Научная статья на тему 'СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ'

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУВЕРЕННОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

В статье рассмотрены понятия психологического пространства будущих педагогов, его суверенности (автономности). Данное психологическое явление изучалось нами в контексте его влияния на самореализацию молодых людей. Как особый психологический феномен, самореализация выступает их важнейшей потребностью и как их особая способность. Субъектно-средовая теория позволила нам подойти к личности современного студента как к особому психологическому и пространственному явлению, как к человеку особой структуры, особых свойств и качеств. Являясь регуляторным параметром психологического пространства, суверенность, как значимый предиктор, оказывает влияние на жизнедеятельность будущих учителей, организуя контроль и определенное отношение к разным сферам их активности. Период юношества, когда есть все шансы реализовать себя свои возможности и способности, является фундаментальным для становления активного субъекта, творца своей жизни и будущего профессионала. Было проведено исследование влияния суверенности психологического пространства студентов педагогического вуза на успешность их самореализации. Полученные результаты показали, если у студентов сохранны границы суверенности их привычек, социальных связей, вещей, физического тела и психологического пространства, они демонстрируют высокий уровень осмысления своей жизни. Это проявляется в умении ставить цели, локусе контроля, высоком уровне мотивация успеха и высоком уровне субъективного контроля. Таким образом, нам, на наш взгляд, удалось показать, что автономность психологического пространства студентов-педагогов определенным образом влияет на их активность, субъектность. Будущие учителя получают больше возможностей для самораскрытия и реализации себя в различных сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF FUTURE TEACHERS AS A PREDICTOR OF THEIR SELF-REALIZATION

The article deals with the notions of psychological space of future teachers its sovereignty (autonomy). This psychological phenomenon was studied in the context of its influence on the self-realization of young people. As a special psychological phenomenon self-realization acts as their most important need and as their special ability. The subject-medium way allowed us to approach the personality of a modern student as a special psychological and spatial phenomenon, as a person of a special structure, special properties and qualities. Being a regulatory parameter of the psychological space sovereignty, as a significant predictor, has an impact on the life activity of future teachers, organizing control and attitude towards different spheres of their activity. The period of adolescence, when there is every chance to realize one's possibilities and abilities, is fundamental for becoming an active subject, a creator of one's life and for becoming a future professional. A study of the influence of the sovereignty of the psychological space of students of pedagogical university on the success of their self-realization was carried out. The results showed, if students keep the boundaries of sovereignty of their habits, social connections, things, physical body and psychological space, they demonstrate a high level of self-awareness of their lives. This is manifested in the ability to set goals, locus of control, a high level of motivation for success and high level of subjective control. Thus, in our opinion, we managed to show that the autonomy of psychological space of students influences their activity, subjectivity in a certain way. Future teachers get more opportunities for self-disclosure and self-realization in various spheres of life activities.

Текст научной работы на тему «СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

Елабужский институт (филиал)

ФГАО ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены понятия психологического пространства будущих педагогов, его суверенности (автономности). Данное психологическое явление изучалось нами в контексте его влияния на самореализацию молодых людей. Как особый психологический феномен, самореализация выступает их важнейшей потребностью и как их особая способность. Субъектно-средовая теория позволила нам подойти к личности современного студента как к особому психологическому и пространственному явлению, как к человеку особой структуры, особых свойств и качеств. Являясь регуляторным параметром психологического пространства, суверенность, как значимый предиктор, оказывает влияние на жизнедеятельность будущих учителей, организуя контроль и определенное отношение к разным сферам их активности. Период юношества, когда есть все шансы реализовать себя свои возможности и способности, является фундаментальным для становления активного субъекта, творца своей жизни и будущего профессионала. Было проведено исследование влияния суверенности психологического пространства студентов педагогического вуза на успешность их самореализации. Полученные результаты показали, если у студентов сохранны границы суверенности их привычек, социальных связей, вещей, физического тела и психологического пространства, они демонстрируют высокий уровень осмысления своей жизни. Это проявляется в умении ставить цели, локусе контроля, высоком уровне мотивация успеха и высоком уровне субъективного контроля. Таким образом, нам, на наш взгляд, удалось показать, что автономность психологического пространства студентов-педагогов определенным образом влияет на их активность, субъектность. Будущие учителя получают больше возможностей для самораскрытия и реализации себя в различных сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: психологическое пространство, суверенность, автономность, студенты, будущие педагоги, самореализация.

An^taUm. The article deals with the notions of psychological space of future teachers its sovereignty (autonomy). This psychological phenomenon was studied in the context of its influence on the self-realization of young people. As a special psychological phenomenon self-realization acts as their most important need and as their special ability. The subject-medium way allowed us to approach the personality of a modern student as a special psychological and spatial phenomenon, as a person of a special structure, special properties and qualities. Being a regulatory parameter of the psychological space sovereignty, as a significant predictor, has an impact on the life activity of future teachers, organizing control and attitude towards different spheres of their activity. The period of adolescence, when there is every chance to realize one's possibilities and abilities, is fundamental for becoming an active subject, a creator of one's life and for becoming a future professional. A study of the influence of the sovereignty of the psychological space of students of pedagogical university on the success of their self-realization was carried out. The results showed, if students keep the boundaries of sovereignty of their habits, social connections, things, physical body and psychological space, they demonstrate a high level of self-awareness of their lives. This is manifested in the ability to set goals, locus of control, a high level of motivation for success and high level of subjective control. Thus, in our opinion, we managed to show that the autonomy of psychological space of students influences their activity, subjectivity in a certain way. Future teachers get more opportunities for self-disclosure and self-realization in various spheres of life activities.

Key words: psychological space, sovereignty, autonomy, students, future teachers, self-realization.

Введение. В последние десятилетия в научном мире развернулся дискурс широкой социальной направленности: обсуждаются проблемы самореализации молодых людей и выбора ими своего собственного пути развития. Как особый психологический феномен, как потребность и особая способность личности, самореализация заключает в себе понятия самоактуализации, самоопределения, саморазвития. Многими известными учеными, представителями разных зарубежных и российских научных школ исследовалась и описывалась проблема самореализации личности: К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Коростылевой, Б.Д. Парыгиным, А. Маслоу, К. Роджерсом и др., которые подходили к этому феномену, как к важнейшему ключевому конструкту саморазвития личности, раскрывающему ее сущность и ее психологические детерминанты.

Наряду с таким широко рассматриваемым психологическим явлением, как самореализация человека, в отечественной психологии, в это же время формируется новое методологическое понимание его бытия - субъектно-средовый подход к пониманию личности. Это практическое направление, позволяющее рассматривать личность как особое психологическое и пространственное явление, обладающее особой структурой, особыми свойствами и качествами. Основными понятиями выступают «психологическое пространство» и «психологическая суверенность личности», его измерения (сектора), границы. Устойчивость этих границ может рассматриваться и как компонент структуры личности, и как характеристика основных аспектов ее функционирования в социуме, и как компонент ее самосознания [10, С. 9].

Прежде всего, нужно понимать, что психологическое или личное пространство - это жизненно необходимая действительность, которая обеспечивает неприкосновенность личности, служит сохранению ее идентичности и возможности реализации себя. В основе этого феномена находится состояние психологических границ человека, т.е. физические и психологические маркеры, определяющие область личного контроля и приватности каждого человека.

Развитие психологического пространства, по С.К. Нартовой-Бочавер, происходит в онтогенезе, посредством расширения области суверенности и наполнении их разным содержанием, соответственно опыту и задачами взросления. Например, в младенчестве, когда формируется телесность; затем в раннем и дошкольном детстве, когда обозначаются личная территория и вещи; далее дошкольный и младший школьный возраст, когда складываются временные привычки и формируются социальные связи, вкусы и ценности. В подростковом периоде социальные связи, вкусы и ценности становятся регулятором поведения. Однозначно, развитие суверенности и уточнение границ сопровождает личность в течение всей ее жизни. Интенсивность этих процессов выпадает на дошкольный и подростковый периоды. Но очевидно, что в юношеском возрасте процессы формирования психологической суверенности завершаются [4, С. 2].

Изучение феномена суверенности пространства многими учеными (С.К. Нартова-Бочавер. Я.К. Смирнова, О.Е. Дергачева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский, К. Левин и др.). во взаимодействии с таким психологическим феноменом, как самореализация в разновозрастных группах, однозначно, способствует пониманию значимости этого явления в развитии личности. Именно этим и обусловлена актуальность нашего исследования, а также, возрастающей с каждым днем потребности человека юношеского возраста в определении самого себя, своего места в

обществе и в профессии, а также повышением требований со стороны государства и общества к эффективности подготовки педагогических кадров в системе высшего профессионального образования. Это подводит нас к необходимости изучения одного из направлений этого проблемного поля: суверенности психологического пространства студентов - будущих учителей, как важнейшего предиктора, влияющего на успешность их самореализации. Именно юношеский возраст является основополагающим в становления активного субъекта, творца своей жизни, будущего профессионала.

Эти рассуждения подвели нас к определению цели нашего исследования: выявить влияние суверенности психологического пространства студентов-педагогического вуза на успешность их самореализации в рамках субъектно-средового подхода. Мы предположили, что на успешность в личностной самореализации будущих педагогов влияет такой важный предиктор, как суверенность психологического пространства жизни, связанный с высоким уровнем осмысления жизни, мотивацией достижения и внутренним локусом контроля формирующие студентов как активных субъектов и творцов своей жизни.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день психолого-педагогическое научное сообщество, имеет определенное количество исследований как по проблемам самореализации, самоактуализации, так и по суверенности личности.

Понятие «психологическое пространство» в современной психологии отражается в несколько содержательно близких воззрений. К примеру, в «теории поля» К. Левина появилось понятие «психологического жизненного пространства», которое автор соотносит с представлениями о «человеке» и «психологической среде», как она существует для него. Поле включает в себя потребности, мотивы, настроения, цели, идеалы, состояния и его границы способствуют сохранению целостности личности. Оно соотносит взаимодействия личности и окружающей среды, а граница представляет собой конечную точку психологической дистанции. И сохранение личностного пространства или пространства «свободного жизненного движения» ученый трактовал, как некую предпосылку, способствующую установлению позитивных межличностных отношений между людьми [8, С. 43].

На современном же этапе в западной психологии при исследовании психологического пространства личности чаще используются такие близкие по содержанию понятия, как «автономия» и «приватность». А.М. Wood, Р.А. Linley и др. изучали психологической пространство через взаимосвязь аутентичности и психологического благополучия [12, С. 391]; N. Tabata, H. Sato провели косвенные исследования конфиденциальности информации, определяющие понимание суверенности личности [13, С. 242].

Российские ученые В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева подходили к суверенности, как к результату становления человека в совмещенной психологической системе [6. С. 6]; О.Е. Дергачева - как к механизму саморегуляции и самодетерминации личности, который может реализоваться через осознанный выбор способа действий, учитывающий внутренние стремления человека и внешние условия его жизни [3, С. 113]. Влияние суверенности человека на формирование межличностных отношений со «значимыми другими» доказывают Е.А. Водичар, Л.А. Орлик [2, С. 52]. Важной для нашего исследования можно, на наш взгляд, считать работу Я.К. Смирновой, которая определяет суверенность как регуляторный параметр психологического пространства личности, т.е. суверенность в личностном хронотопе транслируется посредством организации и отношения личности к контролю разных сторон жизни человека в определенном темпе и в определенном ритме, что актуализирует его жизнь и деятельность [11] и взаимосвязана с субъективным благополучием [5, С. 136].

Обозначая многообразие подходов к изучению феномена суверенности и в зарубежной, и в отечественной науке, в нашем исследовании мы будем рассматривать суверенность психологического пространства как важнейший предиктор, влияющий на самореализацию личности периода юности.

Проблема самореализации достаточно глубоко изучалась многими авторами, обозначавшими ее главной целью и смыслом всей жизни человека, которая сама является непрерывной цепью этой самореализации в двух направлениях (основных) - в профессии и в семье.

Зарубежные ученые подходят к этому понятию как к врожденному свойству каждого человека. А. Маслоу считал, что именно с этой, последней базовой потребности личности начинается подлинное самодостаточное ее развитие. К. Роджерс показывает, что для полноценно функционирующей личности важна согласованность чувства самости с любовью к себе и другим, открытость к опыту и постоянные изменения в жизни; истинная самореализация происходит в моменты познания и осознания человеком своей собственной природы, позволяя себе быть тем, что он есть [9].

Отечественные ученые считают, что самореализация, являясь высшей потребностью человек, возможна лишь по окончанию сформированности его «Образа Я»; это высшая стадия развития личности; это процесс приобщения человека к культуре и стремление к совершенствованию [1, С. 126].

По Л.А. Коростылевой, самореализацию возможно трактовать как сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей. Как основная потребность личности, она не только способствует реализации сил и способностей человека, но и позволяет наращивать ему свои возможности и повышать качества своей деятельности [7, С. 114].

Принимая во внимание подходы, отражающие определенную взаимосвязь автономии психологического пространства личности и ее возможности к самореализации, мы будем рассматривать явление самореализации в период юношества, студенчества. Молодые люди, стоящие вначале своего взрослого пути и осознающие свои потребности, в своем большинстве, уже готовы принимать участие в жизни общества. Они определились, в целом, с будущей профессией, с целью и смыслом своей жизни; у них сформированы умения к постановке целей и сопоставление их со своими способностями и возможностями. При этом очевидно, что вуз является именно тем институтом, где есть возможность для саморазвития, формирования себя, как будущего профессионала и поэтапной реализации себя в общественной или научной деятельности. В студенческий период формируется потребность «быть впереди», что, в определенном смысле, ведет к достижению целей и успешности. Расширяется сфера потребностей, сфера мотивации и при активном стремлении добиться поставленных целей у юношей и девушек складывается ориентация на достижение успеха. В это время очень важно не потерять свою индивидуальность и, именно личное пространство выступает фактором ее сохранения. Суверенность личной автономии, принятие себя в соответствии со своими желаниями и интересами способствует формированию своей идентичности, своей судьбы, дифференциации своих интересов, реализации своего потенциала и понимания своего внутреннего мира.

Таким образом, суверенность психологического пространства молодых людей - это важнейший, на наш взгляд, предиктор, влияющий на специфику самореализации в период студенчества и это напрямую связано с формированием смысложизненных ориентаций, мотивацией достижения и уровнем субъективного контроля личности. В процессе обучения в вузе студенты, ориентирующиеся на достижение своих целей в жизни и позиционирующие себя как сильные личности, со своим особенными внутренними силами и мотивами, но при этом сохраняющие личностные границы, имеют все возможности для реализации себя и расширения границ индивидуального «Я» в пространстве и времени.

Таким образом, рассмотрев понятие «суверенность психологического пространства» мы пришли к выводу о том, что автономность будущих педагогов проявляется в осмысленности своей жизни, в мотивации достижения и внутреннем локусе контроля, которые выступают определенными предикторами их самореализации.

Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование 42 студентов 2 и 4 курсов (будущих учителей), в возрасте от 19 до 22 лет. Использовались: опросник «Суверенность психологического пространства» (СИЛ) (автор С.К. Нартова-Бочавер); тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (автор Д.А. Леонтьева); методики Т.Элерса «Мотивация к успеху и к избеганию неудач; методика «Диагностика уровня субъективного контроля» (ДУСК) (Дж. Роттер). Результаты психодиагностического исследования обрабатывались с помощью метода математической обработки коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Выводы. Полученные результаты подводят нас к определенным выводам. Корреляционный анализ обозначил определенные статистически значимые зависимости. Локазана прямая взаимосвязь показателей шкалы «суверенность привычек» (по опроснику С.К. Нартовой-Бочавер) и шкалы «цель в жизни» (по методике Д.А. Леонтьевой), (при р<0,01), что доказывает: студенты более целеустремлены и осмысленно направлены на временную перспективу, если у них сохраняются границы их привычек, темпа жизни, порядка и структурирования жизни и времени; значит, стабильность и комфорт жизнедеятельности сегодня определяет уверенность в завтрашнем дне, а целеустремленный студент, безусловно, способен самосовершенствоваться и реализовать свой личностный потенциал.

Выявленный низкий показатель по шкале «суверенность социальных связей» по опроснику «СПП» имеет обратную взаимосвязь со шкалой «процесс жизни» (методика «СЖО») (при р<0,05). Трактуем: уровень процесса жизни будет тем выше, чем выше будет уровень суверенности социальных связей. Будущие педагоги, которые смогут при общении разделить людей на «своих» и «чужих» и выстроить правильно свою дистанцию, будут испытывать внутренний комфорт, а это, в свою очередь, даст им возможность получать удовлетворение от общения и от своей жизни.

Отмечена статистически значимая (прямую) взаимосвязь (при р<0,05) шкал «суверенность социальных связей» (опросник С.К. Нартовой-Бочавер) и «локуса контроля - Я, локуса контроля - жизнь» (методика Д.А. Леонтьевой): чем больше у будущих педагогов есть свобода выбора при построении своего будущего и осознание себя сильными личностями, тем больше у них проявляется сохранность границ в установлении социальных связей и избирательность в социальных отношениях.

Определена также прямая взаимосвязь (р<0,05) шкал «суверенность психологического пространства» опросника «СПП» и «локуса контроля - жизнь» (методика «СЖО»): молодые люди лучше контролируют и управляют своей жизнью, если у них выше общий уровень суверенности границ, т.е. как субъекты они обладают большими умениями брать на себя ответственность, что способствует реализации себя в разных сферах жизнедеятельности.

Прямая связь шкал «суверенность физического тела» (опросник «СПП») и «интернальность в семейных отношениях» (методика Дж. Роттера), (при р<0,01) показывает, что прочные телесные границы, при ненасильственном взаимодействии с социумом, рождают базовое доверие к миру, определяют свои потребности, способствуют принятию своего «Я», формируя ответственное отношение к событиям, происходящим в личной жизни.

Имеет место прямая связь показателей суверенности вещей (опросник «СПП») и интернальности в областях достижений и производственных отношений (методика «ДУСК») (р<0,01): чем выше уровень суверенности личных вещей, что свойственно человеку сильному, не подверженному чужому влиянию, умеющему правильно презентовать себя, тем выше осознание того, что он сможет успешно достигать своих целей в настоящем и будущем. При этом, студенты-будущие учителя, организуя свою учебно-трудовую деятельность самостоятельно, уделяют большее внимание своим действиям, опираясь на эмоционально положительные события и ситуации, на свое продвижение, на самореализацию своих задатков, а значит и на развитие.

Обнаружена прямая взаимосвязь показателей шкал «суверенность вещей» (опросник «СПП») и «интернальность в отношении здоровья и болезни» (методика «ДУСК») (р<0,05). Чем больше суверенности личных вещей, тем больше выражены потребности и предпочтения студентов и выше осознание ответственности за свое здоровье. Борьба с трудностями, ответственность по отношению к самому себе, понимание своих потребностей говорит об их развитии и возможности успешной самореализации.

Есть прямая связь шкал «суверенность привычек» (опросник «СПП») и «интернальность в областях достижений, производственных отношений» (методика «ДУСК») (р<0,05). Очевиден высокий уровень субъективного контроля студентов над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Сохранность привычек (темп жизни, временной режим, порядок действий) обуславливает состояние успеха в области достижения. Сохранность границ личного распоряжения времени способствует грамотному выстраиванию коллективных взаимоотношений в вузе и открывает возможности личностного роста, что также является показателем определенного масоразвития.

Найдена взаимосвязь показателей суверенности вещей (опросник «СПП») и интернальности в отношении здоровья/болезни (методика «ДУСК») (р<0,01). Студент, грамотно планирующий свое время, планирует также свои действия, с учетом важности временного интервала, не распыляясь на все дела сразу, равномерно решая все вопросы, что, в некотором смысле, способствует сохранности физического и психического здоровья, его саморазвитию и самореализации.

Достоверные взаимосвязи шкал «суверенность социальных связей» (опросник «СПП») и «интернальность в области неудач» (методика «ДУСК») (р<0,05) выявили: чем выше суверенность границ социальных связей (избирательность общения, защита своих границ), тем сильнее развито чувство субъективного контроля отрицательных событий и ситуаций. Принятие и осознание негативных событий развивает личность определенным образом и способствует обнаружению новых путей для самореализующейся личности. Однако, выраженная направленность на общение у некоторых студентов, наряду с личностным контролем отрицательных событий, скорее всего указывает на высокий уровень тревожности, на неуверенность, что, в свою очередь, может помешать гармоничному процессу самореализации.

Шкалы «суверенность социальных связей» (опросник «СПП»» и «интернальность в области межличностных отношений» (по методике «ДУСК») также обнаруживают прямую взаимосвязь (р<0,05). Юноши и девушки сами выбирают свой круг общения, в зависимости от своих интересов. Учет суверенности социальных связей предоставляет возможность избирательности и контроля в социальных отношениях; увеличивается шанс воспринимать другого как «своего», что выражаться в стремлении к общению.

Статистически значимая взаимосвязь найдена у шкал «суверенность социальных связей» (опросник «СПП») и «мотивация к успеху» (методика Элерса) (р<0,01). Потребность сохранить суверенность социальных связей приводит к определенному беспокойству относительно своих границ, что, возможно, тормозит потребность к успеху и мотивация на успех имеет средний уровень. Но, именно на среднем уровне есть возможность для развития и реализации своих возможностей.

Итак, с позиции субъектно-средового подхода студенты, как личности с особыми свойствами и качествами, обладают определенной автономностью своих границ, которые являются значимыми фрагментами их бытия и определяют жизненную

стратегию, актуальную деятельность. Нами исследовалась суверенность психологического пространства будущих педагогов как важнейшего предиктора, влияющего на самореализации в профессиональной и личностной сферах. Исследование показало, что, сохраняя границы суверенности привычек, социальных связей, вещей, физического тела и суверенность психологического пространства молодые люди показывают высокий уровень осмысления своей жизни (постановку целей, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь), высокий уровень мотивация успеха и высокий уровень субъективного контроля (интернальность семейных отношений, области достижений, здоровья и болезни, производственных отношений). Представленные выше предикторы прямо подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Мысль, 1991 - 299 с.

2. Водичар, Е.А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений / Е.А. Водичар, Л.А. Орлик // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (27). -С. 48-56.

3. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 103-121

4. Иркин, Д.Б. Сувернность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями / Д.Б. Иркин, Т.Д. Шевеленкова // Психология и право, 2011. - № 3. - С. 1-12

5. Карапетян, Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии / Л.В. Карапетян // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. - № 2 (40). - С. 132-137.

6. Клочко, В.Е. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе /

B.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки, 2001. - № 1. - С. 4-8.

7. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: диссертация д-ра психол. наук: 19.00.01 / Коростылева Людмила Алексеевна. - СПб., 2001 - 398 с.

8. Левин, К. Теория поля в социальных науках (Серия «Психологические технологии») / К. Левин. - М.: Изд-во Академический проект, 2019. - 313 с

9. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 486 с.

10. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение /

C.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2003. - № 6. - С. 6-18

11. Смирнова, Я.К. Суверенность как предиктор временной трансспективы подростков, оставшихся без попечения родителей: диссертация. ... канд. психол. Наук: 19.00.01 / Смирнова Яна Константиновна. - Барнаул, 2015. - 273 с.

12. Wood A. M., Linley P. A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. (2008). The authentic personality: A theoretical and empirical conceptualization and the development of the Authenticity Scale // Journal of Counseling Psychology. 2008. 55(3). P. 385-399

13. Tabata N., Sato H. Effects of Concerns about Privacy on the Contents of Private Information and Reasons for Desiring Privacy // Japanese Journal of Personality. 2010. Vol. 18, issue 3. P. 241-243.

Психология

УДК 159.923(045)

магистрант Быкова Алена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и снижению негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Авторы отмечают, что данные состояния отрицательно сказываются на психическом и физическом здоровье субъекта, негативно отражаются на личностном развитии, значительно снижают продуктивность различных видов деятельности. Возникающие негативные эмоциональные состояния у сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей очень часто ведут к появлению таких реакций, при которых работоспособность и эффективность профессиональной деятельности резко снижаются. К таким негативным эмоциональным состояниям относятся: апатия, тревога, стресс и т.д. Сотрудникам правоохранительных органов предъявляются особые требования к личностным качествам и состояниям. Они должны быть эмоционально устойчивыми, обладать волевыми качествами, уметь регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, действовать в чрезвычайных ситуациях. Для изучения и снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции проведена опытно-экспериментальная работа: осуществлена диагностика негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции; проанализированы и обобщены полученные данные; спроектирована и апробирована программа снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Целью программы является снижение негативных эмоциональных состояний. Основная форма проведения занятий - психологический тренинг. Большое внимание в ходе его реализации уделяется релаксационным техникам, которые позволяют снять эмоциональное напряжение и способствуют восстановлению как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В ходе исследования доказана эффективность программы снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, негативные эмоциональные состояния, снижение негативных эмоциональных состояний, сотрудники полиции.

Annоtation. The article is devoted to the study and reduction of negative emotional states of police officers. The authors note that these conditions adversely affect the mental and physical health of the subject, negatively affect personal development, and significantly reduce the productivity of various activities. The emerging negative emotional states of police officers in the performance of their duties very often lead to the appearance of such reactions, in which the efficiency and effectiveness of professional activity are sharply reduced. Such negative emotional states include: apathy, anxiety, stress, etc. Law enforcement officers have special requirements for personal qualities and states. They must be emotionally stable, possess strong-willed qualities, be able to regulate their emotional state and behavior, act in emergency situations. To study and reduce the negative emotional states of police officers, experimental work was carried out: the diagnosis of negative emotional states of police officers was carried out;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.