Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Алена Николаевна, Савинова Татьяна Викторовна

Статья посвящена исследованию и снижению негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Авторы отмечают, что данные состояния отрицательно сказываются на психическом и физическом здоровье субъекта, негативно отражаются на личностном развитии, значительно снижают продуктивность различных видов деятельности. Возникающие негативные эмоциональные состояния у сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей очень часто ведут к появлению таких реакций, при которых работоспособность и эффективность профессиональной деятельности резко снижаются. К таким негативным эмоциональным состояниям относятся: апатия, тревога, стресс и т.д. Сотрудникам правоохранительных органов предъявляются особые требования к личностным качествам и состояниям. Они должны быть эмоционально устойчивыми, обладать волевыми качествами, уметь регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, действовать в чрезвычайных ситуациях. Для изучения и снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции проведена опытно-экспериментальная работа: осуществлена диагностика негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции; проанализированы и обобщены полученные данные; спроектирована и апробирована программа снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Целью программы является снижение негативных эмоциональных состояний. Основная форма проведения занятий - психологический тренинг. Большое внимание в ходе его реализации уделяется релаксационным техникам, которые позволяют снять эмоциональное напряжение и способствуют восстановлению как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В ходе исследования доказана эффективность программы снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быкова Алена Николаевна, Савинова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING NEGATIVE EMOTIONAL STATES OF POLICE STAFF

The article is devoted to the study and reduction of negative emotional states of police officers. The authors note that these conditions adversely affect the mental and physical health of the subject, negatively affect personal development, and significantly reduce the productivity of various activities. The emerging negative emotional states of police officers in the performance of their duties very often lead to the appearance of such reactions, in which the efficiency and effectiveness of professional activity are sharply reduced. Such negative emotional states include: apathy, anxiety, stress, etc. Law enforcement officers have special requirements for personal qualities and states. They must be emotionally stable, possess strong-willed qualities, be able to regulate their emotional state and behavior, act in emergency situations. To study and reduce the negative emotional states of police officers, experimental work was carried out: the diagnosis of negative emotional states of police officers was carried out; analyzed and summarized the data of the study; a program was designed and tested to reduce the negative emotional states of police officers. The goal of the program is to reduce negative emotional states. The main form of conducting classes is psychological training. Much attention in the course of its implementation is paid to relaxation techniques that allow you to relieve emotional stress and contribute to recovery both at the psychological and physiological levels. The study proved the effectiveness of the program to reduce the negative emotional states of police officers.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

стратегию, актуальную деятельность. Нами исследовалась суверенность психологического пространства будущих педагогов как важнейшего предиктора, влияющего на самореализации в профессиональной и личностной сферах. Исследование показало, что, сохраняя границы суверенности привычек, социальных связей, вещей, физического тела и суверенность психологического пространства молодые люди показывают высокий уровень осмысления своей жизни (постановку целей, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь), высокий уровень мотивация успеха и высокий уровень субъективного контроля (интернальность семейных отношений, области достижений, здоровья и болезни, производственных отношений). Представленные выше предикторы прямо подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Мысль, 1991 - 299 с.

2. Водичар, Е.А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений / Е.А. Водичар, Л.А. Орлик // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (27). -С. 48-56.

3. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 103-121

4. Иркин, Д.Б. Сувернность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями / Д.Б. Иркин, Т.Д. Шевеленкова // Психология и право, 2011. - № 3. - С. 1-12

5. Карапетян, Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии / Л.В. Карапетян // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. - № 2 (40). - С. 132-137.

6. Клочко, В.Е. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе /

B.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки, 2001. - № 1. - С. 4-8.

7. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: диссертация д-ра психол. наук: 19.00.01 / Коростылева Людмила Алексеевна. - СПб., 2001 - 398 с.

8. Левин, К. Теория поля в социальных науках (Серия «Психологические технологии») / К. Левин. - М.: Изд-во Академический проект, 2019. - 313 с

9. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 486 с.

10. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение /

C.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2003. - № 6. - С. 6-18

11. Смирнова, Я.К. Суверенность как предиктор временной трансспективы подростков, оставшихся без попечения родителей: диссертация. ... канд. психол. Наук: 19.00.01 / Смирнова Яна Константиновна. - Барнаул, 2015. - 273 с.

12. Wood A. M., Linley P. A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. (2008). The authentic personality: A theoretical and empirical conceptualization and the development of the Authenticity Scale // Journal of Counseling Psychology. 2008. 55(3). P. 385-399

13. Tabata N., Sato H. Effects of Concerns about Privacy on the Contents of Private Information and Reasons for Desiring Privacy // Japanese Journal of Personality. 2010. Vol. 18, issue 3. P. 241-243.

Психология

УДК 159.923(045)

магистрант Быкова Алена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и снижению негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Авторы отмечают, что данные состояния отрицательно сказываются на психическом и физическом здоровье субъекта, негативно отражаются на личностном развитии, значительно снижают продуктивность различных видов деятельности. Возникающие негативные эмоциональные состояния у сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей очень часто ведут к появлению таких реакций, при которых работоспособность и эффективность профессиональной деятельности резко снижаются. К таким негативным эмоциональным состояниям относятся: апатия, тревога, стресс и т.д. Сотрудникам правоохранительных органов предъявляются особые требования к личностным качествам и состояниям. Они должны быть эмоционально устойчивыми, обладать волевыми качествами, уметь регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, действовать в чрезвычайных ситуациях. Для изучения и снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции проведена опытно-экспериментальная работа: осуществлена диагностика негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции; проанализированы и обобщены полученные данные; спроектирована и апробирована программа снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции. Целью программы является снижение негативных эмоциональных состояний. Основная форма проведения занятий - психологический тренинг. Большое внимание в ходе его реализации уделяется релаксационным техникам, которые позволяют снять эмоциональное напряжение и способствуют восстановлению как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В ходе исследования доказана эффективность программы снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, негативные эмоциональные состояния, снижение негативных эмоциональных состояний, сотрудники полиции.

Annоtation. The article is devoted to the study and reduction of negative emotional states of police officers. The authors note that these conditions adversely affect the mental and physical health of the subject, negatively affect personal development, and significantly reduce the productivity of various activities. The emerging negative emotional states of police officers in the performance of their duties very often lead to the appearance of such reactions, in which the efficiency and effectiveness of professional activity are sharply reduced. Such negative emotional states include: apathy, anxiety, stress, etc. Law enforcement officers have special requirements for personal qualities and states. They must be emotionally stable, possess strong-willed qualities, be able to regulate their emotional state and behavior, act in emergency situations. To study and reduce the negative emotional states of police officers, experimental work was carried out: the diagnosis of negative emotional states of police officers was carried out;

analyzed and summarized the data of the study; a program was designed and tested to reduce the negative emotional states of police officers. The goal of the program is to reduce negative emotional states. The main form of conducting classes is psychological training. Much attention in the course of its implementation is paid to relaxation techniques that allow you to relieve emotional stress and contribute to recovery both at the psychological and physiological levels. The study proved the effectiveness of the program to reduce the negative emotional states of police officers.

Key words: emotions, emotional states, negative emotional states, reduction of negative emotional states, police officers.

Введение. Эмоциональные состояния выступают фундаментальными свойствами человеческой психики. Возникая в какой-либо деятельности, они оказывают огромное влияние на человека, его физиологическое состояние, поведенческие аспекты, интеллект и т.д.

Эмоции могут быть очень разнообразны и эмоциональные состояния различны по своему происхождению, влиянию и интенсивности. Эмоции, как правило, делятся на положительные и отрицательные. Они неимеют объективной привязки и возникают по отношению к ситуации вцелом. Смена эмоций может происходить достаточно быстро.

Негативные эмоциональные состояния характеризуют психическую деятельность на протяжении определенного периода времени. Они негативно отражаются на личностном развитии, сказываются на психическом и физическом состоянии субъекта, снижают продуктивность различных видов деятельности. Негативные эмоциональные состояния охватывают всю систему взаимодействия человека с социумом, принося тем самым ему огромные переживания.

Изложение основного материала статьи. Исследованию проблемы негативных эмоциональных состояний посвящены работы В.К. Вилюнаса [2], Ю.В. Золотухиной [3], Л.Н. Костиной [4], Ю.В Саенко [7], С.Л. Соловьевой [9], Г.С. Човдыровой [10] и других.

Негативные эмоциональные состояния снижают психический тонус человека, приводят к различным поведенческим реакциям, к нарушению деятельности. К негативным эмоциональным состояниям можно отнести: апатию, тревогу, стресс, страх, из-за которых у человека могут проявиться отрицательные эмоциональные реакции, такие как злость, плачь и т.д. Негативное эмоциональное состояние характеризуется рядом признаков: дискомфортом; внутренней напряженностью; личностной нестабильностью [1].

В целом, рассматривая проблему негативных эмоциональных состояний в психолого-педагогической литературе, можно выделить следующие характеристики: сопровождаются дискомфортом, неудовлетворенностью, сильными переживаниями, соматическими нарушениями, снижают продуктивность деятельности, влияют на отношения с другими людьми.

По мнению Г.С. Човдыровой профессиональная деятельность сотрудников полиции специфична. Она связана со стрессовыми факторами, такими как: ненормированный служебный день, большая психоэмоциональная нагрузка, повышенная служебная и моральная ответственность [10].

Ю.В. Золотухина выделяет следующие факторы, повышающие угрозу возникновения негативных эмоциональных состояний: дискомфорт; страх; нехватка времени; сложность поставленной задачи; неудача; конфликтные ситуации; переизбыток или дефицит информации [3].

Перечень стрессовых факторов в работе сотрудников полиции довольно широкий. Практически любые аспекты их профессиональной деятельности могут стать причиной возникновения негативных эмоциональных состояний.

Л.Н. Костина выделяет следующие последствия негативных эмоциональных состояний: заторможенность, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные реакции на ситуации, эмоциональная возбужденность, ухудшение памяти, снижение активности, нарушение сна, потеря аппетита, головные боли [5].

Работа в правоохранительных органах предъявляет особые требования к личностным качествам и состояниям сотрудников. Они должны быть эмоционально устойчивыми, обладать волевыми качествами, уметь регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, действовать в чрезвычайных ситуациях.

Для изучения и снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции была проведена опытно-экспериментальная работа. Для реализации этой работы сформулированы следующие задачи: осуществить диагностику негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции; спроектировать и реализовать программу снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции; оценить ее эффективность.

Исследование проходило на базе Межмуниципального отдела МВД России «Большеболдинский» Нижегородской области. В нем принимали участие сотрудники полиции в количестве 43 человек.

На констатирующем этапе исследования были проведены следующие методики: опросник САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников); методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Л.А. Курганский, Т.А. Немчин); методика «Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению (дистимии)» (В.В. Бойко); методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В.А. Жмуров).

Данные диагностики негативных эмоциональных состояний позволяют нам сформулировать следующие выводы: по показателям психических состояний (самочувствие, активность и настроение) у испытуемых доминируют положительные состояния, однако отрицательное состояние имеют 34,9% сотрудников.

В результате диагностики основных психологических состояний у сотрудников полиции по всем состояниям преобладает средняя степень выраженности. Однако по шкале «психическая активация» для 31,3% испытуемых характерен низкий уровень выраженности, что проявляется в наличии усталости. Отсутствие интереса выявлено у 27,9% респондентов. 31,3% респондентов имеют низкую степень выраженности эмоционального тонуса; 32,6% респондентов имеют высокий уровень напряжения. Для них характерна взволнованность, выраженное желание отдохнуть. По шкале «комфортность» трети испытуемых (31,3%) характерна низкая степень выраженности, данная категория лиц оценивают свое состояние как плохое, они часто проявляют недовольство, постоянно погружены в заботы.

По результатам диагностики настроения (дистимии) 34,8% имеют высокий уровень дистимии, что характеризуется постоянно пониженным настроением, для них характерна высокая возбудимость и импульсивность.

По диагностике вида депрессии, характерной для сотрудников полиции, выявлено, что у 11,6% она умеренна, у 23,3% респондентов проявляется легкая депрессия, у 18,6% минимальная. Глубокой и выраженной депрессии не выявлено; у 46,5% она вовсе отсутствует.

На основе результатов исследования нами была разработана и реализована программа снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

Цель программы: снижение негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

Задачи программы: повысить уровень устойчивости к негативным факторам; овладеть приемами и методами эмоциональной саморегуляции; овладеть психотехниками, препятствующими проявлению негативных эмоциональных состояний.

Основной формой реализации программы является психологический тренинг. Он включает 10 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность одного занятия - от 1 часа до 1,5 часов.

При реализации данной программы используются следующие методы: медитации: звуковые, двигательные; дыхательные упражнения; арт-терапия; релаксация и другие.

Структура занятий включает следующие компоненты:

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы в группе и установление контакта между членами группы.

2. Разминка.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

3. Основная часть.

Цель: снижение негативных эмоциональных состояний.

4. Завершение занятия (рефлексия).

Цель: подведение итогов прошедшего занятия, анализ эмоционального состояния участников.

5. Ритуал прощания.

Цель: завершение занятия, закрепление положительного эмоционального настроя.

Тематический план программы снижения негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции:

Занятие 1 «Знакомство».

Цель: создать положительный настрой на работу, условия для самораскрытия личности в группе; выяснить ожидания и опасения участников тренинга.

Занятие 2 «Шаг навстречу».

Цель: выявить общую ориентацию в имеющихся проблемах сотрудников; обучить способам снятия нервно-психического напряжения.

Занятие 3 «Конфликт».

Цель: развивать навыки самоконтроля; сформировать навыки решения конфликтных ситуаций.

Занятие 4 «Негативные эмоциональные переживания».

Цель: обучить основным способам снижения отрицательных эмоциональных переживаний; научить основным способам преодоления стрессовых ситуаций.

Занятие 5 «Кто я?».

Цель: способствовать переоценке личностных качеств, ценностей; повысить самооценку.

Занятие 6 «Мои эмоции».

Цель: помочь сотрудникам понять свои негативные эмоции; научить их контролировать эмоциональные проявления.

Занятие 7 «Контроль над эмоциями».

Цель: помочь сотрудникам правильно выражать свои негативные эмоции; научить их контролировать свои эмоции.

Занятие 8 «Внутренний покой».

Цель: обучить сотрудников основным способам восстановление внутренних ресурсов, снятия напряжения во всем теле и регуляции дыхания.

Занятие 9 «Знакомство с техниками саморегуляции».

Цель: обучить методам саморегуляции.

Занятие 10«Успех».

Цель: создать положительные эмоции; подвести итоги работы, закрепить достигнутые результаты.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была оценена эффективность реализованной программы. Для подтверждения эмпирических данных о наличии различий между показателями испытуемых экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента использовался Т-критерий Вилкоксона.

В результате статистического расчета данных по опроснику САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) подтверждена альтернативная гипотеза Н1 на однопроцентном уровне значимости, полученные эмпирические значения: самочувствие Тэмп.=15, настроение Тэмп.=15. По показателю активность Тэмп.=24,5, что указывает на достоверность различий на пятипроцентном уровне значимости.

По результатам статистических расчетов данных по методике «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Л.А. Курганский, Т.А. Немчин) по показателям: психическая активация (Тэмп.=3); интерес (Тэмп.=5,5); напряжение (Тэмп.=6); комфортность (Тэмп.=8) подтверждена альтернативная гипотеза Н1 на однопроцентном уровне значимости. По показателю эмоциональный тонус Тэмп.=21, что указывает на достоверность различий на пятипроцентном уровне значимости.

По результатам статистических расчетов по методике «Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению (дистимии)» выявлено статистически достоверное различие на однопроцентном уровне значимости (Тэмп.=б). В результате статистического расчета данных по методике «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В.А. Жмуров) подтверждена альтернативная гипотеза Н1 на однопроцентном уровне значимости (Тэмп.=7,5).

Таким образом, результаты математической обработки данных на контрольном этапе являются статистически значимыми. Следовательно, разработанная психологическая программа, направленная на повышение устойчивости к негативным факторам, овладение способами эмоциональной саморегуляции, способствует снижению негативных эмоциональных состояний и является эффективной.

Выводы. Негативные эмоциональные состояния сотрудников полиции представляют собой целостные, динамические образования, вызываемые отрицательными факторами, возникающие при выполнении профессиональной деятельности и снижающие ее продуктивность.

Работа в правоохранительных органах предъявляет особые требования к личностным качествам и состояниям сотрудников. Они должны быть эмоционально устойчивыми, обладать волевыми качествами, уметь регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, действовать в чрезвычайных ситуациях.

Реализация психологической программы, направленной на повышение устойчивости к негативным факторам, овладение способами эмоциональной саморегуляции, способствует снижению негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

Литература:

1. Бутузова, Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности / Ю.А. Бутузова // Омский научный вестник. - 2011. - № 5(101). - С. 173-1744.

2. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Московский университет, 2016. - 288 с.

3. Золотухина, Ю.В. Психологические факторы группы риска при профессиональном психологическом отборе в

органы внутренних дел / Ю.В. Золотухина // Ученые записки российского государственного социального университета. -2012. - № 2(102). - С. 278-284.

4. Костина, Л.Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л.Н. Костина, А.А. Перков. -Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. - 185 с.

5. Костина, Л.Н. Тренинги в профессиональной подготовке и деятельности психологов органов внутренних дел / Л.Н. Костина. - Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. - 324 с.

6. Русецкая, Д.В. Психокоррекция негативных психических состояний у сотрудников правоохранительных органов / Д.В. Русецкая // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: материалы Всерос. симпозиума психологов. -Рязань: Академия ФСИН, 2019. - С. 757-764.

7. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 222 с.

8. Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь, 2007. - 202 с.

9. Соловьева, С.Л. Феноменология эмоционально-негативных состояний / С.Л. Соловьева // Неврозология и психосоматическая медицина. - 2016. - С. 406-413.

10. Човдырова, Г.С. Неблагоприятные психические состояния сотрудников органов внутренних дел и уровни развития психологических профессионально важных качеств / Г.С. Човдырова, Э.А. Антонова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1(65). - С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология

УДК 19.00.01

заместитель директора по воспитательной работе Вайтюк Екатерина Михайловна

РГБОУ Карачаево-Черкесский медицинский колледж (г. Черкесск)

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ

СЕСТЕР

Аннотация. В данной статье исследуются методы формирования профессиональной деятельности медицинских сестер. Актуальность проблемы формирования умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Чтобы стать медсестрой, необходимо развитие профессиональных способностей, особенно социализации в профессии и развитие профессиональной идентичности. Поиск литературы указывает на отсутствие эмпирических исследований развития профессионализма во время получения сестринского образования. Изучен ряд факторов, связанных с этой проблемой, включая идентичность, профессиональную социализацию, чувство принадлежности к профессии и клиническое положение. Исследование развития профессионализма у студентов медсестер может помочь с выявлением драйверов и ингибиторов. Целью данной статьи является исследование развития профессионализма у студентов-медсестер. Есть множество факторов, которые влияют на развитие профессионализма. Это идентичность, профессиональная социализация, принадлежность, клиническое распределение и преподаватели. Студенты сестринского дела преимущественно развивают сестринские навыки через знакомство с академическими кругами, клинической практикой и образцами для подражания. Тяжесть ответственности за развитие навыков у студентов-медсестер лежит на учебных заведениях. Ожидаемый результат программы предварительной регистрации состоит в том, что у студентов-медсестер сформируется профессионализм. В сестринском деле профессия важна для поддержки образования медсестер будущего.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; студенты-медсестры; бакалавр сестринского дела; образование; сестринская идентичность.

Annotation. This article examines the methods of formation of professional activity of nurses. The relevance of the problem of formation of skills and abilities of professional interaction of nurses is due to the social situation in the development of modern society, cardinal changes in the socio-economic and social life of the country. Becoming a nurse requires the development of professional abilities, especially socialization in the profession and the development of a professional identity. A literature search indicates a lack of empirical research on the development of professionalism during nursing education. A number of factors associated with this problem have been studied, including identity, professional socialization, sense of belonging to the profession, and clinical position. A study of professional development in nursing students can help identify drivers and inhibitors. The purpose of this article is to study the development of professionalism in nursing students. There are many factors that influence the development of professionalism. These are identity, professional socialization, affiliation, clinical distribution, and teachers. Nursing students predominantly develop nursing skills through exposure to academia, clinical practice, and role models. The burden of responsibility for developing the skills of nursing students lies with educational institutions. The expected outcome of the pre-registration program is that nursing students develop professionalism. In nursing, the profession is important in supporting the education of the nurses of the future.

Key words: professional identity; nursing students; Bachelor of Nursing; education; sisterly identity.

Введение. Студенты, поступающие в медицинские колледжи, чтобы стать профессиональными медсестрами, должны овладевать широким спектром профессиональных навыков [4].

Цель исследования:

- разработка методов формирования умений и навыков профессионального взаимодействия, и их применение в практике своей профессиональной деятельности медицинской сестры,

- описание развития навыков в обучении студентов-медсестер и взаимосвязи между развитием профессионализма и высшим образованием.

В связи с формированной целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить ряда концепций и практик, связанных с навыками, включая идентичность, профессиональную социализацию, чувство любви к профессии, клиническое положение и так далее;

- определить необходимость умений и навыков для развития профессионального взаимодействия медицинских сестер;

- выявить особенности формирования умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.