Научная статья на тему 'Сушность и значение коммерческой информации'

Сушность и значение коммерческой информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касымжанова Диляра Сапаровна

В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы сущности и значения коммерческой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сушность и значение коммерческой информации»

№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Касымжанова Диляра Сапаровна,

младший научный сотрудник отдела гражданского и гражданско-процессуального права Института законодательства РК

сущность и ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности, весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая [1]. К промышленной относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, «ноу-хау», конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. К коммерческой информации - о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести.

Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

а) информация для открытого пользования

любым потребителем в любой форме;

b) информация ограниченного доступа -только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные нормы;

c) информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная информация - это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РК. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам [2].

Обобщение различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов позволяет дать расширенную трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее общем виде она включает информацию [3]:

- о торговых отношениях фирм;

- об организации и размерах оборота средств;

- о состоянии рынка сбыта;

- о банковских операциях;

- о поставщиках и потребителях;

- о содержании патентов;

- о структуре капиталов;

- о планах инвестиций;

- о заключенных контрактах;

- о формировании цены на товар;

- о размере прибыли и объеме производства.

Гражданское и гражданско-процессуальное право

Производственная тайна включает информацию:

- о способах производства и технологии;

- об организации труда;

- о технических открытиях и изобретениях;

- о целях и характере исследовательских работ.

Целесообразно также в общем объеме коммерческой информации выделять два основных блока. Согласно этому подходу, к категории научно-технической и технологической информации относятся сведения о конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др. [4].

К категории деловой информации относятся:

- финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);

- стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;

- планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);

- анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;

- планы рекламной деятельности;

- списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;

- методы и организация управления;

- собственная оценка характера и репутации персонала и предприятия;

- система организации труда.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных про-мышленно развитых странах около половины

валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан [5], информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению ученых, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки [6]:

a) их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

b) они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

c) предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

d) эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

e) сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация [7]:

a) о нерациональном природопользовании;

b) о сверхнормативном загрязнении окружающей среды;

c) о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;

d) о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителей);

e) о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;

Г) о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;

g) о фактах проявления недобросовестной конкуренции;

^ о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов;

№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

О о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Следует иметь в виду, что при охране государственных секретов во многих случаях невозможно определить количественно стоимость защищаемой информации. Поэтому уровень затрат общества на защиту государственных секретов определяется необходимостью обеспечить максимально высокую степень защиты. Несколько иным должен быть подход к обоснованию размеров затрат предприятия на защиту своей информации. Практика показывает, что при охране коммерческой тайны возможные потери от утечки информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть экономически ограничены суммой возможных потерь. При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.

Целесообразно охранять, как коммерческую тайну, только ту часть информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.

На практике довольно часто руководители и предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тай-

на», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение предприятия.

По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половин фирм, допустивших утечку сведений. Есть все основания полагать, что по мере развития рыночных отношений с присущими им конкуренцией и хозяйственным расчетом, подходы к охране коммерческой тайны радикально изменятся [8].

В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

Использованная литература

1. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. - М.: «Универсум», 2003. - С. 65.

2. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации). - М.. «ЭКО-консалтинг», 1992.

3. Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. - М.: Юрфак МГУ, 1992.

4. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

5. Гражданский кодекс Республики Казахстан.

6. Раевский Г. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // «Частный сыск» №4, «Ось-89». - М., 1994.

7. Степанов Е. «Кроты» на фирме (персонал и конфиденциальная информация) // Предпринимательское право, 1999, №4, с. 54.

8. http://www.chastnik.ru

Бул мащалада автор коммерциялъщ ащпаратты щущыщтыщ реттеудщ кейбгр мэселелер1н щарастырады.

В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы сущности и значения коммерческой информации.

In this article the author deals with some of the legal regulation of commercial information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.