Научная статья на тему 'Сущностные особенности интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся'

Сущностные особенности интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / INTEGRATION / EDUCATIONAL APPROACH / SPECIALISED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байзулаева Ольга Леонидовна

Рассматриваются особенности интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов лицея, отражающего современные процессы в системе общего образования и способствующего самореализации старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essential Features of an Integrative Personal Approach to Developing Research Skills in Natural Science Area among High School Students

The article focuses on features of an integrative personal approach to developing research skills in natural sciences among high school students. The above approach reflects recent processes in the system of secondary education being instrumental to high school students' self-realisation.

Текст научной работы на тему «Сущностные особенности интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся»

СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

О. Л. Байзулаева (Уральская государственная академия ветеринарной

медицины, г. Троицк)

Рассматриваются особенности интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов лицея, отражающего современные процессы в системе общего образования и способствующего самореализации старшеклассников.

Ключевыге слова: учебно-исследовательская деятельность; интеграция; образовательный подход; профильность.

Интеграционные процессы охватывают различные стороны общественной жизни, происходящие в науке, культуре, общественных отношениях, производстве, проявляются в разных формах синтеза знаний, междисциплинарных исследований и находят свое отражение в системе образования. Намечается интеграция образовательных факторов: школы, семьи, личности и общества в целом.

Современное образовательное пространство характеризуется сменой образовательной парадигмы: меняются подходы, отношения, педагогический менталитет, происходит рост значимости человеческой личности. Система естественно-научного образования обогащается новыми подходами, ориентированными на учет способностей учащихся, развитие творческой, исследовательской структуры познавательной деятельности.

Формирование компетентности личности в самостоятельной познавательной деятельности возможно только при условии смены приоритетов в образовании с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого с учетом его особенностей и возможностей. Это требует пересмотра существующих подходов к реализации содержания образования в профильных общеобразовательных учреждениях, рассмотрения их через призму интегральной целостности личностных свойств и качеств, необходимым условием которых является особым образом организованная деятельность, основанная на разви-

тии исследовательского способа взаимодействия с миром.

Определяя методологический подход к развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся, мы опирались на идею взаимодополняющей комплексной его разработки, предложенную Н. М. Яковлевой [5]. Она состоит в том, что педагогическое явление в силу своей сложности и многоаспектности не должно и не может изучаться с позиции одного подхода. С этой точки зрения системный подход предстает как общенаучная основа, интегративный и личностный — теоретико-методологическая стратегия, деятельностный и личностнодеятельностный — практико-ориентиро-ванная тактика; дифференцированный, индивидуальный и компетентностный подходы — как профильно-ориентированная направленность исследования.

Системный подход к содержанию образования обеспечивает рассмотрение естествознания в качестве целостного образования, включающего в себя синтез знаний и способов деятельности. Эффективность естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся лицея определяется системным характером ее организации в новых условиях вариативности образования — целенаправленностью, рациональностью, последовательностью реализации, а также разработкой системы педагогических средств, модели и технологий ее развития в образовательном процессе учебного заведения.

© Байзулаева О. Л., 2009

Интегративный подход к содержанию образования позволяет в рамках нашего исследования преодолеть эпизодическую, фрагментарную практику реализации естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся в профильных общеобразовательных учреждениях. С. А. Старченко, рассматривая интеграцию содержания естественно-научного образования в лицее, выделяет общеметодологические, общенаучные и частнонаучные ее типы [2]. Общеметодологический тип основан на усилении интегративной роли философии в системе естественно-научного познания, что позволяет повысить уровень обобщения знаний, развить способности к синтезированному обоснованию целостности на методологическом уровне, сформировать естественно-научную картину мира. Целостность естественнонаучного образования может обеспечиваться, если в учебном процессе реализуется общенаучный тип интеграции, в основе которого лежат учебные предметы, пронизывающие и связывающие циклы учебных дисциплин, а также синтезированные (пограничные) предметы, повышающие взаимосвязь естественнонаучных. Источниками частнонаучного типа интеграции содержания выступают структурные элементы естественно-научных знаний. К ним относятся научные факты, понятия, законы, теории, методы исследований. Наиболее часто встречаются следующие группы понятий: о структурных формах материи; о свойствах тел, веществ и полей; о явлениях; о величинах, количественно характеризующих свойства тел и явлений; о приборах, установках; о методах научного исследования.

Наше исследование ориентировано на общеметодологический и частнонаучный типы, так как интегрирующим фактором служит структура учебно-исследовательской деятельности, адекватно отражающая деятельность естествоиспытателя.

Известно, что образовательный процесс, во-первых, предполагает разграни-

чение двух его сторон: обучения и учения; во-вторых, с позиции обучающегося представляет собой единство обучения и воспитания; в-третьих, с той же позиции включает в себя освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразу-ющих, познавательных задач, что способствует личностному развитию обучающегося. Независимо от того, на каком уровне образовательного процесса будет осуществляться интеграция, она непосредственно касается учащегося и его деятельности. Поэтому целесообразно целостное динамичное рассмотрение всего образовательного процесса, в центре которого находятся личность, ее индивидуальные особенности и потребности, развитие которых реализуется в процессе учебно-познавательной деятельности. В данном контексте мы предполагаем формулирование дополнительных условий интеграции при реализации учебно-исследовательской деятельности в качестве личностно развивающего компонента. Последний основан на том, что образование, центрируясь на учащемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку выступает продуктом интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. В системно-интегративном аспекте она обладает интегративными характеристиками, раскрывающими ее индивидуальный облик. Через индивидуальность проявляются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Интеграция психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств личности определяет многообразие ее концептуальных моделей.

Современный личностный подход (В. А. Беликов, И. А. Зимняя, И. С. Якиманская и др.) основывается на признании индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта»,

а как индивида, наделенного неповторимым субъективным опытом. Опираясь на эти положения, мы исходим из приоритета субъективности ученика, который в значительной мере определяет направление его личностного развития, из признания за учеником права на самоопределение и самореализацию в познании через овладение способами учебно-исследовательской деятельности, помогающими приобретать знания, умения и применять их в ситуациях, не заданных обучением.

В структуре познавательной деятельности личности заложены интегративные начала, определяющие логику деятельностного подхода, который устанавливает связь между целями, мотивами и условиями деятельности посредством реализации конкретных действий и операций. В связи с этим любая деятельность личности, в том числе учебно-исследовательская, — это интеграция действий и операций, приводящая к реальному результату и достижению своей цели. В естественно-научной учебноисследовательской деятельности совокупность и последовательное выполнение действий и операций (определение проблемы исследования, выявление предмета и объекта исследования, определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы и т. д.) способствуют образовательному результату конкретного учащегося, основанному на получении субъективного опыта и формировании исследовательского подхода в изучении фундаментальных и прикладных курсов.

Опираясь на утверждение, что личность формируется и развивается в процессе соответствующей деятельности (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина), А. В. Усова определила общую методологию формирования познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [3]. Данный подход основан на процессе получения образования учащимися и должен моделировать их будущую самостоятельную дея-

тельность. В связи с этим возникает необходимость развития такой учебно-познавательной деятельности, которая удовлетворяла бы внутренние потребности личности, т. е. была бы внутренне значимой. Таким образом, следует говорить не о деятельностном подходе в обучении, а о личностно-деятельностном, в основе которого лежит представление о разностороннем развитии личности, формируемом в разнообразных видах деятельности.

Основы личностно-деятельностного подхода в психологии были заложены работами Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, который, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, сам определяет характер этой деятельности и этого общения. Учащийся как основной субъект образовательного процесса, реализуя свои познавательные потребности в учебно-исследовательской деятельности, овладевает способами самоуправления познавательным процессом в информационной среде, навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками (поиск, переработка, распространение), способностью выстраивать целостный познавательный процесс в окружающей среде (восприятие — мышление — применение).

Система уровневой дифференциации, соответствующая основной тенденции гуманизации образовательного процесса, определяется дифференцированным подходом в обучении, представляющим собой принцип организации обучения, при котором учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, интеллектуальной, профессиональной направленности. И. С. Якиманская указывает два направления осуществления дифференцированного подхода: одно опирается на признание индивидуальности как данности; другое сводится к тому, что снача-

ла необходимо создать образовательную структуру, в рамках которой можно осуществлять дифференциацию обучаемых [4]. Основные признаки системы уров-невой дифференциации — свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенной трудности), психологической мотивации от меньшего к большему, от количественного к качественному. Последовательная реализация принципов данной системы подводит ученика к необходимости собственной дифференциации в учебных предметах: исходя из своих способностей, одни он изучает на обязательном уровне, другие — на дополнительном. Учебно-исследовательская деятельность учащихся, организованная и направленная учителем, позволяет органично включить их в этот процесс. Самоактуализация и самоопределение учащихся заключаются в стремлении изучить предмет на более высоком дополнительном уровне, развить свои творческие способности, достичь успеха в общественно значимом виде деятельности.

Применительно к естественно-научному образованию дифференциальный подход осуществляется на основе определения профильности образования и удовлетворения образовательных потребностей личности. В учебно-исследовательской деятельности дифференциация возможна посредством организации познавательной деятельности, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности путем профилизации знаний и выстраивания индивидуального маршрута обучения. Объектами учебно-исследовательской деятельности в данном контексте являются не только цели, проблемы и задачи, но и индивидуальный личностный потенциал учащегося, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Индивидуальный подход в обучении (Н. А. Алексеев, И. Э. Унт, А. А. Кирсанов и др.) реализуется при осуществ-

лении личностно ориентированного образования, при котором важное значение придается индивидуальности каждого ребенка, его неповторимости, своеобразию и уникальности. В образовательном процессе лицея учитываются внутренние потребности учащихся в изучении тех или иных отраслей естественно-научного знания, их познавательные возможности, индивидуальное развитие, личностное взаимодействие ученика и учителя. Индивидуальная стратегия естественнонаучной учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе лицея ориентирована на индивидуальные особенности процесса познания личности, на профильную направленность поведения детей.

Расширение информационного пространства за формальные пределы в параллельные структуры системы непрерывного образования и формирование навыков деятельности в конкретных ситуациях определяют ключевую роль ком-петентностного подхода в развитии личности (Э. Ф. Зеер, М. В. Кларин, А. В. Хуторской). В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются готовность к продолжению образования; способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; толерантность (понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми различных культур, языков и религий); владение новыми технологиями, понимание их применения; способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Реализация компетентностого подхода зависит от образовательной ситуации, в которой развивается учащийся. По мнению М. И. Старовикова, в компетентностях интегрируются все необходимые компоненты деятельности [1]. В нашем понимании процесс развития учебно-исследовательской деятельности

№ 4, 2009

раскрывает следующие исследовательские компетентности: глубокие знания о роли, месте, характере исследования по проблеме выбранного профиля; целепо-лагание как интегрирующее и направляющее начало в деятельности; самообразование и саморазвитие в процессе выполнения учебно-исследовательской работы при опоре на субъектный опыт; профессиональное самоопределение в условиях практико-ориентированных знаний, необходимых для выживания в условиях постоянного выбора.

Исходя из вышеизложенного, интегративно-личностный подход к развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся мы рассматриваем как концептуальную идею нашего исследования. Название данного подхода выражает его содержание и основную функцию, которая заключается в том, что целостный процесс развития естественно-научной учебно-исследовательской деятельности обеспечивает развитие личности на базе ее индивидуальных возможностей и потребностей.

Ключевыми признаками интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся являются изменение индивидуальных особенностей личности и направленности ее поведения; формирование содержания естественно-научного образования с учетом познавательных потребностей личности; развитие естественно-научного мышления личности на основе синтеза и обобщения знаний и способов деятельности; развитие рефлексии структуры учебно-исследовательской деятельности учащихся на базе целостного представления в образовательном процессе; целостное структурирование содержания естественно-научного образования на основе логики предметных естественнонаучных знаний учебно-исследовательской деятельности с учетом профильных интересов личности; моделирование учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе теории интеграции

содержания естественно-научного образования и деятельности естествоиспытателя; реализация программ образования, обеспечивающих соединение знаний, обобщение способов учебно-познавательной деятельности, при реализации индивидуальных образовательных траекторий.

В результате такого подхода содержание образования реализуется на более высоком уровне целостности, интеграции, предусматривающем межнаучный синтез знаний и способов деятельности, который характеризуется научной логикой построения естественно-научных знаний, персональной познавательной деятельностью в индивидуальных образовательных траекториях.

Согласно логике интегративно-личностного подхода к содержанию естественно-научного образования целесообразно выделить систему принципов, которые делают данный подход единым и непротиворечивым: 1) научности содержания образования, опирающийся на объективность и целостность естественно-научного познания; 2) профильной направленности обучения, обусловливающий ориентацию образовательного процесса на осмысленный выбор профиля учащимся; 3) системности содержания естественно-научного образования, раскрывающий целостность, взаимосвязь и упорядоченность целей, задач, методов, средств, форм взаимодействия участников образовательного процесса; 4) интеграции содержания естественно-научного образования, объединяющий знания и способы деятельности с учетом познавательных возможностей и направленности личности; 5) связи содержания естественнонаучного образования с жизнью, обеспечивающий создание условий для свободного развития личности в изменяющейся социально-экономической реальности; 6) индивидуализации обучения, задающий вариативность реализации естественно-научных образовательных траекторий с учетом направленности личности; 7) активности деятельности уча-

щихся, обусловливающий использование форм образовательной деятельности, активизирующих процесс естественнонаучного познания в условиях самореализации и саморазвития личности.

Базирующийся на вышеперечисленных принципах интегративно-личностный подход способствует выстраиванию учеником личного мира знаний и творческой самореализации в целом. Изучая объект исследования, учащийся находит и создает знания о нем, т. е. открывает идеальные теоретические конструкты — факты, понятия, закономерности, осознает созданные ими знания и способы познания, фиксирует их в виде личного образовательного продукта и применяет в дальнейшем для познания реального мира.

С учетом рассмотренных признаков и принципов интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности мы определили следующие его функции: развитие личности через рефлексию структуры учебно-исследовательской деятельности, развитие теоретического мышления, становление направленности поведения личности и готовности продолжить свое обучение в вузе; систематизация знаний, определяющая общие требования к усвоению исследовательских знаний, обеспечивающая единство в интерпретации естественно-научных знаний и последовательность выполнения учебно-исследовательской деятельности; целостность знаний, предполагающих осуществление взаимосвязи естественно-научных знаний и способов познавательной деятельности учащихся; профильная ориентация личности, определяющая взаимообусловленность формирования содержания естественно-научного образования, адекватно отражающего познавательные потребности личности с учетом ее индивидуальных возможностей и способностей с ориентацией на конкретные образовательные учреждения дальнейшего профессионального образования; индивидуализация об-

разовательного процесса, основанная на реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе выполнения естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся с учетом личностных качеств.

Итак, суть интегративно-личностного подхода к развитию естественно-научной учебно-исследовательской деятельности в лицее заключается в совершенствовании индивидуальности личности как ее интегративном свойстве, объединяющем природные и личностные, а также проявляющиеся в условиях самовыражения качества; в целостном представлении структуры учебно-исследовательской деятельности, адекватной деятельности естествоиспытателя в образовательном процессе; в самостоятельном соединении и обобщении знаний учащимися в процессе выполнения исследовательской работы; в интеграционном взаимодействии практической, учебнопознавательной, экспериментальной, опытной деятельности в новом целостном образовании учебно-исследовательской деятельности учащихся; в реализации образовательных технологий, обеспечивающих целостное представление учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Таким образом, вбирая в себя основные черты рассмотренных подходов, интегративно-личностный подход не растворяется в них, поскольку имеет присущие только ему особенности. Он отражает процессы в системе общего образования, которые проявляются в изменении парадигмы формирования и развития личности от информационной модели к интегральной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Старовиков, М. И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения : мо-ногр. / М. И. Старовиков. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2006. — 318 с.

2. Старченко, С. А. Интеграция содержания естественно-научного образования в лицее. Тео-

№ 4, 2009

ретико-практический аспект / С. А. Старченко. — М. : Изд. дом «Подмосковье», 2000. — 280 с.

3. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике : учеб. пособие / А. В. Усова, З. А. Вологодская. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 126 с.

4. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 96 с.

5. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева — Челябинск : ЧГПИ, 1991. — 128 с.

Поступила 01.03.09.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

И. О. Корокошко (филиал Самарской гуманитарной академии

в г. Жигулевске)

Рассматриваются особенности формирования экономического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе, приводится авторская типология студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания, разработанная на основе данных эмпирических исследований.

Ключевые слова: экономическое сознание; структура экономического сознания; экономическая соци-

ализация; трансформация экономического сознания номического сознания студентов.

Проблема сознания имела фундаментальное значение во все периоды развития как философской, так и научно-психологической мысли. Сознание считают «центральной тайной человеческой психики» (А. Н. Леонтьев), «самой сложной проблемой современной науки» (В. Л. Райков), «величайшей ценностью, данной человеку» (Г. В. Акопов) и «главной загадкой психологии» (В. М. Аллах-вердов).

Категория «сознание» является принципиально значимой при изучении социального бытия личности, одну из важнейших сфер которого составляет экономическая деятельность. Современные рыночные отношения требуют от человека высокой экономической эффективности и планирования стратегии самореализации в экономической сфере. Ведущим психологическим регулятором экономического поведения, позволяющим человеку ставить перед собой экономические цели и задачи, реализовать их в практической деятельности, контролировать и оценивать свое экономическое поведение, обеспечивать его носителю возможность выживать и конкурировать в посто-

формирование экономического сознания; типы эко-

янно изменяющейся социально-экономической среде, выступает экономическое сознание.

Основным периодом развития экономического сознания личности признается время обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, поэтому большое значение в исследовании процесса формирования экономического сознания имеют характер и содержание образовательного процесса. Изучение экономического сознания студенческой молодежи в процессе профессионализации в вузе должно стать приоритетным направлением исследования психологов, педагогов, экономистов, поскольку системные представления о динамике развития экономического сознания студентов позволяют решать вопросы оптимизации экономической социализации субъектов образовательного процесса.

В современной литературе под экономическим сознанием и самосознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания — экономических объектах, при этом для обозначе-© Корокошко И. О., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.