Научная статья на тему 'Сущностные основы педагогического процесса в концепции «Нового образования» Дж. Ньюмена'

Сущностные основы педагогического процесса в концепции «Нового образования» Дж. Ньюмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / HISTORY OF EDUCATION / EDUCATION SCIENCE / PRINCIPLES OF HIGHER EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Анна Анатольевна

Данная статья посвящена концептуальной разработке выдающимся английским философом XIX в. Д.Г. Ньюменом проблемы онтологических основ высшего университетского образования, его принципов и содержания. Рассматриваются основные идейные положения мыслителя относительно основных характеристик высшего учебного заведения как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION IN THE CONCEPTION OF NEW EDUCATION BY JOHN HENRY NEWMAN

The author considers a conceptual development of the ontological foundations of the higher university education, its principles and contents, by the outstanding English philosopher of the 19th century J. H. Newman. The article covers the main theoretical propositions of the thinker regarding the principle features of the higher educational establishment as a social institution.

Текст научной работы на тему «Сущностные основы педагогического процесса в концепции «Нового образования» Дж. Ньюмена»

УДК 37.013

Тимофеева Анна Анатольевна

начальник учебного отдела Волгоградской академии МВД России

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КОНЦЕПЦИИ «НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЖ. НЬЮМЕНА

Timofeeva Anna Anatolyevna

Chief of the Curriculum and Instruction Directorate, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs of Russia

ONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION IN THE CONCEPTION OF NEW EDUCATION BY JOHN HENRY NEWMAN

Аннотация:

Данная статья посвящена концептуальной разработке выдающимся английским философом XIX в. Д.Г. Ньюменом проблемы онтологических основ высшего университетского образования, его принципов и содержания. Рассматриваются основные идейные положения мыслителя относительно основных характеристик высшего учебного заведения как социального института.

Ключевые слова:

история педагогики, педагогика, принципы высшего образования, содержание образования, университет.

Summary:

The author considers a conceptual development of the ontological foundations of the higher university education, its principles and contents, by the outstanding English philosopher of the 19th century J. H. Newman. The article covers the main theoretical propositions of the thinker regarding the principle features of the higher educational establishment as a social institution.

Keywords:

history of education, education science, principles of higher education, content of education, university.

Ведущей тенденцией в развитии образования последнего периода стало стремление к гуманизации. При этом педагогическая теория и практика, ориентируясь на гуманистические ценности, все более обнаруживают направление движения к идеалам истинной воспитанности и культуры человека посредством формирования коллегиальных, равноправных, демократических взаимоотношений между учителем и учащимся [1, с. 36].

Обращаясь к истории педагогики, отмечаем, что именно гуманистическая направленность выступает наиболее яркой и превалирующей чертой педагогического наследия выдающегося английского философа, мыслителя, педагога, политического, общественного и религиозного деятеля Джона Генри Ньюмена (1801-1890).

Дж. Ньюмен, считающийся, по общепринятому мнению в западноевропейском социогума-нитарном знании, одним из основателей новой гуманистической педагогики XIX в., является крупнейшим теоретиком педагогики своего времени. Значимость научно-педагогического наследия Ньюмена высоко оценивается западными специалистами наряду с концепциями Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта и другими. Ньюмен является крупнейшим в истории английской педагогики мыслителем, разработавшим оригинальную педагогическую концепцию духовно-нравственного воспитания, всесторонне ориентированную на высокие идеалы христианского гуманизма и демократии. Педагогическое наследие английского мыслителя охватывает широкий спектр педагогических проблем: целей, задач, форм, методов и средств воспитания и обучения, и потому его изучение представляется все более востребованным для современной российской педагогической мысли.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость концепции Дж. Ньюмена, изучение его педагогической теории и деятельности в отечественной педагогической историографии никогда не составляло предмета отдельного, специализированного исследования. До настоящего момента времени в российской педагогике не существует ни одной работы (тезисов, статьи, монографии, диссертации), посвященной педагогическому наследию Ньюмена.

В отечественной науке отчасти известны некоторые религиозно-философские сочинения английского мыслителя и его биографические сведения в энциклопедических изданиях, в то время как его педагогическое наследие остается не изученным.

Концепция «либерального образования» Дж.Г. Ньюмена имеет своими истоками просветительские идеалы новой индустриальной эпохи. Фактически Ньюмен обобщил весь исторический опыт развития университетов в Западной цивилизации, и, прежде всего, в Англии. Однако

при этом сам Ньюмен критически оценивал многие, исторически сложившиеся английские образовательные традиции.

Педагогические взгляды Ньюмена на онтологические основы процесса обучения отличаются предельной систематизированностью, теоретической полнотой, что позволяет сделать вывод об их концептуальной завершенности. Сам автор именовал собственную педагогическую теорию «концепцией либерального образования» (Liberal Education) [2, р. 31]. Данная концепция охватывает весь спектр педагогической проблематики современной автору эпохи, и, в особенной степени, таких вопросов, как обоснование сущности, социальной роли и функции университетского образования, обоснование принципов свободного обучения и воспитания, разработка проблем определения содержания образования в средней и высшей школе.

Сама категория «свободного либерального» образования, обучения и воспитания была заимствована ученым из педагогического наследия античности. Античная школа, как квинтэссенция свободного сообщества ученых и учащихся, являлась своеобразным идеалом образования для Дж. Ньюмена.

Как известно, педагоги и философы античности именовали собственную систему образования «свободной» или «либеральной», так как она предназначалась для свободных граждан в рабовладельческом обществе. Сама этимология категории «либеральный», указывает Ньюмен, в грамматическом своем значении «...противоположно слову “рабский”, а под “рабским трудом”, как учат наши катехизисы, следует понимать физическую работу, механическую эксплуатацию и тому подобное, в чем душа принимает мало участия, и даже никакого» [3, p. 19]. Общее значение категории «либеральный» в античном мире применительно к образованию - это устремленность к многоаспектному упражнению души, рассудка и мысли. Данное свободное и либеральное образование ученый называл выдающимся достижением Западной Цивилизации.

Свобода, таким образом, есть непременное условие развития личности, в особенной степени духовно-нравственного аспекта её совершенствования. Всякое занятие, в том числе и образование, является свободным только при условии, если оно определяется внутренними, а не внешними целями субъекта. При этом оно обладает характером самодостаточности и полноты (self-sufficient and complete) [4].

Одновременно, «либеральное образование» в ньюменовской трактовке имеет универсальное парадигмальное значение - это всеобщее интеллектуальное воспитание для всех цивилизаций, народов, классов и религий, призванное восстановить вновь утраченную целостность западной культуры.

Согласно Ньюмену, либеральное образование есть «процесс подготовки, посредством которого интеллект, вместо того чтобы быть сформированным или посвященным какой-либо частной или привходящей цели, особому занятию или профессии, предмету или науке, обучается ради себя самого, для достижения собственных целей, для собственной высшей культуры, называется Свободным Образованием») [5, p. 109].

Ньюмен разрабатывал свою педагогическую концепцию исходя из собственного видения разрешения противоречия между светским и религиозным началом в образовании. Данное противоречие к началу XIX столетия стало в высшей степени обсуждаемым по причине значительного усиления материалистических тенденций в духовно-нравственном развитии западноевропейского общества рассматриваемого периода. Дискуссии о религиозной составляющей в системе образования проводились в различных общественных и политических сферах, и именно они явились отправной точкой начала разработки Ньюменом оригинальной модели «либерального образования». Более того, вопрос о принципиальном различии религиозного и светского знания (Religious and Liberal knowledge), и в целом, Церкви и светской Цивилизации, являлся центральным во всем научно-философском творчестве английского ученого.

Политика «религиозного обновления» викторианского правительства в Англии XIX столетия сводилась во многом к тому, что учащимся среднеобщеобразовательных учебных заведений предоставлялось полное право выбора обучения основам той или иной религии. При том, что религиозное образование в английской школе тех лет не было обязательным, но фактически оно являлось повсеместным [6, p. 33].

Следовательно, производным интенции к рациональному обоснованию сущности христианской веры в собственном философском учении явилась концепция «либерального образования», основанием которой служило диалектическое сочетание религиозного и научного знания. В целом, педагогическая концепция «либерального образования» имеет синкретический характер, сочетающий богословскую и рационально-научную парадигму [7].

Ньюмен отвергает «научный материализм» в принципе, и считает, что всякая научная дисциплина имеет свои уникальные принципы и методы научного познания, которые, однако, не единичны и не универсальны. Одновременно, любая научная область имеет свой предмет, и, соот-

ветственно, пределы своей компетенции. В связи с этим, частные науки неспособны к обоснованию целостной картины мира. Но в том случае, когда наука выходит за границы своего предмета и ученые нарушают законные области своих компетенций, наука теряет качества своей объективности и истинности, превращаясь, тем самым в некий псевдонаучный субстрат, противоречащий религии. Истинная религия имеет внутренние законы своего развития, а всякая интеллектуальная подделка религиозного учения не долговечна: она «всегда без собственных корней: ее побеги появляются внезапно, внезапно вянут. Она сообразна природе.» [8, p. 104].

Таким образом, требование универсальности образования сводится к констатации необходимости комплексного диалектического преподавания достаточной множественности научных дисциплин. При всех различиях научных областей, различным является и степень их влияния друг на друга. Содержание образования преломляет научную реальность в разных аспектах с одной целью - сформировать субъективное представление личности об объективной истине.

Всякая научная область имеет своим предметом только одну, единую истину, и, поэтому непрерывный ее поиск является высшей целью «либерального образования». Истина есть многоаспектная и всегда не достижимая для человеческого разума идея; по существу, она есть знание всех видов, фактов, явлений и их связей в мире живой и неживой природы. Различные факты окружающего мира есть эманация данной единой истины, и в своем многообразии они создают целостную мировоззренческую систему, будучи взаимообусловленными, подобно тому, как субъекты и предикаты взаимосвязаны в логике.

Образование, доказывает ученый, есть категория исключительно научная, основанная исключительно на научных принципах и обеспечивающая приобщение человека к миру науки, «либеральное образование» не противоречит образованию религиозному, оно, как и религиозное воспитание, «делает людей лучше» [Ibid].

Осмысление особой миссии университета в современном мире является одной из основных тем педагогических исканий Ньюмена. Учение о высшем светском образовании - это основа педагогического наследия Дж.Г. Ньюмена, и, одновременно, идейная архитектоника всей его концепции «либерального образования». Университет в учении Ньюмена есть матрица само-развивающейся традиции либерального образования.

В своих философских и педагогических трудах ученый констатировал, что система высшего образования является одной из важнейших духовных и интеллектуальных традиций и высших достижений Западной цивилизации, исключительная роль которой константно подчеркивалась в научных трудах Ньюмена. Однако, по мнению английского педагога, существующая модель высшего образования в Западной Европе безнадежно устарела и потому нуждается в комплексной модернизации в соответствии с требованиями времени.

Феномен университетского образования предопределен самой природой человека, доказывал Ньюмен, так как образование выступает важнейшей его потребностью: «потребность в знании является для человека наиболее значимой сразу после того как удовлетворены его самые необходимые потребности», и более того, образование есть закон духовной жизни человечества [10].

Ньюменом рассматривались и теоретически разрабатывались различные аспекты педагогического процесса. В том числе, в концептуальной разработке либерального образования, в первую очередь университетского, вопрос о его содержании имел принципиальное значение для автора.

Необходимо отметить, что в педагогическом сообществе того времени протекали напряженные дискуссии о целях и содержании среднего и высшего образования. Ньюмен, претворяя собственные педагогические искания в ключе таких идеологем, как гуманизм и ориентация на личностное развитие, изначально был противником, по его мнению, крайне односторонних подходов к решению данной проблемы в существующей практике образования.

Гуманитарий по образованию, Ньюмен, вместе с тем, по большей части являлся сторонником более реального подхода в педагогике. Единство, цельность, научность и универсальность - это основополагающие принципы либерального образования. «Либеральное образование» в его учении предполагает универсальность, как производное точности, строгости и системности - онтологических характеристик научного знания. «Либеральное образование» должно охватывать всю возможную полноту научного знания [11]. Университет «призван отвести для всех наук их собственное место и справедливые границы, определить их права и взаимные отношения и произвести взаимообщение каждой и всех» [12].

Свободное либеральное образование имманентно предполагает развитие высокой культуры и «здоровья» интеллекта учащегося, а такая культура «сама по себе благо» как для личности, так и для всего общества в целом. Тем самым либеральное образование по своей сути может быть в высшей степени полезным, хотя и не являясь при этом узкоспециализированным.

Всякое подлинно свободное знание и умственная культура личности вообще неизменно обладают свойствами полезности и практичности.

Развитие интеллекта отвечает интересам не только человека само по себе, но является в высшей степени эффективным средством исполнения его общественного долга. «Либеральное образование», базовым принципом которого является универсальность, неизменно предполагает точность и конкретику изучаемого знания, а, следовательно, и его практикоориентированность [13].

Ньюмен позиционирует себя не как тенденциозного антиутилитариста, он подчеркивает, что выступает только против ортодоксального утилитаризма, но не против идей большей практичности университетского образования в целом. Подлинное «либеральное образование» не является препятствием профессионализации учащегося, и, более того, в наиболее эффективной степени этому способствует. Всякое знание, указывает философ, не отвечающее немедленному применению, «не являющееся механическим ремеслом или физическим секретом», не является полезным, а «что само является своей целью» (таковы онтологические свойства подлинного либерального знания по Ньюмену) «обладает собственной полезностью» [14].

По самой своей природе, существует три основные области знания, преподаваемые в любой образовательной системе, «три великих предмета, к которым прилагает себя человеческий разум» - это Бог, Природа и Человек. Эти области в различной степени изучаются теологическими, естественными и гуманитарными науками.

Всякое обучение должно предваряться грамматикой и изучением родного языка, посредством которых обеспечивается системность образования и учащиеся уясняют основные принципы и методы всего педагогического процесса: «первым шагом в воспитании интеллекта является прочное запечатление в уме мальчика идей науки, метода, порядка, принципа и системы, а также правила и исключения, красоты и гармонии. Обыкновенно этого можно добиться, если начать обучение с Грамматики» [15].

Следующий предмет - это математика, формирующая основы правильного научного мышления и служащая той же цели что и грамматика, то есть формированию «представления о развитии и системе, берущих начало из единого центра и разворачивающихся вокруг него» [16].

Математические науки, пишет ученый, это «одно из лучших средств культивирования знания», ссылаясь при этом на мнение известного кембриджского математика Уильяма Уэвел-ла, являвшегося подобно Ньюмену, англиканским священником. Математика, наравне с филологией, имеет более общеобразовательный, а не профессиональный характер. Такие основополагающие принципы научного образования как «ясность», «точность» и «строгость» (clearness, accuracy, precision) формируются только «точными» науками, ориентированными на математическое естествознание [17].

После математики следуют хронология и география, связанные с ней по своей логике, необходимые для дальнейшего изучения истории. История, по Ньюмену, один из ключевых предметов, обеспечивающих универсальность образования, так как не существует ни единого раздела социогуманитарного знания, с которым история бы не пересекалась, и который бы не «проливал свет на саму историю», - от принципов этики, физики, метафизики до политической науки.

Преподавание истории, таким образом, должно опираться на твердые познания учащихся в области метрики, иначе история представляется «не более чем коллекцией занимательных рассказов»: «Кроме того, важную роль играет искусство Метрического Сочинения, которое позволяет понимать Поэзию, тем самым подвигая его на практическое применение своих способностей и оберегая от пассивного заимствования образов и идей, которые покидают ум столь же легко, как и проникают в него» [18].

Само по себе изучение истории имеет цель - формирование особенного специфического исторического мышления учащихся, их способности оценивать реалии современности категориями прошлого и прогностическими видениями: «.изучение истории способствует росту и укреплению души <...> ею дается власть для суждений о событиях прошлого, о событиях вообще и сознательное превосходство над ними, которого до того не было...» [19]. Постижение всемирной истории формирует личность учащегося не просто интеллектуальной, она делает из него своеобразного пророка, понимающего глубинные смыслы самой природы человека: «Просвещение есть не только процесс прирастания знания, но и продвижение вперед того духовного центра, вокруг которого тяготеет знание, как имеющееся, так и приобретаемое. Следовательно, истинно великий интеллект, а по всеобщему признанию таков интеллект Аристотеля, св. Фомы или Гёте - это тот, который охватывает связным взглядом старое и новое, прошлое и настоящее, близкое и далекое, который понимает сущность их влияния друг на друга, ибо без этого нет целостности и нет центра. В нем содержится знание не только предметов, но также их истинных взаимных связей, знание, состоящее не только из усвоенного материала, но и философии. Соответственно, если этого

процесса анализа, распределения, гармонизации нет, то психика не испытывает роста и не считается просвещенной и всеобъемлющей, что бы ни добавилось к Знанию» [20].

В целом, в вопросе о содержании образования Ньюмен занимает более философическую позицию, декларируя отказ от конкретного предметного обучения. Таким образом, по причине актуализации вопросов духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского социума научно-педагогическое наследие английского мыслителя, гуманиста, педагога Джона Генри Ньюмена заслуживает более тщательного изучения, представляется вполне востребованным и в наше время, приобретая особую значимость для перспектив развития отечественной системы образования.

Ссылки:

1. Савин, М.В. Становление отрасли педагогики как отрасли социогуманитарного знания // Историко-педагогический журнал. № 2. Нижний Тагил, 2013ю. С. 35-38.

2. Barry W. John Henry Newman // The Catholic Encyclopedia. Vol. Х. N.Y., 1911. 81 p.

3. King B.J. Newman and the Alexandrian Fathers: Shaping Doctrine in Nineteenth-Century England. Oxford, 2009. 320 p.

4. Ibid.

5. Newman J.H. The Idea of a University / ed. F.M. Turner. Yale University Press, 1996. 344 p.

6. Jordan W.K. The Development of Religious Toleration in England. Vol. 1. London, 1932. 315 p.

7. Ibid.

8. Newman J.H. The Idea of a University / ed. F.M. Turner. Yale University Press, 1996. 344 p.

9. Ibid.

10. Newman J.H. Op. cit. P. 79-80.

11. Ibid. P. 218.

12. Ibid.

13. King B.J. Op. cit. P. 74.

14. Newman J.H. Op. cit. P. 122.

15. Ibid. P. 124-125.

16. Ibid.

17. Ibid.

18. Ibid. P. 134.

19. Ibid.

20. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.