Педагогическая составляющая управления образовательным процессом университета
Т.П. Камынина, доцент, Оренбургский ГАУ
Чтобы понять педагогические цели управления образовательным процессом, нужно осмыслить, прежде всего, понятие «университет». История университетов восходит к высшим школам Древней Греции. Теория университетского образования начинала складываться после появления первой, второй и третьей волн возникновения университетов. Социальная практика определила два основных направления в теории университета. Первое направление было связано с его образовательной миссией, обогащающей личность ду-
ховно и потому высвобождающей ее творческие способности. Второе направление отражало резко возросшие потребности общества в грамотных, хорошо образованных специалистах. В рамках первого направления разрабатывались идеалы классического универсального образования, в рамках второго - высшего профессионального. Но и в том, и в другом четко прослеживалось общее - свободные науки и свободное преподавание.
Философская политика о теории университетского образования разворачивалась между приверженцами вышеупомянутых направлений. Те-
орию университетов обогатили своими идеями Джон Генри Ньюмен (первый ректор Ирланд-ско-го католического университета), Вильгельм фон Гумбольдт (основатель Берлинского университета), Томас Джефферсон (американский просветитель, третий президент США), Хосе Ортега-и-Гассет (испанский философ) и др. Джон Генри Ньюмен считал главной целью университета не сообщение какой-либо конкретной информации, а предоставление студенту возможности с головой окунуться в мир науки, научиться спорить и уважать оппонентов, советоваться с ними и помогать друг другу. «Полагаю - и это факт истории - что задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача - формирование интеллек-та...»[5]. Целью университета, по Ньюмену, является воспитание, а не простая передача знаний.
Новизна классической идеи университета, сформированная В. Гумбольдтом, заключалась в сочетании ориентаций исследования и обучения при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Кроме соединения исследования с обучением, Берлинский университет внес еще и другой вклад в развитие идеи университета: существенное внимание стало уделяться формированию личности, характера, индивидуальности[2].
Американский университет видоизменил классическую идею университета, превратив либеральное образование в научно-исследовательскую школу аспирантского типа (университет Дж. Гопкинса, Гарвардский, Колумбийский, Йель-ский университеты).
Особую роль в развитии идеи университета сыграли социально-педагогические воззрения испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Главный предмет философских размышлений в его книге «Миссия университета» - это культура. Исходя из концепции культурного образования, Ортега располагает основные социальные функции университета по степени их значимости следующим образом:
1) передача культуры;
2) обучение профессиям;
3) научные исследования и подготовка новых ученых.
В России, отстававшей от западных стран в социально-экономическом отношении, университеты появились значительно позже, ориентировались они на ведущие западноевропейские университеты и имели ту же миссию. Университетская мировая традиция исходит из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. «Наследование лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности, стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуни-
кации в исследовании и обучении составляют программу, идеологию университетского образова-ния»[1].
Слово «культура» многозначно, словари дают несколько значений. Что мы имеем в виду, когда говорим о формировании культуры в рамках образовательного процесса в университете?
Культуру интеллекта, интеллектуальное образование (Д. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет)?
Общую культуру, связанную с важнейшей системой идей, касающихся мира, человека, нашего времени (Х. Ортега-и-Гассет)?
Гуманистическая функция особенно актуальна сейчас, когда человечество оказалось на грани самоуничтожения. Усилия человека только по поводу чисто экономического роста и увеличения технического могущества осознаются в данный момент ограниченными и опасными. По мнению Э. Фромма, будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека.
Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, крах нравственных ценностей активизировали в молодежной среде негативные социальные явления. Отсутствие молодежных организаций или каких-либо других, занимающихся воспитанием молодежи, требуют усиления воспитательной компоненты университетского образования. Гуманитарная парадигма образования, о становлении которой в России сейчас так много говорится, в противовес «наполнительной» модели ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного, глубинного в нем. Но гуманитарные ориентиры должны утверждаться не за счет пред-метоцентризма. «Главное - атмосфера, стиль отношений «учитель - ученик», «преподаватель -студент» - не подвергается сколько-нибудь радикальному обновлению»[4].
Для гуманизации педагогического процесса не важно, гуманитарным или естественно-научным является то или иное знание. Чтобы знание стало гуманитарным, оно должно обрести личностный смысл. Ценные личностные свойства формируются только в деятельности: «Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств». Одним из признаков деятельности может рассматриваться культура, а именно: высокий уровень ее развития[1]. Культура - это высокий уровень, высокое развитие, умение[3]. Культура конца ХХ - начала XXI вв., по мнению ученых, перестает быть культурой отраслевой, поскольку социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией. В современной культуре формируется новый тип рациональности, а доминирующей чертой мышления становится ассоциативность. Актуальной становится культура диалога, а не монолога.
Ни обучение, ни воспитание не исчерпывают предназначения университета, его миссия - именно образовательная. При этом акцент в содержании образования может прийтись на любую из этих компонент. Впервые за всю историю цивилизации человек должен не только осваивать и менять окружающую среду, но и меняться сам. Под образованием можно понимать процесс формирования образованности субъекта или процесс ра-ционально-духовного освоения субъектом достижений культуры человечества[1]. Невозможно представить процесс образования успешным без культуросообразной деятельности педагога. Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, который обеспечивает студентам
полноту овладения знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полноту развития личности самого педагога.
Литература
1. Белая Г.В. Теоретические основы университетского менеджмента. — М.: МПГУ, 2001. — 304 с.
2. В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. — М.,
1985.
3. Лотман Ю.М. Мозг — текст — культура — искусственный интеллект // Семиотика и информатика. Вып. 17. — М.
4. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. — 2002. — №1. — С.11—13.
5. Newman, John Henry (Cardinal). The Idea of a University. — N.Y.: Image Books, Doubleday and Co, Garden City, 1959. — 477 p.