II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
10. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ
10.1. СУЩНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Герасина Юлия Александровна, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет». Ларионов Игорь Константинович, д.э.н., профессор кафедры экономики и управления производством, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет».
Аннотация: одним из необходимых условий эффективного социально-экономического развития страны и наиболее полного использования ресурсного потенциала экономики государственного и частного секторов является интегрированная система хозяйствования,
представляющая собой смешанное соединение (интеграцию) элементов рыночно-капиталистической и планово-распределительной систем.
Ключевые слова: частно-государственное
партнерство, ресурсный потенциал, интегрированная система, корпоративная модификация,
структурирование процесса.
INTRINSIC PARAMETRES OF THE INTEGRATED SYSTEM OF MANAGING
Gerasina Julia Aleksandrovna, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of chair of the finance and the credit, Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university».
Larionov Igor Konstantinovich, the Doctor of Economics, the professor of chair of economy and production management Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university».
Annotation: one of necessary conditions of effective social and economic developing of the country and the most complete use of resource potential of economy of the state and private sectors is the integrated system of the managing representing mixed connection (integration) of elements of rynochno-capitalist and according to plan-distributive systems.
Keywords: the private-state partnership, the resource potential, the integrated system, corporate updating, process structurization.
Говоря о возможных путях развития экономики России, необходимо понимать, что они определяются, как экономическими, так и неэкономическими факторами: перед страной стоит задача модернизации всей экономической структуры общества в соответствии с общепринятыми стандартами структурирования национальной экономики.
Опыт развития, как российской, так и мировой экономики в целом, показывает, что самодовлеющее в ней господство, как планово-распределительной, так и рыночно-капиталистической систем хозяйствования, не может дать в стратегической перспективе положительного результата, что еще раз с особой убедительностью показал мировой экономический кризис, начавшийся в конце 2008г. в США и охвативший с разной степенью глубины все страны мира.
Только формирование интегрированной системы хозяйствования, сочетающей в себе централизованный и децентрализованный принципы регулирования, способно в условиях конкретной модели развития привести ее к устойчивому экономическому росту, используя положительные стороны плановой и рыночной модели структурирования экономики. Однако структурирование российской экономики не может быть осуществлено за короткий срок, и, как показывает практика, проводится не самыми рациональными методами.
Если исходить из системного подхода к структурированию экономики, то оно включает: структуру управления всех экономических субъектов, как форму организации её звеньев и уровней, и процессы регулирования, как совокупностью
отношений между государством и бизнесом.
Следовательно, формирование интегрированной системы хозяйствования должно осуществляться только на основе корпоративной модификации,
сочетающей в себе положительные стороны двух
крайних систем - плановой и рыночной и в максимально возможной степени нейтрализующей их недостатки, что позволяет достигать наилучшего результата.
Формирование и развитие такой интегрированной системы должно происходить с двух уровней одновременно - государственного и частного (корпоративного), что предполагает, во-первых, активное, и притом комплексное, задействование в национальной экономике института государственночастного партнерства, а, во-вторых - его разумную корпоративную модификацию на мезоуровне. При этом оно осуществляется с одной стороны -государством, а, с другой - частными предприятиями и организациями, через интеграцию собственности и межотраслевые связи корпоративного образования.
Значимость такого подхода к исследованию проблем формирования эффективного механизма
регулирования экономики возрастает в связи с усилением кризисных процессов, которые взаимосвязаны с общемировыми кризисными явлениями, а также переводом российской экономики на инновационный путь развития, поскольку только корпоративное структурирование в форме образования крупных многоотраслевых корпораций наукоемкого типа позволяет решать задачу инновационного роста, с одной стороны, и обеспечение его устойчивости - с другой. Ключевой
Герасина Ю. А., Ларионов И. К.
проблемой является поиск путей, форм, методов регулирования многоотраслевых корпораций, включая корпорации наукоемкого производства с учетом интересов хозяйствующих субъектов и государства.
Таким образом, фактором эффективного управления промышленными комплексами становится система регулирования, в основе которой корпоративная модификация института государственно-частного партнерства приобретает новое содержание и наполнение.
В этой связи резко возрастает необходимость поиска новых направлений экономических преобразований на основе планомерного и пропорционального принципа реструктуризации экономики мезоуровня, что является одним из необходимых условий эффективного социально-экономического развития страны и наиболее полного использования ресурсного потенциала экономики государственного и частного секторов.
Интегрированная система хозяйствования, представляющая собой смешанное соединение (интеграцию), в том или ином виде и форме, ряда элементов, как рыночно-капиталистической, так и планово-распределительной систем хозяйствования, причем в различной комбинации и при доминировании в одних вариантах рыночно-капиталистических методов и механизмов, а, в других - плановораспределительных.
В данной связи, в рамках 3-го типа существует множество видов смешанной (интегрированной) системы хозяйствования, вплоть до уникальных, причем при этом альтернативных, применительно к той или иной конкретно взятой стране.
В данной связи, сущностные параметры смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования (С(И)ТСХ) отличаются весьма значительным разнообразием применительно к тому или иному виду этого типа.
По этой причине, в данном исследовании мы считаем целесообразным сначала выделить сущностные параметры рассматриваемого типа самого общего порядка, а уже затем определять конкретные сущностные параметры применительно к отдельному виду С(И)ТСХ.
Сущностные параметры общего порядка смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования следующие.
1-ый сущностный параметр общего порядка
С(И)ТСХ - соединение в единую систему сущностных элементов, как РКТСХ, так и ПРТСХ в том или ином наборе, при доминировании в одних случаях рыночнокапиталистических, а, в других - плановораспределительных элементов.
2-ой сущностный параметр общего порядка
С(И)ТСХ - альтернатива базирования данного типа преимущественно на рыночно-капиталистических или планово-распределительных элементах
хозяйствования, либо на стремлении к паритету этих диаметрально противоположных элементов, что всегда чревато нарушением их равновесия в пользу одной или другой полярности.
3-ий сущностный параметр общего порядка
С(И)ТСХ - выбор вида смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования в зависимости от совместного воздействия ряда существенно значимых факторов политического, экономического,
социального, духовно-психологического, природноресурсного, материально-технического,
интеллектуально-информационного и др. порядка применительно к конкретно взятой стране.
4-ый сущностный параметр общего порядка С(И)ТСХ-применительно к виду С(И)ТСХ, избранному конкретной страной, должна применяться индивидуально-конкретная модификация, как рыночно-капиталистических, так и плановораспределительных методов и механизмов.
Определенные выше сущностные параметры общего вида смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования могут быть формализованы следующим образом.
ОХС(И)ТСХ = (НЭРКХ + НЭПРХ)
^ ИС + БС(И)ТСХА +ВТСХ + ИКМРКПРММХ;
где:
ОХС(И)ТСХ - общая характеристика смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования;
НЭРКХ - набор (того или иного вида) элементов рыночнокапиталистического хозяйствования;
НЭПРХ - набор (того или иного вида) элементов плановораспределительного хозяйствования;
ИС - интегрирование в систему;
БС(И)ТСХА - базирование смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования на одной из альтернатив -доминирование рыночно-капиталистических или плановораспределительных элементов или установки на их паритет;
ВТСХ - выбор типа системы хозяйствования в зависимости от конкретного набора существенно значимых факторов;
ИКМРКПРММХ - индивидуально-конкретная модификация рыночно-капиталистических и планово-распределительных методов хозяйствования.
Таким образом, в самом общем подходе к смешанному (интегрированному) типу системы хозяйствования имеет место объединение в единую систему рыночно-капиталистических и плановораспределительных элементов хозяйствования, с доминированием в одних случаях первых, а, в других -вторых, или при их паритете в определенных ситуациях, что предопределяет многообразие видов данного типа.
Выбор одного из этих видов определяется набором ряда существенных факторов применительно к условиям конкретно взятой страны, причем в зависимости от этих условий осуществляется, та или иная, модификация рыночно-капиталистических и планово-распределительных методов и механизмов хозяйствования.
В круг задач нашего исследования не входит необходимость выделения, определения и классификации наиболее характерных видов смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования.
Для нас представляет интерес собственно один особый вид С(И)ТСХ, а именно вид, базирующийся на институте государственно-частного партнерства в его корпоративной модификации.
Обозначим этот вид как С(И)ТСХБИГЧПКМ, т.е., как смешанный (интегрированный) тип системы хозяйствования, базирующийся на институте государственно-частного партнерства в его корпоративной модификации.
Данный вид выделен и определен нами в качестве наиболее рационального варианта смешанного (интегрированного) типа системы хозяйствования.
Элементы этого вида, в том или ином сочетании, существуют в ряде стран мира, в том числе в Китае,
Южной Корее, Японии, Германии, США и др., но в цельной, завершенной форме данный вид еще не сложился ни в одном из государств.
Россия могла бы выступить пионером в формировании и развитии этого вида С(И)ТСХ, тем более, что именно этот вид, как это будет показано в дальнейшем, в наибольшей степени и подходит России.
Из вышеизложенного в данном разделе исследования видно, что смешанный (интегрированный) тип системы хозяйствования базируется (основывается) на двух началах -государстве и частной инициативе, причем государство порождает планово-распределительные, а, частная инициатива - рыночно-капиталистические методы и механизмы хозяйствования.
Соединение этих методов и механизмов в единое целое осуществляется в форме института государственно-частного партнерства.
При этом предполагается процесс дальнейшего прогрессивного развития, как государственных и частных основополагающих начал национальной экономики, так и соответствующих им методов и механизмов хозяйствования.
Такое развитие, в свою очередь, предполагает, в свою очередь, корпоративную структуризацию и частных, и государственных начал совместно со всеми присущими им методами и механизмами, что означает, при взаимопроникновении и объединении этих начал, методов и механизмов в единое целое, формирование корпоративной модификации института государственно-частного партнерства.
Вышеизложенное может быть представлено в концентрированном виде в виде схематичной модели (см. рис. 1).
В основе модели, представленной на этой схеме, помимо вышеизложенного, лежит следующее.
1. На национальную экономику, развертывающуюся в качестве общественного воспроизводственного процесса, объективно обусловленным образом осуществляется воздействие со стороны, как государственного, так и частного начала, оптимальное соотношение которых применительно к каждой конкретно взятой стране на определенном этапе обеспечивает наиболее благоприятный вектор ее экономического развития.
Из этого вытекают два вывода.
Во-первых, функционирование и развитие национальной экономики (общественного
воспроизводственного процесса) объективно обусловленным образом способствует порождению и развитию института государственно-частного партнерства.
Во-вторых, этот институт выступает как организационно-управленческая форма современного многоуровневого воспроизводственного процесса.
2. По мере совершенствования и развития воспроизводственного процесса, с одной стороны, углубляется система общественного разделения труда, а, с другой - осуществляется НТП, как и обратно, разветвление разделения труда и НТП обеспечивают прогрессивное развитие общественного воспроизводства.
При этом, и углубление общественного разделения труда, и нарастание НТП предполагают соответствующее развитие общественной кооперации труда, организационно-управленческой формой
которой выступают крупные многоотраслевые корпорации, иначе говоря, все более настоятельной становится корпоративная структуризация экономики.
В данном контексте, корпорации, во-первых, создают благоприятные организационно-управленческие
возможности для межотраслевой кооперации общественного труда, а, во-вторых, объединение инновационно-инвестиционных ресурсов ряда предприятий в кооперативной форме позволяет им осуществлять такие масштабные и эффективные научно-технические проекты, которые в одиночку были бы им заведомо недоступны.
Таким образом, корпоративное структурирование многоуровневого воспроизводственного процесса по мере его развития на базе НТП и углубления
общественного разделения труда выступает как закономерность экономического развития.
3. Общественный многоуровневый
воспроизводственный процесс закономерно выступает объектом организации и управления со стороны института государственно-частного партнерства,
причем субъект и объект управления активно взаимодействуют между собой по принципу прямой и обратной связи.
В частности, корпоративная структуризация воспроизводственного процесса закономерно порождает корпоративную структуризацию
(модификацию) института государственно-частного партнерства.
Таким образом, закономерность корпоративной структуризации общественного многоуровневого воспроизводственного процесса объективно порождает закономерность корпоративной
модификации института государственно-частного партнерства.
4. Корпоративная модификация института
государственно-частного партнерства активно способствует во всей системе многоуровневого воспроизводственного процесса:
по линии государственного начала - корпоративной структуризации госсобственности, государственной инициативы, инвестиций государства,
государственного регулирования экономики;
по линии частного начала - корпоративной структуризации частной собственности, частной инициативы, частных инвестиций, а также базирующихся на частном предпринимательстве рынка, рыночных отношений, рыночного регулирования, функционирования и развития национальной экономики.
5. Корпоративная модификация института
государственно-частного партнерства, будучи закономерно порожденной корпоративной
структуризацией (модификацией) общественного многоуровневого воспроизводственного процесса, в свою очередь, в порядке обратной связи активно воздействует на дальнейшее развитие корпоративной структуризации воспроизводственного процесса, при этом институт государственно-частного партнерства следует рассматривать в контексте трех основных типов систем хозяйствования.
Герасина Ю. А., Ларионов И. К.
Рис. 1. Корпоративная модификация института государственно-частного партнерства в смешанном (интегрированном) типе системы хозяйствования.
Список литературы:
1. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. И. К. Ларионова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012.
2. Ларионов И.К., Герасина Ю.А., Бородулин В.Ю. Корпоративное структурирование экономики в современных условиях хозяйствования. - М.: МГИУ, 2008.
3. Щербаков В.Н. Общие принципы рационального развития системы хозяйства (политический аспект). -М.: Бизнес-пресс, 2009.
4. Экономическая система России: стратегия развития /Под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012.
5. Герасина Ю. А., Хончев М. А., Механизм корпоративной реструктуризации в экономической системе россии // Бизнес в законе №2, 2011, с. 205-209.
6. Герасина Ю. А., Бармашова Л. В., Денисова О. Н.
Экономическая сущность инновационно-
инвестиционного процесса в современных корпорациях // Бизнес в законе №3, 2011, с. 217-220
Reference list:
1. Crisis management: The textbook / Under the editorship of. I.K.Larionov. - M: ITK «Dashkov and Kz», 2012.
2. Gerasina Yu. A., Honchev M. A. The mechanism of corporate restructuring in economic system of Russia//Business in law No. 2, 2011, page 205-209.
3. Gerasina Yu. A., Barmashova L. Century, Denisov O. N. Economic essence of innovative and investment process in modern corporations//Business in law No. 3, 2011, page 217-220