Научная статья на тему 'Педагогическая составляющая управления образовательным процессом университета'

Педагогическая составляющая управления образовательным процессом университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камынина Т. П.

Рассматривается вопрос формирования образованности субъекта, процесс духовного освоения субъектом достижений культуры человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical component in the management of the university educational process

The problems of formation a subject's educational level, and the process of spiritual acquiring of the mankind's cultural achievements by the subject are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая составляющая управления образовательным процессом университета»

Педагогическая составляющая управления образовательным процессом университета

Т.П. Камынина, доцент, Оренбургский ГАУ

Чтобы понять педагогические цели управления образовательным процессом, нужно осмыслить, прежде всего, понятие «университет». История университетов восходит к высшим школам Древней Греции. Теория университетского образования начинала складываться после появления первой, второй и третьей волн возникновения университетов. Социальная практика определила два основных направления в теории университета. Первое направление было связано с его образовательной миссией, обогащающей личность ду-

ховно и потому высвобождающей ее творческие способности. Второе направление отражало резко возросшие потребности общества в грамотных, хорошо образованных специалистах. В рамках первого направления разрабатывались идеалы классического универсального образования, в рамках второго - высшего профессионального. Но и в том, и в другом четко прослеживалось общее - свободные науки и свободное преподавание.

Философская политика о теории университетского образования разворачивалась между приверженцами вышеупомянутых направлений. Те-

орию университетов обогатили своими идеями Джон Генри Ньюмен (первый ректор Ирланд-ско-го католического университета), Вильгельм фон Гумбольдт (основатель Берлинского университета), Томас Джефферсон (американский просветитель, третий президент США), Хосе Ортега-и-Гассет (испанский философ) и др. Джон Генри Ньюмен считал главной целью университета не сообщение какой-либо конкретной информации, а предоставление студенту возможности с головой окунуться в мир науки, научиться спорить и уважать оппонентов, советоваться с ними и помогать друг другу. «Полагаю - и это факт истории - что задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача - формирование интеллек-та...»[5]. Целью университета, по Ньюмену, является воспитание, а не простая передача знаний.

Новизна классической идеи университета, сформированная В. Гумбольдтом, заключалась в сочетании ориентаций исследования и обучения при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Кроме соединения исследования с обучением, Берлинский университет внес еще и другой вклад в развитие идеи университета: существенное внимание стало уделяться формированию личности, характера, индивидуальности[2].

Американский университет видоизменил классическую идею университета, превратив либеральное образование в научно-исследовательскую школу аспирантского типа (университет Дж. Гопкинса, Гарвардский, Колумбийский, Йель-ский университеты).

Особую роль в развитии идеи университета сыграли социально-педагогические воззрения испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Главный предмет философских размышлений в его книге «Миссия университета» - это культура. Исходя из концепции культурного образования, Ортега располагает основные социальные функции университета по степени их значимости следующим образом:

1) передача культуры;

2) обучение профессиям;

3) научные исследования и подготовка новых ученых.

В России, отстававшей от западных стран в социально-экономическом отношении, университеты появились значительно позже, ориентировались они на ведущие западноевропейские университеты и имели ту же миссию. Университетская мировая традиция исходит из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. «Наследование лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности, стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуни-

кации в исследовании и обучении составляют программу, идеологию университетского образова-ния»[1].

Слово «культура» многозначно, словари дают несколько значений. Что мы имеем в виду, когда говорим о формировании культуры в рамках образовательного процесса в университете?

Культуру интеллекта, интеллектуальное образование (Д. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет)?

Общую культуру, связанную с важнейшей системой идей, касающихся мира, человека, нашего времени (Х. Ортега-и-Гассет)?

Гуманистическая функция особенно актуальна сейчас, когда человечество оказалось на грани самоуничтожения. Усилия человека только по поводу чисто экономического роста и увеличения технического могущества осознаются в данный момент ограниченными и опасными. По мнению Э. Фромма, будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека.

Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, крах нравственных ценностей активизировали в молодежной среде негативные социальные явления. Отсутствие молодежных организаций или каких-либо других, занимающихся воспитанием молодежи, требуют усиления воспитательной компоненты университетского образования. Гуманитарная парадигма образования, о становлении которой в России сейчас так много говорится, в противовес «наполнительной» модели ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного, глубинного в нем. Но гуманитарные ориентиры должны утверждаться не за счет пред-метоцентризма. «Главное - атмосфера, стиль отношений «учитель - ученик», «преподаватель -студент» - не подвергается сколько-нибудь радикальному обновлению»[4].

Для гуманизации педагогического процесса не важно, гуманитарным или естественно-научным является то или иное знание. Чтобы знание стало гуманитарным, оно должно обрести личностный смысл. Ценные личностные свойства формируются только в деятельности: «Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств». Одним из признаков деятельности может рассматриваться культура, а именно: высокий уровень ее развития[1]. Культура - это высокий уровень, высокое развитие, умение[3]. Культура конца ХХ - начала XXI вв., по мнению ученых, перестает быть культурой отраслевой, поскольку социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией. В современной культуре формируется новый тип рациональности, а доминирующей чертой мышления становится ассоциативность. Актуальной становится культура диалога, а не монолога.

Ни обучение, ни воспитание не исчерпывают предназначения университета, его миссия - именно образовательная. При этом акцент в содержании образования может прийтись на любую из этих компонент. Впервые за всю историю цивилизации человек должен не только осваивать и менять окружающую среду, но и меняться сам. Под образованием можно понимать процесс формирования образованности субъекта или процесс ра-ционально-духовного освоения субъектом достижений культуры человечества[1]. Невозможно представить процесс образования успешным без культуросообразной деятельности педагога. Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, который обеспечивает студентам

полноту овладения знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полноту развития личности самого педагога.

Литература

1. Белая Г.В. Теоретические основы университетского менеджмента. — М.: МПГУ, 2001. — 304 с.

2. В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. — М.,

1985.

3. Лотман Ю.М. Мозг — текст — культура — искусственный интеллект // Семиотика и информатика. Вып. 17. — М.

4. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. — 2002. — №1. — С.11—13.

5. Newman, John Henry (Cardinal). The Idea of a University. — N.Y.: Image Books, Doubleday and Co, Garden City, 1959. — 477 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.