Научная статья на тему 'Развитие профессиональной Я-концепции будущих педагогов'

Развитие профессиональной Я-концепции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ / REGULATORY ABILITIES / TRAINING TECHNOLOGIES / DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL I-CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

Статья раскрывает стратегию и направление развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов, содержит авторский взгляд на организацию образовательной деятельности студентов по овладению регулятивными умениями средствами тренинговых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL I-CONCEPT IN THE FUTURE TEACHERS

The paper discloses the strategy and a direction of development of the professional I-concept in the future teachers. The work contains the author's view on the organization of educational activity of students in mastering regulatory abilities by means of training technologies.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной Я-концепции будущих педагогов»

УДК 378 ББК 74.580 К 88

Л.Н. Кубашичева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья раскрывает стратегию и направление развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов, содержит авторский взгляд на организацию образовательной деятельности студентов по овладению регулятивными умениями средствами тренинговых технологий.

Ключевые слова: регулятивные умения, тренинговые технологии, развитие

профессиональной Я-концепции.

L.N. Kubashicheva

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL I-CONCEPT IN THE FUTURE TEACHERS

Abstract. The paper discloses the strategy and a direction of development of the professional I-concept in the future teachers. The work contains the author's view on the organization of educational activity of students in mastering regulatory abilities by means of training technologies.

Keywords: regulatory abilities, training technologies, development of the professional I-concept.

Модернизация российской системы образования привела к смене методологических, идеологических и профессиональных приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной образовательной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватывающей образовательные системы всех уровней.

В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессионализма и разностороннего личностного развития, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению знаний не только о профессиональной деятельности, но и знаний о себе, о своем образе «Я» является одной из центральных задач вуза.

Современная педагогическая реальность определяет содержание теории и практики формирования и развития личностных и профессиональных качеств будущего педагога как субъекта педагогического процесса. Важно при этом иметь в виду, что субъектная проблематика начинает занимать одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях о человеке, в изучении психолого-педагогических механизмов личностного и профессионального развития.

Развитие профессиональной Я-концепции студентов в образовательном процессе вуза

- это взаимодействие двух развернутых во времени процессов: внутренне

детерминированного личностно-профессионального развития (самодвижения, в котором порождаются и реализуются потребности, мотивы, цели, задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. Идея развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов заключается в том, что обучающийся рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию,

реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов (гносеологического, аксиологического, коммуникативного, творческого).

Изучение научных источников показывает, что к настоящему времени мало разработана и изучена проблема развития Я-концепции будущих педагогов в системе высшего образования. Исследования данной проблемы с точки зрения развития способности к самопознанию, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации в их интегрированном виде, характеризующих развивающуюся личность, сделаны В.И. Андреевым (1998), В.А. Вединяпиной (1998), А.И. Кочетовым (2000) и др. Так, А.И. Кочетов в своих исследованиях рассматривает Я-концепцию как системообразующий фактор становления творческой личности, формирования Я-концепции на основе поведенческих и нравственных качеств личности. [1].

Сущностная характеристика Я-концепции отражена в психологическом словаре следующим образом: «Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе»» [2, с. 494]. Я-концепция - целостный процесс, хотя и не лишенный внутренних противоречий между Я-реальным и Я-идеальным» [3]. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающегоя в общении и деятельности, это идеальная представленность индивида в себе как в другом [4].

Анализ сущностных характеристик Я-концепции позволяет в качестве основных функций студента выделить следующее: самопознание (рефлексивная мыследеятельность, осознание себя самостоятельной личностью), самореализация (выявление и раскрытие своих сущностных сил), самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других в учебно-профессиональной деятельности), самодетерминация (формирование ценностных представлений о себе), саморегуляция (управление собственным развитием).

При таком подходе среди актуальных проблем теории целостной личности оказываются вопросы, связанные с Я-концепцией, развивающейся личностью, ценностными ориентациями, ее психологической защитой и психическим здоровьем.

В связи с этим нужно подчеркнуть, что современность характеризуется прогрессивными изменениями условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека, требующей небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. Человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливается к меняющимся условиям жизни, однако у него всегда имеются дополнительные внутренние резервы.

Профессия педагога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке, поскольку педагогическая профессия - напряженный труд, где есть необходимость снятия стресса, управления собой, регуляции взаимодействия в конкретных педагогических и социальных ситуациях.

Будущему педагогу необходимо научиться «работать» не только с привычными для педагогической деятельности понятиями (воспитание и обучение, их цели, принципы, содержание и методы), но также с категориями, придающими этим понятиям углубленный гуманистический смысл: «личностное творчество», «свобода», «культура взаимодействия и взаимопонимания», «творческое сотрудничество», «самоорганизация», «педагогическая поддержка саморазвития». Как отмечает Е.В. Крутых, такие качества, как четкость и ясность жизненных целей, высокая работоспособность, целеустремленность, решительность, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, творческое отношение к деятельности, способность принимать решения, способность к сотрудничеству, общительность и другие должны формироваться у современных студентов. Эти качества лежат в основе профессионального развития, построенного на принципе саморазвития, творческой самореализации [5].

В образовательном процессе вуза важной задачей является психологическая и

практическая подготовка студентов к дальнейшему самообразованию и саморазвитию; развитие сущностных сил и способностей, необходимых ему на сложном жизненном пути. В связи с этим развитие Я-концепции предполагает гармонизацию внутреннего мира с внешним, т.е. реализацию проблем «рассогласования».

Личность студента находится в состоянии самостроительства собственно профессиональной Я-концепции, что невозможно без определения целей саморазвития, самореализации как регулятива активности и продуктивности развития личности. Большую роль играет самостоятельная постановка целей в процессе самовоспитания. Она знаменует собой начало принципиально нового этапа в развитии личности и становится возможной лишь при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование способности к целеполаганию и достижению поставленных целей является, в свою очередь, важной педагогической целью.

У известного русского учёного-педагога, философа, публициста С.И. Гессена цели образования осмысливаются с очень интересной позиции. «Над целями образования мы не задумываемся именно потому, что эти цели представляются нам очевидными, они слишком близки нам, обманывают нас своей видимой несомненностью. Потому-то они нелегко уловимы, с таким трудом поддаются формулировке. Однако очевидное не значит несомненное. Именно очевидное часто кроет в себе трудные проблемы, требующие особо тщательного исследования» [6, с. 25]. Цели образования выражают потребности общества, из целей вытекают задачи, адекватные потенциалу развития на данном этапе онтогенеза.

В исследовании Р.Р. Бибриха и И.А. Васильева показано, что в ходе вузовского обучения у студентов происходит изменение взаимодействия учебных целей и мотивов, в ходе которого формируются внутренние мотивы учебной деятельности, в частности, познавательные и профессиональные. Важнейшим фактором интенсификации этого процесса оказалась возможность самостоятельной постановки учебных целей студентами.

Выбор цели, как стратегического ориентира, определяется потребностью личности в саморазвитии и самосовершенствовании, необходимостью знаний целей, подцелей, соотнесение целей в практической деятельности, которые, в свою очередь, способствуют лучшему осознанию будущей профессиональной деятельности.

На современном этапе развития культуры образования востребован педагог, вооруженный прогрессивной гуманной психолого-педагогической теорией, сформированный как творец собственной активности, создающий новые культурные ценности в своей профессиональной деятельности, акцентирующий внимание на здоровье воспитанника и усиление его Я-концепции, равно как и усиление собственной Я-концепции.

Известно, что педагогическая профессия - напряженный труд, в итоге которого могут быть нервные потрясения, срывы и стрессы. Очевиден факт: вузовское обучение должно быть построено не только на знаниевой базе, но и на развитии и формировании определенных умений и навыков, направленных на релаксацию организма, саморегуляцию психического состояния, саморазвитие и в этом направлении.

На этапе вузовской подготовки создание определенных психолого-педагогических условий направлено на разрешение противоречий, возникающих в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего Я.

В условиях профессиональной подготовки будущих педагогов личностноориентированный подход к обучению студентов реализуется на основе разработанных тренинговых технологий. В процессе обучения у студентов средствами тренинговых технологий формируются регулятивные умения, и активизируется процесс развития профессиональной Я-концепции.

В течение 21 дня обучения тренинговые технологии распределились по формированию уровня развития регулятивных умений и развития профессиональной Я-концепции по трем блокам.

Блоки обозначаются римскими цифрами - I, II, III и т.д.

I. Шгры - упражнения - ИУЬ ИУ2, ИУ3 и т.д. (7 дней);

II. Тренинговые упражнения - ТУЬ ТУ2, ТУ3 и т.д. (7 дней);

III. Язык жестов и телодвижений - Яь Я2, Я3 и т.д. (7 дней);

Первый блок включает игры-упражнения по регуляции эмоциональной сферы Я-концепции.

Второй и третий блок включает тренинговые технологии по изменению регуляции Я-концепции с изучением языка жестов и телодвижений (кинесики) субъектами педагогического процесса и контроль.

Проведение обучения тренинговым технологиям требует значительного усилия со стороны преподавателя, максимальной мобилизации интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, постоянного процесса обновления знаний, то есть активизации процессов самообразования и саморазвития, и очень важен процесс формирования мотивационноценностного отношения студентов к процессу профессиональной подготовки и развитию профессиональной Я-концепции [7].

Обеспечить возможность решения выдвинутой задачи можно в том случае, если за годы обучения в вузе студент превратится из объекта обучения в субъект развития Я-концепции, у него будет сформирован индивидуальный опыт профессиональной деятельности, опыт самостоятельной работы по обновлению и совершенствованию знаний, опыт формирования регулятивных умений. Субъект (студент) - это самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе вуза личность, способная к эффективной самоорганизации и саморегуляции действий и поступков. Профессиональная Я-концепция -это системное качество личности студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности студентом. Одновременно развиваясь в ней и детерминируя её сущностную и интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных качеств, студент преобразовывает их в профессионально важные качества. Субъектность развития Я-концепции будущих педагогов осуществлялась на двух уровнях -репродуктивном и продуктивном.

На первом уровне в основном применялись репродуктивные методы обеспечения воспитания: опрос, повторение, объяснение и т.д., где студент в большей мере выступает объектом педагогического воздействия, приобретая умения и навыки, обеспечивающие успешность его дальнейшего обучения, способность воспроизведения и применения полученных теоретических и практических знаний. Особое внимание на репродуктивном уровне обучения уделяется формированию потребностей, интересов и профессионально значимых мотивов. Успех овладения знаниями в разных видах деятельности зависит от индивидуальных особенностей студентов. На втором уровне студенты пользовались творческими методами решения задач: проблемные, поисковые, эвристические.

Использовались методы, способствующие развитию творческого мышления. На этих занятиях студенты привлекались к обсуждениям, дискуссиям, анализу и др., создавались условия для развития у студентов способности к дискурсивному мышлению. В процессе развития профессиональной Я-концепции будущих педагогов ведущее место занимают методы и приемы, направленные на саморазвитие субъекта учения, активизацию самостоятельной работы студентов при выполнении всех видов деятельности, особое внимание уделялось педагогической рефлексии, саморефлексии, критическому анализу её результатов, умению находить и предлагать варианты решений задач. Освоенная на предыдущем уровне деятельность позволяла студентам продуцировать собственный индивидуальный опыт, направленность на профессиональный труд и саморазвитие.

Предложенные уровни связаны между собой, подчинены задачам и логике учебновоспитательного процесса и обеспечивают развитие профессиональной Я-концепции и её регулятивных систем средствами тренинговых технологий.

Тренинговые технологии явились основой решения психолого-педагогических проблем развития профессиональной Я-концепции в образовательном процессе вуза, которые базировались на идее саморегуляции и самоорганизации и повышении уровня актуального личностно-профессионального развития. Основой реализации тренинговых технологий явились:

- мониторинг личностно-профессионального развития студентов, что предполагало содержательное описание детерминант образа «Я»;

- овладение субъектными механизмами регуляции личностно-профессионального развития (волевой саморегуляции и самодетерминации);

- разделение академической учебной группы на мобильные подгруппы, составляемые из студентов с одинаковым уровнем выраженности личностно-психологических составляющих.

Таким образом, тренинговые технологии как средство развития профессиональной Я-концепии студентов в образовательном процессе вуза способствуют самореализации, саморегуляции и гармонизации личностного и профессионального «Я» в целостной Я-концепции.

Итоговые общие положения развития Я-концепции будущих педагогов в образовательном процессе вуза следующие: личностная ориентация образовательного процесса в вузе; умение преодолевать сложившиеся стереотипы, открытость новому; органическое сочетание различных методов, форм и средств обучения инновационного и традиционного характера. Развитие профессиональной Я-концепции студентов и её системная организация в образовательном процессе вуза способны обеспечить развитие как процесс самодвижения, основанного на самопознании, активности, инициативе, с одной стороны, обучения и воспитания как целенаправленного управления личностно профессиональным развитием студента - с другой.

Адекватность учебно-воспитательного процесса выявленным особенностям каждого студента будет способствовать превращению внутриличностного потенциала в реальные профессионально значимые качества будущих педагогов.

Примечания:

1. Кочетов А.И. Теория формирования личности. Минск, 1998. 293 с.

2. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 494.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания / пер. с англ. общ. ред. Н.Ф. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 421 с.

4. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 243 с.

5. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. Вып. 4 (68). С. 77.

6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 25.

7. Игры, обучение, тренинг / под ред. В.А. Петрусинского. М.: Новая школа, 1998. 543 с.

References:

1. Kochetov A.I. Theory of personality formation. Minsk, 1998. 293 pp.

2. Psychology: a dictionary. M.: Politizdat, 1990. P. 494.

3. Burns R. The development of self-contcept and education / transl. from English, ed. by N.F. Pilipovsky. M.: Progress, 1986. 421 pp.

4. Kon I.S. The discovery of self. M.: Politizdat, 1978. 243 pp.

5. Krutykh E.V. Subjectiveness in the professional formation of students // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010. Issue 4 (68). P. 77.

6. Gessen S.I. The Fundamentals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy: a manual for higher schools. M.: Shkola-Press, 1995. P. 25.

7. Games, teaching, training / ed. by V.A. Petrusinsky. M.: Novaya shkola, 1998. 543 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.