Научная статья на тему 'Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении'

Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / САМОВОСПИТАНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Таисия Сергеевна

В статье раскрываются некоторые рекомендации по построению Я-концепции в части профессионального становления будущих педагогов. Приводятся различные варианты «Я-концепции», предназначенные для подготовки к педагогической профессии, помогающие будущему педагогу состояться не только в личном плане «я-человек», но и в профессиональном «я-педагог, профессионал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении»

УДК 377:371.13 ББК 74.5 Ш-37

Шевченко Таисия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета, т.: 89287640953.

СТАТУС ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

(рецензирована)

В статье раскрываются некоторые рекомендации по построению Я-концепции в части профессионального становления будущих педагогов. Приводятся различные варианты «Я-концепции», предназначенные для подготовки к педагогической профессии, помогающие будущему педагогу состояться не только в личном плане - «я-человек», но и в профессиональном - «я-педагог, профессионал».

Ключевые слова: педагог, профессия, профессионализм, профессиональный рост,

самовоспитание, Я-концепция.

Shevchenko Taisiya Sergeevna, Candidate of Pedagogy, associate professor of Pre-school Pedagogy Department, Pedagogical Institute of Southern Federal University, tel.: 89287640953.

STATUS OF TUTOR- TEACHERS IN PROFESSIONAL FORMATION

The article describes some of the recommendations to build self-concept in terms of professional development of future teachers. The various versions of "self-concept" intended to prepare for the teaching profession to help future teachers to take place not only in personal terms - "I am a man", but in a professional - “ I- am a teacher, a professional" have been given.

Keywords: teacher, profession, professionalism, professional growth, self -education, self-concept.

В современном цивилизованном обществе педагог выступает фигурой, требующей особого внимания. Если педагогом является недостаточно профессионально подготовленный человек, то, в первую очередь, страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.

Воспитатель - это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и т.д. В связи с чем считаем необходимым обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить более четкое представление о данном виде деятельности.

В широком смысле профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [4]. Выделяют четыре значения термина «профессия»: область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда; общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции; деятельность, работа профессионала, т.е. сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций [4]. Профессия - это объективно необходимый, особый вид деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые детерминированы особой социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает [2]. Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть

узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором фрагменте объективной реальности. В связи с чем, следует различать: педагог - это профессия, а филолог -специальность в рамках этой профессии. В рамках одной профессии могут существовать и самостоятельные специальности (и наоборот).

Наряду с термином «профессия» часто встречается понятие «профессионализм», вызывающее много научных споров и разногласий. Данную дефиницию можно раскрыть согласно концепции профессионального развития личности, в соответствии с которой профессионализм - это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях [3]. Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям [5]: 1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности; 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения; 3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах: в когнитивной сфере - в уровне

информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Выделенные факторы являются ведущими в процессе становления личности профессионала, они применимы к любой профессии. Существуют и другие факторы, которые зависят от ведущих. Причем, каждый из этих факторов может быть неравномерно выражен у профессионала. Слияние отдельных личностных качеств в результате профессиональной деятельности определяет основные направления профессиональной специализации, например: педагог-предметник, педагог-методист и т.д.

Основным способом формирования самооценки педагога-воспитателя является соизмерение своих результатов с «идеалом личности и деятельности воспитателя». Формирование своего профессионального идеала должно начинаться ещё во время обучения в вузе. Самый простой способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. С течением времени идеал может меняться - от конкретной личности до собирательного образа, в котором переплетаются лучшие качества нескольких педагогов. Мы разделяем позицию Е.И. Рогова, который выдвинул значимый для нашего исследования тезис: правильно сформированный идеал педагога-воспитателя - условие

эффективного его самовоспитания [5].

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Педагогический коллектив, в котором царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, с особым вниманием относится к творческим поискам коллег, способствует стремлению большинства педагогв-воспитателей соответствовать требованиям профессионального идеала. Отсутствие этих характеристик в педагогическом коллективе убивает потребность в самосовершенствовании.

Профессиональному росту педагога-воспитателя способствует и стиль руководства школой. Руководители школы должны создавать необходимые условия для его самосовершенствования: вселять уверенность в своих силах, тактично помогать и направлять молодого педагога, создавать условия для нормальной работы, не загружать педагога ненужной работой.

Большую роль в профессиональном становлении педагога-воспитателя играет и фактор времени. Для саморазвития воспитателю необходимо читать разноплановую литературу и периодику, посещать музеи и выставки, иметь время для творчества. Овладение приёмами рациональной организации труда позволяет найти резервы времени и правильно планировать свою деятельность. Учитывая тот факт, что процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален, в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание,

самопрограммирование, самовоздействие [2]. Следует отметить, что в профессиональном самопознании будущего педагога-воспитателя определенная роль принадлежит курсу психологии. В настоящее время существует широкий спектр диагностических методик, направленных на выявление личностных профессиональных качеств. Процесс самопрограммирования поможет определить пути, средства и сроки формирования необходимых профессиональных качеств, определить цели и задачи саморазвития, выработать жизненные правила и принципы, которыми можно руководствоваться в деятельности. Средства и способы самовоздействия помогут сделать процесс саморазвития непрерывными и целенаправленным. Самоубеждение, самоприказ, самоограничение и другие средства саморегуляции способствуют воспитанию воли, целеустремлённости, ответственности. Самовоспитание должно стать мотивационной потребностью будущего педагога-воспитателя как залог его профессионального роста.

Общепризнанным в педагогике является придание педагогу статуса основного субъекта педагогической деятельности. Своей профессиональной позицией он воздействует на учащихся, подавая пример суждений и действий, т.е. выступает референтной личностью. Референтная личность - человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания; оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому является референтной. Если воспитатель стал такой личностью для детей, то профессиональная ответственность его ещё больше возрастает, т.к. как он активно воздействует на формирование будущих личностей.

Сегодня предметом разноплановых педагогических дискуссий является проблема понимания вопроса о построении профессиональной карьеры современного педагога-воспитателя. Нам представляется наиболее интересным один из последних вариантов разработанной в Институте молодежи при РАО (1993) концепции профессионального самоопределения, основанной на предложенной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности (1986) [1]. Согласно данной концепции, процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы различных вариантов, в основе которого лежит «Я-концепция» как относительно целостное образование, постоянно изменяющееся по мере взросления человека. При этом готовность педагога-воспитателя к выполнению своих социально значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной «Я-концепции». Р. Бернс компонентами педагогического сознания называет: Я-концепцию, В-концепцию (концепцию воспитанника) и Д-концепцию (концепцию деятельности). Уровень мастерства педагога зависит от того, какой из этих компонентов оказывается ведущим. Как считает ученый, педагогов-мастеров характеризует доминирование В-концепции на фоне развитых и развивающихся Я- и Д-концепций.

Развитие Я-концепции у педагога предполагает объективное самовосприятие и способность к рефлексии: всякий человек при условии позитивного самовоспитания чувствует себя более удовлетворенным, повышается его уверенность в себе, продуктивность и эффективность его работы.

Д-концепция как конструктивный элемент педагогического сознания проявляется в сформированности представления у педагога о сущности, характере, структуре педагогической деятельности, ее социальной и культурологической значимости. Сформированная Д-концепция направляет творческий поиск педагога, определяет арсенал методов, средств и приемов его педагогического взаимодействия с детьми и коллегами.

В-концепция - один из сложнейших элементов педагогического сознания. Если самопознание и самоосознание всегда спонтанно волнуют человека, вооруженный необходимыми методиками, молодой педагог охотно начинает заниматься собой. В-концепция самоценна и в возрастном аспекте, т.к. педагог-воспитатель часто отдает предпочтение работе с детьми определенного возраста. Так, известны случаи, когда педагог, поменяв в силу разных причин возраст воспитанников, с которыми работал, не справлялся со своими обязанностями или работал менее успешно.

Таким образом, будущему педагогу необходимо состояться не только в личном плане - «я-человек», но и в профессиональном - «я-педагог, профессионал». Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования своей деятельности осуществляется с помощью педагогической рефлексии. Именно педагогическая рефлексия помогает выйти педагогу-

воспитателю из поглощения самой профессией, посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней [2; 5; 6]. Педагогическая рефлексия помогает соединить воедино положительные Я-, В-, Д-концепции профессионала, что, на наш взгляд, особенно важно для профессионального становления педагога-воспитателя.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности // Воспитание школьников. 2004. №5.

3. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. М., 1985.

4. Психологический словарь. М., 1981. С. 702

5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

6. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.