однако современные исследователи и учё- культуры путём возвращения к её истокам.

ные осознают, что в русской культуре име- Раскодируя культурный код свастики, новое

ется огромный символический и образный поколение исследователей укрепляет связь

пласт, который необходимо сохранить. Перед времён и открывает для будущих поколений

ними стоит задача дешифровки утраченного доступ к нашему культурному прошлому.

Примечания

1. Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. Москва : Белые альвы, 2001. 432 с.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Москва : Советская энциклопедия 1969—1978.

3. Василенко С. Л. Воскрешение и перезагрузка свастики: реалии и перспективы [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма : [веб-сайт]. Электрон. дан. 21.11.2010. URL: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0016/001c/1728-vs.pdf

4. Воеводина Л. Н. Мифология как часть символического универсума // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 51—57.

5. История свастики с древнейших времён до наших дней / [текст : Москвин А. Ю. ; пер. : Москвин А. Ю.]. Нижний Новгород : Книги, 2008. 527 с.

6. Леонтьева И. П. Эмблема как семиотическая система // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 66—71.

7. Тарунин А. В. Сакральный символ. История свастики. Москва : Белые альвы, 2009. 544 с.

8. Федеральный закон № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945» годов (с изменениями на 4 ноября 2014 года) [Электронный ресурс] // ЗАО «Кодекс», Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/9011773

9. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / пер. с фр. А. А. Васильевой, Ю. Н. Стефанова, Н. К. Гарбовского. Москва : Ладомир, 2000. 414 с.

References

1. Bagdasarov R. V. Svastika: sviashchennyi simvol. Etnoreligiovedcheskie ocherki [The Swastika: the Sacred Symbol. Ethnological and Theological Essays]. Moscow, Belye al'vy Publ. [The White Elves Publ.], 2001. 432 p.

2. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. 3nd edition. Moscow, Publishing House "The Soviet Encyclopedia", 1969—1978.

3. Vasilenko S. L. Voskreshenie i perezagruzka svastiki: realii i perspektivy [The Swastika's Resurrection and Reload: Reality and Perspectives]. Available at: h ttp://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/1728-vs.pdf

4. Voevodina L. N. Mythology as part of the symbolic universe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universi-teta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 5 (61), pp. 51—57.

5. Moskvin A. Yu., ed. Istoriya svastiki s drevneishikh vremen do nashikh dnei [The Swastika's History from Ancient Times to the Present]. Nizhny Novgorod, Publishing House "The Books", 2008. 527 p.

6. Leotyeva I. P. The emblem as a semiotic system. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 5 (61), pp. 66—71.

7. Tarunin A. V. Sakral'nyi simvol. Istoriia svastiki [The Sacred Symbol. The History of the Swastika]. Moscow, Belye al'vy Publ. [The White Elves Publ.], 2009. 544 p.

8. The Federal Law "Regarding perpetuation of the Great Patriotic War's 1941—1945 victory of Soviet people" (as of 4th of November 2014). Available at: http://docs.cntd.ru/document/9011773

9. Eliade M. Mif o vechnom vozvrashchenii [The Myth of the Eternal Return (translation from French)]. Moscow, Ladomir Publ., 2000. 414 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.