Научная статья на тему 'Сущность университетского образования в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена'

Сущность университетского образования в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / HISTORY OF PEDAGOGY / PEDAGOGY / PRINCIPLES OF HIGHER EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Анна Анатольевна

Данная статья посвящена концептуальной разработке выдающимся английским философом XIX в. Дж. Г. Ньюменом проблемы онтологических основ высшего университетского образования, его принципов и содержания. Рассматриваются основные идейные положения мыслителя относительно главных характеристик высшего учебного заведения как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of University Education in Pedagogical Heritage of John Henry Newman

The article dwells on the conceptual development of the problem of ontological fundamentals of higher university education, including its principles and content, undertaken by the prominent English philosopher John Henry Newman in the 19th century. The researcher considers the philosopher’s main theoretical concepts concerning the main features of a higher educational institution as a social institution.

Текст научной работы на тему «Сущность университетского образования в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена»

УДК 37.013

СУЩНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ДЖОНА ГЕНРИ НЬЮМЕНА

А. А. Тимофеева

Данная статья посвящена концептуальной разработке выдающимся английским философом XIX в. Дж. Г. Ньюменом проблемы онтологических основ высшего университетского образования, его принципов и содержания. Рассматриваются основные идейные положения мыслителя относительно главных характеристик высшего учебного заведения как социального института.

Ключевые слова: история педагогики, педагогика, принципы высшего образования, содержание образования, университет.

Ведущей тенденцией в развитии образования последнего периода стало стремление к гуманиза-

ции и демократизации. Данные процессы воспринимаются неоднозначно в российском педагогическом сообществе и, соответственно, имеют различное решение. Очевидна недостаточность концептуальных теоретических разработок гуманизации педагогического процесса и особенно системы высшего образования. Вместе с тем историческое прошлое и историческое наследие педагогической мысли являются важным источником формирования новых научно-исследовательских подходов на современном этапе.

Гуманистическая направленность — это наиболее яркая и доминирующая черта педагогического наследия и педагогической концепции «лиеберально-го образования» выдающегося английского мыслителя, педагога, политического и общественного деятеля, социального реформатора, религиозного деятеля Джона Генри Ньюмена (1801-1890). Дж. Г. Ньюмен, справедливо считающийся одним из родоначальни-

ков гуманистической педагогики XIX в., — это крупнейший теоретик педагогики своего времени, значимость научно-педагогического наследия которого высоко оценивается западными специалистами наряду с концепциями Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербертом и др.

Следует отметить, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость концепции Дж. Г. Ньюмена, изучение его педагогической теории и деятельности в отечественной педагогической историографии не составляло предмета отдельного, специализированного исследования. В российской педагогике не существует ни одной целостной, самостоятельно научнопедагогической работы, посвященной педагогическому наследию Ньюмена.

Данная статья имеет целью охарактеризовать концептуальную сущность педагогических взглядов Джона Генри Ньюмена применительно к вопросам реформирования системы высшего образования в Англии XIX столетия — периоду развития зарубежных университетов, имеющему прямые аналогии с современным этапом модернизации отечественного образования.

Педагогические взгляды Дж. Г. Ньюмена на онтологические основы обучения отличаются предельной систематизированностью, теоретической полнотой, что позволяет сделать вывод об их концептуальной завершенности. Сам автор именовал собственную педагогическую теорию «концепцией либерального образования» (Liberal Education). Данная концепция охватывает весь спектр педагогической проблематики в современную автору эпоху, и в особенной степени таких «вечных» в истории педагогической мысли и системы образования вопросов, как обоснование сущности, социальной роли и функции университетского образования, обоснование принципов свободного обучения и воспитания, разработка проблем определения содержания образования в средней и высшей школе '.

Как известно, всякая педагогическая доктрина исходит из своеобразного идеала личности. Идеалом человека для Дж. Г. Ньюмена служила сформулированная Дж. Локком либеральная личность «джентльмена»: «...настоящее, подлинное либеральное образование создает не христианина, не католика, но джентльмена» 2. Практически во всех педагогических трудах ученого постулируется идея воспитания «джентльмена» — рационально мыслящего и воспитанного человека. Так, в пятой лекции основного педагогического труда Дж. Г. Ньюмена «Идея университета» под названием «Знание есть конечная цель» философ однозначно говорит о том, что настоящий университет призван формировать «джентльменов» 3.

Однако, соглашаясь с основами локковской концепции воспитания «джентльмена» в принци-

пиальных аспектах, английский мыслитель вместе с тем требует уточнить трактовку данной категории. «Джентльмен» для Ньюмена — это не только классически образованный человек и не представитель высшего аристократического сословия, обладающий изысканными манерами, но и особый человек, имеющий «постоянную устремленность к истине», продуктом чего является специфический «культивированный интеллект», «сформированный ум и способность к новым знаниям». Либеральное образование, указывается в «Идее университета», «...формирует культивированный интеллект, тонкий вкус, чистый, бесстрастный и уравновешенный ум» 4. В данном аспекте заметно влияние на учение Ньюмена гегелевской доктрины противопоставления «аристократии духа», проистекающей из образованности, «аристократии природной», определяемой происхождением.

Выступая за всестороннюю демократизацию высшего образования, Ньюмен вместе с тем подчеркивал, что университет дает «элитарное» образование и потому призван воспитывать лидеров общества, «государственных деятелей и землевладельцев» 5. Но порок некоторых современных колледжей и университетов заключается в том, что образование в них сводится к воспитанию специфической манерности аристократического типа, умения красиво говорить и вести себя в соответствии с этикетом высшего общества.

Притом что миссия университета скорее «интеллектуальная, а не моральная», Ньюмен для обозначения высокой роли вузов использует термины «культура интеллекта», «подлинная культивация ума», «воспитание подлинной дисциплины ума»: «Университет есть место учения универсальному знанию. Его цель носит интеллектуальный, а не моральный характер и сводится к распространению и расширению, а не преумножению знания. Если бы его целью было научное или философское открытие, то я не понимаю, почему в университете должны быть студенты; если религиозное наставничество, я не понимаю, как университет может быть местом литературы и науки» 6. Высшее образование, подчеркивал мыслитель, формирует особый тип интеллектуальности (точнее, особую форму ума).

Таким образом, главная цель обучения и воспитания в педагогической концепции Ньюмена заключается не в суммативном сообщении учащемуся знаний и сведений по узкой специальности, а в целостном формировании индивидуального субъекта особой интеллектуальной культуры, гармоничном формировании культурной личности, воспитании «христианина и джентльмена».

Основным средством формирования «нового джентльмена» является специфическое либераль-

ное или свободное образование, разработка концептуальных основ которого и стала квинтэссенцией всего педагогического поиска английского философа. Сама категория «свободного либерального» образования, обучения и воспитания была заимствована ученым из педагогического наследия античности. Античная школа как квинтэссенция свободного сообщества ученых и учащихся являлась идеалом образования для Ньюмена. Педагоги и философы античности именовали собственную систему образования «свободной» или «либеральной», так как оно предназначалось для свободных граждан в рабовладельческом обществе. Свободное либеральное образование ученый называл выдающимся достижением западной цивилизации 7.

Свобода есть непременное условие развития личности и особенно духовно-нравственного аспекта ее совершенствования. Всякое занятие, в том числе образование, является свободным только при условии, если оно определяется внутренними, а не внешними целями субъекта. При этом оно обладает самодостаточностью и полнотой. Согласно Ньюмену, либеральное образование есть «. процесс подготовки, посредством которого интеллект, вместо того чтобы быть сформированным или посвященным какой-либо частной или привходящей цели, особому занятию или профессии, предмету или науке, обучается ради себя самого, для достижения собственных целей, для собственной высшей культуры, (и) называется свободным образованием») 8.

Осмысление особой миссии университета в современном мире является одной из основных тем педагогических исканий Ньюмена. Учение о высшем светском образовании — это основа педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена и одновременно идейная архитектоника всей его концепции «либерального образования». Университет в учении Ньюмена — это матрица саморазвивающейся традиции либерального образования. В своих философских и педагогических трудах ученый констатировал, что система высшего образования — одна из важнейших духовных и интеллектуальных традиций и высших достижений западной цивилизации, исключительная роль которой подчеркивалась в научных трудах Ньюмена.

Однако, по его мнению, существующая модель высшего образования в Западной Европе безнадежно устарела и потому нуждается в комплексной модернизации. На протяжении всего рассматриваемого периода правительство Англии, как и большинства государств Европы, понимая развитие системы образования как наиболее эффективного средства распространения высокой нравственности в обществе, непрерывно способствовало становлению всеобщего, обязательного и бесплатного образова-

ния в стране. По этой причине усилилась роль государства в развитии школьной системы — создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора, школам предоставлялись финансовые субсидии.

Но Ньюмен скептически относился к нововведениям, особенно в системе высшего образования, не соглашаясь с критикой средневековых университетов, которые, по его мнению, имели много преимуществ. Феномен университетского образования предопределен самой природой человека, доказывал Ньюмен, так как образование — это важнейшая потребность, она «.является для человека наиболее значимой сразу после того, как удовлетворены его самые необходимые потребности» 9. Либеральный университет, по мысли ученого, формирует особый тип личности, обладающий такими чертами, как чувственный интеллект, сила ума и его гибкость, избирательность мышления, всеохватность, здоровый скептицизм, креативность, строгость, точность и твердость мышления, бесстрастие ума.

В педагогическом наследии Ньюмена часто используется понятие «Империя университета» как отражение авторской позиции в отношении научной полемики в западноевропейском и североамериканском академическом мире начала XIX в. по вопросу сохранения так называемого «единства университетского пространства», проблемы, имеющей прямые аналогичные особенности в современную эпоху, в рамках общеизвестного Болонского процесса.

Суть данной проблемы сводилась к следующему: с начала столетия наметился активный процесс территориального расширения системы высшего образования не только в Европе, но и по всему миру. Одновременно с целью обеспечить доступность обучения в университетах расширялся предметный курс преподавания, вводились новые дисциплины, основывались новые факультеты и расширялись специальности подготовки студентов.

Следствием явилось то, что университеты постепенно утрачивали черты паневропейской универсальности и академичности, приобретая национально-специфические черты. Латинский язык, некогда считавшийся единым языком науки и образования, на котором протекало обучение во всех ведущих университетах Запада с момента их возникновения, все активнее вытеснялся языками национальными. Западное научное сообщество теряло черты единства, универсальности и европоцентризма, что вызывало сожаление у английского мыслителя, считавшего, как это отмечалось выше, что университет — важный продукт культурного развития западной цивилизации.

Исходя из этого Ньюмен в своей педагогической концепции называет университет «Империей», подчеркивая его высокий общественный и политичес-

кий статус и указывая на гибкий, органический, са-моразвивающийся характер высшего образования. Университет в учении Ньюмена — это субъект социальных изменений, одновременно университет — это источник общественно-политического и социальноэкономического роста в любом обществе. Университет обладает теми же присущими экспансионистским государствам чертами, как глобализм и универсализм (в лучшем значении этих слов) и развивается по законам традиционных империй. Основная миссия университета в современном мире, по Ньюмену, это фун-даментализация единства человечества. В этом смысле университет в современном мире имеет явственную стабилизирующую функцию, он призван привести «многое к единству»: «Университет в сфере философии и научного исследования то же, что империя в политической истории», он есть «высшая оберегающая власть над всеми знаниями и науками, выступающая подобно арбитру между истиной и истиной» 10. Каждый университет имманентно обнаруживает стремление к территориальному, количественному и качественному росту: «Завоевание — почти сущность империи, и когда она перестает завоевывать, она перестает быть» 11. Дж. Г. Ньюменом теоретически разрабатывались различные аспекты педагогического процесса, в том числе в концептуальной разработке либерального образования, в первую очередь университетского, вопрос о его содержании имел принципиальное значение для автора.

К началу XIX столетия в западном обществе по вопросу профессионализации образования сложилось два подхода.

Первая модель либерального образования восходит к прогрессивным гуманистическим педагогическим традициям античности, в первую очередь, к наследию Аристотеля и Цицерона, в контексте которого образование, имеющее целью непрерывный поиск истины, понимается как средство личностного самосовершенствования, как форма досуга (бсоШ) и как метод развития умственных и душевных способностей 12.

Вторая модель «полезного» образования, т. е. узкопрофессионального и строго специализированного обучения, возникает в западноевропейском обществе в Новое время, по причине развития коммерции и промышленности ее научным обоснованием, в первую очередь, являлась философия Френсиса Бэкона. В бэконовском философском наследии наука и образование трактуются как основное средство достижения практически полезных результатов, таких как установление господства над природой и обеспечение личностного комфорта. Философия Ф. Бэкона, отмечает Ньюмен, «используя физические науки для удовлетворения человеческих потребностей, переводит их из кате-

гории свободных занятий в не низший, но различающийся класс Полезного» 13.

Родоначальником утилитаристского подхода Ньюмен в седьмой лекции («Знание в отношении к профессиональным способностям») своего главного педагогического труда «Идея университета» называет Джона Локка. Именно Локк, по его мнению, первым в европейской науке стал критиковать старомодные колледжи и университеты за бесполезность и оторванность от реальной жизни. В дальнейшем, с начала XIX столетия, утилитаристский взгляд на образование, развитый в политэкономии Адама Смита, в философии Иеремии Бента-ма и Ф. Бэкона, значительно усилился по причине социально-экономического и научно-технического прогресса в западном обществе, а именно ранняя специализация проистекала из сложившегося «разделения труда» в западном обществе.

Выступая против «бэконианской школы» утилитаристов, Ньюмен говорил, что акцент на социальную и экономическую целесообразность и рентабельность образования крайне односторонен 14. Университет призван давать широкое многопрофильное и многоаспектное образование, так как сам интеллект человека — это феномен многоаспектный (с позиции психолого-педагогического знания XIX столетия Ньюмен трактовал интеллект как индивидуально сложившуюся систему умственных способностей индивида).

Как сторонник аристотелевской позиции Дж. Г. Ньюмен видел идеалом истинной школы свободное античное образование, включающее спорт и воинскую подготовку. Формирование знания ради него самого — основа «либерального образования». При этом военная составляющая выступает важным элементом свободного образования, в эпоху античности только свободные граждане могли заниматься воинскими искусствами. Свободное, либеральное образование формирует знание для самой личности 15.

В свою очередь, универсальное знание предполагает энциклопедизм образования, которое призвано формировать знания в различных областях науки и практики и целостное видение окружающего мира на основе научного знания. В противоположность этому профессиональное образование формирует «узость» мышления, результатом чего, по словам ученого, является возникновение «узкопрофессионального фанатизма».

Таким образом, в педагогическом наследии Ньюмена свободное, или либеральное, образование противопоставляется образованию полезному. Общественная и государственная полезность университетского образования несомненно важна, но полезность — это далеко не единственный параметр оценки эффективности деятельности учебного заведе-

ния: «Я только хочу сказать, что знание и образование — не только средство, но и цель» 16.

Являясь противником специализированного и прагматически ориентированного образования (Ньюмен был принципиально против любых чисто экономических подходов к решению проблем образования), в пользу его универсальности он приводил довод о том, что западная цивилизация, высшим достижением которой является университетское образование, имеет сама по себе универсальную природу. По Ньюмену, профессионализация — это далеко не ведущая функция университета, так как, по его мнению, профессиональное образование возможно только через полное погружение в профессию, что невозможно достичь в университетских стенах. Кроме того, полезность образования неминуемо влечет ограничение свободы в педагогическом процессе — ведущего принципа либерального образования 17.

Гуманитарий по образованию, Ньюмен вместе с тем по большей части являлся сторонником более реального подхода в педагогике. Единство, цельность, научность и универсальность — основополагающие принципы либерального образования. Либеральное образование в его учении предполагает универсальность как производное точности, строгости и системности — главных характеристик научного знания. Либеральное образование должно охватывать всю возможную полноту научного знания 18. Университет «призван отвести для всех наук их собственное место и справедливые границы, определить их права и взаимные отношения и произвести взаимообщение каждой и всех».

Кроме того, свободное, либеральное образование не есть средство формирования «блестящих общих воззрений обо всем на свете», оно в высшей степени утилитарно и практично. Подлинное либеральное образование не является препятствием профессионализации учащегося, более того, эффективно ему способствует. Выбор профессии определяется высшей духовной потребностью человека — его «призванием», а сама наука, указывает Ньюмен, является и профессией, и призванием. Поэтому профессиональная ориентация есть нравственный выбор человека, и потому всякое профессиональное образование предполагает нравственное воспитание. Каждый человек обладает талантами, данными ему Богом при рождении, а профессия является их последовательной реализацией в обществе. Профессиональный долг, профессиональная ответственность и профессиональная преданность — христианские ценности для Ньюмена. Выпускник университета является строителем нового христианского общества и нового христиан-

ского мира. В силу этого универсальное, научное образование не может не быть профессиональным по своей сути. Либеральный подход в образовании в высшей степени обеспечивает развитие профессиональных качеств человека и тем самым является практико-ориентированным.

Как сторонник классического образования Ньюмен указывает, что подлинная культивация ума полезна и для профессиональной деятельности. Ведь специалист, обладающий большим запасом информации, если его интеллект недостаточно развит, в действительности не владеет даже собственными знаниями.

В то же время узость специального образования ведет к тому, что «профессия узурпирует человека», он не понимает ничего вне пределов своей области, деградирует как мыслящее существо, не получает должного развития как «друг, компаньон и гражданин». При этом тезис об абсолютной эффективности общественного разделения труда имеет ограниченное значение. Помимо того, что тотальная специализация не всегда ведет к профессиональным успехам, она часто вызывает деградацию личности, превращает работников в подчиненные части («винтики») экономической машины (a subordinate part of some powerful machinery) 19.

Как подчеркивает Ньюмен в седьмой лекции «Идеи университета», либеральное образование, правильно формирующее ум, полезно и для тех, кто получает более прагматическую профессию (например, инженера, врача или адвоката).

1 Norris T. J. Newman and His Theological Method, Leiden. N.-Y., 1977. V. 10. P. 11.

2 Barry W. John Henry Newman // The Catholic Encyclopedia. N.-Y., 1911. V. 10. Р 24.

3 Ibid.

4 Cardinal Newman J. H. The Idea of a University / еА by Martin J. Svaglic. San Francisco, 1960. Р 89-90.

5 Ibid. Р 7.

6 Сапрыкин Д. Л. Концепция образования и науки в «Идее университета» Джона Генри Ньюмена // История науки в философском контексте. СПб., 2007. С. 39.

7 Benjamin J. King Newman and the Alexandrian Fathers: Shaping Doctrine in Nineteenth-Century England. Oxford, 2009. Р. 41.

8 Cardinal Newman J. H. Op. cit. Р 109.

9 Ibid. Р 79-80.

10 Ibid. Р 219-220.

11 Barry W. Op. cit. Р 113.

12 Cardinal Newman J. H. Op. cit. Р. 79-84.

13 Ibid. Р. 81-82.

14 Ibid. Р. 87-88, 236.

15 Сапрыкин Д. Л. Указ. соч. С. 31.

16 Cardinal Newman J. H. Op. cit. Р. 84.

17 Benjamin J. King Op. cit. Р. 53.

18 Cardinal Newman J. H. Op. cit. Р. 218.

19 Ibid. Р. 113-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.