Научная статья на тему 'Ключ к пониманию смысла свастики как символа германского нацизма'

Ключ к пониманию смысла свастики как символа германского нацизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1334
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
белая магия / волхвование / колдовство / круг-квадрат / круг-кольцо / Нацизм / обряд / Обычай / русская народная культура / свастика / чёрная магия / ярга

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутенков Павел Иванович

Анализируется семантика символов круга-квадрата, круга-кольца, а также ярги-свастики в культово-обрядовой практике славян и других народов индоевропейской культуры в парадигме антитезы добра и зла при использовании ритуалов чёрной и белой магии. Ключ к пониманию смысла нацистской свастики автор находит в применении обряда чёрной магии к общечеловеческому символу жизни ярге-свастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключ к пониманию смысла свастики как символа германского нацизма»

УДК 003 ББК 71.0

П.И. Кутенков

ключ к ПОНИМАНИЮ СМЫ1СЛА СВАСТИКИ КАК СИМВОЛА ГЕРМАНСКОГО НАЦИЗМА

Анализируется семантика символов круга-квадрата, круга-кольца, а также ярги-свас-тики в культово-обрядовой практике славян и других народов индоевропейской культуры в парадигме антитезы добра и зла при использовании ритуалов чёрной и белой магии. Ключ к пониманию смысла нацистской свастики автор находит в применении обряда чёрной магии к общечеловеческому символу жизни - ярге-свастике.

Ключевые слова:

белая магия, волхвование, колдовство, круг-квадрат, круг-кольцо, нацизм, обряд, обычай, русская народная культура, свастика, чёрная магия, ярга.

Исходя из того, что народный узор хранит древние культовые знания [3, с. 7-28], возникает необходимость разгадки такого явления. Интерес к этому вопросу усилился событиями Второй Мировой войны, когда кресту с загнутыми концами была отведена незавидная роль. Загадка истории состоит в том, каким образом знак добра и жизни, плодородия и солнца был превращён в знак разрушения культуры, в т.ч. и славянской, и физического уничтожения древнейших носителей этого же знака.

С приходом Гитлера к власти в геральдике нацистского государства появилась свастика, заключенная в круге-кольце. Такое ограничение было непонятным: ведь на протяжении нескольких десятилетий конца XIX - начала XX в. гераль-дисты, историки, антропологи и идеологи возрождения германского государства в качестве знака древности принимали и с широким размахом внедряли в сознание масс крест с загнутыми концами.

Немецко-австрийские создатели идеологии фашизма после прихода национал-социалистов к власти были лишены возможности дальнейшего влияния на претворение своих идей в жизнь. Их многочисленные школы и общества были закрыты, а ряд известнейших фашистов, столпов этой идеологии, попал в концлагеря. Часть из них расстреляли, а другую держали в тюрьмах до 1945 г. Эти факты, бесспорно противоречащие ходу исторического развития немецкого государства, и связанные с ними факты геноцида славян - древних носителей знака ярги - до сих пор не объяснены вообще, или же, на наш взгляд, истолкованы неубедительно.

Что же заставляло русских, как и всех других славян, изображать яргу в ромбе, а не в круге-кольце? В чём заключаются

смыслы круга-ромба и круга-кольца? Почему нацисты отвергли свастику в ромбе и на чистом поле, а приняли своим государственным символом яргу в круге-кольце? Такие вопросы требуют выяснения различия между смыслами изображений круга-ромба и круга-кольца. Разгадку тайны круга (и, следовательно, изображения ярги в ромбе и кольце) мы будем искать в истоках русской народной культуры - в его исконных обычаях и обрядах.

Сохранение у индоиранцев изображения свастики в круге-ромбе на протяжении многих тысяч лет позволяет думать, что индоевропейские народные обряды и обычаи, связанные с использованием круга, хранят в себе и ключ к разгадке нацистской свастики.

Круг-ромб (круг-квадрат). В течение длительного времени учёные делали неоднократные попытки раскрыть смысл ромба как одного из древнейших знаков человеческой культуры. Ромб, как и ярга, известен со времён палеолита. Б.А. Рыбаков, Л.А. Динцес, А.К. Амброз, Г.С. Маслова, Л.М. Русакова пришли к единому мнению, что этот знак обозначает круг года, землю, плодородие, женское начало (лоно женщины), его связывали с магией входа в жилище; в первобытные времена он обозначал источник сытости, жизни, благоденствия и священное изображение женщины как знак плодовитости, продолжения жизни, счёта родства. В соединении ромба с точкой видели образ засеянного поля [16, с. 133]. Ромб в зависимости от его расположения в узоре одновременно мог обозначать землю, растение и женщину одновременно [4, с. 20; 14, с. 155]. Выводы учёных строились на известных материалах по этнографии и археологии, однако основа их рассуждений нередко ограничивалась идеологическими установками. Матери-

Общество

Terra Humana

ал для обоснования смысла ромба чаще всего использовался «неговорящий», т.е. это были предметы из археологических раскопок, наскальные рисунки и др. Источники по крестьянской культуре привлекались только для изучения внешней стороны объекта, без проникновения в сущность народного мировоззрения. Для наглядности выводов нередко использовалось начертание ромба на изображениях каменных баб, на месте женского лона. С точки зрения оберегового значения линейных знаков, это толкование выглядит недостаточным. В этой связи можно предположить, что древние люди считали его знаком духовного пространства и местом творения, зарождения новых жизней.

Широко известно, что лингам [5, т. 3. с. 293] во многих древних индоевропейских культурах обожествлялся, а в качестве знака изображался в естественном виде. Вероятно, это же было возможно и для представления женского лона. Идея непорочного зачатия настолько широко распространена в былинах и легендах, преданиях и сказках древних народов, что даёт основание видеть в ромбе знак пространства творения, зачатия, а в ярге -знак обозначения действия.

Третье значение ромба дано исходя из последних открытий в области знаковых систем, сохранившихся в русских народных женских одеждах [11, с. 46-52]. Например, в последетородных бабьих рубахах ромб с продлёнными сторонами выступает знаком «дома» души, знаком её земного бытия. Заканчивается земная жизнь человека - исчезает ромб. В системе «печальных» бабьих рубах смыслы этого знака связываются с обустройством души на том свете. В понёвном календаре жизни бабы-роженицы квадрат - русская клетка на полотне -. выражает все смыслы жизни: половозрастные, общественные и духовные.

Круг-кольцо. Существующая русская традиционная практика, наряду с вербальными памятниками сохранила значительное количество ныне действующих обрядов с магическим использованием круга-кольца.

Одним из главных обрядов семицко-троицкого празднества является завивание венков, берёзки. До Семика (Семик -дохристианский праздник, отмечаемый сегодня, как правило, в четверг перед Троицей) народное поверье запрещает рубить берёзу. В ней наши предки видели живое существо, имеющее душу, дух, связанное с родом. В праздник же, прежде чем завить и срубить берёзку, участницы обряда - девушки - очерчивали берёзу кругом.

Изображение такого круга в различных местностях получали разными способами. Так, в начале XX в. в районе г. Вязники Владимирской губернии девушки целый час ходили хороводом вокруг выбранной для обряда берёзки перед её украшением и завиванием на ней «венков» [6, с. 81-178]. Малороссы в районе Новогород-Северска, «завивая» берёзку на Троицу, очерчивали круг серебряным крестом. Троицкая песня Калужской губернии, которую пели здесь при исполнении того же обряда, требует:

От русалки от семицкой Ачяртися, акружися!

[7, с. 278].

По мнению Д.К. Зеленина, магический круг, очерчиваемый девицами, выступает оберегом. Другие исследователи уточняют важные детали таких магических действий. Часто пишут, что вокруг уже одетой в женскую наряду, но ещё не срубленной берёзки, продолжают совершать в виде того же хоровода магический круг с песнями, некогда «очевидно заклинательными» [4, с. 6; 18, с. 78 и др.]. Таким образом, пространство, очерчиваемое вокруг дерева,

Рис. 1. Обрядовый печальный (кручинный) подбожник. (С. Чернава Рязанской области. Труд Е.А. Гришиной. 1930 гг.) Из собраний П.И. Кутенкова, № Ч8-2

Рис. 2. Яргический (свастический) плат жениха. (Русский Север. Втор. пол.Х1Х в.) Из собрания П.И. Кутенкова, № РС-13

где находится и дух дерева, заключается в духовно-невидимый, или условно-видимый образ, откуда уже не сможет исходить угроза для людей, собирающихся рубить эту березу. После заключения участниц обряда и дерева в круг-кольцо совершались действия, направленные против дерева: берёзу срубали, отдавали ей свои болезни и т.д. Видимый (или невидимый) круг-кольцо, с одной стороны, служит образом, через который осуществляется духовное, а затем физическое поражающее (нейтрализующее) воздействие на оборонительные способности берёзы. Оно выступает магическим средством, лишающим дух дерева свойств нападения и самозащиты. С другой -очерченный вокруг исполнителей, круг служит средством духовной защиты людей. Д.К. Зеленин писал, что кольца-венки «служат также и оберегом, но первоначальное их предназначение заключалась в угрозе дереву, в запугивании его - чтобы оно не боролось и не мстило человеку, а подчинилось добровольно воле человека, не вступало с ним в борьбу» [8, с. 148-149].

В этой связи интересно отметить, что в Переяславле-Залесском при завивании делали «мирское кольцо» - один венок для всех девушек [17, с. 29].

Видимые и невидимые круги-кольца ограждают людей от возмездия за нарушение человеком установленного миропорядка - рубку своего родового дерева. Они выступают орудиями прикрытия злонамеренных действий со стороны разумного человека.

Видимые и невидимые круг-кольца широко применялись при сборе целебных трав, что известно по русским рукописным травникам XVIII в. Одним из важнейших условий успешного сбора трав сведущие люди считали обряд окружения, т.е. заключения растения в круг перед сбором. Защита человека, осуществляемая посредством взятия трав в круг-кольцо, сводится к трём приёмам окружения, трём способам использования круга-кольца: растение «пронимают», т.е. протягивают сквозь кольцо предмета; растение заключают в круг посредством очерчивания его золотым или серебря-

ным предметом; его заключают в круг из денег. Русские обряды окружения очень близки таким же обрядам, известным по античным источникам (Теофаст, Плиний, Псевдо-Апулей) [9, с. 100, 101]. В общности античных и русских обрядов окружения просматриваются две возможные позиции: 1. Античная культура - слепок с праславянской, что и объясняет это единство. 2. Жреческие (колдовские) обряды, имеющие духовную действительность во многих древних системах знаний о «тонком», невидимом мире, были достоверны и использовались жрецами (аналогично современным законам всемирного тяготения, Ома и др.).

В белорусской традиции замыкание в круг широко применялось в земледельческой обрядности. По мнению О.В. Лысенко, обрядовое окружение поля или иного объекта есть духовное огораживание, духовная защита пространства от неблагоприятного воздействия. Поле (село), окруженное, опаханное, огражденное участниками обряда, осмысливается как место, где «вертикальная ось мирозданья соединяется со статичной и устойчивой горизонтальной структурой» и вследствие обмена (принесения жертвы) с «силами иного мира» происходит его защита от стихийных бедствий. С этой точки зрения становится понятной знаковая способность оберега - защиты от бедствий, когда на обрядовое опахивание (очерчивание

Общество

Terra Humana

границы между мирами) переходят свойства действительной ограды как защитного сооружения. В этом смысле О.В. Лысенко рассматривает и запреты городить изгороди, огораживать поля до начала весны, до пробуждения земли, нарушение которых, соответственно, грозит засухой и другими бедствиями [12, с. 116]. Считается, что огораживание земли ставит заслон божественным силам, ключам, отмыкающим землю для плодородия.

Рассмотренное позволяет установить, что обычный человек, но предпочтительно - знающий, ведающий (колдун, колдунья), способен применять круг-кольцо, для достижения разных целей: для защиты и нападения, творения добра или зла.

По народному поверью, возможности круга-кольца могут использовать не только люди, но также и нечистая сила. С.В. Максимов писал: «Так как на землю было свержено нечистой силы очень много, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий попадавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет и не избавится от дьявольского наваждения» [13, с. 5].

Обрядовое применение свойств круга-кольца для защиты людей и скота от повальных болезней (холеры, чумы) и бедствий (пожаров, засух) известно всем восточным славянам. При несчастье такого рода защита осуществлялась способом опахивания вокруг селения, замыкания селения в круг. По известным описаниям, его исполняли женщины в особых состояниях: вдовы, беременные или ещё не рожавшие бабы, либо девушки, давшие обет безбрачия. Обряд опахивания широко использовался в XIX в.

Обязательными действами в обряде являются замыкание круговой черты вокруг селения, ограждающей его от беды, а также посев песка, который никогда не даст всходов, или же засевание теми женщинами - «вдовы, бабы-неродицы, девки незазорного поведения, беременные», -которые сами не в состоянии в своём положении зачинать новые жизни. Тем самым, по народному поверью, создаётся духовное воздействие на Смерть людьми, на это способными.

Развитые действия по защите скота с использованием видимого и невидимого круга-кольца осуществлялась и в обрядах

Егорьева (Ягорьева) дня, в первый день выгона скота. Первым обряд кругового обхода выполнял хозяин скота, а затем всё стадо обходил пастух. Наиболее действенным оберегом считался обход скота по кругу с обрядовыми предметами и заклинаниями. Весьма известным обычаем в России был круговой обход стада с зажженной свечкой и хлебом. Обходы скота, замыкание его в круг, - несомненно, рудименты дохристианского магического действа.

А.Н. Афанасьев пришёл к выводу, что круговая, со всех сторон замкнутая линия получила в народных верованиях значение наузы, столько же крепкой, как и завязанная веревка или запертая цепь. Науза -действие по глаголу «наузить»: колдовать, знахарить, заговаривать нашептывать. Наузник - колдун, ворожей, знахарь [5, т. 2, ст. 1271-1272]. «Начертанная ножом, зажженной лучиною или углём, линия эта защищает человека от зловредного действия колдовства и покушения нечистой силы. Через круговую черту не может преступить ни злой дух, ни ведьма, ни самая Смерть». В одной из своих работ А.Н. Афанасьев отмечает: «Вернейшим средством против нечистой силы считаю начерченный круг, как знамение образа небесных светил и их оборота» [2, т. 3, с. 517, 518]. Позже с этим согласился А.А. Миллер, считавший, что диск, металлический кружок выступает «как проводник некоторой силы, способной охранить от дурного глаза» [15, с. 147].

Символика круга-кольца не имеет однозначного истолкования в славянской обрядности. Оно наполнено двумя противоположными началами - добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы и т.д. В первом значении круг-кольцо как бело-магический, вещественно-осязаемый знак, защищает человека и его жизнестрой от вредоносных воздействий. Область применения занимает все стороны жизни человека, и большинство русских крестьян в повседневной жизни успешно им пользовалось (пользуется) при защите семейных и общинных жизненно важных интересов. Волхвование, колдовство широким кругом лиц с использованием круга-кольца свидетельствует вере в действенность таких обрядов.

Вторая сторона использования круга-кольца связана с чёрной магией. Круг-кольцо в его вещественном и духовном применении направлен против интересов человека, общины и их жизнедеятельнос-

ти. Замыкание в кольцо предмета воздействия (его знака) лишало или ограничивало надолго или навсегда свободу его действий. В случае с человеком или общиной последствия такого действия, по поверьям, имели тяжёлый характер.

Таким образом, обрядовое замыкание в круг-кольцо для достижения желаемого результата могло осуществляться представителями различных сил: добра и зла, белых и чёрных, причём объектами воздействия становились люди и животные, дух «святый и дух нечистый» [10, с. 218].

Свастика в нацистском государстве сразу же после прихода Гитлера к власти была заключена в круг-кольцо, следовательно, её использование попало под управление определённых сил, пользовавшихся магическими приёмами. Результаты деятельности нацистов известны - свыше 50 млн человек, погибших в ходе Второй Мировой войны. Это свидетельствует об использовании управляющего воздействия тёмных сил через круг-кольцо на крест с загнутыми концами и, как следствие - и на носителей культуры ярги-свастики.

список литературы:

1. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ, «ромб с крючками». - СА. № 3. - М., 1965. -С. 54-86.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. (первое изд. - М., 1865 - 1869). Репринт. - М., 1994. - 1 т. - 800 с.; 2 т. - 788 с.; 3 т. - 840 с.

3. Воронов В. Народная резьба. Памятники крестьянского быта из Российского исторического музея. Начало 20 в. Вып. 1. - М., 1925. - 110 с.

4. Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 26. - Тобольск, 1915. - С. 1-65.

5. Даль В.И. Толковый словарь великорусского живого языка. В 4 т. Репринт издания 1903-1909 гг. -М., 1994. - 1 т. 1744 ст.; 2 т. - 2030 ст; 3 т. - 1782 ст.; 4 т. - 1619 ст.

6. Завойко Т.К. Верования, обряды и обычаи великорусов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. - 1914, № 3-4. - С. 81-178.

7. Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива Императорского Русского географического общества. Вып. 1-3. - Пг., 1914-1916. - 344 с.

8. Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма. Избранные труды. - М.: Индрик, 1999. - С. 181-258.

9. Ипполитова А.Б. Ритуалы сбора растений в русских рукописных травниках XVIII в. // Мифология и религия в системе культуры этноса. Материалы Вторых Санкт-Петербургских чтений. РЭМ. - СПб., 2003. - С. 99-101.

10. Кутенков П.И. Ярга-свастика - знак русской народной культуры. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - 451 с.

11. Кутенков П.И. Великорусская женская сряда (одежда). - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. - 174 с. + 112 с. цв. вкл.

12.Лысенко О.В. Ритуалы аграрного цикла в белорусской этногкультурной традиции XIX—XX вв. (структура, функции, семантика). Дис. канд. истор. наук. СПбГУ. Библиотека РЭМ. - СПб., 2002. - 174 с.

13. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - М., 1996. - 272 с.

14. Маслова Г.С. Орнаменты русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

15. Миллер А.А. Элементы «неба» на вещественных памятниках // Из истории докапиталистических формаций. ОГИЗ. Гос. акад. материальной культуры. - М., 1933. - С. 21-67.

16.Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Сборник трудов НИИХП. Вып. 5. - М., 1972. - С. 27-82.

17. Смирнов М.И. Культ и крестьянское хозяйство в Переяславль-Залесском уезде: По этнографическим наблюдениям // Старый быт и хозяйство переславской деревни. Труды Переславль-Залесского ист.-худож. и краеведческого музея. Т. 1. - Переславль-Залесский, 1927. - С. 5-18.

18.Таряников М.В. Материалы по этнографии Корочанского уезда: село Стрелица // Курский сборник. Вып. 7. - Курск, 1912. - С. 70-84.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.