Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1716
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / личность / ценности / сущностные признаки / чувства / эмоции / emotional intelligence / personality / values / essential attributes / feelings / emotions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вячеслав Алексеевич Ситаров, Ольга Александровна Пашкова

Рассматриваются сущностные признаки эмоционального интеллекта, развитие личности; выделяются духовные и общечеловеческие ценности, указывается на развитие личности. Излагаются сущностные признаки эмоционального интеллекта — взаимодействие между людьми, управление и контролирование эмоций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Essential signs of emotional intelligence, personal development are considered, spiritual and universal human values are distinguished, and personality development is indicated. Essential signs of emotional intelligence are described — interaction between people, control and control of emotions.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10437

ББК 88 © В.А. Ситаров, О.А. Пашкова, 2020

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Вячеслав Алексеевич Ситаров, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор

Московский гуманитарный университет (111395, Москва, ул. Юности, д. 5)

E-mail: [email protected]

Ольга Александровна Пашкова

Московский городской педагогический университет (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4) E-mail: [email protected]

Научный руководитель: доцент департамента психологии, кандидат психологических наук Е.М. Листик

Аннотация. Рассматриваются сущностные признаки эмоционального интеллекта, развитие личности; выделяются духовные и общечеловеческие ценности, указывается на развитие личности. Излагаются сущностные признаки эмоционального интеллекта — взаимодействие между людьми, управление и контролирование эмоций.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, личность, ценности, сущностные признаки, чувства, эмоции.

ESSENTIAL FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Vyacheslav A. Sitarov, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University for the Humanities (111395, Moscow, ul. Yunosti, d. 5) E-mail: [email protected] Olga A. Pashkova

Moscow City Pedagogical University (129226, Moscow, 2-y Sel'skokhozyaystvennyy pr-d, d. 4) E-mail: [email protected]

Research supervisor: Associate Professor of Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences E.M. Listik

Abstract. Essential signs of emotional intelligence, personal development are considered, spiritual and universal human values are distinguished, and personality development is indicated. Essential signs of emotional intelligence are described — interaction between people, control and control of emotions.

Keywords: emotional intelligence, personality, values, essential attributes, feelings, emotions.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ситаров В.А., Пашкова О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):315—318.

Становление и развитие эмоционального интеллекта у современной молодежи имеет первостепенное значение, наравне с их духовным, нравственным и физическим совершенством. Это связано со сложностью современных процессов и событий, происходящих в мире.

Нравственное состояние молодого поколения не позволяет ему быть готовым к переживанию больших стрессов и жизненных трудностей, для этого необходимо найти комплексный подход к решению вопросов воспитания детей, патриотизма, волон-терства и самосовершенствования личности.

Одной из главных задач, стоящих перед психологией и педагогикой, является определение значимости для человека развития его эмоционального интеллекта.

В трудах ученых последнего десятилетия XX в. и начале XXI в. дается теоретическое обоснование данного феномена, определение его сущностных признаков.

Начиная с американских ученых Дж. Мейера и П. Сэловея, термин «эмоциональный интеллект» находит все более широкое распространение среди психологов и педагогов. Суть феномена эмоционального интеллекта заключается в способности человеком воспринимать, обрабатывать эмоциональную информации, регулировать свои эмоции, а также эмоции окружающих людей.

М.О. Журавлева подчеркивает, что с помощью эмоционального интеллекта человек четко ориентируется в окружающей обстановке, тонко чувствует свое внутреннее состояние, оценивает себя и поведе-

ние других людей, проявляет эмоциональную чувствительность и контролирует эмоции и чувства [7, с. 74]. В.Г. Крысько утверждает, что эмоциональность человека проявляется в разнообразных чувствах и эмоциях [9, с. 358].

В.И. Жуков чувство относит к особой форме психики человека, которое проявляется в социально обусловленных переживаниях, активной или заторможенной деятельности. Эмоции также относятся к особой форме отражения психикой окружающего мира. Они проявляются в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и тормозящих или активизирующих деятельность [6, с. 565]. По мнению Л.А. Безбородовой, эмоции — это переживания, относящиеся к внутреннему состоянию человека [1, с. 53]. Проникновение во внутренний мир другого человека есть эмпатия, т.е. вчувствование [8, с. 460]. По В.Г. Крысько, эмпа-тия — это сочувствие, сострадание, сопереживание человека к другим людям, понимание их внутреннего мира [9, с. 358]. Для И.Н. Мещеряковой эмпатия — это отдельный компонент эмоционального интеллекта, с помощью которого развивается умение понимать и контролировать эмоции и настроение окружающих [10, с. 158].

Эмоциональный интеллект представляет собой учение об организации эмоциональной и практической деятельности человека с возможностью строить личностные отношения, обусловленные эмоциями. Эмоциональный интеллект способствует познанию истинных ценностей.

По мнению профессора Ю.Н. Солонина, ценность связана с сознанием человека и фокусируется на определенном объекте, идее и т.д., т.е. она доставляет положительные эмоции [12, с. 134]. Для человека ценностью могут быть духовные явления (вера, знания, мудрость и т.д.) и материальные предметы (дом, работа, институт, машины и т.д.). Н.Ф. Бучило к общечеловеческими ценностям относит духовность [4, с. 262].

Ученые к высшим духовным ценностям относят:

♦ стремление к идеалу, которым для христиан является Господь Иисус Христос (В.В. Зеньковский, С.Ю. Дивногорцева);

♦ стяжание Духа Святого (И.А. Ильин);

♦ ценность свободы (ненасилие) — стремится к бескорыстным поступкам (В.А. Ситаров, Ю.Н. Штретер);

♦ ценность традиции (Л.В. Романюк).

По мнению А.А. Александровой и Т.В. Гудковой, эмоциональный интеллект имеет различную широту охвата решаемых задач и проблем [5, с. 157]. Суть эмоционального интеллекта заключается в умении находиться в устойчивом положительном поведении и контроле своего внутреннего состояния. Это приводит к активности, к увеличению темпа становления и развития личности.

Для действительного понимания сущности категории «эмоциональный интеллект» обратимся к исследованиям и высказываниям психологов, педагогов философов и богословов, так как одной из важнейшей задач работы является определение сущности эмоционального интеллекта, т.е. его существенных признаков

Многие авторы выделяют среди существенных признаков эмоционального интеллекта, прежде всего, умение управлять собственными эмоциями и эмоциями собеседников, так как основой эмоций является интеллект, и взаимодействие между людьми происходит через чувства и эмоции. Так, психолог И.С. Морозова отмечает, что умение понимать, различать и управлять эмоциями как у себя, так и у другого человека представляет собой эмоциональный интеллект [11, с. 85].

М.О. Журавлева предлагает следующие признаки эмоционального интеллекта:

♦ профессиональное качество и эмоциональный опыт личности;

♦ интерес к людям, к их чувствам, переживаниям, поведению, внутреннему миру и настроению;

♦ ориентирование в обстановке;

♦ использование своих способностей;

♦ регулирование взаимоотношений с людьми;

♦ поведение согласно принципам и нравам;

♦ анализ эмоций и успешное контролирование их;

♦ умение выражать и регулировать свои чувства и эмоции;

♦ способность вызывать доверие и расположение у людей;

♦ недопущение негативного влияния эмоций на процесс общения между людьми;

♦ эмоциональное воздействие на людей, умение их вдохновлять [7, с. 76-77].

Е.Ю. Бруннер и В.И. Иванова к существенным признакам эмоционального интеллекта относят:

♦ выявление причин эмоций и наблюдение за их проявлением и изменением;

♦ вербальное и невербальное управление эмоциями;

♦ управление собственным поведением и воздействие на поведение окружающих;

♦ отражение реальной действительности;

♦ мотивирование себя и других;

♦ фокусирование на ключевых проблемах [3, с. 262].

У И.Н. Мещеряковой эмоциональный интеллект выступает как способность человека строить отношения с людьми в любом обществе при различных условиях, так как люди с высоким показателем эмоционального интеллекта обладают высоким самоконтролем, владеют своими эмоциями и сохраняют самообладание. Они имеют чувство юмора по отношению к себе и к окружающим, понимают свои ценности и потребности [10, с. 158].

Умение управлять собственными чувствами, понимать собственные эмоции, терпеливо и успешно переживать стрессовые нагрузки способствуют улучшению взаимоотношений между людьми, повышая, тем самым, качество жизни в рамках учебного, профессионального и личного пространства.

Д. Гоулман выделяет пять признаков, составляющих эмоциональный интеллект: самосознание, социальные навыки, эмпатия, саморегуляция, мотивация [2, с. 386]. У Е.А. Богачевой эмоциональный интеллект является синонимом успеха и способен улучшить учебные и профессиональные достижения в образовательном пространстве, т.е., развитие эмоционального интеллекта взаимосвязано с социальным развитием, уровнем и качеством жизни. Автор выделяет следующие признаки эмоционального интеллекта:

♦ использование эмоций для улучшения качества жизни;

♦ личностное и профессиональное становление и адаптация в среде;

♦ развитие эмоциональной сферы;

♦ установление дружественных отношений с товарищами;

♦ ориентация на будущую профессиональную деятельность;

♦ способность человека воспринимать и принимать проявления личности;

♦ выражение в эмоциях;

♦ способность понимать и управлять эмоциями;

♦ умелое управление своими чувствами и регулирование уровнем стресса;

♦ плодотворное общение с товарищами и преподавателями;

♦ самоощущение личности [2, с. 386].

Е.В. Майорова и О.В. Шинкарева выделяют следующие признаки эмоционального интеллекта:

♦ понимание своего эмоционального состояния и окружающих;

♦ управление своими эмоциями и эмоциями окружающих;

♦ осознание, понимание и управление собственным поведением и поведением окружающих;

♦ эффективное взаимодействие с социумом;

♦ совокупность эмоционально-когнитивных способностей;

♦ социально-психологическая адаптация человека;

♦ свойство личности;

♦ выявление причин эмоций;

♦ наблюдение за переходом эмоции от одной к другой;

♦ вербальное и невербальное управление своими эмоциями и эмоциями других людей;

♦ отражение реальной действительности;

♦ фокусирование на решении жизненно важных проблем;

♦ эмоциональная осведомленность и повышение качества образования;

♦ понимание ценностей;

♦ самомотивация и мотивация других;

♦ эмпатия [13, с. 264].

Итак, эмоциональный интеллект человека взаимосвязан с высшими ценностями, способствует развитию лучших человеческих качеств. Поведение личности на основе развитого эмоционального интеллекта является основополагающим фактором принятия решений.

Таким образом, основными признаками эмоционального интеллекта являются: регулирование отношений между людьми, способность управлять своими эмоциями и контролировать их.

Литература

1. Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммукатив-ного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и Школа. 2018. № 3.

2. Богачева Е.А. Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образова-

тельном пространстве // Известия Саратовского университета. 2018. № 4.

3. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2.

4. Бучило Н.Ф. Философия: Учеб. пособие. М.: Знание, 1998.

5. Гудкова Т.В., Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2002. № 6.

6. Жуков В.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. М.: Институт Психотерапии, 2004.

7. Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник московского универ-ситета2013. № 3.

8. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев. М.: ПБОЮЛ, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 1(81).

11. Морозова И.С., Каргина А.Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 25. С. 76-88.

12. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2007.

13. Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25).

References

1. Bezborodova L.A., Bezborodova M.A. Emotsio-nal'nyy intellekt kak vazhnyy faktor kommukativnogo

vzaimodeystviya prepodavatelya i studentov // Nauka i Shkola. 2018. № 3.

2. Bogacheva E.A. Vliyaniye emotsional'nogo intel-lekta na kachestvo zhizni studentov v obrazovatel'nom prostranstve // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2018. № 4.

3. Brunner E.Yu, Ivanova V.I. K voprosu oprede-leniya definitsii «emotsional'nyy intellekt» s primene-niyem tekhnologii intellekt-kartirovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015. № 47-2.

4. Buchilo N.F. Filosofiya: Ucheb. posobiye. M.: Znaniye, 1998.

5. Gudkova T.V., Aleksandrova A.A. Osobennosti emotsional'nogo intellekta podrostkov v usloviyakh razdel'nogo i smeshannogo obucheniya // Sibirskiy pe-dagogicheskiy zhurnal. 2002. № 6.

6. Zhukov V.I. Psikhologiya i pedagogika: Ucheb. posobiye. M.: Institut Psikhoterapii, 2004.

7. Zhuravleva M.O. Razvitiye emotsional'nogo intellekta u budushchikh psikhologov: programma i re-zul'taty treninga // Vestnik moskovskogo universi-teta2013. № 3.

8. Kratkiy filosofskiy slovar' / A.P. Alekseyev. M.: PBOYuL, 2001.

9. Krys'ko V.G. Psikhologiya i pedagogika: Ucheb. posobiye dlya vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2004.

10. Meshcheryakova I.N. Formirovaniye emotsional'nogo intellekta studentov-psikhologov v protsesse obucheniya v vuze // Vestnik TGU. 2010. Vyp. 1(81).

11. Morozova I.S., Kargina A.E. Razvitiye soderz-hatel'nykh kharakteristik emotsional'nogo intellekta studentov vuza v usloviyakh psikhologo-pedagogiche-skogo soprovozhdeniya // Izvestiya Irkutskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2018. T. 25. S. 76-88.

12. Solonin Yu.N. Kul'turologiya. M.: Vyssheye obrazovaniye, 2007.

13. Shinkareva O.V., Mayorova E.A. Otsenka emotsional'nogo intellekta studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2018. T. 7. № 4(25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.