м. в. Савин
Специфика развития педагогических течений в англии
в первой половине xix века
УДК 37.013.2 ББК 74.03(3)
Педагогическая наука Англии рассматриваемого периода была представлена множеством различных направлений, школ, течений, которые отличались оригинальностью, неповторимостью и национальным своеобразием. В английской педагогике осуществлялась активная разработка различных концепций обучения и воспитания, что явилось предметом исследования авторов статьи.
Ключевые слова: историко-педагогический процесс в европейских странах; эволюция британской педагогической мысли; консервативное, демократическое и центристское течения английской педагогической мысли.
M. V. Savin
Specific development of pedagogical
MOVEMENT IN ENGLAND IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY
Teaching science in England in the first half of the 19th century was presented by many different movements, schools, currents, which differed by originality, uniqueness and national identity. The English pedagogy implemented the proactive development of different concepts of training and education, which is now the subject of the authors' research.
Keywords: historical and pedagogical process in European countries; evolution of the British educational thought; conservative, democratic and centrist course of the English educational thought.
Широкомасштабные социально- социума, пришедшиеся на начало XIX экономические и общественно-поли- века, обусловили объективно возник-тические трансформации английского шую необходимость в многоаспектной
модернизации системы национального образования, историческую необходимость, имевшую по своей сути двусторонний аспект — социальные потребности общества и потребность капиталистической экономики. В английской педагогике на протяжении всего рассматриваемого в данной статье периода осуществлялась активная разработка различных педагогических концепций обучения и воспитания в новых социально-исторических условиях. В целом, викторианская эпоха являлась периодом крайне ожесточенных общественных дискуссий и политических дебатов относительно возможных перспектив и векторов образования в стране. Обеспокоенные сложившейся ситуацией передовые умы английского общества выступили с различными проектами реформирования образовательной системы.
Педагогическая мысль Англии данной эпохи обладала чертами крайней политизации. Общественные и политическиех деятели принимали активное участие в обсуждении и принятии решений по различным вопросам развития образования в стране. Это в значительной мере отличало процесс развития английской педагогической теории от западноевропейской педагогики этого времени.
Как отмечает известный современный английский исследователь истории педагогики викторианской эпохи Ричард Уильямс, с начала индустриальной эры британская педагогическая мысль константно фокусировалась на вопросах «...определения фундаментальных принципов, смыслов и ценностей образования...
аргумент относительно определения самой идеи образования для всех и определения, что такое вообще есть всеобщее образование».
Педагогическая наука Англии рассматриваемого периода представляла собой большое множество различных направлений, школ, течений, при этом отличаясь оригинальностью, неповторимостью и национальным своеобразием. Различными авторами, педагогическими коллективами, общественными, политическими организациями рассматривался большой спектр вопросов, в той или иной мере относящихся к образованию: задачи и цели системы народного просвещения, используемые формы и методы обучения, развитие различных типов учебных заведений — все эти вопросы находились на стыке большого числа дискуссий в английском обществе.
Иная характерная особенность эволюции педагогических течений Англии в XIX столетии заключалась в превалировании английского традиционализма и изоляционизма. Действительно, в противоположность историко-педагогическому процессу в других европейских странах (в особенности во Франции, России и Пруссии), а также в Соединенных Штатах Америки, англичане, во многом в силу национального характера, проявляли значительную степень оппозиционности различным новшествам, даже по отношению к явно прогрессивным учениям.
На протяжении всего времени после «Славной революции» Англия не знала крупных политических потрясений. Все социальные процессы
отличались эволюционностью, длительностью, стремлением сохранить национальные традиции.
Кроме того, достигнув внушительных технических, экономических, культурных достижений, английское общество XIX в. испытывало консерватизм по отношении к любому заимствованию иностранного опыта, считая что «все самое лучшее в мире — английское».
Наряду с наличием большого числа разнообразных педагогических концепций в рассматриваемый период, согласно мнению большинства британских историков педагогики (Ричарду Вильямсу, Гарри Маккалуа и др.), в развитии педагогической теории Англии рассматриваемого периода наличествовало жесткое противостояние трех течений — консервативного; демократического и центристского (Р. Вильямс называет последнее направление как «практические силы»).
Дадим краткую характеристику представленным педагогическим направлениям в ракурсе их исторической эволюции в XIX в.
Консервативное течение выражало государственную идеологию и по этой причине представляло приоритетное направление в развитии всей национальной системы просвещения, являясь доминирующей теоретической основой развития всех образовательных институтов страны. Благодаря тому, что консервативные идеи были популярны в кругах крупной буржуазии, аристократии, финансистов, которые лоббировали различные законопроекты в Парламенте в свою пользу, это подход имел и иное название — офи-
циальная государственная педагогика. Также известно и другое название этой группы педагогов «индуст-рианалисты» (industrial trainers).
В 1807 г. в Англии была основана консервативная организация «Справедливость и мир» (Justice of the Peace). Эта организация стала основным институтом консервативного крыла английской педагогики и первым английским общественным союзом, созданным специально для пропаганды собственных педагогических взглядов.
Идейно-теоретическую основу консервативного течения английской педагогической мысли рассматриваемой эпохи составлял синтез отдельных педагогических теорий и концепций, на которые ориентировались высшие круги английского правительства, а также монарший двор.
Наиболее известным консерватором и официальным идеологом данной группы в рассматриваемый период являлся Джон Генри Ньюмен (Newman, 1801—1890) — английский теолог, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 г. Ньюмен перешел из англиканства в католичество, а с 1879 г. стал кардиналом Англиканской церкви. Ньюмен защищал так называемую теорию «развития догматов» и принцип свободной от схоластических рамок «открытой теологии».
Другими сторонниками консервативных педагогических идей являлись Ричард Уинн Ливингстон (Livingstone, 1880—1960) и Фрэнсис Голтон Гальтон (Galton, 1822—1911). В начале XIX столетия и до первой половины века к консервативному на-
правлению принадлежало абсолютное большинство английских чиновников и парламентариев, деятельность которых, в конечной счете, и определяло стратегию развития школьной политики в стране. Кроме того, некоторые консервативные идеи выражали многие общественные и политические деятели этого времени, не позиционирующие себя с конкретной организацией.
Вследствие того, что официальная идеология Британской империи XIX в. была ориентирована преимущественно на религиозные ценности, ортодоксальную англиканскую философию, опирающуюся на культуру, традиции, менталитет самых широких слоев английского общества, то большая роль и значимость религиозных концепций в обществе определили господство религиозной догматики и в вопросе об идейных основаниях развития системы образования.
Представители консервативного течения английской педагогики XIX в. постоянно ссылались на педагогический опыт Западной Европы и на собственные английские традиции, оппозиционно настроенные в отношении к демократии открыто выражали враждебность к самой идее массового женского образования, расценивая ее как порочную.
Красноречивым примером выражения данной позиции стала знаменитая речь члена Парламента Тори, консерватора и активного деятеля союза «Справедливость и мир» Дэви Гидди (Davies Giddy) в 1807 г. в Палате общин по поводу обсуждения проекта закона о провинциальных школах
(Parochial Schools Bill), заявившего, что: «Предоставление образования к бедным и рабочим классам общества, а также женщинам... воспитает в них презрение к их жизненной участи... вместо формирования в них любви к труду, к которому их предназначила Судьба; пробудит в них интерес к мятежной литературе и бунтарским брошюрам, а также прочим антихристианским порочным книгам и статейкам».
В начале столетия консерваторами был обоснован принцип «новой морали спасения» (moral rescue) и концепция «истинного человека». Согласно этой точке зрения, цель человеческой жизни заключается в осознании «наличия абсолютного совершенства» и его стремлении к «духовному здоровью». В свою очередь, «духовное здоровье человека» напрямую зависит от «особого рода образования». Консервативные педагоги тех лет называли свою педагогическую концепцию как «теория либерального образования» (в ряде случаев — «теория гуманного образования» или «теория культурного образования»).
Цель обучения и воспитания заключается в гармоничном развитии человеческой личности, «воспитания в человеке образа Божия». Образование, таким образом, детерминируется задачами нравственного воспитания. В свою очередь, нравственное воспитание понимается как воспитание религиозное.
Исходя из подобных представлений, консерваторы усматривали главную задачу реформ английского
образования как реорганизацию начального, среднего и университетского образования на основе классовых, социальных и гендерных различий и, соответственно, выступали за создание различных типов образовательных учреждений. Система образования, по их замыслам, должна быть раздельной как для старой и новой аристократии, так и отдельно — утилитарное образование для рабочего класса.
Согласно консервативным подходам, задача образования заключается не только в том, чтобы дать «грамотность как можно большему числу людей», но и в том, чтобы увидеть в общей массе учащихся «избранное меньшинство», обладающее способностями и талантами наук, искусств, политической и экономической деятельности: «Наши будущие владельцы собственности ... должны, по крайней мере, научиться читать и писать» — заявлял на Парламентской сессии консерватор Фрэнсис Рибок.
Данное избранное меньшинство предназначено самой природой высшим аспектам человеческой деятельности — культурному, теоретическому политическому творчеству, управлению обществом и государством. Именно классическое образование, по мнению этих педагогов, способно заметить и выделить эту «элитарную прослойку» учащейся молодtжи и наделить их знаниями, необходимыми для их будущих «великих свершений».
Согласно данной идеологии, в «здоровом обществе» верховная власть принадлежит особой прослойке «лучших представителей человеческой
породы». Но если в прежние времена правящее большинство избиралось исключительно на основании богатства, силы, власти и т. д., теперь же в современную эпоху оно определяется только в зависимости от успехов своего образования. Поэтому система образования не долж^ быть и не может быть всеобщей, равной и доступной.
Отсюда следует, что «правильная английская школа» должна учитывать индивидуальность учащихся.
Каждая человеческая личность уникальна и неповторима, а потому невозможно создать практически осуществимого образования, ориентированного на каждую отдельную личность — среднее общее образование должно быть системным, непротиворечивым, единым. Задача развития индивидуальности ребШка не является целью рядовой школы, это задача семьи, школа же не должна пытаться поглотить семейные функции. Естествознание, естественно-научные дисциплины являются низшим сортом научного творчества, так как они ориентированы на достижение временных, преходящих материальных ценностей, в то же время гуманитарность в любом аспекте своего проявления непосредственным образом связана с вечными ценностями человеческого духа, а следовательно, только оно может служить основой среднего общего образования.
Иными словами, индустрианалис-ты, хотя и не провозглашали открыто тезис о необходимости элитарного начала в постановке всей системы образования в стране, но подспудно имели его в виду. Во всех намечаемых
проектах реформ образования они видели его дисвергенцию, примитивизацию и обходили стороной проблему демократизации общего образования. В целом, образовательная ситуация в стране им казалась не такой уж и плохой, различные мнения о кризисности образования или о его отсталости и несовершенстве они считали изрядным преувеличением.
В то же время цель образования для «низших слоев общества» заключается в подготовке «к будущей работе» и воспитания волевого характера — «привычки к регулярности, самодисциплине и послушанию». Таким образом, индустрианалисты ратовали за расширение системы профессионального и технического обучения «низших общественных классов».
Представители «демократического течения» исходили из высоких представлений о перспективах развития демократии в стране и в мире (одно из названий этой группы — «общественные педагоги», public educators). К данному течению относились многие известные английские педагоги рассматриваемого периода — Роберт Рэйкс (Robert Raikes), Джереми Бентам (Jeremy Bentham), Джордж Бирбек (George Birkbeck), Эндрю Белл (Andrew Bell), мадам де Женли (Madame De Genlis), Фридрих Эдвард Бенек (Friedrich Edward Beneke), Томас Генри Хаксли Гексли (Huxley), Джон Адамс (Adams), Мэтью Арнолд (Arnold), Эдвард Миль (Edward Mill), Эндрю Кэрлил (Andrew Carlyle), Роберт Рускин (Robert Ruskin) и др. Эти педагоги, в свою очередь, получили име-
нование «викторианцы» (Victorians) от названия «викторианский эпохи».
Демократическое направление выступало за создание единой, всеобщей, обязательной, общедоступной, бесплатной государственной школы. Школа должна быть отделена от церкви и от влияния отдельных политических сил в стране. Таким образом, система образования должна быть без национальных, социальных, классовых и гендерных различий. Яркий представитель данного течения Джереми Бентам отмечал: «Люди имеют естественное человеческое право на собственное образование... любое справедливое общество принимает этот принцип как свою обязанность».
Сторонники данного крыла развития английской педагогики XIX в., в первую очередь, обращали внимание на образование малоимущих слоев населения и детей рабочего класса. До середины XIX в. в Англии преобладало отношение к образованию детей трудящихся как к акции милосердия, и большинство детей рабочего класса не получило никакого формального образования. Существовали лишь немногочисленные школы для бедных детей, организованные за счет англиканской церкви. Фактически, государство не вмешивалось в эту область. Исходя из этого, превалирующий вектор теоретических поисков и практической деятельности педагогов-демократов составляла проблематика развития «рабочих школ».
«центристское течение» (одно из названий этой группы педагогов « старые гуманисты ») занимало более умеренные позиции по боль-
шинству проблем английского образования рассматриваемого периода. Наиболее яркими представителями этого подхода являлись Генри Эдуард Армстронг (Armstrong), Вильям Гладстоун (William Gladstone), Б. Е. Форстер (Forster), Джозеф Ланкастер (Lancaster), Джордж Каннинг (George Canning), Роберт Пил (Robert Peel).
Данная категория педагогов, по словам Г. Э. Армстронга, признавала, что «от успехов развития нашего общенародного образования зависит индустриальное процветание нашей Родины». Представители данного течения дистанцировались как от демократического направления, так и от
индустрианалистов, приводя доводы против двух вышеуказанных групп. Согласно представлениям «старых гуманистов», более свободное и либеральное образование недопустимо в Англии, так как оно будет неизбежно «опошляться расширением к "серым массам"». Но в то же время эти педагоги выступали и против консерваторов, доказывая, что общественное образование «будет неизбежно разрушено в тот самый момент, когда обратится к системе специализированного и технического обучения».
Влияние всех указанных течений, продолжило определять развитие английского образования и на протяжении всего ХХ столетия.