И.А. КАЛИНИЧЕНКО (Волгоград)
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX в.
Рассматриваются вопросы развития женского образования Англии XIXв. относительно проблематики. Дана краткая характеристика основных педагогических течений этого времени.
В ответ на масштабные социально-экономические и общественно-политические изменения в английском обществе XIX в., на объективно возникшую необходимость в развитии женского образования происходила активная разработка различных педагогических концепций обучения и воспитания женщин.
Развитие английской педагогической мысли в исследуемый период отличалось крайней политизацией, участием общественных и политических деятелей в обсуждении и принятии решений по различным вопросам развития образования в стране. Это в значительной мере отличало процесс развития английской педагогической теории от западноевропейской педагогики того времени.
Английская педагогическая мысль XIX в. представляла собой множество различных направлений, школ, течений. Авторы, педагогические коллективы, общественные, политические организации рассматривали большой спектр вопросов, в той или иной мере относящихся к образованию, - развитие различных типов женских учебных заведений, задачи и цели системы народного просвещения, формы и методы обучения.
Одной из наиболее остро обсуждаемых педагогических проблем английской действительности являлся вопрос о целях и задачах женского образования. Данная проблема существенно актуализировалась в связи с напряженным научным противоборством сторонников теории классического образования и реализма, что само по себе представляло, по общему мнению, одно из наиболее ярких явлений педагогической действительности Англии рассматриваемого периода. Духовный кризис общества, стремительное падение популярности идеологии государственной монархической власти в широких слоях населе-
ния, появление новых классов и общественных сил в Англии настоятельно требовали радикального изменения образовательной ситуации в стране.
Имелась и иная особенность педагогической мысли Англии XIX в. - английский традиционализм и изоляционизм [5: 61]. В отличие от других европейских стран (особенно Франции, России и Пруссии, а также Соединенных Штатов Америки), англичане, во многом в силу национального характера, проявляли значительную степень оппозиционности к различным новшествам, даже к явно прогрессивным учениям.
Среди большого числа разнообразных педагогических концепций, согласно мнению большинства британских историков педагогики (Р. Вильямс, Г. Маккалуа и др.), в педагогической теории Англии рассматриваемого периода выделялись три течения - консервативное, демократическое и центристское (Р. Вильямс называет последнее «практическими силами») [6: 19].
Дадим краткую характеристику представленным педагогическим направлениям в ракурсе их эволюции в XIX в.
Консервативное течение выражало государственную идеологию и по этой причине представляло приоритетное направление в развитии всей национальной системы просвещения. Консерватизм составлял единую теоретическую основу всех образовательных институтов страны. Благодаря тому, что консервативные идеи были популярны среди крупной буржуазии, аристократии, финансистов, которые лоббировали различные законопроекты в парламенте, этот подход имел и иное название -«официальная государственная педагогика». Его сторонников называли «индустриали-стами» (industrial trainers).
Идейно-теоретическую основу консервативного течения составлял синтез отдельных педагогических теорий и концепций, на которые ориентировались высшие круги английского правительства, а также королевский двор. Наиболее известным консерватором и официальным идеологом данной группы в рассматриваемый период являлся Дж. Ньюмен (1801 - 1B9Q) - английский теолог, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 г. Ньюмен перешел из англиканства в католичество, а с
© Калиниченко И.А., 2008
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
1879 г. стал кардиналом англиканской церкви. Ньюмен защищал так называемую теорию «развития догматов» и принцип свободной от схоластических рамок «открытой теологии» (Там же). Другими сторонниками консервативных педагогических идей являлись Р. Ливингстон (1880 - 1960) и Г. Гальтон (1822 - 1911).
Официальная идеология Британской империи XIX в. была ориентирована преимущественно на религиозные ценности, ортодоксальную англиканскую философию, опирающуюся на культуру, традиции, менталитет самых широких слоев английского общества, что определило господство религиозной догматики и в вопросе об идейных основаниях развития системы образования.
Представители консервативного течения английской педагогики XIX в. постоянно ссылались на педагогический опыт Западной Европы и собственные английские традиции. Оппозиционно настроенные к демократии, они открыто выражали враждебность к самой идее массового женского образования, расценивая ее как порочную. Консерваторы не могли примириться с новой ролью женщины в обществе, усматривая в развитии женского образования нарушение традиционно сложившейся морали. Цель обучения и воспитания заключается в гармоничном развитии человеческой личности, «воспитании в человеке образа Божия». Образование, таким образом, детерминируется задачами нравственного воспитания. В свою очередь, нравственное воспитание понимается как воспитание религиозное.
Исходя из подобных представлений, консерваторы усматривали главную задачу реформ английского образования как реорганизацию начального, среднего и университетского образования на основе классовых, социальных и гендерных различий и, соответственно, выступали за создание различных типов образовательных учреждений. Система образования, по их замыслу, должна быть раздельной для старой и новой аристократии и утилитарной - для рабочего класса.
Согласно их мнению, задача образования заключается не только в том, чтобы дать «грамотность как можно большему числу людей», но и в том, чтобы увидеть в общей массе учащихся «избранное меньшинство», обладающее способностями и
талантами для наук, искусств, политической и экономической деятельности. «Наши будущие владельцы собственности... должны, по крайней мере, научиться читать и писать», - заявлял на парламентской сессии консерватор Ф. Рибок (цит. по: [3: 199]).
Данное избранное меньшинство предназначено самой природой для высших аспектов человеческой деятельности - культуры, политики, управления государством. Согласно данной идеологии, в «здоровом обществе» верховная власть принадлежит особой прослойке «лучших представителей человеческой породы».
Отсюда следует, что «правильная английская школа» должна учитывать индивидуальность учащихся. Каждая человеческая личность уникальна и неповторима, а потому невозможно создать образование, ориентированное на каждую отдельную личность - среднее общее образование должно быть системным, непротиворечивым, единым. Задача развития индивидуальности ребенка не является целью рядовой школы, это задача семьи. Естествознание, естественнонаучные дисциплины являются низшим сортом научного творчества, т.к. они ориентированы на достижение временных, преходящих материальных ценностей, в то же время гуманитар-ность в любом аспекте своего проявления непосредственным образом связана с вечными ценностями человеческого духа, а следовательно, только она может служить основой среднего общего образования.
Женщина по самой своей природе не обладает признаками «элитарности», а поэтому особое образование ей не нужно: «несомненно желательно, чтобы женщины вообще умели читать, но только в том случае, если цель этого заключается в способности читать Священное писание. Относительно арифметики следует заметить, что такая высокая степень знаний произведет в них отвращение к благочестивой жизни» [6: 132].
Иными словами, индустриалисты, хотя и не провозглашали открыто тезис о необходимости элитарного начала в постановке всей системы образования в стране, но подспудно имели его в виду. Во всех намечаемых проектах реформ образования они обходили стороной проблему его демократизации. В целом образовательная ситуация в стране им казалась не такой
уж и плохой, различные мнения о кризисе образования, его отсталости и несовершенстве они считали изрядным преувеличением.
Представители демократического течения исходили из высоких представлений о перспективах развития демократии в стране и в мире (одно из название этой группы - «общественные педагоги», public educators). К данному течению относились многие известные английские педагоги рассматриваемого периода - Р. Рэйкс (R. Raikes), Дж. Бентам (J. Bentham), Дж. Бирбек (G. Birkbeck), Э. Белл (A. Bell), Ф. Бенек (F. Beneke), Т. Гексли (T. Huxley), Дж. Адамс (J. Adams), М. Арнолд (M. Arnold), Э. Миль (E. Mill), Э. Кэрлил (A. Carlyle), Р. Рускин (R. Ruskin) и др. Эти педагоги получили также именование «викторианцы». Дж. Бентам отмечал: «Люди имеют естественное человеческое право на собственное образование любое справедливое общество принимает этот принцип как свою обязанность» [6: 132].
Демократическое направление выступало за создание единой, всеобщей, обязательной, общедоступной и бесплатной государственной школы. Школа должна быть отделена от церкви и от влияния отдельных политических сил в стране, т.е. национальных, социальных, классовых и гендерных различий.
Сторонники данного течения в первую очередь обращали внимание на образование малоимущих слоев населения. До середины XIX в. в Англии образование детей трудящихся носило характер благотворительной акции, и большинство из них не получили никакого формального образования. Существовали лишь немногочисленные школы для бедных детей, организованные за счет англиканской церкви. Государство фактически не вмешивалось в эту область. Исходя из этого, в теоретических поисках и практической деятельности педагогов-демократов превалировала проблематика развития «рабочих школ».
Центристское течение (одно из названий этой группы педагогов - «старые гуманисты») занимало более умеренные позиции по большинству проблем английского
образования рассматриваемого периода, в том числе и по вопросам женского образования. Наиболее яркими представителями этого подхода являлись Б. Форстер (B. Forster), Дж. Ланкастер (G. Lancaster), Г. Армстронг (G. Armstrong), Дж. Каннинг (G. Canning), Р. Пил (R. Peel), В. Гладсто-ун (W. Gladstone) [3: 31].
Данная категория педагогов признавала, что «от успехов развития нашего общенародного образования зависит индустриальное процветание нашей Родины» (Там же). Представители данного течения дистанцировались как от демократов, так и от ин-дустриалистов, приводя доводы против двух вышеуказанных групп. Согласно представлениям «старых гуманистов», более свободное и либеральное образование недопустимо в Англии, т.к. оно будет неизбежно «опошляться расширением к “серым массам”». Но в то же время эти педагоги выступали и против консерваторов, доказывая, что общественное образование «будет неизбежно разрушено в тот самый момент когда обратится к системе специализированного и технического обучения» (Там же).
В целом женское образование сложилось в английском обществе в последней трети XIX в., когда впервые была создана государственная система просвещения [1: 31].
Литература
1. Корнетов, Г.Б. Педагогика свободного воспитания / Г.Б. Корнетов //Свободное воспитание. М., 1995. С. 29 - 37.
2. Allen, A.T. Gardens of Children, Gardens of God / A.T. Allen // Journal of Social History. XIX. 1986. Spring. P. 434 - 450.
3. Benson, Clough G. A Short History of Education / Clough G. Benson. Ralph Holland & Co. London, 1904. P. 217.
4. Boyd, W. The history of Western education/ W. Boyd. 10th ed. London: University, 1972.
5. Gillard, D. Education in England: a brief history / Derek Gillard. London: David Fulton Publishers, 2007. P. 118.
6. Williams, R. The Long Revolution Harmondsworth: Penguin Books / R. Williams. London: University College London, 1965. P. 428.