Научная статья на тему 'Модель самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности'

Модель самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / ФУНКЦИИ / КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / MODEL SELF-ACTUALIZATION / FUNCTIONS / COMPONENTS AND STAGES OF SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафигулина Лилиана Равильевна

Представлена модель самоактуализации личности молодого учителя; выделены функции, компоненты, этапы самоактуализации, а также педагогические условия, стимулирующие данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of a young teacher personality self-actualization in the process of his professional activity

The model of Self-actualization of young teacher's personality is presented; the functions, components, stages of self-actualization, also pedagogical conditions which stimulates that process are pointed out.

Текст научной работы на тему «Модель самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности»

ному, интервальной тренировки. Успех профессионального взаимодействия с клиентом определял выбор стиля преподавания: командный, практический, взаимо-обратный, самоконтролирующий, комбинаторный.

Опытная работа позволила нам создать рекомендации по обучению персонала технологиям профессионального взаимодействия, основанным на знании коммуникативных типов, невербальных каналов взаимодействия, умений определять способы кодирования информации у конкретных людей, управлять конфликтными ситуациями. С целью предотвращения конфликтных ситуаций нами также была предложена технология взаимодействия с трудными людьми и т.д.

В ходе эксперимента мы подтвердили выдвинутые предположения о сущности комфортного пространства, модели и процессе формирования компетентности персонала в профессиональном взаимодействии и доказали эффективность отобранных педагогических средств и условий.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8 - 14.

2. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К.Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

3. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 832 с.

4. Ильин, В.И. Поведение потребителей / В.И. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 224 с.

5. Мещерякова, Е.В. Педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве: методологические основы профессиональной подготовки учителя: монография / Е.В. Мещерякова. Волгоград: Перемена, 2002. 323 с.

6. Ольшанский, Д.В. Политико-педагогический словарь / Д.В. Ольшанский. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 576 с.

7. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография / Н.К Сергеев. СПб. - Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.

8. Силяева, Е.Г. Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности / Е.Г. Силяева // Научные труды МПГУ.

Сер.: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2002. С. 22 - 36.

9. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 159 с.

The formation of the personnel competence in creating the comfortable space

There is discussed the process of the formation of the personnel competence in creating the comfortable space. The essence of the concept “comfortable space ” is defined more exactly.

Done by the author the theory model of formation the personnel competence in creating the comfortable space is presented. The process ’peculiarities and dynamics are revealed.

Key words: comfortable space, personnel competence, model, process dynamics.

Л.Р. ШАФИГУЛИНА (Астрахань)

МОДЕЛЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлена модель самоактуализации личности молодого учителя; выделены функции, компоненты, этапы самоактуализации, а также педагогические условия, стимулирующие данный процесс.

Ключевые слова: модель самоактуализации, функции, компоненты и этапы самоактуализации.

Самоактуализация личности молодого учителя есть сознательный и целенаправленный процесс выявления и раскрытия личностных качеств, способствующих эффективной и продуктивной педагогической деятельности, достижению личностного и профессионального роста. Самоактуализация предшествует самореализации, представляя аспект саморазвития личности, направленный на выявление сущностных сил личности, их развитие в той мере, которая необходима для наиболее полной

© Шафигулина Л.Р., 2009

самореализации и жизненной удовлетворенности человека. В рамках исследования педагогических условий самоактуализации личности молодого учителя, проводившегося в 2005 - 2007 гг., нами была разработана теоретическая модель стимулирования самоактуализации личности, которая позволит эффективнее управлять данным процессом.

При построении модели самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности мы опирались на целостный подход при изучении педагогического процесса (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев); работы волгоградских исследователей (Ф.У. Базаева, Е.Ю. Рубинштейн, Е.Е. Чудина), согласно которым при изучении объекта целесообразно определить его основные функции и структурные компоненты [1; 3; 4]; походы, применяемые другими исследователями при изучении проблемы самоактуализации личности студента как наиболее близкой возрастной категории (А.В. Калиниченко, Е.А. Ларина, Б.В. Рыкова и др.).

В ходе анализа сущности данного процесса нами обозначены следующие основные функции самоактуализации личности учителя: ценностно-мотивационная, рефлексивно-регулятивная, креативная. Данные функции тесно взаимосвязаны между собой. Ценностно-мотивационная функция самоактуализации определяет иерархию потребностей личности через систему ее ценностных ориентаций, уровень притязаний и субъектности. Данная функция направлена на формирование системы приоритетных ценностей личности и выражается через направленность личности и Я-концепцию.

Познание личностью своих внутренних психических состояний, а также того, как ее воспринимают другие, происходит посредством рефлексии. Рефлексия, являясь неотъемлемым компонентом самопонимания, представляет собой одно из условий формирования субъектности личности и механизма саморегуляции. Рефлексивно-регулятивная функция направляет субъекта на самопознание и познание других и того, как воспринимают его другие, на выработку норм профессионального поведения, позволяя управлять собственным поведением через процессы самоконтроля и характер локуса контроля,

поиски путей профессионального самосовершенствования. Данная функция имеет особое значение для самоактуализации личности учителя, поскольку самой деятельности педагога присущ рефлексивный характер.

Креативная функция процесса самоактуализации личности определяется творческой сущностью самоактуализации. Общепризнано, что именно творческий характер деятельности является ее наивысшим уровнем, а педагогическая деятельность носит тоже творческий характер. Процесс самоактуализации личности педагога активизирует его способности к переосмыслению существующих способов деятельности и созданию нового через внесение элементов собственного видения проблемы, индивидуальных качеств личности и т.д. Это связано с такими свойствами личности, как открытость новому опыту, гибкость мышления, развитое воображение, независимость в оценках и мнениях.

Функции самоактуализации в профессиональном становлении учителя, выделенные в нашем исследовании, нацеливают нас на определение соответствующих компонентов самоактуализации:

• ценностно-мотивационный - осознание роли самоактуализации в профессиональном становлении учителя, активная направленность на самоактуализацию личности в профессиональной деятельности;

• гностический - представление о сущностных характеристиках категории «самоактуализация», знание способов и средств, стимулирующих самоактуализацию личности;

• рефлексивный - интерес к себе и профессии, эмоциональная устойчивость, направленность на осознание своего Я и анализ собственной деятельности;

• креативный - активность, инициативность, способность к преобразованию действительности, реализация творческих импульсов, формирование и развитие индивидуального стиля деятельности.

Самоактуализацию мы понимаем не только как мотив, но и главным образом как процесс, характеризующийся определенной динамикой развития и проходящий некоторые этапы. Целесообразно говорить не о достижении самоактуализации как цели развития, а о достижении определен-

ОС

к

л

ч

о

х

о

ч

§

о

ч

ш

3

х

л

с:

8

Я

*

&

§

и

3

х

*0

5

X

О

X

ХГ

т

гг

>>

е

15

г

X

гз

X

а

и

о.

о

зх

3

X

ей

X

Е

я

н

м

£

й-

Цель: стимулирование самоактуализации личности молодого учителя

Задачи

1

Формирование знаний Формирование Формирование Формирование

о сущности гуманистических способности к творческих

самоактуализации и установок анализу и способностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основных личности оценке

гуманистических поведения и

ценностях деятельности

Г ностический Ценностно- Рефлексивный Креативный

компонент мотивационныи компонент компонент

компонент

Функции самоактуализации личности: ценностно-мотивационная, рефлексивнорегулятивная, креативная

Комплекс педагогических условий: актуализация гуманистических ценностей и формирование гуманистической направленности личности; усиление рефлексивной позиции; актуализация личностных смыслов самообразования; осознание собственной творческой индивидуальности

Формы организации: групповые, индивидуальные, самообучение

і ---------------------------

Критерии: когнитивный, личностный, деятельностный

Результат: сформированность самоактуализации личности

Уровни сформированное™: адаптивный, преобразующий, креативный

ного уровня самоактуализации, выделив при этом конкретные показатели каждого уровня. Структуру самоактуализации личности учителя в процессе профессиональной деятельности мы определяем как единство всех ее компонентов. Содержательные характеристики структурных компонентов позволили выявить критерии и уровни сформированности каждого этапа.

Были определены критерии и показатели сформированности самоактуализации личности. Для этого выделены основные уровни самоактуализации личности учителя. Каждый уровень характеризуется степенью выраженности всех названных компонентов самоактуализации.

Адаптивный уровень. Для него характерен низкий или ниже среднего уровень

выраженности всех характеристик само-актуализирующейся личности. У учителя на этой стадии выражена ориентация на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися, стремление наладить строгую дисциплину в классе, авторитарный или, наоборот, либеральный стиль общения с детьми. В профессиональной деятельности преобладает стремление четко выполнять все должностные инструкции, избегать критики со стороны коллег и руководства. Характерны заниженная или завышенная самооценка личности, высокий или низкий уровень рефлексивности. Учитель, находящийся на данном уровне, имеет самые общие представления о сущности самоактуализации, слабо знаком с категориальным аппаратом теории самоактуализации, ее роли в личностном и профессиональном росте. Даже если он декларирует важность гуманистического подхода в воспитании, его знания носят достаточно формальный характер и практически не применяются на практике. Положительно оценивается врзможность диалогического сотрудничества с учащимися, однако сохраняется авторитарный стиль общения.

Преобразующий уровень. Учитель, находящийся на данном уровне, обладает средней степенью выраженности характеристик самоактуализации, имеет общие представления о сущности самоактуализации, понимает ее необходимость, роль в личностном и профессиональном росте, проявляет позитивное отношение к возможности использования этих знаний в собственной деятельности. Наблюдаются попытки критического осмысления имеющихся теоретических знаний, формируется собственное отношение к ряду проблем обучения и воспитания. Характерны наличие умеренно выраженной учебно-дисциплинарной модели взаимодействия, реже гуманистически ориентированной профессиональной направленности, поиски себя в профессии, осознанная рефлексия собственного педагогического опыта. Также характерны осознание способов и средств самоактуализации личности, необходимости самообразования, постановка первоначальных целей и задач самосовершенствования. Таким образом, отмечается потребность

в саморазвитии, но учитель не владеет соответствующими способами ее реализации.

Креативный уровень. Учитель на данной стадии развития основных характеристик самоактуализации личности проявляет устойчивое стремление к самоактуализации в профессии, глубокие знания и умения в применении основных механизмов самоактуализации при создании индивидуальной траектории педагогической деятельности. Он обладает гибким мышлением, ярко выражена гуманистическая педагогическая направленность, устойчиво стремление к диалогическим формам общения, выражена потребность в самообразовании, рефлексии результатов деятельности, исследовательском, творческом характере работы.

Для нашего исследования основополагающими при определении критериев каждого уровня явились типы критериев, выделенные А. А. Орловым для оценки результатов педагогической подготовки. Он условно назвал их когнитивными, деятельностными и личностными. Когнитивные критерии основываются на таких показателях, как пополнение знаний, применение их на практике, в новых ситуациях. Деятельностные критерии основываются на показателях сформированности различного рода умений (объем, устойчивость, гибкость, комплексность). Личностные критерии представляют собой оценку аксиологического характера образовательного процесса: мотивы, личностный смысл деятельности, характер отношений с окружающими, готовность к самообразованию [2: 68]. Каждый уровень характеризуется содержательным наполнением и степенью развития структурных компонентов.

С учетом вышеизложенного критериями развития самоактуализации личности, по нашему мнению, являются:

• когнитивный - имеющийся запас знаний и теоретических представлений о сущности самоактуализации и ее месте в профессиональном становлении учителя, их актуализация при решении практических задач;

• деятельностный - реализация в профессиональной деятельности выявленных внутренних сил и способностей, направленность педагогической деятельности и уровень коммуникативной компетентно-

сти, проектирование и реализация индивидуальной траектории саморазвития;

• личностный - стремление к выявлению внутренних задатков, сил и способностей, наличие мотивов внутреннего саморазвития и самосовершенствования, стремление к самообразованию, удовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности.

Механизмами самоактуализации личности являются самопринятие, рефлексия и самопрогнозирование, осуществляемые через средства самоактуализации: самопознание, включающее самосознание, самонаблюдение и самоанализ, самооценку, самоконтроль, самоутверждение.

Выделенные уровни самопроявления личности позволили определить те педагогические условия, которые необходимо создать для формирования и развития соответствующих компонентов самоактуализации: актуализация гуманистических ценностей и формирование гуманистической направленности личности учителя через систему средств (развитие коммуникативных навыков, формирование позиции сотрудничества, диалогичности как основополагающее условие, определяющее содержание всех остальных условий); усиление рефлексивной позиции через рефлексивную направленность деятельности; актуализация личностных смыслов процесса самообразования; осознание собственной творческой индивидуальности через систему средств, стимулирующих формирование оптимального стиля деятельности.

Нами составлена теоретическая модель стимулирования самоактуализации личности молодого учителя (см. рис. на с. 42).

Литература

1. Базаева, Ф.У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Ф.У. Базаева. Волгоград, 2006. 154 с.

2. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А.А. Орлов / / Педагогика. 1995. №6. С. 66 - 68.

3. Рубинштейн, Е.Ю. Педагогические условия освоения учителями идей гуманитаризации образования в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Рубинштейн. Волгоград, 2004. 27 с.

4. Чудина, Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного самораз-

вития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Е. Чудина. Волгоград, 2002. 21 с.

The model of a young teacher personality self-actualization in the process of his professional activity

The model of Self-actualization of young teacher’s personality is presented; the functions, components, stages of self-actualization, also pedagogical conditions which stimulates that process are pointed out.

Key words: model self-actualization, functions, components and stages of self-actualization.

Ф.У. БАЗАЕВА (Грозный)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ И УСЛОВИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В ПЕДВУЗЕ

Обосновываются характеристики профессионально-личностной самореализации студента педвуза, ее структура и функции в профессиональной деятельности учителя.

Эта модель становится основанием для выявления факторов и условий становления самореализации будущего учителя в условиях его обучения в педвузе.

Ключевые слова: самореализация педагога, функции самореализации, самооценка, самопонимание, самоутверждение.

Профессионально -педагогическая деятельность современного учителя все более приобретает субъектный характер, отличается высокой степенью самостоятельности, произвольности, что не представляется возможным без развитой способности к самореализации творческого индивидуально-личностного потенциала. Однако в большинстве случаев, как показывают многочисленные исследования (Н.М. Борытко, В.В. Горшкова, Н.К. Сергеев и др.) и наши экспериментальные данные, учителя воспринимают себя лишь как исполнителей, средство реализации программ, учебников, инструкций. Значительная доля педагогов проявляет ус-

© Базаева Ф.У., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.