Исследования молодых ученых
УДК: 159.947.3+378.091.398
Эффективные способы развития эмоционально-волевой саморегуляции в повышении квалификации сотрудников полиции
Т. И. Доттуев
https://orcid.org/0000-0002-5525-8637 [email protected]
Effective ways to develop emotional and volitional self-regulation in the advanced training of police officers
^ I. Dottuyev
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема повышения стрессоустойчивости сотрудников полиции, обосновывается целесообразность расширения их представлений о способах эмоционально-волевой саморегуляции. Цель статьи заключается в описании способов эмоционально-волевой саморегуляции, применяемых в повышении квалификации сотрудников полиции.
Проведен научный обзор отечественных и зарубежных источников, выявивший высокую вероятность негативных последствий для сотрудников полиции в определенных ситуациях их профессиональной деятельности. Показаны преимущества простых, незатратных по волевым усилиям и не требующих специальных условий краткосрочных методов. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступает положение концепции А. Маслоу о психологически здоровой личности, которая умеет управлять своими эмоциональными состояниями и стремится к самоактуализации.
Описание результатов связывается с характеристикой экспресс-методов, используе-
мых в повышении квалификации сотрудников полиции: дыхательный метод, идеомотор-ный метод, метод вербальной саморегуляции, метод визуализации и мышечной релаксации. Описаны их возможности для повышения профессиональной успешности сотрудников полиции.
Научная новизна заключается в выделении новых содержательных направлений повышения квалификации представителей правоохранительных органов, обогащающих современную андрагогическую науку. Практическая значимость выражена в описании экспресс-методов, которые могут использоваться в системе дополнительного профессионального образования и внутриорганизационного обучения сотрудников полиции. Обсуждаются перспективы исследования, направленного на изучение эффектов слоу-методов в повышении квалификации сотрудников полиции.
Abstract
The article actualizes the problem of increasing the stress resistance of police officers, justifies the expediency of expanding their understanding of express methods of emotional-volitional self-regulation. The goal of research is to describe express methods of emotional-volitional self-
regulation, used in the advanced training of police officers.
The scientific review of domestic and foreign sources revealed a high probability of negative consequences for police officers in certain situations of their professional activity. The advantages of simple, non-costly in volitional effort and not requiring special conditions short-term methods are shown. The methodological basis of research is the position of A. Maslow's concept of psychologically healthy person who is able to manage his emotional states and strives for self-actualization.
The description of the results is linked to the characteristics of the express methods used in improving the qualifications of police officers: the breathing method, the ideomotor method, the method of verbal self-regulation, the method of visualization and muscle relaxation. Their possibilities for increasing the professional success of police officers are described.
Scientific novelty lies in the identification of new content areas of professional development of representatives of law enforcement agencies, enriching the modern andragogical science. The practical significance is expressed in the description of express-methods which can be used in the system of additional professional education and internal organizational training of police officers. Prospects for research aimed at studying the effects of slow-methods in the advanced training of police officers are discussed.
Ключевые слова: способы эмоционально-волевой саморегуляции, повышение квалификации, сотрудники полиции, дыхательный метод, идеомоторный метод, метод вербальной саморегуляции, метод визуализации и мышечной релаксации.
Keywords: express methods of emotional-volitional self-regulation, advanced training, police officers, breathing method, ideomotor method, method of verbal self-regulation, method of visualization and muscle relaxation.
Введение. Профессиональную деятельность сотрудников полиции отличает стрессогенный характер. Необходимость нести ответственность за физическую безопасность граждан своей страны, обеспечивать соблюдение норм законности и порядка вызывает повышенное психоэмоциональное напряжение. Кроме того, экстремальный характер правоохранительной
деятельности обсуслен взаимодействием с преступными элементами, криминальными структурами, которые могут угрожать безопасности жизни сотрудников полиции. Длительное нахождение в стрессовом состоянии, неспособность справиться с негативными эмоциями могут привести к серьезными психическим и физическим нарушениям личности. Эмоциональные нарушения сказываются, как правило, на волевой активности, могут спровоцировать апатию, отсутствие волевых усилий. Поэтому важное значение имеет способность сотрудников полиции к эмоционально-волевой саморегуляции, готовности управлять своим состоянием и конструктивно снижать напряжение.
Существует большое количество способов и приемов, направленных на решение данной проблемы, однако для сотрудников полиции важно найти простые, понятные, незатратные по временным ресурсам и физическим усилиям. Для этого целесообразно содействовать данным специалистам в освоении различных эффективных экспресс-методов саморегуляции. Они могут найти применение в обновлении как содержательных, так и организационно-технологических подходов к повышению квалификации сотрудников правоохранительной сферы.
Цель статьи заключается в описании способов эмоционально-волевой саморегуляции, применяемых в повышении квалификации сотрудников полиции.
Обзор литературы. Проблема развития эмоциональной устойчивости представителей профессий, характеризующихся повышенной экстремальностью, беспокоит как ученых, так и практиков. Несомненно, что работа в силовых структурах отличается стрессогенностью и экстремальностью. Исследования специалистов показывают, что сотрудники данных структур подвержены депрессивным состояниям, для которых характерны такие переживания, как страх неудачи, страх успеха, накручивание себя, недооценка наград, вина и самобичевание. Поэтому рекомендуется погружать их в ситуацию психотренинга, направленного на управление своими состояниями [1]. М. Г. Рябова отмечает, что саморегуляция выступает значимым условием психологической безопасности сотрудников полиции. Особенно это важно для полицейских, вернувшихся из зон боевых дей-
ствий, вызывающих посттравматические стрессовые расстройства, в результате которых им трудно планировать будущее [2]. Зарубежные исследователи также называют определенные категории полицейских, которые более подверженным стрессовым ситуациям. Речь идет о судебно-медицинских экспертах, которые расследуют преступления и сталкиваются с последствиями убийств, аварий, техногенных катастроф [3].
Для понимания возможных реакций на стресс ученые в процессе обучения сотрудников полиции смоделировали ряд критических ситуаций. Было обнаружено, что такие ситуации вызывают возбуждение и снижение качества вербальной коммуникаций, затрудняют решение тактических задач, что может в реальных критических условиях стоить жизни сотруднику полиции. Поэтому рекомендуется в их обучении учитывать множество внутри-личностных и ситуационных аспектов, с которыми сталкиваются офицеры в полевых условиях [4]. Также отмечается нарастание стрессовых состояний у сотрудников полиции в связи с пандемией COVID-19. Это вполне очевидно, так как им приходится постоянно регулировать поведение людей на улицах и общественных местах, пресекать возникающие массовые беспорядки [5]. Можно констатировать, что в последние годы многие люди находятся в подобном состоянии, в связи с этим они становятся более агрессивными, что также влияет на деятельность правоохранительных органов.
Причем стоит подчеркнуть, что некоторые стрессовые ситуации не только дестабилизируют, но и мобилизуют сотрудников полиции. Однако это утверждение относится к краткосрочным угрозам. Для общей саморегуляции им рекомендуется поддерживать положительный эмоциональный тон [6]. Вместе с тем данных рекомендаций может быть недостаточно. Повышение квалификации любых специалистов сегодня связывается с активным внедрением психологических знаний, их популяризации у взрослых обучающихся [7], освоением методов поддержания психического здоровья [8].
Все чаще речь идет об обновлении программ повышения квалификации тематическими блоками, направленными на развитие эмоционального интеллекта личности. О. А. Жидкова пи-
шет о необходимости развития внутренних ресурсов личности сотрудников ОВД, совершенствовании навыков психической саморегуляции, развитии самоконтроля, содействии им в овладении способностей к разграничению эмоций, чувств и устремлений. Для этого предлагаются тренинговые упражнения (разминоч-ные, проблемные, тематические, рефлексивные), а также дискуссии, анализ конкретных особенностей личности и исследовательские методы обучения [9].
В зарубежной практике также описывается опыт проведения интегративной групповой программы для повышения эмоционального интеллекта сотрудников полиции. L. James, S. James, I. Hesketh утверждают, что краткосрочные, но интенсивные мероприятия на курсах повышения квалификации представителей правоохранительной сферы способствуют росту уровня эмоционального интеллекта, эмпатии, устойчивости и управления стрессом [10]. Соответственно, такие практики должны распространяться и включаться во все программы повышения квалификации сотрудников полиции.
Научный обзор исследований в сегменте развития психологических знаний у сотрудников полиции показал, что данная проблема активно разрабатывается. Так, В. Ф. Родин описывает целый комплекс методов регуляции эмоциональных состояний (страх, тревога, раздражение) сотрудников полиции. К ним относятся аутогенная тренировка, музыкотерапия, мышечное расслабление, регуляция с помощью дыхания, самовнушение и пр. Он утверждает, что целесообразно использовать такие методы регуляции состояний сотрудников полиции, которые «под рукой», наиболее доступны и понятны [11]. В данном случае речь идет о том, что специалисты правоохранительной сферы не всегда имеют возможности пройти тренинг или получить квалифицированную поддержку психолога. Им важно овладеть такими методами, которые будут просты и доступны в любых условиях.
Причем в отличие от рядовых граждан сотрудники полиции более стрессоустойчивы, так как в их курсовой подготовке и в период обучения в вузе вопросы развития саморегуляции в той или иной мере затрагиваются. Им предлагается заниматься спортом, позитивно смотреть
на многие вещи [12]. М. А. Чуносов, М. А. Та-ранин рассматривают психологическую саморегуляцию как важное условие профессиональной эффективности сотрудников органов внутренних дел. Они описывают две группы методов, которые можно использовать в развитии данного процесса: слоу- и экспресс-методы. Слоу-методы (аутотренинг, релаксационные, медитативные техники, психологические настрои) предполагают больше времени, специальные условия и определенные волевые усилия. Экспресс-методы, наоборот, не требуют значительного количества времени, просты в использовании и могут применяться в любых условиях. К ним относят дыхательные упражнения, идеомоторные методы, техники вербальной саморегуляции, произвольной мышечной мобилизации и релаксации [13, с. 373]. Таким образом, можно заключить, что экспресс-методы являются более востребованными и актуальными для сотрудников полиции в процессе их повышения квалификации.
Методология (материалы и методы). Исследование базируется на положениях концепции психологически здоровой личности, описываемой А. Маслоу. Ученый связывает импульсивность с нездоровой личностью, которая не умеет управлять своими состояниями. При этом зрелую, непрерывно развивающуюся личность он определяет как психологически здоровую. Психологически здоровый человек непрерывно движется к самоактуализации и способен управлять своими эмоциональными состояниями, непрерывно развиваться, проявлять по отношению к другим доброту, быть уверенным и приятным в общении [14]. Наша позиция заключается в том, что овладение сотрудниками полиции методами управления своим состоянием, способами волевой регуляции позволит им стать психологически и физически более здоровыми, уверенными и успешными. При этом в повышении квалификации сотрудников полиции важно создавать мотивационную среду, стимулирующую слушателей из правоохранительной сферы к развитию и стремлению к вершине своего профессионального и личностного роста - самоактуализации.
Результаты исследования. Теоретический обзор послужил основанием для описания способов эмоционально-волевой саморегуляции, которые могут найти применение в повышении
квалификации сотрудников полиции. Данные методы связаны с регуляцией дыхания, корректировкой мышления, оценкой своего состояния и расслаблением. Раскроем их более детально.
Достаточно простым, незатратным и доступным в любой ситуации выступает дыхательный метод. Он включает в себя упражнения, построенные на регулируемом дыхании. Например, это может быть медленный вдох и быстрый выдох, или наоборот, быстрый вдох и медленный выдох. Предлагается чередовать грудное и брюшное дыхание, попеременно вдыхать воздух через нос или рот. Рекомендуется соединять дыхание со счетом до 10, учиться задерживать дыхание, тем самым переключая внимание с внешних раздражителей на внутренние ощущения. Также полезным считается соединять процесс вдоха и выдоха с цветотерапией (визуализация приятных цветов), когда выдыхаются неприятные для человека цвета (серый, черный), а вдыхается приятный цвет (золотой, зеленый). Также уместно сочетать процесс вдоха и выдоха с самовнушением, формированием установки на определенное состояние. Например, при вдохе человек вбирает в себя состояния спокойствия, уверенности, концентрации внимания, позитива, счастья и пр. А при выдохе освобождается от состояний тревоги, страха, обиды, раздражения.
При овладении таким методом на курсах повышения квалификации рекомендуется показать все разнообразие дыхательных техник и сконцентрировать внимание на краткосрочных упражнениях. Их лучше проводить в комфортной обстановке, хорошо проветриваемом помещении. Уместно сосредоточься на предварительном обосновании целесообразности таких методов для регуляции состояния в стрессовой ситуации, отметить, что они полезны при настройке на сложную и ответственную деятельность, а также в постстрессовый период.
Следующий экспресс-метод, который можно применять сотрудникам полиции для эмоционально-волевой саморегуляции, выступает идеомоторный метод. Он построен на интеграции мысленных действий с физическими ощущениями. Сотрудникам полиции предлагается мысленно представить состояние физического действия и прочувствовать это на соматическом уровне. Иными словами, важно мысленно проиграть предстоящую ситуацию, свои
действия в ней. Такое представление реально выполняемых двигательных навыков способствует подготовке к ним, овладению ими, корректировке и предупреждению возможных ошибок, является эффективным средством самосовершенствования. Научно доказано, что мысленная подготовка и настройка такого рода способствует более успешным результатам и повышению выносливости организма. Их активно используют спортсмены при подготовке к важным соревнованиям, серьезным физическим и эмоциональным нагрузкам. Важно показать сотрудникам полиции, что такие упражнения полезны перед предстоящими соревнованиями, состязаниями, планируемым марш-броском, операцией по задержанию преступников и пр. При этом чтобы научиться быстро применять такие настройки, необходима предварительная тренировка, так как ни у каждого человека хорошо работает воображение и способность быстро визуализировать нужный образ. Для освоения идеомоторного метода на курсах повышения квалификации рекомендуется изначально предлагать хорошо знакомые ситуации для их представления в групповой работе. Обсуждать, что получается, а что -нет, и почему. Затем уже давать индивидуальные задания и рефлексировать успешность их выполнения.
Третий метод, который может предшествовать предыдущим или применяться после проведения ранее обозначенных экспресс-методов, выступает метод вербальной саморегуляции (самомониторинг). Он связывается с самооценкой личностью своего состояния через ведение определенного внутреннего диалога. Сотрудникам полиции рекомендуется периодически задаваться вопросами, направленным на осознание своего состояния; вариантов его визуального проявления; причин, его вызывающих и способов корректировки. Это могут быть такие вопросы, как: «Что меня волнует?», «Какая у меня мимика?», «Какой у меня пульс?», «Что вызывает мое раздражение?», «Почему я злюсь?», «Что я чувствую?» и т. п. Особенно рекомендуется использовать такие вопросы в момент предстоящего выполнения служебного, в том числе боевого задания. Как правило, само осознание уже выступает корректирующим способом. Однако этого может быть недостаточно. При осознании состояний страха,
нервозности, рассеяности внимания рекомендуется использовать самоприказ или самовнушение, чтобы убедить себя в способности управлять эмоциями. Сотрудникам полиции рекомендуется использовать определенные фразы-заготовки: «Я спокоен», «Я собран», «Я уверен», «Я справляюсь», «Я смогу» и пр. В сочетании с этим экспресс-методом целесообразно применять ранее описанные идеомо-торные и дыхательные методы. Существует большое количество аффирмаций, которые также могут освоить слушатели курсов повышения квалификации для настройки на предстоящий день, сложную работу, отвлечения от негативных мыслей. Они могут быть как простыми и занимать меньше минуты («Сегодня хороший день», «С каждым днем мне становится все лучше»), так и более растянутыми во времени. Многие используют ограничивающие убеждения и пытаются критиковать такой позитивный подход, поэтому не стоит навязывать его обучающимся. Важно показать многообразие и научную доказанность таких средств эмоционально-волевой саморегуляции, обратиться к научным исследованиям, на примерах других продемонстрировать действенность такого мышления.
И еще назовем один метод, связанный с обучением быстрому расслаблению, метод визуалиации и мышечной релаксации. В данном случае речь идет о краткосрочных упражнениях, которые позволяют самостоятельно и быстро восстановиться. Эти образы могут выбираться индивидуально, исходя из предпочтений сотрудников полиции. При использовании визуализации они связываются с приятными ассоциациями, картинками, образами, которые требуется мысленно воспроизвести и прочувствовать. Например, это может быть представление любимого, приятного для себя места (берег моря, вершина горы, лесная поляна, каменная пещера). Это может быть знакомый человеку образ, то есть то место, в котором он был ранее или просто то, которое ему мысленно представляется (видел на картине, в фильме, передаче и пр.).
Такие релаксации полезно проводить под приятную музыку на курсах повышения квалификации, чтобы достигнуть наибольшего расслабления слушателей. Однако если использовать впоследствии такую релаксацию, как экс-
пресс-метод, нужно проводить ее без музыки либо использовать воодушевляющую композицию (классическую, современную). Иногда длительные релаксации сочетают с ароматера-пией, что рекомендуется применять уже после стрессогенной ситуации. Сотрудники полиции могут использовать при проведении подобных упражнений предпочтительный аромат (цитрусовый, морской, древесный), который вызывает приятные впечатления и в целом положительно влияет на нервную систему. Если говорить о применении физической релаксации, то стоит отметить использование упражнений на напряжение-расслабление (сжать-разжать кулаки, сильно сожмурить глаза и потом открыть их, согнуть и разогнуть ноги и пр.). Любые несложные физические движения с чередованием состояния покоя позволяют также сбросить лишнюю нагрузку и освободиться от стресса. Также традиционные физические нагрузки (спортивные занятия, прогулки, здоровье-укрепляющие упражнения) способствуют расслаблению и конструктивному выплеску отрицательных эмоций.
Описанные экспресс-методы эмоционально-волевой саморегуляции используются в повышении квалификации сотрудников полиции в Северо-Кавказском институте повышения квалификации Краснодарского университета МВД России. В программах повышения квалификации выделяется несколько модулей, включающих правовую, физическую, тактическую подготовку.
Также универсальным является модуль по психологической подготовке, в котором и отрабатываются указанные методы. В психологическом модуле, помимо вопросов профессиональной коммуникации, бесконфликтного поведения предлагаются темы по развитию эмоционально-волевой саморегуляции. Занятия по последней теме проводятся в практической форме, на них слушатели осваивают экспресс-методы саморегуляции. Стоит отметить, что первоначально у сотрудников полиции возникает неоднозначное, даже скептическое отношение к подобным методам. Однако в процессе их освоения формируется переосмысление предлагаемых решений и положительная их оценка. Для определения готовности сотрудников полиции к применению экспресс-методов с целью эмоционально-волевой саморегуляции
была предложена 5-балльная шкала. В этой шкале 1 балл означал низкий уровень готовности к такой деятельности, а 5 баллов - высокий. Такая оценка проводилась перед освоением данных методов и после прохождения курса обучения. Всего в обучении приняли участие 76 сотрудников полиции. Представим полученные данные ответов респондентов в таблице 1. Таким образом, наблюдается положительная динамика в изменении готовности сотрудников полиции к применению экспресс-методов с целью эмоционально-волевой саморегуляции. Увеличилось количество слушателей со средним (на 15,9%), выше среднего (на 17,1%) и высоким (на 5,3%) уровнем готовности. При этом снизилось количество слушателей с низким (на 6,6%) и ниже среднего (на 2,7%) уровнем готовности к использованию экспресс-методов эмоционально-волевой саморегуляции.
Обсуждение. Указанные методы не являются исчерпывающими, они выступают некоторой базой, которая может расширяться и углубляться. В повышении квалификации сотрудников полиции они используются как практические упражнения и самостоятельная работа по отработке данных упражнений и в целом методов. Их преимущество заключается в простом, быстром и незатратном способе эмоционально-волевой саморегуляции. Такую саморегуляцию можно осуществлять как на этапе подготовки к какой-то сложной, стрессовой ситуации, так и в период ее прохождения или после какого-то эмоционально затратного события. На курсах повышения квалификации необходимо предварительно показать слушателям многообразие подобных методов, которые относятся не только к экспресс-техникам, но и к слоу-методам, объяснить слушателям их условия проведения, необходимость предварительной тренировки.
Важно учитывать, что для освоения этих методов необходимо неоднократное их выполнение, повторение, что на первых порах также требует времени. По отношению к критически настроенным слушателям целесообразно усилить аргументацию.
Заключение. Профессиональная успешность сотрудников полиции связывается не только с глубокими правовыми знаниями, хорошей тактической и физической подготовкой, но и с психологическими компетенциями.
Таблица 1
Готовность сотрудников полиции к применению экспресс-методов эмоционально-волевой саморегуляции
Временной Баллы самооценки
период 1 2 3 4 5
До обучения 6,6% 13,2% 44,7% 26,3% 9,2%
После обучения 0% 10,5% 60,6% 43,4% 14,5%
Поэтому в процессе повышения квалификации представителей правоохранительных органов необходимо уделять особое внимание расширению их психологических знаний. Такие знания должны повлиять на повышение качества профессиональной деятельности за счет освоения сотрудниками полиции эффективных средств регуляции своего эмоционального состояния, которое может быть угнетенным в результате влияния экстремальных условий на психику. Овладение в процессе повышения квалификации специалистами правоохранительной сферы экспресс-методами саморегуляции позволит им сохранить свое психологическое и физическое здоровье, быть удовлетворенными работой и в целом жизнью. Для этого важно обогащать модуль психологической подготовки практическими упражнениями, направленными на развитие эмоционально-волевой саморегуляции. Среди таких методов наиболее целесообразными являются: дыхательный метод, идеомоторный метод, метод вербальной саморегуляции, метод визуализации и мышечной релаксации. Практика применения их в проведении практических занятий со слушателями в институте повышения квалификации показала результативность предложенных решений и развитие готовности сотрудников полиции к применению экспресс-методов эмоционально-волевой саморегуляции. Перспективами данного исследования может стать описание программы повышения квалификации сотрудников полиции с характеристикой слоу-методов, которые также имеют большое значение для сохранения эмоциональной стабильности личности.
Библиографический список:
1. Герасимов, И. В. Психофизическая тренировка в преодолении профессионального стрес-
са сотрудников полиции / И. В. Герасимов. -Текст : непосредственный // Наука-2020. -№ 7 (32). - С. 50-56.
2. Рябова, М. Г. Развитие смысловой саморегуляции как основы профессионального здоровья сотрудников правоохранительных органов / М. Г. Рябова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 11. - С. 125-137.
3. McKay-Davis S. et al. Civilian Forensic Technician and Sworn Police Officer Job-Related Stress. Journal of forensic sciences, 2020, Vol. 65, No. 6, pp. 2065-2070.
4. Arble, E., Daugherty, A. M., Arnetz, B. Differential effects of physiological arousal following acute stress on police officer performance in a simulated critical incident. Frontiers in psychology, 2019, Vol. 10, pp. 759.
5. Stogner, J., Miller, B. L., McLean, K. Police stress, mental health, and resiliency during the COVID-19 pandemic. American journal of criminal justice, 2020, Vol. 45, No. 4, pp. 718-730.
6. Караваев, А. Ф. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции / А. Ф. Караваев, Т. А. Караваева. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 1. -С.54-57.
7. Ильясов, Д. Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей : монография / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : ЧИППКРО, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.
8. Clerico, J. B., Ilyasov, D. F., Cherepov, E. A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine, 2019, Vol. 19, No. 3, pp. 57-65.
9. Жидкова, О. А. Развитие способности к эмоционально-волевой саморегуляции спо-
собствует профилактике на начальном этапе профессионального обучения / О. А. Жидкова. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в желудочно-кишечных органах. - 2020. -№ 1 (80). - С. 32-36.
10. James, L., James, S., Hesketh, I. Evaluating the effectiveness of the fatigue and shift working risk management strategy for UK home office police forces: a pilot study. International Journal of Emergency Services, 2021.
11. Родин, В. Ф. Саморегуляция психических состояний сотрудников органов внутренних дел / В. Ф. Родин. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 271-275.
12. Greco, G., Fischetti, F. Physical, technical and tactical training and stress management in law enforcement. Journal of Physical Education and Sport, 2018, Vol. 18, No. 2, pp.555-560.
13. Чуносов, М. А. Психологическая саморегуляция как условие успешного выполнения сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач / М. А. Чуносов, М. А. Таранин. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 371-373.
14. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 351 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Gerasimov, I. V. Psychophysical training in overcoming professional stress of police officers [Psihofizicheskaya trenirovka v preodolenii profes-sional'nogo stressa sotrudnikov policii], Nauka-2020, No. 7 (32), pp. 50-56.
2. Ryabova, M. G. The development of semantic self-regulation as the basis of professional health of law enforcement officers [Razvitie smyslovoj samoregulyacii kak osnovy professional'nogo zdo-rov'ya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov], Pedagogical Education in Russia, 2015, No. 11, pp.125-137.
3. McKay-Davis, S. et al. Civilian forensic technician and sworn police officer job-related stress. Journal of forensic sciences, 2020, Vol. 65, No. 6, pp. 2065-2070.
4. Arble, E., Daugherty, A. M., Arnetz, B. Differential effects of physiological arousal following
acute stress on police officer performance in a simulated critical incident. Frontiers in psychology, 2019, Vol. 10, pp. 759.
5. Stogner, J., Miller, B. L., McLean, K. Police stress, mental health, and resiliency during the COVID-19 pandemic. American journal of criminal justice, 2020, Vol. 45, No. 4, pp.718-730.
6. Karavaev, A. F., Karavaeva, T. A. Emotional states of employees and methods of their correction [Emocional'nye sostoyaniya sotrudnikov i metody ih korrekcii], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2009, No. 1, pp. 54-57.
7. Ilyasov, D. F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph [Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya], Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators , 2019. 232 p.
8. Clérico, J. B., Ilyasov, D. F., Cherepov, E. A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine, 2019, Vol. 19, No 3, pp.57-65.
9. Zhidkova, O. A. The development of the ability of emotional-volitional self-regulation contributes to prevention at the initial stage of vocational training [Razvitie sposobnosti k emocional'no-volevoj samoregulyacii sposobstvuet profilaktike na nachal'nom etape professional'nogo obucheni-ya], Psychopedagogy in Gastrointestinal Organs, 2020, No. 1 (80), pp. 32-36.
10. James, L., James, S., Hesketh, I. Evaluating the effectiveness of the fatigue and shift working risk management strategy for UK home office police forces: pilot study. International Journal of Emergency Services, 2021.
11. Rodin, V. F. Self-regulation of mental states of employees of internal affairs bodies [Samoreg-ulyaciya psihicheskih sostoyanii sotrudnikov or-ganov vnutrennih del], Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, No. 3, pp. 271-275.
12. Greco, G., Fischetti, F. Physical, technical and tactical training and stress management in law enforcement. Journal of Physical Education and Sport, 2018, Vol. 18, No. 2, pp. 555-560.
13. Chunosov, M. A., Taranin, M. A. Psychological self-regulation as a condition for the successful
performance of operational and service tasks by an employee of internal affairs officers [Psiholog-icheskaya samoregulyaciya kak uslovie uspeshnogo vypolneniya sotrudnikom organov vnutrennih del op-
erativno-sluzhebnyh zadach], Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, No. 58-3, pp. 371-373.
14. Maslow, A. G. Motivation and personality [Motivaciya i lichnost'], Moscow, 2013. 351 p.
Образец для цитирования статьи:
Доттуев, Т. И. Эффективные способы развития эмоционально-волевой саморегуляции в повышении квалификации сотрудников полиции / Т. И. Доттуев. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1 (50). - С. 84-92.
Example for article citation:
Dottuyev, T. I. Effective ways to develop emotional and volitional self-regulation in the advanced training of police officers [Effectivnye sposoby razvitiya e'mocional'no-volevoj samoregulyacii v povy'shenii kvalifikacii sotrudnikov policii], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 1 (50), pp. 84-92.