Научная статья на тему 'Сущностные основы педагогического наследия Дж. г. Ньюмена'

Сущностные основы педагогического наследия Дж. г. Ньюмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные основы педагогического наследия Дж. г. Ньюмена»

раметры детали костюма или конструкции в целом. Сосредотачиваясь на узком направлении, появляется возможность получения целого ряда вариантов. Именно на этом этапе происходит понимание неограниченных возможностей работы с формой, ее пропорциями, формообразующими линиями, конструктивными элементами. Как правило, студентам удается уйти от стандартных решений, обусловленных традиционными конструктивными решениями. Появляется свобода и смелость, оригинальность и новизна. Отрабатывая такие приемы на деталях костюма, происходит формирование нового отношения к костюму в целом.

Экспериментальный курс представляет собой систему заданий, позволяющую проектировать костюм различной степени сложности. Задания можно классифицировать следующим образом:

- повтор существующих и разработка собственных вариантов на их основе (работа с творческим источником);

- воспроизведение в материале собственных эскизных разработок;

- воспроизведение в материале вариантов, найденных в ходе упражнений на других специальных дисциплинах;

- свободные импровизации.

Разработанная система заданий и упражнений по дисциплине «Макетирование костюма» приводит к очень эффективным результатам. Формируется устойчивое понимание многообразия способов конструктивного решения костюма. Студент приобретает навыки осознанного выбора метода и свободно манипулирует приемами классического конструирования и макетирования, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Постоянная практика в разработке моделей одежды методом макетирования позволяет приобрести навыки пространственного мышления, нестандартного подхода к решению проблемы, свободу творческого мышления, не ограниченного параметрами жестких методик.

Список литературы:

1. Шарлотта Зелинг. Мода. Век модельеров. / Шарлотта Зелинг. - КОШМАШ, 2000. - 624 с.

2. Матузова, Е. М. Мода и крой / Е. М. Матузова, Р. И. Соколова, Н. С. Гончарук. - М. : 2001. - 192 с.

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДЖ. Г. НЬЮМЕНА

Тимофеева Анна Анатольевна

Аспирант каф. педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград

Становление педагогического учения выдающегося английского мыслителя Дж.Г.Ньюмена было обусловлено глубинными трансформациями в западноевропейском социуме первой половины - середины XIX столетия, сущностными изменениями общественно-политической и социально-экономической обстановки, побудившими череду реформ системы национального образования, оставшихся не завершенными. В английском обществе активизировались дискуссии на педагогическую тематику, вопросы о проблемах и перспективах развития английской школы получали широкое общественное звучание. Однако к началу рассматриваемого периода английская школа отличалась бессистемностью и крайне противоречивым характером своего развития.

Как следствие, к середине XIX в. в английском педагогическом сообществе возникли все необходимые исторические, социальные и научно-культурные предпосылки генезиса принципиально новых детерминант научно-педагогического поиска, одной из наиболее ярких среди которых явилась концепция нового «либерального образования» («Liberal Education») Дж.Г. Ньюмена [8, с. 47].

Разработка актуальных проблем теоретической педагогики и совершенствование системы образования стали основными векторами творческих исканий английского ученого. Религиозно-философское учение, положенное в основу педагогических разработок Ньюмена, характеризуется несомненной целостностью и непротиворечивостью, его концептуальное ядро составляют христианский гуманизм и идейные доктрины скотизма.

Имея большой практический педагогический опыт и отрицательное отношение к ведущим тенденциям развития западноевропейской системы образования, Ньюмен, исходя из идеи социального равенства и христианских представлений о социальном мироустройстве, приступил к теоретической разработке концепции бесплатной государственной, общенародной, демократической, всеобщей, обязательной системы народного образования без социально-классовой, национально-религиозной, идеолого-политической сегрегации [2, с. 11].

В викторианской Англии католицизм вынуждено приспосабливался к условиям нового капиталистического общества. В западноевропейской социальной среде формировались принципиально иные, по сравнению с предшествующим временем, духовно-нравственные идеоло-гемы и экзистенциальные ценности, такие как «материализм», «рационализм», «сциентизм» и «объективизм», что побуждало католических мыслителей к определенному переосмыслению теологических доктрин с учетом последних достижений естественных и гуманитарных наук.

В контексте новых теологических, философских проблем выдающимся английским религиозным мыслителем Дж.Г.Ньюменом была обоснована теория «развития догматической доктрины» [Там же].

Религиозно-философское учение Дж. Ньюмена педагогично по своей сути. Педагогическая концепция «либерального образования» Ньюмена - неотъемлемая часть его социально-ориентированного теологического учения.

По существу, педагогическое учение английского мыслителя представляет собой обоснование педагогических феноменов с позиции христианского вероучения [9, с. 81].

Педагогические воззрения Джона Генри Ньюмена, убежденного в отсутствии национальной педагогической теории в Англии XIX столетия, отличаются максимальным теоретическим обобщением, что позволяет определить его педагогическое учение как целостную педагогическую концепцию. Педагогическая концепция «либерального образования» разрабатывалась ученым на основе протестантизма и католических традиций, но при этом в своих сущностных основах она является продолжением англосаксонской образовательной традиции, адаптированной к новым реалиям индустриально-капиталистической эпохи XIX века.

Христианские гуманистические идеи Ньюмена имели своей целью дивергенцию и полное нивелирование существовавших в представленный период английской истории религиозных, классовых и социальных различий в сфере образования. В своих педагогических исканиях Дж.Г.Ньюмен исходил из категориального анализа взаимосвязи образования с ключевыми институциями западного общества, такими как «цивилизация», «государство», «церковь». Обоснованная философом концепция «либерального образования» имеет универсальный характер, её идейную основу составляет теоретическое описание отношения либерального, светского образование к христианским идеалам [5,с.25].

Дж. Ньюмен отрицательно оценивал основные тенденции развития английской системы просвещения и, в целом, всей педагогической действительности, в том числе практику семейного воспитания и систему просветительских мероприятий викторианского правительства.

Учение об университете занимало центральное место, как в практической деятельности Ньюмена (основателя Дублинского университета и почетного члена Оксфорда), так и в его теоретических изысканиях. Цель нового либерального университета, по Ньюмену, - интеллектуальная, а не духовная, она заключается в распространении и продвижении знания, а не в его прибавлении. Однако это не означает, что функции университета носят исключительно светский характер, напротив, согласно концепции «либерального образования» учебный процесс в высшем учебном заведении обладает синкретическими свойствами, диалектически сочетающего в своих сущностных началах научное образование и религиозное воспитание [7, с. 64].

Будучи убежденным противником всякого схола-стизма в вопросах процесса обучения и выступая против поверхностного, утилитарного, энциклопедического образования, утвердившегося, по его мнению, в системе английского и всего западноевропейского образования, Дж.Г. Ньюмен разрабатывал систему новых, более жизненных методов обучения, что в совокупности с общей проблематикой построения самого процесса обучения составляет одну из теоретических доминант концепции «либерального образования» [Там же].

Процесс обучения, согласно педагогической концепции «либерального образования», представляет собой целенаправленное поэтапное формирование интеллектуальной культуры учащегося, научного мировоззрения и, в

то же время, гуманистической нравственности в христианском значении данной категории.

По актуальному в западноевропейской теоретической педагогике XIX в. вопросу о содержании образования в педагогическом наследии Дж.Г. Ньюмена обнаруживается полная апологетика идей нового, обновленного классицизма. В педагогическом учении Ньюмена классическое образование представляет собой единственно верный путь развития всей национальной системы образования. Либеральность, по его мысли, есть квинтэссенция классицизма и, поэтому, либеральное образование, в первую очередь, является образованием гуманистическим. При этом гуманистический характер классического образования определен, главным образом, гуманитарно-стью, а, следовательно, и человечностью.

Ньюмен, как сторонник воспитывающего характера процесса обучения, в качестве основных его принципов определял самостоятельность, сознательность, активность, скептицизм, самодеятельность, самостоятельную работу с книгой, широкое использование наглядности и творческую инициативность самого учащегося при общем превалировании метода наблюдения, сократического метода обучения и самостоятельных исследовательских решений учеников.

Отвергнув существующую в Англии систему пуританского викторианского воспитания, равно как и теоретические принципы гербартианской педагогики в вопросах воспитательного процесса, и заимствуя некоторые положения концепции «свободного воспитания» Ж. Ж. Руссо и фребельской педагогики, Дж. Г. Ньюмен обосновал идею либерального воспитания, представляющую собой важную составляющую всей концепции «либерального образования». Сущностным содержанием предложенной Ньюменом модели воспитания являются принципы свободы, диалектического сочетания научного образования и духовно-нравственного воспитания, свободы личности воспитанника, равноправия и сотрудничества, при этом движущими силами воспитательного процесса выступают непосредственный детский опыт, эмоциональный мир ребенка и специфическое детское воображение как предпосылка его интеллектуального развития.

Ньюмен признавал необходимость раннего обучения и воспитания детей, при этом акцент на специфику детской психологии, особенности детского мышления и внутреннего мира ребенка, выступает доминирующим психолого-педагогическим принципом воспитательного процесса. Ньюмен придавал большее значение раннему семейному, домашнему воспитанию, чем школьному, усматривая в последнем многочисленные недостатки, и указывая на его несоответствие идеалам христианской нравственности.

Основными средствами и методами воспитания, по Ньюмену, являются гуманистическая, нравственная среда самого учебного заведения, непосредственное общение учащихся, реальные примеры из повседневности.

Воспитательная деятельность, согласно педагогической концепции «либерального образования», является основной в любом типе высшего образовательного учреждения.

По Ньюмену, первейшее условие функционирования любого университета - это свобода. Только в свобод-

ных дискуссиях могут возникать новые знания, концепции и теории. В то же время, преподаватель университета, по сути, является воспитателем. Таким образом, университетская среда - это уникальное средство воспитания, оказывающее глубокое воздействие на формирующуюся личность студента.

Список литературы:

1. Савин, М.В. Традиция как форма педагогического сознания/ Преподавание историко-педагогических дисциплин в учреждения высшего профессионального образования: содержание и современные подходы/Сб. науч. Трудов по итогам Всерос. науч. практ. конф. - ХХ1Х сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос. акад. Образования. Волгоград 12 - 14 ноября 2012 г./Под общ. ред. М.В. Богуславского и С.В. Куликовой. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012, - 322 с.

2. Barry, W. John Henry Newman/William Barry//The Catholic Encyclopedia. Vol. Х. New York: Robert Appleton Company, 1911, 81 p.

3. Cardinal Newman's works. L.: Oxford University Press, etc., 1889-1921, v.1-38, 1018 p.

4. Chadwick, O. A History of the Popes 1830-1914/O. Chadwick. Oxford: Oxford University Press, 1998, 614 p.

5. John Henry Cardinal Newman. The Idea of a University / Ed. by Martin J. Svaglic. San Francisco: Rinehart Press, 1960;

6. Jordan, W.K. The Development of Religious Toleration in England/W.K. Jordan. Vol. 1, London: ISVR, 1932, 315 p.

7. Ker, I. John Henry Newman: A Biography/Ian Ker. Oxford, Oxford University Press, 2009, 784 p.

8. King, Benjamin J. Newman and the Alexandrian Fathers: Shaping Doctrine in Nineteenth-Century England /Benjamin J. King. Oxford: Oxford University Press, 2009, 320 p.

9. Lash, N. Newman on Development: The Search for an Explanation in History/ N. Lash. London: London Press, 1975, 204 p.

10. Newman, J. H. The Idea of a University, ed. F.M. Turner, Yale University Press, 1996. 344 p.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Унковская Екатерина Сергеевна

Аспирант кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета, г. Москва

Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением интеллекта, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является одним из основных направлений деятельности.

Любая семья, в которой появляется ребенок с особенностями в развитии, нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

Проведенное нами исследование показало, что несмотря на то, что основной процент младших школьников с нарушением интеллектуального развития имеют средний и низкий уровень сформированности социально-бытовой компетентности, с каждым учебным годом данный уровень меняется в лучшую сторону.

Соответственно, мы не можем утверждать, что коррекционно-развивающая работа в школах VIII вида нуждается в глобальном совершенствовании. Но мы считаем, что при традиционном обучении невозможно охватить формирование всех социальных и бытовых компетенций. Это достаточно длительный процесс, требующий постоянных упражнений, которые не могут быть организованы только школой, они должны выполняться и дома. В семье необходимо прививать детям навыки, связанные с правильным пользованием туалетом, утренними и вечерними гигиеническими процедурами (достаточно сложно в условиях школы научить ребенка пользоваться

душем или заправлять постель) и т.п., а также закреплять знания и навыки, полученные в школе.

Кроме того, экспериментально подтвердилось, что родители имеют недостаточную осведомленность в вопросах формирования социально-бытовой компетентности детей. 100 % родителей в разной степени нуждаются в информационной поддержке и помощи со стороны школы.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости разработки педагогической технологии взаимодействия семьи и школы по формированию социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Педагогическая технология, по мнению М.В. Братковой и А.В. Закрепиной, представляет собой систему взаимосвязанных приёмов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы целями и задачами, создающую заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников [1, с.74].

В разработке педагогической технологии мы опирались на общедидактические (принцип комплексности, системности, целостности, доступности, вариативности, индивидуального и дифференцированного подхода, закрепления полученного навыка в домашних условиях) и специальные принципы (принцип руководящей деятельности учителя, учета интересов семьи, проблематизации, персонофикации, индивидуализации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.