Научная статья на тему 'Сущностные основания построения непрерывного образования профессионала'

Сущностные основания построения непрерывного образования профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / LIFELONG EDUCATION / THE ESSENCE OF THE PROFESSION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафранова О. Е.

В статье рассматриваются методологические основания построения непрерывного образования профессионала с опорой на сущностное понимание категории «профессия». Автор обосновывает необходимость построения содержания непрерывного образования профессионала с опорой на понимание профессии как способа бытия человека в профессии, как предметной и субъектной деятельности, как профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL BASIS OF CONSTRUCTION OF LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the methodological bases of construction of lifelong professional education based on the essential understanding of the category «profession». The author substantiates the necessity to build the content of lifelong professional education based on an understanding of the profession as a way of being in the profession, as an objective activity, as the subject of activity, as professional community

Текст научной работы на тему «Сущностные основания построения непрерывного образования профессионала»

УДК 37.01

Shafranova O.E. ESSENTIAL BASIS OF CONSTRUCTION OF LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION. The

article considers the methodological bases of construction of lifelong professional education based on the essential understanding of the category «profession». The author substantiates the necessity to build the content of lifelong professional education based on an understanding of the profession as a way of being in the profession, as an objective activity, as the subject of activity, as professional community/

Key words: lifelong education, the essence of the profession, professional development.

О.Е. Шафранова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Амурский гос. университет», г. Благовещенск, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА

В статье рассматриваются методологические основания построения непрерывного образования профессионала с опорой на сущностное понимание категории «профессия». Автор обосновывает необходимость построения содержания непрерывного образования профессионала с опорой на понимание профессии как способа бытия человека в профессии, как предметной и субъектной деятельности, как профессионального сообщества.

Ключевые слова: непрерывное образование, сущность профессии, профессиональное развитие.

Идея непрерывности образования современного человека зачастую трактуется так: современный человек вынужден постоянно образовываться, чтобы быть благополучным, успешным, счастливым и проч. Однако и ранее образование человека не заканчивалось с выдачей диплома об образовании. Перманентно он посещал курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, семинары, студии, кружки, не говоря уже о самообразовании. Следовательно, человек и прежде, так или иначе, оказывался перед необходимостью включаться в образовательную деятельность.

Чем же современная идея образования через всю жизнь отличается от многовековой практики образования человека? Думается, ключевой особенностью является пересмотр подходов к ответу на вопрос: что должно стать целью и содержанием образования человека в условиях увеличения индекса инноваци-онности жизни? Вызовы времени с очевидностью обнаруживают несостоятельность фактологического (знаниевого) залога в формулировании целей и конструировании содержания образования [1]. Осмысливаются и обсуждаются мировой педагогической общественностью новые подходы к построению непрерывного образования человека на самых разных его этапах: от внутриутробного до образования людей «третьего возраста». В сущности, необходимо таким образом подойти к обустройству непрерывного образования человека, чтобы он оказался готов решать задачи и проблемы, суть которых сегодня совершенно невозможно спрогнозировать.

Особую остроту эта проблема обретает в отношении построения непрерывного образования профессионала [2]. Меняется репертуар профессий. На смену навсегда ушедшим из жизни цивилизации профессиям появляются совершенно новые. Изменяется структура и характер профессиональной деятельности в целом ряде профессий, имеющих многовековую историю. К представителям целого ряда профессий предъявляются новые социокультурные требования. Очевидно, человеку недостаточно сегодня сосредоточить свое внимание на овладении специализированной информацией, определенным репертуарам специфических для профессиональной деятельности умений и навыков.

Одним из путей решения задачи обновления подходов к конструированию непрерывного образования профессионала является выстраивание образования в соответствии с сущностными характеристиками профессии как социокультурного феномена, а также с учетом логики и содержания процесса профессионального развития человека.

Профессия чаще всего идентифицируется с определенным видом деятельности. Собственно, в таком случае категория «профессия» практически сливается с категорией «профессиональная деятельность». В таком понимании профессия редуцируется до деятельности, а человек - до деятеля. В рамках поиска методологических оснований целостного понимания сущности

непрерывного образования как условия успешной профессиональной жизни человека такая редукция малопродуктивна.

Поэтому находим в современных формулировках определений термина «профессия», что профессия - это не только основной род занятий, трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки

[3]; но социально-ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития

[4]; а также общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями [5].

Дальнейшее уточнение наполнения понятия «профессия» обращает внимание к близкому, но не идентичному понятию «специальность». Анализ показывает, что понятием «специальность» фиксируется обычно определенная сфера действительности как область приложения духовных и физических сил человека, удовлетворяющая некие социальные потребности. А термин «профессия» (лат. professio от ргоШеог - объявляю своим делом) закрепляет человекосоразмерность профессии, вводя в круг осмысливаемых аспектов профессии, ее носителя.

Понятие «специалист» закрепляет содержательную характеристику профессиональной жизни человека, т.е. то, какими именно профессиональными знаниями и навыками должен обладать представитель данной профессии для наиболее эффективного взаимодействия с выделенной специализированной областью действительности [б]. Анализируя наполнение понятия «профессионал» мы видим, что профессионалом называют не только того, кто сделал какие-либо занятие, деятельность своей профессией [7]. Это еще и индивид, овладевший нормами профессиональной деятельности и общения и осуществляющий их на высоком уровне; т.е. хороший специалист, знаток, мастер своего дела; избравший работу в какой-либо области постоянным, основным своим занятием, обратившим это занятие в профессию и обладающий необходимыми знаниями, пониманием дела и умениями [8].

Очевидно, что понятие «профессионал», в отличие от понятия «специалист» фиксирует внимание не только на возможных различиях в мере овладения человеком областью приложения своих физических и духовных сил, но на динамической, процессуальной природе овладения профессией.

Итак, сущность профессии выражена

ее социокультурным характером, заявленным уже в самом значении латинского термина «professio - официально указанное занятие», выражающего определенную социальную роль, реализуемую человеком в рамках профессии, а также на наличие определенных закрепленных в культуре требований к данному виду трудовой деятельности, позволяющей удовлетворить исторически сложившиеся потребности конкретной социальной общности;

ее индивидуальным характером, обусловленным особенностями взаимодействия конкретного человека с определенной областью применения физических и духовных сил, заданной той или иной специальностью;

ее динамическим характером, закрепляющим процессуаль-ность в овладении человеком теми или иными знаниями, ком-петентностями, качествами, которые необходимы для успешного существования в данной профессии.

Дополнить представление о сущности профессии позволяет анализ понятия «профессионализм». Долгое время этот термин характеризовал лишь высокий уровень овладения профессиональными знаниями и умениями. Современные же исследования профессионализма выходят за рамки понимания указанной категории как высокого уровня умелости профессионала. Все чаще профессионализм связывается с определенной системной организацией сознания, психики человека [9]. Системность этого феномена представлена наличием в нем двух подсистем: профессионализма деятельности и профессионализма личности. В акмеологической интерпретации профессионализм деятельности есть качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм личности же определяется как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [10].

Таким образом, профессия не только закрепляет содержательные (предметные) характеристики профессиональной активности работника, ту специальность, которую человек осваивает, ту область приложения физических и духовных сил человека, которая задается этой специальностью, но предполагает наличие самих этих сил, т.е. отражает качественную характеристику овладения человеком данной специальностью. При этом такое качество связано и с продвижением человека к вершинам профессионализма деятельности, и с совершенствованием личности профессионала. Следовательно, рассматривая человека не как пассивное существо, отвечающее на внешние воздействия системой реакций, не как «винтик» государственно-производственной машины, не просто как продукт развития общества, необходимо согласиться с пониманием человека (профессионала) как субъекта [11], как «инициатора активности».

Сам факт наличия профессионалов с различным уровнем профессионализма не только подтверждает понимание профессии как субъектной жизнедеятельности с различной мерой субъектности, но влечет за собой необходимость признания некой профессиональной эволюции человека, в результате которой человек может менять качественные показатели как собственного профессионализма, так и своей профессиональной жизни.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что современный уровень развития человекознания требует осмысления сущности категории «профессия» в ее системной представленности, включающей понимание профессии как способа бытия человека, как его предметной и субъектной деятельности, как профессионального сообщества.

Профессиональная эволюция человека традиционно связывается с феноменом профессионализации. При этом речь идет не о профессионализации в широком социальном смысле как создании и развитии общественного института, правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества, а о профессионализации в индивидуальном смысле, как целостном, непрерывном процессе «становления личности как специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность» [12].

Термин «профессионализация» использовался в психологии преимущественно в отношении тех видов труда, содержание которых является некой неалгоритмизированной целостностью. Современное, более емкое понимание профессии, выводящее ее за рамки той или иной деятельности, позволяет ввес-

ти в круг настоящего исследования понятие «профессионализация» как адекватное сущности профессии. При этом профессионализация человека есть процесс, который влечет за собой различные, многогранные изменения, затрагивающие как духовный мир человека, так и нередко его внешний облик, влияя на формы его поведения, состояние здоровья и т.д. Тот факт, что содержательно профессионализация чаще всего рассматривается как развитие профессионала в трех сферах (деятельности, самосознания и общения), не только фиксирует процессу-альность профессионализации, но и подтверждает необходимость осмысления развития человека в профессии как специалиста, субъекта деятельности, члена профессионального сообщества и носителя профессионального сознания.

Итак, с известной долей условности, термины «профессионализация», «профессиональная эволюция», «профессиональное развитие» могут рассматриваться как синонимичные понятия, употребление которых будет акцентировать, соответственно: 1) многоаспектность, сложность, неалгоритмизированность существования человека в профессии; 2) позитивный характер изменений в освоении человеком профессии; 3) поступательность, количественную и качественную динамику профессионального бытия человека.

Все это позволяет обозначить те контуры, в рамках которых поиск сущностных характеристик профессионального развития человека будет наиболее емким, что позволит, в свою очередь, более полно разрабатывать содержание непрерывного образования современного профессионала. Эти контуры обусловлены следующими позициями:

профессионализация как процесс освоения человеком сферы действительности, определяемой специальностью, задает масштаб анализа различных ее аспектов, фиксирующий взаимосвязь и взаимозависимость человека и объективной реальности;

профессионализация является не только неотъемлемой, но и весьма значимой частью жизни человека, поэтому исследование проблем профессионализации необходимо осуществлять в контексте целостного бытия человека;

профессионализация как развитие человека в профессии предполагает необходимость учета динамики этого процесса;

профессионализация представлена как процесс, осуществляющийся параллельно в рамках двух глобальных процессов: социализации и индивидуализации, отсюда корректнее использовать категорию «человек», а не категорию «личность», так как последняя акцентирует социальную сущность человека, а первая - не только объединяет в себе социальность и индивидуальность, но и позволяет ввести в круг осмысления духовное начало и его роль в профессионализации человека.

Анализ выделенных выше позиций позволяет предположить, что наибольшей объяснительной силой в поиске оснований для построения непрерывного образования современного профессионала обладает методология отношения «человек - мир», позволяющая осмыслить профессионализацию человека в категориях «мир», «человек», «отношение человек - мир».

Всеединство как методологический принцип требует введения проблемы профессионализации человека в контекст более масштабных процессов (бытия мира и бытия человека); а также фиксирует общую направленность всех этих процессов на возникновение Всемирности (глубинной внутренней упорядоченности между всеми элементами мира).

Методологический принцип развития задает необходимость применения процессуально-динамического подхода к анализу различных аспектов профессионализации человека. Рассмотрение бытия человека (его жизни) в динамике и полагание категории «развитие» в качестве одной из ключевых в настоящем исследовании не только позволяют более точно объяснить причины развития, механизмы разрешения противоречий, связи внутренних и внешних условий существования и функционирования [13] человека, но закрепляют потребность анализа профессионального развития человека в контексте развития отношения «человек - мир». При этом содержанием жизни человека, в целом, и его профессионализации, в частности, можно обозначить конструирование своего жизненного мира, возникающего в результате развития жизненных отношений как уникальных культурно-опосредованных отношений конкретного человека с собой, миром и другими людьми.

При этом жизненный мир понимается как многомерный мир опыта человека как системы сохраненных в памяти в опреде-

ленной последовательности на основе прожито-пережитых чувственных впечатлений и жизненных актов знаний человека о культурных средствах, наиболее адекватно отвечающих требованию установления гармоничного отношения конкретного человека с миром; а также это особая смысловая реальность, окружающая и включающая человека, являющаяся частью и продуктом уникальных отношений конкретного человека с миром -его жизненных отношений.

Осмысление фундаментальных характеристик мира и человека, сущности профессии и профессионала, бытия мира и бытия человека (его жизни) позволяют сформулировать понятие «профессиональное развитие человека»: профессиональ-

Библиографический список

ное развитие человека есть система необратимых, направленных, качественных изменений профессионала как специалиста, субъекта деятельности, носителя профессионального сознания и члена профессионального сообщества, обусловленная качествами природного и культурного мира, качествами человека, его жизненного мира, а также качествами жизненных отношений (деятельности, поведения) человека с собой, миром и другими людьми.

Опора на такое объемное понимание профессии и профессионального развития человека позволит наиболее адекватно проектировать содержание непрерывного образования современного профессионала.

1. Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 5.

2. Лейфа, А.В. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации / А.В. Лейфа, И.И. Лейфа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - Сер. Педагогика, психология.

3. Кохановский, В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2000.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1996.

6. Митина, Г.В. Личностная готовность педагогов к сопровождению социализации младших школьников // Образование и общество. -2013. - № 1(78).

7. Большой толковый словарь русского языка / сост и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2000.

8. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.

9. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.

10. Богданов, Е.Н. Введение в акмеологию. - Калуга, 2000.

11. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - Т. 12.

12. Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М., 1998.

13. Кевбрин, Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. - М., 1998.

Bibliography

1. Blinov, L.V. Razvitie ideyj integrirovannogo obrazovaniya: ot istorii k sovremennosti / L.V. Blinov, I.A. Makarova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2011. - № 5.

2. Leyjfa, A.V. Razvitie sistemih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii / A.V. Leyjfa, I.I. Leyjfa // Vektor nauki Toljyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1. - Ser. Pedagogika, psikhologiya.

3. Kokhanovskiyj, V.P. Filosofiya. - Rostov-na-Donu, 2000.

4. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

5. Klimov, E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda. - M., 1996.

6. Mitina, G.V. Lichnostnaya gotovnostj pedagogov k soprovozhdeniyu socializacii mladshikh shkoljnikov // Obrazovanie i obthestvo. - 2013. -№ 1(78).

7. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / sost i gl. red. S.A. Kuznecov. - SPb., 2000.

8. Slovarj po socialjnoyj pedagogike: ucheb. posobie / avt.-sost. L.V. Mardakhaev. - M., 2002.

9. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M.; Voronezh, 1996.

10. Bogdanov, E.N. Vvedenie v akmeologiyu. - Kaluga, 2000.

11. Brushlinskiyj, A.V. Problema subjhekta v psikhologicheskoyj nauke // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1991. - № 6. - T. 12.

12. Turchinov, A.I. Professionalizaciya i kadrovaya politika: problemih razvitiya teorii i praktiki. - M., 1998.

13. Kevbrin, B.F. Razvitie. Determinizm. Zakon. - M., 1998.

Статья поступила в редакцию 14.12.13

УДК 371:351

Tarasov D.Y. THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTADING PROFESSIONAL OUTLOOK OF OFFICER INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA. This article analyzes the characteristics of the individual professional outlook , considered opinion of the authors of modern research on the subject . Separately lit professional outlook officer Russian Interior Ministry troops , theoretical and methodological approaches of its formation.

Key words: professional outlook, features professional outlook, outlook professional officer Russian Interior Ministry troops, theoretical and methodological base for creating professional outlook officer Russian Interior Ministry troops.

Д.Ю. Тарасов, преп. Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии

И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Статья посвящена анализу отдельных характеристик профессионального мировоззрения, рассматриваются мнение авторов современных исследований по данному вопросу Отдельно освещено профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МВД России, теоретико-методологические подходы его формирования.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, функции профессионального мировоззрения, профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МВД России, теоретико-методологические основания формирования профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.