СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ АЛТАЙСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1953-2003 гг.)
К.В. МАЕРОВА
Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов,
Ул. Миклухо-Маклая, д. 6,117198, Москва, Россия
В статье дано описание свадебной обрядности алтайских поповских старообрядцев. Материалы собраны автором во время диалектологических экспедиций 1953-2003 гг.
Алтайские старообрядцы представляют относительно замкнутую группу населения (около 30 деревень в Восточно-Казахстанской области (ВКО) и в Республике Алтай, юг прежней Томской губернии). Удаленность от центров цивилизации, замкнутая жизнь, старообрядческая вера («не мирщиться») привели к сохранению обрядов, традиций и языка.
Описание свадебных обрядов построено на материалах многочисленных экспедиций студентов Усть-Каменогорского педагогического института и Российского университета дружбы народов под руководством автора, а также на материалах индивидуальных поездок автора в Республику Алтай и в ВКО (часто продолжительных) в течение 1953-2003 гг. Экспедиции дали обширные рукописные, магнитофонные, видеомагнитофонные записи, фотоматериалы и зарисовки. Материалы, собранные на протяжении 50 лет, позволяют дать описание лингвокультурологических, религиозно-этических и этнографических особенностей этой группы населения. Свадебные обряды алтайских старообрядцев, во многом сохранившиеся до настоящего времени, вызывают несомненный этнолингвистический интерес.
Старообрядцы появились на Алтае вслед за Указами Сената 1760 и 1762 гг., в которых говорилось о возвращении русских старообрядцев с Ветки и Старо дубья... В особом «реэстре» при указе значились места, «состоящие в ведомстве Усть-Каменогорской крепости».
В 1764 г. на Ветку был послан генерал Маслов («вторая выгонка Ветки»), который за 2 месяца выселил оттуда до 20 тыс. старообрядцев [1, с. 3; 5; 2, с. 424-437, 463, 472]. Посетивший Алтай в 1870 г. П. Паллас [3, с. 217] нашел существующими «польские» села, известные и в настоящее время. Обжившись, «поляки» постепенно стали расселяться по Алтаю, перебираясь на территорию современной Республики Алтай.
На Алтае «поляки» поселились в красивых местах с благодатным климатом, пригодным для хлебопашества, скотоводства, пчеловодства, огородничества, охоты и рыболовства. Старообрядцы считались государственными крестьянами, могли сохранять прежнюю веру, за что облагались двойным податным налогом. Они держались деления на поповских, беспоповских и другие согласия, старались не мирщиться и строго противодействовали смешанным бракам. Почти в каждом старообрядческом селе была церковь, в некоторых даже две, у беспоповцев были свои молитвенные собрания с наставниками во главе.
В 50-70-е гг. XX в. каждая женщина, начиная свой рассказ, говорила: «я беспоповская», «я поповская», «свадьбу убегом играли, муж мой беспоповский, а я поповская», «я с-дабра замуж шла». Сейчас чаще всего старообрядцы называют себя православными старой веры, но прежнее деление на поповских и беспоповских сохраняется.
Свадебный обряд до сих пор сохранился в почти полной неприкосновенности. Если в современной свадьбе отсутствуют некоторые обрядовые детали1, то память женщин всех возрастов бережно хранит все подробности, связанные со свадьбой и замужеством, как самое яркое событие их жизни. Для иных свадьба была настоящим праздником, счастьем, если девушка выходила за любимого, но было и так, что молодых сводили из какого-то расчета, по желанию родителей.
-Как мы раньшы жыли? Мы никак ни-жыли. Силъй атдавали тятька с маткъй, атдадут, так и жывеш, ни-любиш, фее равно, что ф-пролуп кинишея.
Случалось, что молодые, не покорясь воле родителей, тайно договаривались и женились «убегом».
- За нужду ни-атдавали, так я бегьм убяжала.
Этот своеобразный бунт заканчивался иногда трагически: не могло помочь прятанье в лесу, бегство в другую деревню. Молодых ловили и отдавали девушку за жениха, угодного родителям.
- Нъ-маей памяте силъй адну гнали.
- Наработаишси днем, аш ноди гудят, а се-тати ноиш: мам, пусти нъ-заваленку (на вечерку, где знакомились)
- Нарядишси в биеяра дъ-гранатти дъ-бяжыш.
-Де\уки нъ-вяшерти работу каку брали, большы фее пряли, свешти али жырништи жгли.
- Сабиремси, глять, а там и жанихи идут.
- Рябата за мной вязались, я любила мядок исть, май милъи, я хърашо вы-хадила.
- Я бегьм бяжала: мужык пръваславнъй, а я старъй веры. Аны зашяли ругать мяня. А я пашла на вяшерти и взамуш убяжала.
- Бегьм я шла, рожденка я тутыинъя, ня-сватьли мяня, убяжала.
- Отдали мяня силъй; жыла, уйти ни-давали.
- Я с-дабра шла, атец был сагласнъй, матка галосила.
Знакомились молодые парни и девушки, зимой на вечерках, а летом - «на полянках» в конце улицы, куда собирались с каждого «конца» деревни отдельно.
- Деуштти брались за-рути, пели песни, а то парами хадили. Адна пара становиццъ к стенти, а астальныи патходят к-имя.
- Парами становяццъ и пают: «Хрен, ты мой хрен, / Съдавой, пълявой, / Што ни-я тябя садила, / Ни я пъливала, / Садил тябя Иван, / Пъливал Сели-фан....»
- Деушти с парням ходют. Адна пара становиццъ на лафку, а друдии колъ лафти и пают: «Селифанъва Жана / Приухъжъвхла, приусматривала, / Русу косу приучъсъвъла, / За добрым молъццъм приусматривъла».
Для вечерки «откупали» избу у какой-нибудь вдовы, солдатки или у одиноких стариков, платили, кто чем мог: кто дров принесет, кто крыльцо починит.
Приходили парни с гармошкой, подсаживались каждый к своей девушке на «копыл» прялки, говорили, смеялись, пели песни, выходили иногда на крыльцо «пъжалеццъ», ждали своей очереди «ляжать в-ызбы». (Под кроватью в горнице стелили шубу и по очереди пары приходили туда лежать, советоваться, договариваться о будущей жизни.)
- Падруга пат-койкъй стелит, лягиш с-им.
- Лягиш с жанихом, дъ-кады харошъй и гьвариш с-им, а уш ежли какой за-валяшшъй, так и скажыш: мол, ни-стялися, ни-нужон мне.
- Сидим прядем, рябята приходят, кто папосли, кто напирет, жъняшишки нашы, ляжать с-имя идем.
В этом обычае ничего плохого в деревне не видели. Познакомившись, молодые люди договаривались между собой о женитьбе и «задатились», то есть давали друг другу заклады в знак своей договоренности.
- Мы уш абзадатились с-им. Я яму пъясок натищеннъй дала, рубаху вышы-ваную, а он мне три рубля деник дъ-платок.
После этого родители жениха засылали сватов в дом невесты на «сговор». «Сговор» происходил всегда в доме невесты. В качестве «сватов» шли в дом к невесте отец и мать жениха или его дядя с теткой, крестный отец с крестной матерью или кто-нибудь из его родни. Сваты стучали в оконное стекло, «творили молитву» и говорили:
- Хоспъди Исусе Христе, памилуй нас грешных.
Отец невесты отвечает:
- Аминь святой малитвы.
- Пусти, ради Христа, пагреццъ.
- У нас у самих пална изба.
- А аны фее просяццъ. Ну тут уш пустят.
Или:
- Хоспъди Исусе Христе - сыне Божый!
- Аминь вашъй малитвы. Вхадитя. Жальтесь.
Сватов усаживали на почетные места в передний угол в горнице. И тогда сват говорил:
Мы пришли ни-пол-дъ таптать,
Дъ-ни де\уку ругать,
А за добрым делъм,
Дъ - за сватъньем.
У тябя есть сын, в мяня дошь,
Надъ их свясти. Давай выгъвър въгаваривать.
После предварительных переговоров сватов угощали вином, «медовухой», «суслом», пряниками. Это называлось «запой». На «пропое» уже окончательно определялись размеры приданого, как и когда играть свадьбу. Здесь же происходило и рукобитье.
- Есть трекъюццъ мълъдажоны, гьк-рукабиття делают. Бьют пъ-рукам и сказывают: делъ сделънъ, пъ рукам ударинъ - с - папятнъвъ сто-рублей.
Рукобитье - старинный обряд, означавший окончательное завершение сватовства. В присутствии всей родни и посторонних лиц дружка брал расшитый рушник и клал на руку, сверху поочередно крест накрест калали руки отцы жениха и невесты, их матери, а потом и ближайщие родственники, дружка скреплял руки полотенцем, приговаривая:
- Скреплино-слажънъ, пъ-рукам ударинъ, хто ф-папятнъю пайдет с таво штраф вазьмем.
- Рукабиття сладят, пъ-стакану абнясут фсехъ, пиратом закусят.
- Станут выгьвъръм рядиццъ. Выйдут, снова зайдут - нарот был пръкти-ковънъй.
-Рукабиття поели, как высвътъют. Фее кладут рути пъ-адной, пирякла-дъвют пълатенцъ, а патом, штобы ни-трекнулси разбивают.
После этого в доме невесты начинался девичник («дявишына»), который продолжался несколько дней, в течение которых подруги невесты шили ей приданое.
- Там день-два прайдет дявишына начинаиццъ.
- Я дявишник събрала, рукам фее тагда шыли: навълъшти зънавести, дары разный.
- Стол ставят на дявишнити, крук стала садяццъ дефти, кажнъя атлажываит че-нибудь. Нявеста ф-кансе стала сидит, рути у-лиса. Дешти здесь у нявесты и спят. Абед патходит - тясяцкъй с жанихом едут.
- Дявишыну сабрали, шыли скатиртя, рушнити. А уш самый дявишник пе-рит свадьбъй вечиръм.
- Дявишник сразу пасля запоя. Шъюццъ де\ути рукам.
-Нъ-дявишник мълъдажон приязжаит с кълаколшикъм, дбрит де\укам
канхфеты, пряниты, арехи, деньди им брасаит.
Девичник каждый день посещал жених с «тысяцким». «Тысяцким» во время свадьбы выбирали бойкого на язык, умеющего шутить человека из жениховой родни, расторопного, ловкого, веселого.
- Дєуути-ть нъравят фее с жанихом нъ-кашофти пъкаттаццъ, а он уш так прамчит - серца зайдеццъ.
- Тысяцтий колъ жаниха - закону ушит».
На девичнике пели песни в честь жениха и невесты. Многие из этих песен поют на девичниках до сих пор. Наиболее распространенными песнями в честь невесты были песни «Уж ты ласточка косатая...» или «Река ли, моя реченька».
Уш ты ластьшъка касатья,
Пиряпелъшъка крылатья,
Ты зашем ранъ улетьла,
Ис-сваева ис-тяпла гнязда.
Ах, любезнъя падружинька,
Ни-сама сабой вылетъла,
Выганяла мяня студина зима,
Из-маева ис-тяпла гнязда.
Свет-Мария ты Стяпанъвна, Распрекрасна крас на-девица,
Ты зашем ранъ выходила,
Из сваева из тяпла угла?
Вы любезный падруженьки,
Не сама сабой выходила,
Вывадила мяня сватынька,
Свет Явдиния Стяпанъвна Стьнавила нъ-канец стала,
Нъ-канец стала дубовъва,
Вхсярет пала крашенъва,
Приручала добру молъццу,
Свет Ивану Назарычу.
Или:
Ты ряка-ли, мая решенька,
Решька быстрая валнистая,
Бяжыт решька ни - калышыццъ, Пясками ни-вазмутиццъ,
У нас сидит Марусинька,
Сидит у нас умнешенька, Съ-падрушкъми ни-улыбниццъ, 3-дърагими ни-прасмёхниццъ.
Чаво ради мне смиятись С падрушкъми улыбатися У-мяня нет гостя званъва,
Г остя званъва пачтеннъва,
Маевъ братца любимъвъ.
Пра старонку, пра старонушку,
Пра старонку при мила друшка,
Он ни-ходит-ли вдоль улошьти,
Ни заходит-ли в-цареф-кабак,
Он ни-любит-ли ину де\уку,
Ину де\¥ку пъстароннию,
Акрамя нашъй Марусиньти,
Акрамя нашъй Васильевны?
Или:
Вот сядела Катюша,
Блись зяленъва лушка,
Шыла - вышывала сябе тонти рукава, Вышыла рукафшити - пъдашла к-атцу:
Радимъй тятинька, чаво вздумал нъда-мной?
Дошь мая, Катинька, в-мънастырь атдать хачу.
Радимъй мой тятинька, в-мънастырь я ни-пайду. С-мънъстыря фсех манашък ръзганю.
На старъй игуменни плаття раздяру.
Потом присватълся к-Катиньти первъй дильдии купес Выписал именьица пълтараста пар быкоф, Вздумъю-падумъю зъ-яво ни-пайду.
Потом присватълся к-Катеньти первъй статстий скрыпашь Выписал именница две скрыпти и лучок. Вздумаю-падумъю зъ-яво пайду.
Выйду зъ-варотишти, люди спросют мяня:
Сыта ли, галоннъя, музукантъва жана?
Сыта ли, галоннъя - завсягда я висяла».
Вот песни, которые пели на девичнике в честь жениха.
Как у нашъвъ сыра дуба Много листьеф, многъ повети.
Толькъ нету у сыра дуба Много роду, много племени.
Как у нашъвъ у Гришеньти,
Нету роднъвъ батюшки Яво нужнъ бы и надъбнъ Ка-маей ка-милъй свадепте.
* * *
Как вилися кудри, пъвилися У-удалъвъ, у-молъццъ,
У-Ивана свет-Савельича.
У няво кудри-тъ русый,
А уш глазыньти-ть черный,
Гласти черный да быстрый,
А уш Ножыньти-тъ резхвыи,
Ношти резвый дъ-праворныи,
А уш рученьти-тъ белый Рути белый да-лофтии,
Рути лофтии да-сильныи,
А и галоушка да-смелъя,
Яще смелъя да умнъя...»
* * *
Как Коленьтина мамынька, свет Иванъвна,
В-васкрясенье съпародила васкрясенску заутриню,
Ана Колиньку учила, дитятку, уму-разуму Да уму-разуму учила.
Ты дите-ли мая дитяткъ,
Будь сщасливъй, буть таланливъй Гъварливъй буть, забавливъй На навестушък щасливъй.
Ты задумаиш жанитися,
Ты паедиш на дявишыну,
Ни-брасай каня нъ-дваре,
Ты атдай каня конюшу,
Разудалу добру - мольццу,
Свет Андрею Иванычу,
Штобы свел он каня Нъ-канюшен двор,
Привязал к дубову сталбу,
К дубову сталбу таченъму,
Къ-калечушку злаченъму,
Ты пайдеш ва-новы сени,
Ни брасай плетку под-ноди,
А навесь яе на-спичину.
Ты зайдеш ва-высок тярем,
Богу почаще малися,
Паниже в землю кланяйси,
Што тестю са-тещею,
Примечай сваю сужену.
Твая сужена - ряжена,
Ат добрых людей отмечена,
В-ей галоушка павешъна,
Щечки алы призатертыи,
Очи ясны призаплакъны.
* * *
Как у Ванюшьти въ-дваре,
У Барисыча на-шыротим,
Деривсъ-тъ типарисъвъ.
Как ка-этаму ка-деривсу Съкалы-ть салиталися Фее баяры саижжалися.
Аны думали думушку,
Думушку крепкъю:
Што куда нам браццы ехати?
Мы паедим въ-баяры,
Што въ-Спаса прасить милъсти,
У Яфима сватать дошиньку,
Он добром ня-даст,
Силъй вазьмем,
Уш мы силъй няволюшкъй Ни сваей волей-ахотью.
Жених с тысяцким угощали девушек сладким пирогом, испеченным по этому поводу, одаривали подарками, мелкими деньгами.
- Гляньти, жаних с тысяцтим едут, падарти вязут.
- Пъбагаши так всяво нъвязет, пъкатаит яще.
- Тысяцкъвъ звали яще - бальшой баярин.
- Кагда еще жаних с нявестъй астаеццъ, а тысяцкьй вязет де\уък в-абет.
Поздно вечером жених с девичника возвращается домой, где в это время
все готовится для свадьбы.
В последний день девичника накануне свадьбы вечером невесту вели подружки в баню, мыли ее, хлестали березовым веником.
- Зафтра брать, а седнишнъй день - баня.
- Веник у жаниха вазьмут. Едут в пъшавнях, держат веник нарядънъй. Вязет веник тысяцкьй с девушкъми. Патом тысяцкьй с жанихом уежжают.
- Таперь деушти бирут яе под-рути и вядут в-баню. Ана галосит: Любимъя мая, сношынька, / Атвари мне теплую банюшку, / Прищепало мне резвый ножъньти, / Прихватилъ мне белый рушиньти...
- Дешти и невеста заходят, льют винца на каменку. Этьм веникъм паряццъ. Нявеста моиццъ и де де\ути с-ей. Аденуццъ патом в чистъе, но в-буднишнъе.
После бани девушка - невеста пела-голосила у дверей своей избы, чтобы мать отворила ей дверь:
Ты радимъя, мая манънька,
Атвари-къ мне теплу горинку,
Прищепалъ мне резвы ножъньти,
Прихватилъ мне белы решуньти,
Што ка-той къ-скабы жалезнъй.
Уш я париццъ ни-напарилъсъ,
Уш я мыццъ ни-намылъся,
Толькъ смыла я сваю девью кросъту.
(Аткроют нявести дверь, ана за-мать вцепиццъ.)
Мать открывала ей дверь и, причитая, вводила ее в горницу. Невеста входила и начинала причитать:
Радимъя мая, мамынька,
Уш я мыццъ ни-намылъся,
Париццъ ни-напарилъсь,
Смыла толькъ сваю девью кросъту.
После бани приезжает в дом невесты жених с тысяцким, привозят пирог. Тысяцкому девушки поют песни, а невеста сидит с женихом за занавеской. После отъезда тысяцкого с женихом девушки с матерью укладывают невесту спать, причитая:
- Паследнию начуиш ты у нас темнъю ночиньку...
На следующее утро, истопив печь, мать начинает будить дочь, обращаясь к ней с ласковой песней-причитом:
Милъя ты мая дошинька,
Ну-ка фстань-ка, прабудися,
Дошька милая, са-сна крепкъвъ,
На раду ты у-мяня ни ва-первыих,
А ва-красных де\укъх не ис-паследниих.
Если выдавали замуж девушку-сироту, то она перед тем, как ее выводят из дому, причитая голосит:
Вы падуйти, ветры буйный,
Разнясити снёги белый,
Ты раздайся мать сыра-земля,
Ръскалися гръбава-даска,
Раскройтесь белы саваны,
Вы прагляньти очи ясный,
Раскройтесь уста сахарный.
Ты радимъя, мая мамынька,
Пръгъвари-ка са-мной слово ласкъвъ,
Я ни-злата-ть прошу у тябя, ни серебра,
Прашу вечнъя благасдавления.
К этому времени приезжает жених на лошадях, запряженных парами и убранных цветами и лентами. Начинается «бранье». «Бранье» - старинный обряд выхода невесты из своего дома перед венчаньем. Жениха, тысяцкого усаживали на почетные места, сходилась невестина родня. Сваха выводила нарядную, в фате, невесту, садилась с ней в передний угол, оберегая ото всех разговоров и прикосновений. Брат невесты, а если его не было, то кто-нибудь из ее близких родственников, начинал «продавать ее косу», которую каждый помогал ей заплетать:
- «За-русу косу вазьму сто рублей, за алу ленту вазьму десить рублей, а уш девья кросъта так уйдет».
Если у невесты хорошая коса, если она хороша собой, то брат долго «ломался, куражился», набавляя цену и не уступая. Жених давал ему деньги, а он упрямился, его поили вином, а он отказывался.
- Стакан мой ни-пригубимши, у нас лопгьди ис-татих ня-пьют.
- У маво атца вся пастройка крытья, ни-ломънъя (жених добавлял).
- Ни-хачу штобы прътякалъ (жених еще прибавляет).
- Ни-хачу штобы булькълъ (жених дает ему денег, подносит стакан вина).
- Есть каторыи шыпкъ долгь лъмались, так-косу, как зря, ни-прапивали.
- За касу сидит бярет брат. Дети сидят ждут пока им пъ-стакану въдадут. Тагда аны уже выводят нявесту.
Жених угощал брата вином, давал ему и подругам невесты деньги, конфеты, орехи.
- Патом нявеста с жънихом становяццъ возли стала. Фее сядут, выпьют пъ-стакану и выводят их, а уш нескълъкъ лошадей ждут.
После этого вступал в свои права главного распорядителя свадебного праздника - дружка. Дружка - ведущий на свадьбе. Это ловкий и веселый балагур, знающий досконально свадебный обряд, умеющий к тому же, по представлениям односельчан, сводить «порчу», оберегать молодых от дурного глаза.
- Друшка - свадьбишнъй распарядитель, есь из радни, а есь чюж - чюжа-
нин.
Дружка вместе со свахой выводил невесту под руки из родительского дома. Невеста с подругами пела прощальные песни, а мать, выбегая на крыльцо, падала в ноги дочери, причитая:
Въратись-ка, мая дошенька,
Въратись-ка, мая милая,
Уш-ить пъзабыла ты три клюшика,
Уш-ить первый-ть клюшик волю батюштину,
Уш-ить фтарой-тъ клюшик ласку матуштину,
Уш-ить третий-ть клюшик девью кросъту.
А уш как эту-тъ кросъту Ты ня-купиш ни за катии деньшти.
Невесту со свахой сажали в одни пошевни, жених с тысяцким садились в другие, а за ними следовал весь свадебный поезд.
- Жаних с тысяцтим в адни сани садились, а сваху с нявестъхй в друдии сажали.
- Вон сватьба едит, на разнису едут, кони наряжъны, кълакольцы звянят, свадьбишныи песни пают.
Перед выездом со двора дома невесты был обычай «заламывать ворота». Родня невесты останавливала лошадь, на которой ехала невеста, «повозник», правивший лошадьми, говорил:
- Пъткарьмить их надъ, а то ня-тянут.
- Лошъди смокшы, нъпаить их надъ.
- Вязли невесту сваха дъ-павозник, свахин мужик. Павознику святок красный привязъвали нъ-груде.
- Свахъй кажний хател дабиццъ. Ценных людей брали.
Повозника угощали вином или пивом, и, если это было зимой, стряхивали снег с ворот на головы отъезжающих, что вызывало немало смеха. С «заламыванием ворот» связан еще один обычай - прощения обид или ссор, бывших до этого с соседями. Виновники случившегося подходили к воротам как раз после «заламывания» и не уходили до тех пор, пока не бывали прощены. После прощения все вместе выпивали по стакану пива или вина, которое подносила мать невесты, дорога освобождалась и свадебный поезд двигался к церкви с песнями и шутками. По дороге обычно было еще несколько остановок: то кто-нибудь падал, то будто-бы лошади не шли. Каждый раз в таком случае участникам торжества дружка подносил брагу, пиво или вино, особенно старательно дружка поил повозника и тысяцкого.
На первой паре лошадей ехал дружка с «поезжанами», на второй - ехала невеста со свахой, на третьей - жених с тысяцким.
- Паижжаны - это хучь хто на свадьбы был, вроди гости татии.
- Едут к вянцу, а павозник астановит нявесту, а друшка смотрит, вёрниццъ-падает яму, ламливъй раза три-чатыри астанавливаиццъ.
У церкви свадебный поезд останавливался.
-Жаних нявесту высажъваит, тысяцтий сваху. Жаних бярет нявесту за-рушиньку, сваха за-другу, вядут к-вянсу.
-Вяныцают, поп спрашиваит: «Своей ли волей женишси, своей ли волей взамуж идеш?».
- Апеть патом нявесту нъ-сваю лашатку, жаниха нъ-сваю, апять павозник ламаиццъ, друшка с щяйникъм бегаит, поит яво.
В то время как свадебный поезд отъезжает в церковь, со двора невесты выезжает другая повозка, на которой везут постель и приданое невесты в дом жениха. Когда невеста из зажиточной семьи, приданое везут на двух повозках.
- Только свадьба съ-двора, а тут уш петель надъ вясти.
-Пастель фея ейнъя радня вязли. Бывалъ глядиш - с пастелью едут, ну значит сватьбу где-тъ ладят.
- С пастелью едут родственнити ейныи.
- Сматриш, катора ггьбагаши, тък-на-двух ни-увязеш, битком набить, толъкъ пошъвни стонут. А у-мяня и весть нечиво было: руса каса, да кари глаза тут и фее мае багацтвъ.
- Приданъе павязли ей шэеь чилавек, паставили вясти умных людей.
Дорогой повозку с постелью и приданым невесты несколько раз останавливали, и брат невесты, везший ее, мог долго кружить на месте, чтобы его угостили вином.
-Дошьку атдавали, с пастелью паехъли, долгъ ламались дъ-куражылись, мимъ двара раза два праежжали. Потом падъехъли фсе-жъ, нясут мужути постель да рас и в-двярях застряли, ни-идет, ну никак ни-идет пастель, ну подъли им пъ-стакану, прашли, слава Боуу. Стали раскладъвъть пастель-ть, давай гвось вбивать - вдарит рас, вдарит другой, а гвось фее на-мести. То-тъ смеху - апеть другой, а гвось фее на-мести. То-ть смеху - апеть ни-идет. Апеть падать надъ. Шыпкъ долгъ куражылись.
Пока в доме жениха идут последние приготовления к свадьбе, молодые венчаются в церкви. После венчания и обмена кольцами свадебная процессия покидает церковь
- Жаних под-руку нявесту выводит, тысяцтий - сваху, а друшка - впиряди идет.
Молодые усаживались в повозке, родственники занимали свои места и свадебный поезд мчался к дому жениха, где должна была происходить свадьба. Родители жениха выходили встречать молодых на крыльцо с иконой, с хлебом-солью, благословляли их.
- Буть вам мая благаславления атныни да-веку, ат-зямли да-небу, савет дъ-любо^', дети, вам.
- Наказъвали имя: жане чтить мужа, как на цэркви крест, мужу бяречь жа-ну, как правъй глас.
- Как нявеста в-върата въижжаит стряляют с ружей, закон такой был, в-ызбы тожъ стряляют. Заижжают. Жаних саскакьвъит, нявесту сымаит. Батька с маткъй выходят их хлебъм-солью благьелавляют и иконъй. Тысяцкьй жаниха заводит в-дом, жаних нявесту тянит, а ана - сваху. Их содют в пяредний угъл.
- Содит нявесту сваха и держыт платок. Сваха расплятаит инвесту и запля-таит в-две касы. Тыи гости стаять пают. А патом тысяцкьй и сваха стаят и гьва-рят: «выкупити мъладых». Мъладым пъдают пъ-стакану вина.
Молодых и всех гостей усаживали за стол и начиналась свадьба. Шутками и прибаутками обращался дружка к гостям, всех угощал, следил, чтобы всем было весело, чтобы не вспыхивали ссоры. Девушки пели свадебные песни в честь жениха и невесты.
- Уш как песни свадьбишныи зъвядут любъ слушать было.
Песни чередуются плясками, пляски сменяют снова песни, все это пересыпается острыми шутками, на которые должен быть горазд дружка.
- Хърашо, если жаних люб дъ-мил, а свядут силком, так сидиш и-ня-знаиш на свадьбы ты или на-поминкъх.
Свадьба длилась до вечера. А утром новобрачный с тысяцким приглашали гостей «отводить стол», то есть гости приезжают или приходят с подарками, часто молодожен и тысяцкий их привозят на лошади. Гостей встречает дружка, усаживает их за стол, угощает. Гости пьют, едят. У стола встает сваха с блюдом, покрытым расшитым полотенцем. Встает родня невесты и первая одаривает молодых, затем поочередно к свахе подходят родственники жениха, все гости. «Дары» были самые различные, дарили все, что могли дать, все что годилось в крестьянском хозяйстве. Деньги и мелкие подарки клали на блюдо, которое держала сваха, а крупные предметы, скот при этом просто перечислялись. Это называлось «собирать стол», а одариванье называлось «класть в стол».
- Дары дорют, стол у-их идет.
- Стол събярут кладут ф-стол, батька - каня, матка - телку, а коли нет -тьк-птицы какой...
- На стол мы паехъли. В-их стол идет сяйщяс.
- Сын кады жанился, я так баялъсъ. Аны-ть вишь в-мяня сйръты, в-мяня двор дъ-къравенка худая, ниче ни-былб. Так мир им ф-стол всяво наложыл.
- Сваха стаит тарелку вытягаит и у каво чиво есть кладут в-стол: тавару на-платью, касинку, яму нъ-рубаху.
«Отведя стол» невестина родня уезжала домой, приглашая на следующий день всех к себе «на блины». Так заканчивалась свадьба в доме жениха.
- Паследний стакан атцу нявесты дают и он фсех завет на - блины.
Свадьба в доме невесты непродолжительна. Там пекут блины, складывают
их высокими горками и накрывают полушалками. Утром приезжают «молодые», гости, родня.
- На блины едут к нявесте, Стол шыпкъ дърагой, а блины нидарагии.
- Стол атайдет, к-нявесты нъ-блины едут.
- Нъ-стале блины ляжат, патшалкъм накрыфшы.
- Стол атвяли, к нявести едут нъ-блины. Тут апеть падарти, но капейти.
Первым подходит к блинам жених, кладет деньги и берет блин. За женихом
подходят все остальные, одаривая молодых. Жених с невестой благодарят гостей и родных, каждого угощают блинами. Затем жених благодарит мать невесты за угощение и за то, что она вырастила хорошую дочь.
- Жаних сперва выкупат блины, деньги кладет.
- Спасибъ, мамынька, спасибо, батюшка, щто выръстили сябе дошь ха-рошъю, дъ-сбирягли мне пригожъю.
- Жаних на вилошьку блин вертит и пъдает гастям, а яму рубиль кладут, либо платок, либо што.
- Опеть-жъ кажнъй сулит дефти дары и деньди, а нявеста и жаних блины им дают. Кагда фсех ачярядуют, тада кажнъй еш сколь хош. Апеть начинаиццъ пир.
Гости расходятся. Молодые, побыв еще некоторое время, уезжают к себе. Свадьба окончена. Если родители были богаче, свадьба могла тянутся четыре-пять дней, а иногда и неделю. В обычных крестьянских семьях свадьбы не отличались большой пышностью и продолжительностью.
- Тысяцкий к сябе вядет нъ-другой день, патом к-свахи идут, а патом уш къ-радне.
Описание выше детали свадебного обряда являются общими для поповцев и беспоповцев. Разница лишь в том, что поповцы едут венчаться в церковь, а беспоповцев ожидает обрядовая часть свадьбы «свод», которую проводят наставник и его жена.
К наставнику на «свод» приезжают жених с невестой и их самые близкие родственники (всего несколько человек). Наставник стелет большое полотенце, на которое первым должен встать жених. Потом на это же полотенце рядом встает «чистая» девушка (если же она уже была с мужчиной, она не имеет права встать на это полотенце, «да и не встает, так как это большой грех», «ноги ее не выдержат». Если женщина уже была замужем, если она выходит второй раз (допустим, после смерти мужа), то на «свод» ей нельзя придти. Мужчина, который был женат, который был с женщинами, может придти на «свод» и во второй раз в жизни). Вторым этапом беспоповской свадьбы является чтение молитв («Богородицы...», канонов и др.). Молятся наставник, его жена и родня жениха и невесты, присутствующая на «своде», такое чтение молитв продолжается очень долго.
Наставник дает им лестовку и подручник, чтобы все шло «по закону». Молитва идет вместе «как стадо овечек». - «В чистоте, да не в обиде».
Молитву читают часа два, потом моление останавливают, выходят «прямо мокрые», молодухе расплетают косу (мать и свекровь), «вплетают косники туго, заплетают две косы», строго (а наставник в это время читает молитвы). Заплетают две косы, а потом надевают шашмуру, которую женщина уже не смеет снимать... она уже «замужняя». Строгость закона в том, что это произошло «перед Христом, распятым на кресте», при Богородице и святых - «приняла закон. .. Никто не смеет этот закон нарушить: - Христос тебя принимает распятым... перед ликами святых и при матушке Богородице».
И мужчины, и женщины очень строго воспринимают эти правила, - «подумать было грех - о разводе». - Развода «нет», только смерть».
- Через гот поели - смерти мужа женшына может выйти замуш, а мущина
- чериз полгода может жаниццъ, иногда разрешают черис сорок дней. (Это стало возможным только в последние годы).
Начинают выкладывать все из сумок, всю еду благословляют. Молодых сажают, потом родню и трапезуют, пить можно лишь медовуху или травянуху.
- Наставник передает невесту мужу: вот она твоя... бери ее.
Второй этап свадьбы беспоповцев начинается обычно на третий день и проходит в доме жениха (то есть это тот же обряд, который описан выше).
- У жениха полный стол (если же у жениха нет денег, то родня невесты помогает), сейчас приданое не очень рассматривают. Должно быть много нижнего белья, постельного белья, одежду показывают 1-2 вещи.
- «Много должно быть белья..., одеял. Жених тоже часто имеет приданое: белье, постель».
Старообрядцы, проходя через «свод», очень строго относятся к браку.
- Женихи строги в вере и в браке, если прошли через «свод»: верят, что они на глазах у Господа. Ссоры могут быть только кратковременными. Если кто-то из них задумается о разводе, то его отлучат от церкви, перетащут с тем говорить, кто вперед надумает (о разводе) на том и грех, потому что нарушил закон - даже у мусульман такой строгости нет, если они смогут православного уговорить, перейти в их веру, то им все грехи прощаются. После свадьбы в доме жениха идет свадьба в доме невесты («блины»). (Увидеть «свод» нам удалось только в последние годы, так как это очень строгий обряд. К этому времени речь старообрядцев уже потеряла многие диалектные черты, чем объясняется ее отличие от приведенной выше).
Был в старой свадьбе еще один обряд «сдачный». К молодым в дом собирались родители и родственники, молодые уже сами пекли блины и угощали всех. Если невеста выходила замуж, сохранив целомудрие, то на все стаканы, чайники, кастрюли, зеркала, дверные ручки привязывали красные ленточки. Жених благодарил родителей невесты и, особенно сваху, одаривая ее хорошим подарком, а потом все катались на тройках с колокольчиками, а к дугам привязывали красные ленточки, рушники, цветы.
- Сдачный бываит и чичас у жаниха в доми, пална талпа-глазы выпучиф-шы смотрим.
-Нъ - мъладухи адеть краснъе, тряпти рвут красный, бутылти нъ-падности, стаканья фее красным тряпкъм фбвязънъ. Падруди рвут тряпта фсем дают: родни, пъстаронним.
-Патомъка жаних батьку с маткъй пръзадравлять будет: «Спасибо, ма-мынька, спасибъ, тятинька, за вашу дочь, за вашей дочири павядения».
- Патомъка пасуду бьют, в ладошки хлопают, матку и батьку качают, хресну, сваху - фсех качают.
Если же невеста была «порченая», то на все предметы привязывали черные ленты, сваху «толкали в толчки», родителей ругали, давали им пить из стаканов без дна. Жених мог отправить невесту назад в родительский дом. Ворота невестиного дома непременно обливали дегтем.
- Ежлиф стыднъ стаять, то за свахзу нявеста прячиццъ, а на сваху хамут аденут.
- Еслиф пътяряла честь, то ни аткупиццъ.
- Сдачнъй кончился, аны сами пъдают фсем - мълъдъжон щайник бярет, мъладуха паднос - угашают фсех.
Не редкостью были случаи, когда молодые люди «сходились» без свадьбы и венчания. Обычно такие свадьбы называли «бегьм», «убегьм» или «без согласия».
- Я бегьм шла.
- Убегьм свадьбу ладили.
-Замуш бегьм шла. Мы на вяшерти пряли, пришел жаних: «Падеш вза-муш?» Сели рядъм с-им в кашо\Уку «и уехъли».
Причин для свадеб «убегьм» было много: беспоповский не мог жениться на поповской, поповская на единоверческом, самодуровец на кержачке. Свадьба «убегьм» не требовала больших расходов: не надо быть давать задаток родителям невесты, не нужно было устраивать рукобитье, девичник и так далее.
- Стала я с-им хадить. Певес мяня к-сястры. Как ты жалаиш идти? Дабром. Он бегьм завет. Падумала я, взяла сваи рямки и пашла с-им. Назафтря нъ-пращины пришли.
- Мой замуш плахой был. С-вящерък бяжала бегьм. Радители были венчъ-ный, а я биз-вянца за-беспапофского ушла. Убяжать хатела от яво, тьк мяня двум плетям гнали.
Такая свадьба оставляла значительную долю самостоятельности в выборе между заключающими брак. Часто жених с невестой, договорившись, убегали из деревни. Иногда родственники невесты отбивали невесту дорогой и отдавали ее за другого (той же веры или более богатого). Иногда родители невесты и родители жениха сами договаривались сыграть свадьбу «убегом», чтобы избежать лишних расходов или чтобы их не осуждали за слабость в вере, хотя они и были не против того, чтобы дочь вышла за любимого.
Через некоторое время молодые являлись к родителям «на-пращины».
- Тятинька, мамынька, праститя, благославитя.
- Приехъли аны - мы у вас де\уку вкрали. Ну маленькъ пагрямели и апеть в-лат.
Чаще всего родители прощали молодых и начинался свадебный пир, сначала в доме жениха, а потом родители жениха начинают переговоры с родителями невесты, те «куражатся», но все-таки «выговаривают» подарки, вино. Молодые являются на поклон к родителям невесты. После этого начинается свадьба в доме невесты. Но были случаи, когда не только не прощали, но жестоко расправлялись с обоими - били жениха до полусмерти, запирали или сажали на цепь невесту. Иногда молодые «на прощины» ездили по нескольку раз.
- Ездиш, ездиш, а аны фее ни пращают. Махнеш рукой да и жывеш бис-пращения.
- Чичас тожъ бегьм уходят. У нас адин саветьвал с радителями, аны атка-зали. Он яе вкрал. Пириначавали, приехъли на-пращины.
Так до сих пор в деревне продолжают играть свадьбы, придерживаясь старинного хода этого обряда, но соблюдают, конечно, его только частично. Наиболее сохранившимися частями этого обряда являются сватовство, запой и сама свадьба.
Надо заметить, что современная свадьба имеет ту же обрядовость, что и свадьба 50, 100, 200 лет назад, но традиционные песни, пляски уже почти потеряны. Например, в 2001 г. в селе Верх-Уймоне праздновали свадьбу в очень верующей старообрядческой беспоповской семье - их сын женился на дочери председателя местной администрации. Между молодыми была очень нежная любовь. Девушка должна была сначала принять старообрядчество, то есть ее крестили, а потом прошел обряд свадьбы «свод» (полотенце - молитвы - благословение. .. - 2 косы - шашмура... «Благословенная трапеза» - см. выше).
Потом молодые, гости, просто жители села поехали кататься (сейчас часто на автобусах, иномарках, на простых машинах) 50 км к мосту через Катунь (сторож не открывает шлагбаум - «заламывание ворот» своеобразное, ему дают
угощение, травянуху или медовуху, едут дальше и т. д.). Все остальные детали обряда соблюдаются: за столом ведут себя шумно, но в высшей степени прилично: поздравления, очередность их соблюдаются, все проходит строго в соответствии с принятым обрядом. Часто поют городские песни, романсы. На свадьбе, особенно если это местная интеллигенция (учитель, животновод и т. п.), поют современные песни, обрядовые свадебные песни поют родители или молодежь из глубоко верующих семей. Когда свадьба проходит на берегу реки, в живописном месте в лесу, туда вывозят столы, лавки, стулья, ставят бочки с самодельными напитками. Параллельно идут танцы и хороводы. На следующий день свадьбу проводят в доме невесты: «блины». Обряд «в стол» и в доме невесты, и в доме жениха проходят как уже рассказывалось выше.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Описание свадебного обряда представляет собой реконструкцию, составленную на основе описания трех свадеб, на которых присутствовал автор, и на основе многочисленных рассказов о свадьбах, записанных на магнитофон и в транскрипции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов КС. Старообрядцы на Ветке. - СПб., 1910.
2. Зенъковский С. Русское старообрядчество. - М., 1995.
3. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Т. 2, ч. 2-3. -СПб., 1786.
4. Полное собрание законов Российской империи. Т 15. № 14124.
5. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского Имп. РГО. Кн. XXVI. - Омск, 1899.
ALTAY OLD BELIEVERERS’ MATRIMONIAL RITES K.V. MAYEROVA
The publication gives the description of Altay Old Believers’ matrimonial rites of different consents. Materials are collected by the author during dialectic expeditions.