13.3. ИНСТИТУТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Плеханов С.В., к.э.н.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа методов государственного регулирования определены основные направления государственного регулирующего воздействия на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, государственное регулирование, инфраструктура, государственный заказ, механизм воздействия
INSTITUTE OF TARGETING STATES ON THE INVESTMENT PROCESS AND ESPECIALLY INFRASTRUCTURE
Plekhanov S.V. Candidate of Economics
Annotation: The article, based on the analysis methods of state regulation defines the main directions of state regulatory impact on the investment process in the infrastructure.
Keywords: investment process, government regulation, infrastructure, public order, the mechanism of action
Воздействие государства на инвестиционный процесс, протекающий в национальной экономике, в том числе и в отраслях инфраструктуры, является составной частью воздействия государства на народное хозяйство в целом.
В экономической науке широкое распространение получила трактовка государственного регулирования экономики в качестве системы воздействия на нее со стороны государства. При этом в государственное регулирование экономики включаются такие рычаги воздействия на нее, как индикативное планирование, программирование, финансирование, государственные заказы, а также использование как регулирующих механизмов (типа колебания в зависимости от охлаждения или перегрева экономики величины резервирования части капиталов коммерческих банков в Федеральной резервной системе), так и конкретных мер регулирования отдельных экономических процессов.
«Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг... В рыночном хозяйстве перед правительством не стоит задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов... Рыночная экономика - это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. И
все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение».
Ряд отечественных экономистов, разделяя положение о необходимости придания государству ключевой роли в регулировании экономического развития страны, одновременно подчеркивают важное значение крупных корпораций в регулирующем воздействии на народное хозяйство. При этом обращается внимание на то, что эффективность государственного регулирования национальной экономики повышается, если она структурирована посредством крупных корпораций.
Государственное регулирование экономики как понятие может применяться в широком и узком значении этого термина.
В узком значении государственное регулирование -это воздействие на рыночную экономику с целью достижения ее сбалансированности, причем как в виде профилактики, так и в виде последующего реагирования.
В широком значении государственное регулирование
- это, во-первых, воздействие государства на национальную экономику и направления ее развития с целями не только достижения ее пропорциональности, сбалансированности, но и целями достижения определенных качественных и количественных состояний, определяемых с позиций повышения народного благосостояния, накопления интегрированного потенциала народного хозяйства, обеспечения высокоэффективного устойчивого экономического роста на базе научно-технического прогресса, решения экологических проблем общества, укрепления его внутренней и внешней безопасности и др., а во-вторых, регулирующее и направляющее воздействие на экономику с применением всего спектра его мер, включая государственное планирование и программирование, непосредственное управление предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства, госфинансирование производственных инвестиций, особенно в сферу инфраструктуры, государственные заказы, регулирование государством цен и заработной платы, налоговое регулирование, применение государственных стандартов качества товаров и услуг, регулирование экологических параметров и др.
В реальной действительности экономического развития стран мира имеет место в отношении каждой отдельно взятой страны колебание государственного регулирования национальной экономики в очень широком диапазоне по всем параметрам регулирующего воздействия, а именно:
- роли, месте, значении государственного регулирования;
- его миссии, дерева целей и конкретно-исторических задач;
- набору методов, форм и механизмов регулирующего воздействия;
- характеру и эффективности применяемых государством способов регулирования;
- конкретным историческим обстоятельствам осуществления государственного регулирования.
Все названные выше отличительные особенности государственного регулирования экономики определяются сочетанием ряда факторов в конкретной взятой стране на определенном историческом этапе ее развития:
- социально-экономическая система, утвердившаяся в обществе;
- интегрированный экономический потенциал страны;
- уровень культурного, научно-технического и социально-экономического развития;
- культурно-исторические традиции и социальная психология общества;
- геополитические условия жизнедеятельности страны, реальные и возможные угрозы внутренней и внешней безопасности;
- климат и наличие или отсутствие определенных видов природных ресурсов;
- экологическая ситуации в стране и динамики ее развития;
- сформировавшийся в стране экономический механизм и тенденции его дальнейшего формирования и развития;
- место и роль национальной экономики в системе международного разделения труда;
- система государственной власти в стране и проводимая ею экономическая политика;
- социальная структура общества и ее динамика.
При всем разнообразии факторов, определяющих
цели, роль и значение, способы государственного регулирования экономики, решающее значение имеет господствующая в стране социально-экономическая система.
В каждой отдельно взятой стране ее социальноэкономическая система отличается весьма существенными конкретно-историческими особенностями, которые столь велики, что дают основание говорить о социально-экономической системе той или иной страны в отдельности. Однако, несмотря на все различия социально-экономических систем по странам мира, все эти системы, так или иначе сводятся к трем основополагающим типам:
- рыночно-капиталистическая система, в которой государственное регулирование сведено к предельно допустимому (вынужденном стечением конкретных обстоятельств) минимуму;
- планово-распределительная система, в которой государственное воздействие на экономику доведено до своего возможного максимума;
- интегрированная система, отличающаяся значительным разнообразием, носящая многовариантный характер, базирующаяся на сочетании в том или ином варианте элементов рыночно-капиталистической и планово-распределительных систем; в зависимости от конкретного варианта этого сочетания, место, роль, цели и функции государственного регулирования национальной экономики могут колебаться в очень широком диапазоне.
Все разнообразные варианты построения интегрированной социально-экономической системы, несмотря на их индивидуальные особенности, в целом сводятся к трем типам:
1 тип - преобладание в интегрированной социальноэкономической системе рыночно-капиталистических элементов над элементами планово-распределительными (государственному регулированию здесь подвергается не вся национальная экономика в целом, а только ее отдельные параметры и фрагменты, причем характер и направление ее развития определяется прежде всего стихией рынка, а госрегулированием это развитие лишь корректируется);
2 тип - преобладание в интегрированной социальноэкономической системе планово-распределительных элементов над рыночно-капиталистическими элементами (государственному регулированию здесь подвергается вся национальная экономика в целом по всем ее важнейшими параметрам и секторам; при этом ха-
рактер и направление социально-экономического развития определяется главным образом государственным целенаправленным регулирующим воздействием, однако с подключением к нему в качестве дополнительного, корректирующего воздействия механизма рыночной саморегуляции; для данного типа характерно наличие в сфере производства мощного государственного сектора экономики, соответственно государство выступает не только в качестве ее регулирующего и направляющего центра, но и в качестве субъекта хозяйствования;
3 тип - примерный паритет или достаточно близкое к нему отношение в интегрированной социальноэкономической системе рыночно-капиталистических и планово-распределительных элементов, при отсутствии явного преобладания одних над другими; для данного типа характерно наибольшее разнообразие государственного регулирования национальной экономики; при этом в одних ее секторах (отраслях, сферах) могут преобладать рыночно-капиталистические элементы, а в других, например, в производственной инфраструктуре и инвестиционном процессе в ее рамках - планово-распределительные.
То, что в третьем типе имеет место паритет рыночно-капиталистических и планово-распределительных методов не означает преимущества, прогрессивности третьего типа над первым двумя типами. Для каждой конкретно взятой страны наиболее оптимальным является присущий именно ей тип интегрированной системы. Для России, как полагают многие отечественные экономисты, наиболее приемлемым был бы второй тип интегрированной социально-экономической системы, при том, что в настоящее время в нашей стране господствует рыночно-капиталистическая система с элементами ее трансформации в интегрированную систему 1 -го типа.
Как уже ранее отмечалось, сфера инфраструктуры общественного воспроизводства во взаимопроникновении с инвестиционным процессом в ее рамках, обеспечивающим обновление и развитие объектов этой сферы, находятся в особом положении в системе национальной экономики. В отличие от многих ее других отраслей, сфера инфраструктуры совместно с инвестиционным процессом в ее развитие не должны быть отданы целиком и полностью на произвол рыночной стихии. В противном случае производственная инфраструктура, ограниченная пределами рыночной выгоды, будет развиваться на порядок меньшими темпами, чем те, которые необходимы для оптимального экономического роста национальной экономики в целом и которые могут быть реально достигнуты только на базе полной и притом всесторонней, в том числе финансовой, поддержки государством инвестиционного процесса в сфере производственной инфраструктуры.
Отсюда вытекает принципиально важный вывод: при нахождении страной оптимального соотношения и сочетания рыночно-капиталистических и плановораспределительных методов хозяйствования в масштабе национальной экономики в целом, в отношении отраслей производственной инфраструктуры и инвестиционного процесса в их рамках необходимо значительно более широкое, чем в среднем по народному хозяйству применение планово-распределительных методов и соответственно существенно большее ограничение применения рыночно-капиталистических методов.
Исторически изжила себя на данном этапе развития общества не планово-распределительная система хозяйствования вообще, а ее тотальное распространение на всю экономику. В современных условиях планово-распределительная система является наиболее эффективным способом хозяйствования лишь в определенных секторах экономики, а именно:
- в военно-промышленном комплексе;
- при решении экологических проблем;
- в осуществлении фундаментальных научных исследований и особо затратных НИОКР;
- в сфере производственной инфраструктуры.
Однако в будущем, при обострении в планетарных
масштабах экологического кризиса, когда вопрос встанет о выживании человеческого общества, жизненно необходимым может стать именно тотальное господство планово-распределительной системы хозяйствования.
В современной национальной экономике целесообразно иметь три системообразующих сектора:
- рыночно-капиталистический сектор, подвергаемый целенаправленному госрегулированию;
- планово-распределительный сектор, базирующийся на государственной собственности и ориентированный не на прибыль, а на удовлетворение потребностей общества и государства;
- рыночно-капиталистический сектор, лишь в минимально необходимой степени регулируемый государством (через налогообложение, таможенный режим, соблюдение государственных стандартов качества продукции, защиты прав наемных работников, экологические нормы и т.п.).
Применительно к интегрированной системе хозяйствования, когда государство оказывает особо сильное воздействие (вплоть до полного огосударствления) на производственную инфраструктуру и протекающий в ней инвестиционный процесс нами смоделирована структура государственного целенаправленного воздействия на инфраструктуру общественного воспроизводства и инвестиционный процесс в ее рамках. Данное моделирование базируется на следующих положениях.
1. Целенаправленное воздействие государства на сферу инфраструктуры национальной экономики и инвестиционный процесс, обеспечивающее ее расширенное воспроизводство на базе НТП, является составной частью системы государственного целенаправленного воздействия на народное хозяйство страны. При этом трем системообразующим блокам государственного воздействия на национальную экономику соответствуют модифицированные составные части этих же блоков применительно к инфраструктуре и инвестициям в ее развитие; речь идет о следующих блоках:
- институт (механизм) ценообразования;
- институт (механизм) финансового обеспечения;
- институт (механизм) государственного регулирования.
2. Институт государственного регулирующего воздействия на инфраструктуру и инвестиции в ее рамках оказывает свое влияние по трем направлениям:
- непосредственное регулирующее воздействие (например, стандарты качества, экологические нормативы и т.д.);
- воздействие на и через институт (механизм) финансового обеспечения.
3. Необходимо выделять виды государственного воздействия на особый экономический комплекс,
представляющий собой взаимодействие инвестиционного процесса в отраслях производственной инфраструктуры и функционирования ее объектов. Эти виды воздействия в целом представляют собой их классификацию, которая была разработана автором; к этим видам воздействия относятся следующие:
1) формирование и развитие мощного государственного сектора в строительстве, машиностроительных отраслях и отраслях производственной инфраструктуры;
2) планирование инвестиций в развитие инфраструктуры (стратегическое и среднесрочное, индикативное и директивное, в зависимости от конкретных обстоятельств);
3) государственные заказы (подряды) на объекты производственной инфраструктуры;
4) государственное воздействие на и через институт (механизм) ценообразование по всему спектру цен и тарифов;
5) государственное воздействие на и через институт (механизм) финансового обеспечения воспроизводственного процесса по всему денежно-финансовокредитному спектру;
6) государственное воздействие на экспорт инфраструктурной продукции и внешнеэкономическую деятельность в связи с воспроизводством инфраструктуры;
7) государственное регулирование трудовых отношений;
8) госрегулирование стандартов и качества;
9) государственное регулирование экологических параметров;
10) государственное регулирующее воздействие на подготовку кадров, НИОКР, инвестиционное проектирование;
11) развитие института государственно-частного партнерства;
12) государственное регулирование землепользования.
Институт государственного регулирующего воздействия на инфраструктуру общественного воспроизводства и протекающий в ней инвестиционный процесс существует в двух качествах: во-первых, в виде прямого, непосредственного воздействия, во-вторых, в качестве опосредованного воздействия, осуществляемого через институт (механизм) ценообразования и через институт (механизм) финансового обеспечения. При этом институт прямого государственного воздействия оказывает сначала прямое, непосредственное воздействие на институты ценообразование и финансового обеспечения, а уже в результате функционирования этих двух последних институтов оказывается косвенное, опосредованное воздействие на производственную инфраструктуру и инвестиционный процесс в ее рамках.
Список литературы:
1. 1. Ведута Е.Н. Государственно-экономические стратегии. - М.: Деловая книга, 1998.
2. Годунов И.В., Ларионов И.К. Будущее России на весах истории. - М.: Наука, 2005.
3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. -СПб.: Питер, 2004.
Reference list:
1. 1. Veduta E.N. State and economic strategies. - M.: Business Book, 1998.
2. Godunov I.V., Larionov I.K. Russia's future in the balance of history. - Moscow: Science, 2005.
3. Dobrynin, A.I., Tarasevich, L.S. Economic theory. - St.: Piter, 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.э.н. Плеханова Сергея Вячеславовича на тему: Институт целенаправленного воздействия государства на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры
Статья к.э.н. С.В. Плеханова «Институт целенаправленного воздействия государства на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры» имеет несомненную научную значимость и практическую ценность для инвестиционной деятельности предприятий, действующих в отрасли инфраструктуры.
В статье рассмотрены основные подходы к содержанию государственного регулирования экономики с точки зрения господствующей в стране социальноэкономической системы, проведен сравнительный анализ социально-экономических систем и предложены три типа построения интегрированной социальноэкономической системы.
Представляет несомненный научно-практический интерес Предложенная классификация государственного регулирующего воздействия на инвестиционный процесс в основные объекты производственной инфраструктуры. Специфика инвестиционного процесса требует государственного регулирующего воздействия в двух качествах: в виде прямого воздействия и в виде опосредованного воздействия, осуществляемого через механизм ценообразования и механизм финансового обеспечения, что достаточно подробно и комплексно освящено в представленной к рецензии статье.
Таким образом, статья к.э.н. С.В. Плеханова, обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.
Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».
Д.1.Н., профессор Герасим А.Н.
7