Научная статья на тему 'СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психологическое пространство / личность / суверенность / psychological space / personality / sovereignty

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сим А. В.

В статье рассматривается результаты проведенного исследования в вопросе суверенности психологического пространства в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE OF INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE

The article examines the results of the conducted research on the issue of the sovereignty of the psychological space in adolescence.

Текст научной работы на тему «СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

Сим А.В.

студент 2 курса магистратуры Института психологии и педагогики, программы подготовки «Психологическое консультирование» Алтайский государственный педагогический университет

(г. Барнаул, Россия)

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье рассматривается результаты проведенного исследования в вопросе суверенности психологического пространства в юношеском возрасте.

Ключевые слова: психологическое пространство, личность, суверенность.

Суверенность личности в юношеском возрасте предполагает осознание своей уникальности и самостоятельности, что является ключевым для формирования уверенности в своих силах и возможностях. Важным аспектом этого процесса является поддержка со стороны взрослых, которые могут сыграть роль наставников, помогая молодежи справляться с внутренними и внешними конфликтами. Помощь в осознании своих интересов и ценностей позволяет юношам и девушкам укреплять свою идентичность, что, в свою очередь, способствует повышению их психологического благополучия [3,4].

В ходе исследования было выявлено, что молодежь, обладающая высокой суверенностью личности, более успешно справляется с трудностями, находя эффективные способы разрешения конфликтов и адаптации к изменяющимся условиям. Такие индивиды чаще выбирают конструктивные стратегии поведения, что положительно сказывается на их социальной

активности и межличностных отношениях. Это подчеркивает важность работы по развитию суверенности в образовательных учреждениях и социуме в целом.

Таким образом, исследования, направленные на изучение суверенности личности, могут стать основой для разработки специальных программ и методов профилактики, направленных на поддержку молодежи в их жизненных выборах и формировании здоровых социальных связей. Эти программы должны учитывать индивидуальные особенности юношей и девушек, что поможет создать более благоприятную среду для их развития.

В рамках работы по исследованию взаимосвязи между склонностью к нарушению здорового поведения с суверенностью психологического пространства и привязанностью к близким людям в юношеском возрасте проведенного мною на протяжении года исследовалась суверенность психологического пространства личности по методике «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартова-Бочавер [4].

Выборка проводилась на 69 студентах общеобразовательных учреждений, возрастом от 18 до 23 лет (36 девушек и 33 юноши). Состав респондентов включал: 33 студента обучающихся в колледже и 36 студентов обучающихся в вузе. Поскольку результаты по различным шкалам могут дать важное представление о психологическом состоянии студентов, в данном исследовании проведен анализ средних данных для студентов колледжа и вуза. Обобщенные данные по методике представлены на рисунке 1.

56,00 54,00 52,00 50,00 48,00 46,00 44,00 42,00

52,48

52,94

53,55 53,94

51,76

52,17

47,67

1-=;' 46,50

■ 1

Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность Суверенность физического территории мира вещей привычек социальных ценностей тела связей

и колледж и вуз

Рис. 1. Сравнение средних данных по методике «Суверенность психологического пространства» у студентов колледжа и вуза.

Средние значения по шкалам варьируются от 40 до 60 Т-баллов, что указывает на умеренную или нормальную суверенность для обеих групп студентов.

При анализе рисунка 1 видно, что средние значения по шкалам методики находятся в рамках от 40 до 60 баллов, что соответствует умеренной или нормальной суверенности. По шкалам «Суверенность физического тела», «Суверенность мира вещей», «Суверенность ценностей» данные студентов колледжа и вуза находятся на одном уровне.

Средние значения показывают, что уровень суверенности физического тела почти одинаков для студентов колледжа (52,48) и вуза (52,94). Это может свидетельствовать о том, что студенты обеих групп в целом уверены в своих физических способностях и теле.

Значения суверенности мира вещей также близки для обеих групп (колледж - 53,55, вуз - 53,94), что говорит о схожем уровне уверенности студентов в своей способности контролировать объекты и события вокруг себя.

Значения обеих групп по шкале «Суверенность ценностей» достаточно близки (колледж - 51,76, вуз - 52,17), что свидетельствует о схожем уровне уверенности студентов в своих моральных и этических ценностях.

Значения по шкалам «Суверенность территории» и «Суверенность привычек» различаются. Средние значения выше в группе студентов обучающихся в вузе, чем в группе обучающихся колледжа. Студенты вуза (51,17) имеют более высокую суверенность по сравнению со студентами колледжа (46,82). Это может указывать на большую уверенность вузовских студентов в своем контроле над пространством, в котором они находятся, что, возможно, связано с их уровнями независимости и автономии. Студенты вуза (53,11) демонстрируют более высокий уровень суверенности привычек по сравнению со студентами колледжа (48,27). Это может подразумевать, что студенты вуза имеют более устойчивые и положительные привычки, обеспечивающие их психологическую безопасность.

Различия по шкалам «Суверенность территории» и «Суверенность привычек» могут говорить о том, что студенты вуза имеют больше возможностей для формирования собственных привычек и независимости, тогда как студенты колледжа могут больше полагаться на иные связи и испытывать большую зависимость от окружающей среды.

Средние баллы по шкале «Суверенность социальных связей» выше в группе студентов колледжа, чем в группе обучающихся в вузе. Студентам колледжа (47,67) присуще более высокие уровни суверенности социальных связей, чем у студентов вуза (46,50). Это может свидетельствовать о большей социальной поддержке и более сильных межличностных связях среди студентов колледжа, которые могут играть важную роль в их психологическом благополучии.

Более высокие уровни суверенности социальных связей среди студентов колледжа могут указывать на более крепкие и поддерживающие отношения. Это может быть связано с меньшим объемом учебной нагрузки или более

личной атмосферой в колледже, что содействует развитию социальных навыков.

Следующим этапом нашего исследования стал сравнительный анализ суверенности психологического пространства у студентов. Для выявления статистически значимых различий между студентами колледжа и вуза было проведено сравнение данных с применением математических критериев. При проверке распределения признака, оно оказалось нормальным, что позволило использовать ^критерий Стьюдента для сравнения групп.

Статистически значимые различия были получены по шкале -«Суверенность привычек» (р=0,012 при 1= -2,571). Это свидетельствует о том, что уровень суверенности привычек у студентов колледжа и вузов существенно отличается. Результаты указывают на то, что студенты вузов имеют более высокую суверенность привычек по сравнению с их сверстниками из колледжей. Данный показатель может отражать более устойчивые и здоровые подходы к формированию повседневных привычек у студентов вузов, возможно, обусловленные большей автономией и ответственностью в управлении своей жизнью в условиях высшего образования.

Результаты исследования, проведенного с использованием методики «Суверенность психологического пространства», демонстрируют широкий спектр уровней психологической суверенности среди учащихся колледжей и вузов. Это поднимает важность как индивидуальных, так и социальных аспектов, влияет на их психологическое состояние. В общем, данные указывают на то, что студенты обеих категорий обладают средней или нормальной степенью суверенности, что может свидетельствовать о достаточно устойчивой психологической самооценке на текущем этапе их жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васюра С.А., Закирова Г.М. Психологическая суверенность личности как регулятор коммуникативной активности в отношении границ

непосредственного и виртуального общения // Вестник Удмуртского университета. 2022. Т. 32. вып. 3. С. 247-255;

2. Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение // Москва : Генезис, 2011. - 320 с;

3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии // - Москва: Питер. 2008. 400 с;

4. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность в пространстве черт личности // Развитие личности в условиях цивилизационных перемен. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием 25 апреля - 15 мая 2013 г. Курган. С. 16-19

Sim A.V.

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE OF INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE

Abstract: the article examines the results of the conducted research on the issue of the sovereignty of the psychological space in adolescence.

Keywords: psychological space, personality, sovereignty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.