УДК 159.9
Сим А.В.
студент 2 курса магистратуры Института психологии и педагогики, программы подготовки «Психологическое консультирование» Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье рассматривается результаты проведенного исследования в вопросе суверенности психологического пространства в юношеском возрасте.
Ключевые слова: психологическое пространство, личность, суверенность.
Суверенность личности в юношеском возрасте предполагает осознание своей уникальности и самостоятельности, что является ключевым для формирования уверенности в своих силах и возможностях. Важным аспектом этого процесса является поддержка со стороны взрослых, которые могут сыграть роль наставников, помогая молодежи справляться с внутренними и внешними конфликтами. Помощь в осознании своих интересов и ценностей позволяет юношам и девушкам укреплять свою идентичность, что, в свою очередь, способствует повышению их психологического благополучия [3,4].
В ходе исследования было выявлено, что молодежь, обладающая высокой суверенностью личности, более успешно справляется с трудностями, находя эффективные способы разрешения конфликтов и адаптации к изменяющимся условиям. Такие индивиды чаще выбирают конструктивные стратегии поведения, что положительно сказывается на их социальной
активности и межличностных отношениях. Это подчеркивает важность работы по развитию суверенности в образовательных учреждениях и социуме в целом.
Таким образом, исследования, направленные на изучение суверенности личности, могут стать основой для разработки специальных программ и методов профилактики, направленных на поддержку молодежи в их жизненных выборах и формировании здоровых социальных связей. Эти программы должны учитывать индивидуальные особенности юношей и девушек, что поможет создать более благоприятную среду для их развития.
В рамках работы по исследованию взаимосвязи между склонностью к нарушению здорового поведения с суверенностью психологического пространства и привязанностью к близким людям в юношеском возрасте проведенного мною на протяжении года исследовалась суверенность психологического пространства личности по методике «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартова-Бочавер [4].
Выборка проводилась на 69 студентах общеобразовательных учреждений, возрастом от 18 до 23 лет (36 девушек и 33 юноши). Состав респондентов включал: 33 студента обучающихся в колледже и 36 студентов обучающихся в вузе. Поскольку результаты по различным шкалам могут дать важное представление о психологическом состоянии студентов, в данном исследовании проведен анализ средних данных для студентов колледжа и вуза. Обобщенные данные по методике представлены на рисунке 1.
56,00 54,00 52,00 50,00 48,00 46,00 44,00 42,00
52,48
52,94
53,55 53,94
51,76
52,17
47,67
1-=;' 46,50
■ 1
Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность физического территории мира вещей привычек социальных ценностей тела связей
и колледж и вуз
Рис. 1. Сравнение средних данных по методике «Суверенность психологического пространства» у студентов колледжа и вуза.
Средние значения по шкалам варьируются от 40 до 60 Т-баллов, что указывает на умеренную или нормальную суверенность для обеих групп студентов.
При анализе рисунка 1 видно, что средние значения по шкалам методики находятся в рамках от 40 до 60 баллов, что соответствует умеренной или нормальной суверенности. По шкалам «Суверенность физического тела», «Суверенность мира вещей», «Суверенность ценностей» данные студентов колледжа и вуза находятся на одном уровне.
Средние значения показывают, что уровень суверенности физического тела почти одинаков для студентов колледжа (52,48) и вуза (52,94). Это может свидетельствовать о том, что студенты обеих групп в целом уверены в своих физических способностях и теле.
Значения суверенности мира вещей также близки для обеих групп (колледж - 53,55, вуз - 53,94), что говорит о схожем уровне уверенности студентов в своей способности контролировать объекты и события вокруг себя.
Значения обеих групп по шкале «Суверенность ценностей» достаточно близки (колледж - 51,76, вуз - 52,17), что свидетельствует о схожем уровне уверенности студентов в своих моральных и этических ценностях.
Значения по шкалам «Суверенность территории» и «Суверенность привычек» различаются. Средние значения выше в группе студентов обучающихся в вузе, чем в группе обучающихся колледжа. Студенты вуза (51,17) имеют более высокую суверенность по сравнению со студентами колледжа (46,82). Это может указывать на большую уверенность вузовских студентов в своем контроле над пространством, в котором они находятся, что, возможно, связано с их уровнями независимости и автономии. Студенты вуза (53,11) демонстрируют более высокий уровень суверенности привычек по сравнению со студентами колледжа (48,27). Это может подразумевать, что студенты вуза имеют более устойчивые и положительные привычки, обеспечивающие их психологическую безопасность.
Различия по шкалам «Суверенность территории» и «Суверенность привычек» могут говорить о том, что студенты вуза имеют больше возможностей для формирования собственных привычек и независимости, тогда как студенты колледжа могут больше полагаться на иные связи и испытывать большую зависимость от окружающей среды.
Средние баллы по шкале «Суверенность социальных связей» выше в группе студентов колледжа, чем в группе обучающихся в вузе. Студентам колледжа (47,67) присуще более высокие уровни суверенности социальных связей, чем у студентов вуза (46,50). Это может свидетельствовать о большей социальной поддержке и более сильных межличностных связях среди студентов колледжа, которые могут играть важную роль в их психологическом благополучии.
Более высокие уровни суверенности социальных связей среди студентов колледжа могут указывать на более крепкие и поддерживающие отношения. Это может быть связано с меньшим объемом учебной нагрузки или более
личной атмосферой в колледже, что содействует развитию социальных навыков.
Следующим этапом нашего исследования стал сравнительный анализ суверенности психологического пространства у студентов. Для выявления статистически значимых различий между студентами колледжа и вуза было проведено сравнение данных с применением математических критериев. При проверке распределения признака, оно оказалось нормальным, что позволило использовать ^критерий Стьюдента для сравнения групп.
Статистически значимые различия были получены по шкале -«Суверенность привычек» (р=0,012 при 1= -2,571). Это свидетельствует о том, что уровень суверенности привычек у студентов колледжа и вузов существенно отличается. Результаты указывают на то, что студенты вузов имеют более высокую суверенность привычек по сравнению с их сверстниками из колледжей. Данный показатель может отражать более устойчивые и здоровые подходы к формированию повседневных привычек у студентов вузов, возможно, обусловленные большей автономией и ответственностью в управлении своей жизнью в условиях высшего образования.
Результаты исследования, проведенного с использованием методики «Суверенность психологического пространства», демонстрируют широкий спектр уровней психологической суверенности среди учащихся колледжей и вузов. Это поднимает важность как индивидуальных, так и социальных аспектов, влияет на их психологическое состояние. В общем, данные указывают на то, что студенты обеих категорий обладают средней или нормальной степенью суверенности, что может свидетельствовать о достаточно устойчивой психологической самооценке на текущем этапе их жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васюра С.А., Закирова Г.М. Психологическая суверенность личности как регулятор коммуникативной активности в отношении границ
непосредственного и виртуального общения // Вестник Удмуртского университета. 2022. Т. 32. вып. 3. С. 247-255;
2. Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение // Москва : Генезис, 2011. - 320 с;
3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии // - Москва: Питер. 2008. 400 с;
4. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность в пространстве черт личности // Развитие личности в условиях цивилизационных перемен. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием 25 апреля - 15 мая 2013 г. Курган. С. 16-19
Sim A.V.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE OF INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE
Abstract: the article examines the results of the conducted research on the issue of the sovereignty of the psychological space in adolescence.
Keywords: psychological space, personality, sovereignty.