Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Джанерьян, С. Т. Взаимосвязь между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства у мужчин и женщин / С. Т. Джанерьян, Д. И. Гвоздева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN123.pdf
For citation:
Dzhaneryan S.T., Gvozdeva D.I. Relationship between meaningfulness of life and sovereignty of psychological space in men and women. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 03PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
Джанерьян Светлана Тиграновна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Профессор кафедры «Психологии личности и консультативной психологии»
Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]
Гвоздева Дарья Ивановна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Заведующая кафедрой «Психологии личности и консультативной психологии»
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Взаимосвязь между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства у мужчин и женщин
Аннотация. В контексте выработанной в современной России установки на формирование традиционных ценностей вероятно предстоит большая работа по постоянному мониторингу осмысленности жизни и ее благополучия у молодежи, а также работа по выработке единой линии воспитания и формирования ценностей в континууме «семья-школа-вуз». В связи с этим не теряют актуальности исследования, посвященные изучению осмысленности жизни. В статье излагаются результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства личности у мужчин и женщин. Эмпирическим объектом исследования выступили студенты вуза, обучающиеся на разных направлениях. Целью исследования явилось установление взаимосвязи между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства личности у мужчин и женщин. Предметом исследования выступили осмысленность жизни и суверенность психологического пространства личности у мужчин и женщин. Исследование проводилось с помощью методов тестирования (методика «Суверенность психологического пространства личности» С.К. Нартовой-Бочавер; тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева) и статистической обработки данных (коэффициент корреляции Спирмена, критерии Фридмана, Вилкоксона, процедура квартилирования, биномиальное распределение). Было установлено, что мужчинам и женщинам характерна высокая осмысленность жизни, а высокая суверенность психологического пространств характерна только для женщин. Наиболее суверенным измерением психологического пространства и у мужчин, и у женщин является пространство
вещей. У женщин высокая суверенность измерений психологического пространства взаимосвязана только со смысложизненной ориентацией «Процесс жизни», а у мужчин — со смысложизненной ориентацией «Локус контроля — я». Установлено отсутствие взаимосвязи между смысложизненными ориентациям и суверенностью пространства социальных связей как у мужчин, так и у женщин.
Ключевые слова: осмысленность жизни; психологическое пространство; суверенность; студенты; мужчины; женщины; личность
Исследования, посвященные проблеме смысла жизни, являются перманентно актуальными для психологической науки, т. к. осмысленность жизни личности выступает в качестве одного из факторов её психологического благополучия [1].
Однако для самой личности проблема поиска смысла жизни приобретает особое значение лишь в ситуациях, когда прежние жизненные ориентиры перестают работать. К таким ситуациям относятся периоды смены возрастного, жизненного или профессионального этапа, трудные жизненные ситуации, периоды кризисов, а также изменения социально-экономических условий жизни. Именно поэтому осмысленность жизни преимущественно изучается у субъектов подросткового и юношеского возраста (когда происходит становление смыслов и ценностей) [2-4]; у субъектов, переживающих возрастные кризисы [5-7], находящихся в социальной изоляции (осужденных) [8], имеющих деструктивные зависимости [9-11], переживающих профессиональное выгорание [12] и т. д.
Ситуация потери жизненных ориентиров нередко вызывает состояние экзистенциального вакуума, под которым понимается переживание бессмысленности жизни при отсутствии в ней смысла [13]. Исследования показывают, что переживание бессмысленности жизни может затрагивать не только будущее, но и прошлое, и настоящее [14], характеризуется сужением жизненного контекста, связей с другими людьми и с миром в целом, размытостью жизненных целей, отсутствием перспектив [15], снижением остроты переживаний и жизненной активности [16]. Вышеописанные характеристики переживания бессмысленности жизни затрагивают, как видно, не только жизненное пространство личности, но и изменяют ее психологическое пространство, под которым понимается субъективно значимый для человека фрагмент бытия, который выделяется им из всего мира и определяет стратегию жизни человека [17]. Психологическое пространство личности включает ряд измерений (пространство физического тела, пространство территории, пространство вещей, пространство социальных связей, пространство привычек и пространство ценностей), каждое из которых становится значимым в контексте конкретной психологической ситуации, имеет свои границы и охраняется личностью [18]. Важной характеристикой психологического пространства является его суверенность, под которой понимается прочность границ пространства, позволяющая субъекту ощутить суверенность собственного «Я», почувствовать уверенность, безопасность и доверие к миру [18].
Психологическое пространство личности динамично. В исследованиях отмечается, что оно расширяется при размытости жизненных перспектив и сужается при наличии ясной цели [17], что позволяет говорить о большой роли осмысленности жизни в обусловливании особенностей психологического пространства личности, в том числе, и его суверенности. Осмысленность жизни обусловливает и иные особенности жизнедеятельности личности [12; 19; 20], включая построение жизненных перспектив и планов [6], но при этом сама оказывается обусловленной особенностями социально-экономических условий жизни субъектов. С одной стороны, в условиях постоянных перемен и тотальной неопределенности
Введение
во всех сферах общественной жизни снижается уровень прогнозируемости жизни, что вынуждает людей опираться лишь на актуальную ситуацию и приводит к затруднениям в жизненном планировании. Это существенно затрагивает молодежь, которая стоит перед необходимостью конструировать свое жизненное пространство. С другой стороны, социально-политические события последних лет внесли существенные изменения в привычный уклад жизни людей. Ограничения на передвижение и пользование услугами, исчезновение ряда привычных товаров, внешняя регламентация времени и необходимость изменять привычки, угроза физическому здоровью, столкновение ценностей при общении с людьми из близкого окружения не могли не затронуть как осмысленность жизни, так и психологическое пространство личности, которое, как стоит полагать, испытало существенные интервенции. Все это порождает общественный запрос на проведение исследований, посвященных изучению осмысленности жизни и суверенности психологического пространства у современных россиян.
Результаты ранее проведенных исследований показывают, что особенности осмысленности жизни и психологического пространства личности имеют специфику у субъектов разного пола. Так, установлено, что мальчики и девочки обладают разной чувствительностью к депривации их психологического пространства, а также обладают разными личностными особенностями, связанными с его характеристиками [17]. Осмысленность жизни у женщин выше, чем у мужчин [21] и обусловлена такими личностными особенностями, как низкая тревожность и эмоциональная стабильность [22]. При этом жизненные смыслы у мужчин индивидуально вариативные, а у женщин — преимущественно познавательные и эмоциональные [23]. Все это свидетельствует в пользу специфики взаимосвязи между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства личности у мужчин и женщин. Согласно взглядам Леонтьева Д.А., жизнь может стать осмысленной путем нахождения смысла через цель (ориентация на будущее), через процесс (ориентация на настоящее), через результат (ориентация на прошлое), а также через специфику локуса контроля (Я или Жизнь) [24]. Полагаем, что особенности психологического пространства личности могут быть обусловлены не только общим уровнем осмысленности жизни личности, но и спецификой её ведущей смысложизненной ориентации.
Для подтверждения этого и было проведено исследование, нацеленное на установление взаимосвязи между осмысленностью жизни и суверенностью психологического пространства личности у мужчин и женщин. Предметом исследования выступили осмысленность жизни и суверенность психологического пространства личности у мужчин и женщин. В исследовании приняли участие мужчины и женщины — студенты различных направлений профессионального обучения в вузах в возрасте 18-26 лет (36 мужчин, 64 женщины).
Исследование проводилось с помощью метода тестирования (методика «Суверенность психологического пространства личности» С.К. Нартовой-Бочавер [25]; тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева [24]) и статистической обработки данных (коэффициент корреляции Спирмена, критерии Фридмана, Вилкоксона, процедура квартилирования, биномиальное распределение).
В соответствии с целью исследования выборка была разделена на две группы (мужчины и женщины), в каждой из которых устанавливались выраженность осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций, выраженность суверенности психологического пространства личности и отдельных его измерений, а также взаимосвязь между этими показателями.
Методы
Обработка результатов проводилась с помощью программы Statistica 13. Процедура квартилирования применялась для установления интервальных значений — высоких, средних (включая выше- и ниже средних) и низких показателей суверенности психологического пространства личности, биномиальное распределение — для подтверждения доминирования этих значений в интересующих нас группах респондентов. Критерии Фридмана и Вилкоксона использовались для выявления ведущих суверенных измерений психологического пространства личности и ведущих смысложизненных ориентаций. С помощью коэффициента корреляции Спирмена (р < 0,05) устанавливались взаимосвязи между интересующими нас показателями.
Результаты
Результаты исследования показали, что и у мужчин, и у женщин осмысленность жизни высокая (табл. 1), а ведущей смысложизненной ориентацией является «Локус контроля — жизнь». Т. е. молодые люди убеждены в том, что они полностью контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в реальности.
Таблица 1
Выраженность осмысленности жизни у мужчин и женщин
Респонденты Среднее значения общего показателя осмысленности жизни* Эмпирические значения общего показателя осмысленности жизни пэмп. пкрит. * * Выраженность осмысленности жизни
Мужчины (n = 36) 103,10 > 103,10 32 24 Высокая осмысленность жизни
< 103,10 4
Женщины (n = 64) 95,76 > 95,76 60 40 Высокая осмысленность жизни
< 95,76 4
* По данным Д.А. Леонтьева, 2000; **биномиальное распределение (по Д. Оуэну). Составлено и разработано автором
При этом психологическое пространство личности у женщин характеризуется высокой суверенностью, а у мужчин — вариативностью её выраженности (табл. 2). Полагаем, это связано с установленной в исследованиях более высокой чувствительностью субъектов мужского пола к фактам депривации их психологического пространства [17]. Как видно, высокая осмысленность жизни не всегда сопровождается высокой суверенностью психологического пространства личности.
Таблица 2
Выраженность суверенности психологического пространства у мужчин и женщин (биномиальный критерий m (рассчитано по Оуэну Д.В.))
Респонденты Выраженность суверенности Пэмп Пкрит* Выраженность суверенности
Мужчины (n = 36) высокая 9 24 Индивидуальная вариативность
выше среднего 11
ниже среднего 6
низкая 10
Женщины (n = 64) высокая 24 40 Высокая и выше среднего
выше среднего 18
ниже среднего 13
низкая 9
** Биномиальное распределение (по Д. Оуэну). Составлено и разработано автором
При различиях в выраженности общей суверенности психологического пространства личности у мужчин и женщин, наиболее суверенным его измерением, вне зависимости от пола респондентов, является измерение «Мир вещей» (табл. 3).
Таблица 3
Выраженность суверенности отдельных измерений психологического пространства у мужчин и женщин (Х2-Фридман; Т-Вилкоксон)
Женщины Мужчины
измерения психологического пространства сумма рангов уровень р (Х2-Фридман; Т-Вилкоксон) измерения психологического пространства сумма рангов уровень р (Х2-Фридман; Т-Вилкоксон)
Суверенность социальных связей 1,205000 РФрид = 0,00005 рвилк - 0,019757 Суверенность социальных связей 1,537623 рФрид - 0,00005 рвилк - 0,014991
Суверенность физического тела 3,370000 Суверенность привычек 2,842283
Суверенность привычек 3,425000 Суверенность физического тела 2,720294
Суверенность территории 3,645000 Суверенность территории 3,037726
Суверенность ценностей 4,335000 Суверенность ценностей 3,462612
Суверенность вещей 5,020000 Суверенность вещей 3,017804
Примечания: полужирным шрифтом обозначены наиболее суверенные измерения. Составлено и разработано автором
Полагаем, что такая ситуация обусловлена рядом моментов. Во-первых, идеология потребления стала главной смысложизненной ориентацией в повседневной жизни людей [26], а потребление материальных ценностей — её смыслом [27]. Во-вторых, вещи способствуют удовлетворению широкого круга потребностей человека, дают ощущение безопасности и комфорта [26], что в нестабильных жизненных условиях дает некоторую опору. В-третьих, «вещизм» приникает в межличностные отношения, в которых человек оценивается с точки зрения владения ими, что придает ему тот или иной статус [26; 28]. Поэтому у молодежи формируется направленность на владение материальными ценностями. В-четвертых, человек «привязывается» к вещам, которые в определенных ситуациях могут заменить ему близких, друзей, работу, отдых, что приводит к замене внешнего мира на виртуальный [29], привычный для современной молодежи и более психологически безопасный.
Далее мы установили взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и измерениями психологического пространства личности у мужчин и женщин. Оказалось, что у женщин высокая суверенность каждого из измерений психологического пространства, за исключением пространства социальных связей, взаимосвязана только со смысложизненной ориентацией «Процесс жизни» (рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и измерениями психологического пространства у женщин (составлено и разработано автором)
Как видно, осмысленность жизни через настоящее, базирующаяся на чувстве удовлетворенности своей жизнью в текущий момент, на восприятии её как интересной и эмоционально насыщенной во всех сферах, сопровождается у женщин высокой сохранностью границ их психологического пространства. Отсутствие необходимости отстаивать личные границы дает возможность чувствовать себя в безопасности, гармонично выстраивать социальные отношения, наслаждаться жизнью, приближая ее, тем самым, к бытийной жизни (по выражению А. Маслоу) [30].
У мужчин суверенность отдельных измерений их психологического пространства взаимосвязана только со смысложизненной ориентацией «Локус контроля — Я» (рис. 2).
Рисунок 2. Взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и измерениями психологического пространства у мужчин Доставлено и разработано автором)
Как видно, у мужчин осмысленность жизни через возможность быть её автором и строить её в соответствии со своими представлениями сопровождается сохранностью границ пространства физического тела, вещей и ценностей. Пространства территории, привычек и социальных связей оказались не связанными со смысложизненными ориентациями. Очевидно, для мужчин жизнь сохраняет осмысленность при возможности контролировать свое здоровье и физически восстанавливаться, при наличии уважения к личной собственности, а также при возможности жить в соответствии со своими ценностями. Наличие собственной территории, временная организованность жизни и свобода выбора круга общения у мужчин не повышают осмысленность их жизни.
Выводы
Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов.
Обучающиеся в вузе современные мужчины и женщины характеризуются высокой осмысленностью жизни, убеждены в том, что жизнь полностью поддается их контролю, демонстрируют в качестве ведущей ценности личную собственность. Их смысложизненные ориентиры определяются индивидуалистической направленностью, что подтверждается и результатами мониторинга ценностей современной молодежи в 2022 году1. Согласно данным цитируемого мониторинга идеалом для молодежи 19-35 лет выступает сохранение собственной индивидуальности, а желаемыми личностными качествами — индивидуализм, уверенность в себе и целеустремленность.
1 Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
Высокая осмысленность жизни не означает автоматически высокую суверенность психологического пространства личности, что особенно характерно для мужчин. Взаимосвязь между отдельными смысложизненными ориентациями и суверенностью измерений психологического пространства личности специфична у мужчин и женщин, обучающихся в вузе. У женщин суверенность измерений психологического пространства сопровождается осмысленностью жизни через настоящее (эмоционально насыщенная и интересная жизнь), а у мужчин — через возможность быть ее автором (локус контроля — я).
Установлено отсутствие взаимосвязи между смысложизненными ориентациям и суверенностью пространства социальных связей как у мужчин, так и у женщин. Иными словами, взаимоотношения с социальным окружением не являются основой для нахождения смысла жизни, что, на наш взгляд, еще раз подчеркивает индивидуалистическую направленность современной молодежи, обучающейся в вузе. Очевидно, как резюмируется в отчете о мониторинге ценностей молодежи, мнение молодежи о необходимости развивать и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности носит скорее декларативный характер, а понятие «традиционные ценности» является речевой абстракцией, а не жизненной установкой.
В контексте выработанной в современной России установки на формирование традиционных ценностей вероятно предстоит большая работа по постоянному мониторингу осмысленности жизни у молодежи, а также работа по выработке единой линии воспитания и формирования ценностей в континууме «семья-школа-вуз».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокова О.А., Маликова Е.В., Трубникова Н.И. Осмысленность жизни и субъективное благополучие как основа психологического здоровья в студенческом возрасте // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4(49). — С. 58-62.
2. Репина А.О. Исследование осмысленности жизни и интеллектуального развития в юношеском возрасте // Аллея науки. — 2019. — Т. 1. — № 4(31). — С. 798-804.
3. Некрасова Е.В. Взаимосвязь личностных качеств и осмысленности жизни у подростков // Научное отражение. — 2018. — № 1(11). — С. 33-35.
4. Brestovansky M., Sâdovskâ A., Kusy P., Martincovâ R., Podmanicky I. Development of Prosocial Moral Reasoning in Young Adolescents and Its Relation to Prosocial Behavior and Meaningfulness of Life: Longitudinal Study // Studia Psychologica. — 2022. — Т. 64. — V. 3. — PP. 295-312.
5. Бородина Ю.В., Вахидова Л.В. Повышение осмысленности жизни у женщин в период прохождения возрастного кризиса 40-45 лет // Вестник науки. — 2021. — Т. 3. — № 3(36). — С. 5-11.
6. Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Осмысленность жизни как основа построения личностью карьерных планов в возрасте вхождения во взрослость // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. — 2021. — № 11(92). — С. 53-56.
7. Шагидаева, А.Б. Осмысленность жизни пожилых людей, проживающих в разных условиях // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2014. — № 10. — С. 59-63.
8. Зауторова Э.В., Соболев Н.Г. Особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками отбывания наказания // Пенитенциарная наука. — 2022. — Т. 16. — № 3(59). — С. 320-326.
9. Асафьева Н.В., Ильясова И.А. Экзистенциальная исполненность и осмысленность жизни у личности с алкогольной зависимостью // Наукосфера. — 2021. — № 6-1. — С. 132-138.
10. Чувелев, А. В. Осмысленность жизни молодежи с химической зависимостью // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 марта 2021 года. — Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. — С. 250-253.
11. Sultan Sarwat, Khurram Sana, Hussain Irshad Determinants of life meaningfulness among recovering substance users // FWU Journal of Social Sciences. — 2018. — Т. 12. — V. 2. — PP. 112-122.
12. Феофанов В.Н., Козлова Ю.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и уровня осмысленности жизни у врачей // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2017. — Т. 16. — № 1(140). — С. 62-71.
13. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
14. Горностай П.П. Личность и время. Творчество как переживание // Психодрама и современная психотерапия. — 2003. — № 4(5). — С. 18-26.
15. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 4. — С. 68-77.
16. Лысенкова Е.А. Экзистенциальный вакуум как психологический феномен // Вестник СПбГУ. — 2011. — Сер. 12. — Вып. 2. — С. 255-259.
17. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 1. — С. 35-41.
18. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. — М.: Флинта, 2021. — 289 с.
19. Пухарева Т.В. Копинг-поведение сотрудников полиции с разным уровнем осмысленности жизни статья // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 1. — С. 92-96.
20. Трещенкова Е.М., Дерманова И.Б. Самореализация и копинг-механизмы у взрослых с разной степенью осмысленности жизни // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. — 2013. — Т. 1. — С. 238-243.
21. Персиянцева С.В., Митяева Я.В. Гендерные особенности смысложизненных ориентаций // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт: Сборник научных трудов. Электронное издание. — Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2022. — С. 170174.
22. Некрасова Е.В. Взаимосвязь личностных качеств и осмысленности жизни у подростков // Научное отражение. — 2018. — № 1(11). — С. 33-35.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Габдулина Л.И., Кузьмищенко И.Н. Осмысленность жизни и стратегии совладающего поведения у мужчин и женщин среднего возраста // СевероКавказский психологически вестник. — 2008. — № 6(1). — С. 72-76.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
Нартова-Бочавер С.К. Опросник "суверенность психологического пространства"
— новый метод диагностики личности // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 5. — С. 77-89.
Боровой Е.М. Существование человека в обществе "избыточного потребления" // Ценности и смыслы: научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал. — 2015. — № 5(39). — С. 94-105.
Иванова М.В. Идеология потребительства как феномен современного либерально-демократического общества // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2008. — № 4. — С. 16-22.
Курган А.А. Самосознание молодежи и общество потребления // Организация работы с молодежью. — 2021. — № 2. URL: ovv.esrae.ru/305-1372 (дата обращения: 22.12.2022).
Калабекова С.В. Идеология вещизма в обществе потребления // Известия СевероКавказской государственной гуманитарно-технологической академии. — 2018.
— № 2(16). — С. 8-13.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. —
400 с.
Dzhaneryan Svetlana Tigranovna
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Gvozdeva Darya Ivanovna
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Relationship between meaningfulness of life and sovereignty of psychological space in men and women
Abstract. In the context of the attitude towards the formation of traditional values developed in modern Russia, a lot of work is likely to be done to constantly monitor the meaningfulness of life and its well-being among young people, as well as work to develop a single line of education and formation of values in the continuum «family-school-university». In this regard, studies devoted to the study of the meaningfulness of life do not lose their relevance. The article presents the results of a study aimed at studying the relationship between the meaningfulness of life and the sovereignty of the psychological space of the personality in men and women. The empirical object of the study was university students studying in different areas. The aim of the study was to establish the relationship between the meaningfulness of life and the sovereignty of the psychological space of the individual in men and women. The subject of the study was the meaningfulness of life and the sovereignty of the psychological space of the personality in men and women. The study was conducted using testing methods (method «Sovereignty of the psychological space of the personality» by S.K. Nartova-Bochaver; test «Meaningful orientations» (method of LSS) by D.A. Leontiev) and statistical data processing (Spearman's correlation coefficient, Friedman's, Wilcoxon's criteria, quartilization procedure, binomial distribution). It was found that men and women are characterized by a high meaningfulness of life, and the high sovereignty of psychological spaces is characteristic only of women. The most sovereign dimension of the psychological space for both men and women is the space of things. In women, the high sovereignty of the dimensions of the psychological space is interconnected only with the life-meaning orientation «The process of life», and in men — with the life-meaning orientation «Locus of control — I». It has been established that there is no relationship between life-meaning orientations and the sovereignty of the space of social ties for both men and women.
Keywords: meaningfulness of life; psychological space; sovereignty; students; men; women; personality