ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• Культура разговорной речи. • Культура разговорной речи. • Культура письменной речи.
Культуроведческая компетенция учащихся • Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа. • Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. • Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. • Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа. Диалекты как историческая база литературных языков. • Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Языки народов, населяющих Прикамье. • Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Стилистические и национальные особенности речевых этикетных норм.
Деление предметного содержания курса русского языка по уровням сложности позволяет говорить также о необходимости разработки критериев оценки освоения определённого уровня учащимися. В Проекте образовательного стандарта по русскому языку отражены требования к уровню подготовки учащихся. В нашем исследовании соотнесены критерии деления предметного содержания по уровням сложности и требования к освоению базового, профильного или углублённого уровня старшеклассниками. Представим их в Таблице III:
Таблица III. Требования к освоению определённого уровня учащимися
Критерии А В С
1. Теория языка Освоение знаний о языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении. Углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе. Системное овладение знаниями о языке как многофункциональной знаковой системе; представление о лингвистике как науке, о её разделах и основных направлениях развития.
2. Языковая деятельность Опознание языкового факта и его оценка с точки зрения нормативности. Анализ и интерпретация языковых явлений. Системное применение лингвистических знаний в каком-либо направлении изучения языка (словесность, риторика, стилистика и т.п.).
3. Речеведение Языковая норма. Общие сведения о тексте. Разные виды изложения текста. Знание основных норм речевого этикета. Текст как объект исследования (взаимосвязь основных единиц и уровней языка; их функционирование). Разные виды переработки и анализа текста. Знание норм русского литературного языка и речевого этикета. Последовательность и содержание филологического анализа текста.
4. Коммуникация Продуцирование текстов по заданным параметрам. Владение основными нормами русского литературного языка. Творческое продуцирование текстов разных стилей, типов, жанров в устной и письменной форме. Владение нормами русского литературного языка, в том числе этикетными. Литературное творчество.
Разница в подаче материала, объёме и глубине его усвоения обеспечивается часами, отведёнными базовым учебным планом (1 час - базовый уровень, 3 часа - профильный уровень), а также соответствующими программами и учебниками. Из рекомендованных и одобренных Министерством образования учебников русского языка для старших классов ни один в полной мере не
удовлетворяет требованиям определённого уровня, поэтому целесообразно говорить о сочетании учебных пособий в преподавании. Обеспечение процесса обучения русскому языку в профильной школе во многом зависит также от образовательной технологии, используемой учителем. Этим проблемам будет по-свящён следующий этап проводимого нами исследования.
ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
А.М. Стихова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия и экология» Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
^^^^пределяющей тенденцией познавательного процесса в на- сить знания из одного учебного курса в другой и использовать
пределяющей тенденцией познавательного процесса в настоящее время считается интеграция, которая связана с усилением процесса гуманизации, с одной стороны, и ин-тегративным характером развития науки, техники и производства - с другой.
Химия - это неотъемлемая часть общей культуры человека, а химические знания позволяют ориентироваться во многих общественно-значимых проблемах и необходимы для объяснения явлений живой и неживой природы.
Это связано с фундаментальным характером химических знаний, общностью основных химических законов, глубоким методологическим содержанием и универсальностью ее интегра-тивных функций.
Методологической базой для интеграции должна стать особая форма новой метапредметной идеологии - синтез элементов естествознания, философии, истории, искусства и других составляющих человеческой культуры.
Системное, многостороннее рассмотрение химических объектов и явлений подготавливает обучающихся к самостоятельному поиску межпредметных связей, формирует умение перено-
эти знания для решения своих профессиональных проблем и задач. Следует учитывать тот факт, что синтезируются не только знания, но и элементы деятельности.
Представляет интерес проблема интеграции эмоциональной и рациональной сторон процесса обучения. Решение проблемы интеграции рациональных и эмоциональных элементов в учебном процессе, в свою очередь, связано с организацией взаимосвязи между логическим и образным типами мышления.
Сделать знания актуальными для личности - означает связать их с интересами, затрагивающими личность. Реализация интеграции позволяет создавать условия для проявления и развития личностных способностей, творческих возможностей и самостоятельности в процессе обучения химии.
Отсюда, главной целью образовательного процесса интегра-тивного характера является целостное развитие и саморазвитие личности обучаемого посредством адекватных образовательных технологий. Необходимым условием реализации интеграции была установка на развитие самостоятельности учащихся, сотворчество педагогов и обучаемых.
Обучение химии на основе межпредметной интеграции способствует формированию элементов системного мышления и развитию мотивации к ее изучению. Результаты интеграции: развитие личности, формирование самостоятельности, развитие творческой инициативы. К результатам относится также преодоление обособленности между предметными сферами, разрыва между аудиторной и внеаудиторной деятельностью.
Одним из критериев высокого уровня творческого саморазвития считается способность личности к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений из различных предметных дисциплин для решения реальных жизненных задач.
Интегративный подход позволяет лучше ориентироваться в огромных пластах новых научных фактов и теоретических сведений, работать в междисциплинарных областях, непрерывно повышать знания в процессе работы и адаптироваться к изменяющимся состояниям науки и технологии.
В определении целей и задач интеграции химических знаний следует исходить из того, что составной клеточкой мировоззрения личности являются ее взгляды, т. е. единство знаний и убеждений. Они формируются в процессе приобретения индивидуального опыта на основе усвоения опыта социального. Интеграция вмещает различные направления своей деятельности: от локальных внутрипредметных до широких общепедагогических.
При этом осуществляется как внутрипредметная интеграция, когда взаимодействуют разделы дисциплины, так и межпредметная интеграция, когда разные дисциплины, прежде всего, естественнонаучные, изучаются в тесной взаимосвязи друг с другом.
Межпредметная интеграция основывается на всеобщности и единстве законов природы, а также на полноте восприятия субъектом окружающего мира. Существуют общие и специфические тенденции в развитии межпредметной интеграции в обучении химии.
Соотнесение педагогического процесса с целостной жизнедеятельностью личности обучаемого требует интеграции на уровне педагогических целей. При этом, преподаватель должен ориентироваться в своей работе на такие интегративные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность.
Кроме того, речь идет о многообразных вариантах интеграции на уровне содержания образования и воспитания, отдельных образовательных областей и сфер активности обучаемых.
Не меньшее значение имеет интеграция на уровне педагогических технологий - вариативности интеграционных форм и методов педагогического воздействия, оценивания эффективности уровня усвоения содержания. То есть речь идет о целостном представлении содержания естественнонаучных предметов в образовательном процессе с учетом возможностей к интегративно-сти.
Под интеграцией содержания образования понимается процесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятельности, а также эмоционально-целостных ориента-ций личности.
При отборе и структурировании инвариантных и вариативных блоков-модулей в химии следует руководствоваться принципом интеграции, потому что содержание обучения должно в полной мере отвечать уровню развития науки, а на современном этапе изучения химии невозможно обойтись без интеграции объективных взаимосвязей, действующих в дисциплинах естественнонаучного цикла.
Интеграция теорий порождает интеграцию методов обучения, поэтому возникает необходимость в разработке особых методов обучения, дидактических приемов, соответствующих содержанию межпредметной интеграции.
Это, в свою очередь, приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения процесса, под которым понимается комплекс средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью в обучении.
Немаловажно использование идей интегративности при реализации организационно-управленческих функций преподавате-
ля, профессиональной направленности изучения химии, при объединении и синтезе наиболее современных химико-образовательных технологий, а также при оценке результатов химико-образовательного процесса.
Очевидно, что опираться следует, прежде всего, на личност-но-ориентированные технологии с целью создания интегратив-ной профессионально-ориентированной образовательной среды.
Важнейшей характеристикой интеграции является ее личностная направленность, то есть высшей целью интеграции считается личность, восстановление ее целостной сущности. В свою очередь, интегрированное знание представляет собой базис для развития личности.
Причем индивидуальность личности можно рассматривать в аспекте интегративности ее свойств, соединяющей психологические и личностные качества, а также способность усваивать содержание образования разного уровня.
Интеграция знаний происходит при взаимодействии сознания и бессознательных слоев психики, при этом появляется новообразование в свойствах личности в форме новых системных знаний, интегративных умений, социально и познавательно значимых мотивов и ценностных отношений к химической науке и к химическому образованию.
Реализация структуры исследовательской деятельности, по сути являющейся интегративной, обеспечивает формирование направленности личности, способствует развитию ее теоретического естественнонаучного мышления.
Интеграция должна дополнить дифференциацию в обучении, не отвергая ее и проявляясь в индивидуально-дифференцированном подходе в процессе обучения химии.
Дифференциация - обратная сторона интеграции. Она лежит в основе разделения учебного материала по уровням трудности, а заданий для самостоятельных работ учащихся - по уровням познавательной деятельности.
Если интеграционное образовательное пространство характеризуется целостностью, то дифференциация, напротив, ведет к мозаичности образовательного пространства, конкретизирует задачи и функции каждого компонента пространства.
Основной особенностью организации учебного процесса в интегрированном образовательном пространстве является интеграция структуры учебного процесса обучения и форм его организации, которые, в свою очередь, применяются на разных уровнях профессионального образования.
Любая интегрированная система внутренне дифференцирована, и повышение степени интеграции закономерно вызывает усиление ее внутренней дифференциации;
Интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации; дифференциация сопровождает интеграцию на протяжении всего процесса ее осуществления.
Отсюда - концептуальный подход: любая интегрированная система внутренне дифференцирована, и повышение степени интеграции закономерно вызывает усиление ее внутренней дифференциации.
Изменился подход и к трактовке явления интеграции, которое следует рассматривать в русле общенаучных традиций и понимать как синтез двух диалектически противоположных процессов интеграции и дифференциации. Речь идет о переходе концептуальной теории на новый уровень синтезирования, объединяющий в себе интеграцию и дифференциацию.
Тенденция перехода от интеграции к дифференциации уже начала проявляться в научном познании и имеет определенные результаты.
Научная профилизация содержания образования есть следствие дифференциальных процессов в образовании, которые на ча-стнонаучном уровне обусловливают развитие интеграционных процессов в создании естественнонаучного образования.
Внутрисистемная интеграция и дифференциация в естествознании обеспечивает представление мира как единого целого, с одной стороны, а с другой стороны - обеспечивает познание глубины и объективности закономерностей природы.