Н. В. Буравцова
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Работа представлена кафедрой психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. В. Дмитриева
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов - педагогов и психологов, специфика психологического пространства
личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Ключевые слова: психологическое пространство личности, личностная суверенность, жизненные ценности, смысложизненные ориентации, эмпатия.
N. Buravtsova
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF HUMANITARIAN STUDENTS’ PERSONALITIES
The structural and substantial characteristics of the psychological personality space offuture teachers and psychologists are presented in the paper. The specificity of the psychological personality space is considered depending on the levels ofpersonal sovereignty. It is proved that the level ofpersonal sovereignty of humanitarian students determines the level of empathy.
Key words: psychological space of a person, personal sovereignty, vital values, life meaning orientations, empathy.
Социальные изменения, протекающие в настоящее время, вынуждают личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и отношений. Наряду с личностной зрелостью и психическим здоровьем одной из главных характеристик становится гармоничность психологической организации внутреннего мира личности, согласованность потребностей и реально достигаемых целей, что позволяет человеку в полной мере реализовать свои возможности и быть успешным в различных сферах взаимодействия с современным миром.
Для описания внутреннего мира человека К. Левин ввел понятие о психологическом времени и пространстве [3], Ф. Е. Василюк - понятие «жизненный мир» [2]. О. И. Муравьева описывает существование человека в витальном, функционально-ролевом (пространстве межличностного взаимодействия), самоакту-ализационном и духовном пространствах [4]. Значимость пространства межличностного взаимодействия отмечали также К. Роджерс [6], В. В. Бойко [1], А. У. Хараш [7]. С. К. Нар-това-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Пространство
суверенно, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированно - если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и сверхсуверенное (жесткое)
- при чрезмерной установке на охрану его границ [5].
На основе данных теоретических положений в 2006-2008 гг. было осуществлено изучение структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности. В качестве характеристик, определяющих актуальность деятельности и стратегию жизни, рассматривались: терминальные жизненные ценности; смысложизненные ориентации; эм-патийность как характеристика, способствующая созданию пространства межличностного взаимодействия; суверенность психологических границ. Выборку составили студенты-психологи (п = 132) и студенты педагогических специальностей (п = 142); их результаты сравнивались с группой студентов-программистов (п = 105). В банк психодиагностических методик вошли: морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; опросники А. Мехрабиана - Н. Эпштейна и В. В. Бойко; опросник суверенности психологического пространства С. К. Нар-товой-Бочавер. Анализ данных проводился с помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса,
факторного анализа, метода ранговой корреляции Спирмэна.
Выявлено: общий показатель суверенности личностных границ будущих педагогов и психологов является адекватным; уровень смысложизненных ориентаций высокий. Студенты-психологи демонстрируют буль-шую независимость в формировании привычек, моральных установок и ценностей (р <
0,01). Их отличает стремление к развитию личностных характеристик; к расширению социальных связей и реализации социальной роли. Студентам-педагогам свойственно преобладание собственных мнений над общепринятыми (р < 0,05). Студенты-программисты менее (р < 0,05) ориентированы на социальные контакты. Общий уровень эмпатии студентов-педагогов и психологов является пониженным. Они умеренно используют внимание, восприятие и мышление на понимание сущности другого; умение сопереживать и соучаствовать, предвидеть поведение партнеров по общению; способность идентифицировать себя с другой личностью. Наиболее сформированы у них социальные установки, определяющие проявление интереса к другому человеку. Уровень эмпатии студентов-программистов является значимо более низким (р < 0,05). Чаще всего ими используется направленность внимания, восприятия и мышления, а социальные установки, связанные с проявлением эмпатии, развиты слабо.
Имеют место прямые взаимосвязи (р < 0,05) показателей суверенности психологического пространства студентов-гуманитариев с основными параметрами смысложизненных ориентаций (между уровнем осмысленности жизни и показателем личностной суверенности: Яд = 0,59). Смысложизненные ориентации студентов в большей степени взаимосвязаны с реализацией гуманистических ценностей. Обнаружена взаимозависимость специфики личностного пространства и эмпатии респондентов. У будущих педагогов проникающая способность в эмпатии более тесно взаимосвязана с суверенностью личностных границ (с общим показателем суверенности: Яд = 0,46 и 0,31 соответственно), а у психологов - со способностью самостоятельно контролиро-
вать жизненные процессы (Яд = 0,44 и 0,33 соответственно). Установлено, что проявление способности к сопереживанию обратно взаимосвязано с повышением престижа в обществе, с сохранением личной индивидуальности, т. е. стремление к признанию в обществе путем следования социальным требованиям может сочетаться с неуместностью проявления интереса к другой личности, с формированием убеждения в необходимости хладнокровного отношения к проблемам окружающих.
Анализ факторного отражения структуры психологического пространства будущих педагогов и психологов позволил выделить пять однополярных положительных факторов, в совокупности объясняющих 64,75% доли суммарной дисперсии переменных. Наиболее значимыми являются факторы личностной суверенности (27,45%) и ценностных ориентаций (16,09%). Третьим по значимости (10,10%) является фактор направленности внимания и мышления на понимание сущности другого человека. Четвертый фактор (6,58%) определяет уровень осмысленности жизни респондентов, а пятый (4,53%) - способности респондентов предвидеть поведение партнеров по взаимодействию. Для будущих программистов в качестве наиболее значимых выступают сходные факторы (30,17 и 14,54%), но третьим по значимости (10,14%) выступает фактор обращенности «на себя» (наличие внутреннего локуса контроля, определяющего осмысленность жизни).
Это дает нам основания для создания структурно-функциональной модели психологического пространства личности студен-тов-гуманитариев. Наиболее существенной, системообразующей выступает такая характеристика, как личностная суверенность, осуществляющая функции самопринятия, обеспечения базового доверия к миру, развития субъектности, обозначения и поддержания социальной идентичности. Следующим элементом является сфера ценностных ориентаций, функции которой - внутренняя координация и регуляция поведения, познание окружающего мира, смыслообразование, отображение и защита жизненных идеалов. На этой основе формируется сфера межличностных
отношений, осуществляющая функции выбора референтной группы или значимого другого, формирования пространства межличностного взаимодействия, принятия ответственности за отношения с другими, делающая возможной «общение-встречу» и являющаяся основой толерантности; и сфера смысложизненных ориентаций, выполняющая функции формирования смыслов происходящего и предстоящих намерений, соотнесение процессов протекания жизни с сознательным контролем и возможностью влиять на них, обеспечение устойчивости образа мира.
Выделенные структурные компоненты образуют целостную взаимосвязанную самоорганизующуюся систему - субъективно значимую «действительность», ставшую индивидуальной характеристикой личности.
Основываясь на том, что показатель личностной суверенности является критерием, определяющим специфику психологического пространства, нами были выделены следующие группы лиц: в I группу (19,34%) вошли респонденты с депривированными личностными границами; в группу II (49,47%) - лица, обладающие суверенными границами; в группу III (31,39%) - респонденты со сверхзащи-щаемыми (жесткими) границами.
Осмысленность жизни лиц с адекватными границами личности находится в пределах оптимальных значений, у респондентов с гиперсуверенностью границ она сверхвысока, а с депривированностью - значимо ниже (р < 0,01). Стремление к развитию себя, ориентация на нравственные ценности у студентов, обладающих личностной суверенностью, значимо выше, чем у лиц с депривированными или сверхсуверенными границами личности (р < 0,03). Студентов с депривированными и жесткими личностными границами характеризует сниженный уровень эмпатии, адекватная суверенность детерминирует средний уровень эмпатии (р < 0,01).
Факторный анализ показал, что независимо от уровня личностной суверенности респондентов ценностные и смысложизненные ориентации выступают в качестве наиболее значимых факторов. Следующими выступают факторы, которые при наличии адекватного
уровня суверенности - высокозначимы, положительно направлены и конструктивно влияют на специфику межличностного взаимодействия; в случае депривации границ - препятствуют проявлению эмоционального отражения в эмпатии; в случае сверхзащиты границ - способствуют поверхностному расширению социальных связей, формированию противостояния собственных установок и ценностей способностей к эмпатии.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что:
1) психологическое пространство личности является взаимосвязанной системой, системообразующей характеристикой которой выступает суверенность личностных границ, на основе которой формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни студен-тов-гуманитариев;
2) установлена специфика взаимосвязи характеристик психологического пространства в контексте уровней личностной суверенности: у лиц с депривированными границами взаимосвязь прямая для соотношения: общий уровень эмпатии - факторы личностной суверенности и осмысленности жизни; и обратной для соотношения: эмоциональный канал эмпатии - стремление к реализации собственных жизненных ценностей; у лиц с жесткими границами взаимосвязь прямая для соотношений: общий уровень эмпатии - суверенность установок и ценностей; эмоциональный канал - осмысленность жизни, саморазвитие и сохранение индивидуальности; и обратной для соотношений: интуитивный канал - осмысленность жизни, направленность на социальное взаимодействие и достижение престижа;
3) у будущих педагогов взаимосвязи компонентов личностного пространства и эмпатии проявляются более тесно для соотношения: повышение личностной суверенности - умение формулировать жизненные цели, удовлетворенность интенсивностью жизни и самореализацией; у будущих психологов - для соотношения повышение личностной суверенности - формирование веры в возможность самостоятельно контролировать качество жизни и стремление к установлению благоприятных
отношений в различных сферах социального взаимодействия.
Исследование показало, что формирование адекватности личностных границ способствует гармонизации структурных характеристик личностного пространства студентов-гуманитариев. Верно и обратное
- осознание личностью себя как субъекта жизни, за которую он принимает и несет ответственность, может способствовать вырабатыванию способов самовыражения и самоутверждения, не нарушающих личной свободы и определяющих границы этой ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. 345 с.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 365 с.
4. Муравьева О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности. Томск: ТГУ, 2003. 118 с.
5. Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 77-89.
6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
7. Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 31-46.
REFERENCES
1. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i drugikh. M., 1996. 345 s.
2. VasilyukF. E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy). M.: Izd-vo MGU, 1984. 200 s.
3. Levin K. Teoriya polya v sotsial’nykh naukakh. SPb., 2000. 365 s.
4. Murav’yova O. I. Strategii obshcheniya v strukture kommunikativnoy kompetentnosti. Tomsk: TGU, 2003. 118 s.
5. Nartova-Bochaver S. K. Oprosnik «Suverennost’ psikhologicheskogo prostranstva» - novy metod diagnostiki lichnosti // Psikhologicheskiy zhurnal. 2004. T. 25. N 5. S. 77-89.
6. Rodzhers K. R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka. M.: Progress, 1994. 480 s.
7. Kharash A. U. «Drugoy» i yego fonktsii v razvitii «Ya» // Obshcheniye i razvitiye psikhiki. M., 1986. S. 31-46.