ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.Н. Хромов
В современных условиях в системе образования осуществляется переход на новые ценности и новое понимание смысла развития, воспитания и психологической поддержки личности. Правомерно вести речь и о совершенствовании педагогического процесса и современного педагогического мышления. Ведь глубинной сутью, главной задачей педагогической деятельности является возвышение человека, утверждение и развитие всего лучшего, что заложено в нем, т. е. индивидуальных качеств, освоение индивидуумом норм общественной морали, культивирование внутренней свободы и творчества. Практика показывает, что этот процесс является сложным, противоречивым и неравномерным. Формируется новая культура воспитания, открывающая выход воспитания на гуманистическую модель, освоение демократических способов организации жизни в образовательных учреждениях всех типов, видов и категорий, а также в армии и на флоте [1].
Наряду с важностью всех направлений воспитания для всех граждан Российской Федерации возрастает его роль в воспитании воспитателей, т.е. будущих руководителей предприятий, организаций и даже государств, но особенно это актуально для формирования педагогического мышления будущих педагогов и офицеров-воспитателей. Формирование педагогического мышления у педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий в ходе военной подготовки студентов имеет свои особенности. Прежде всего, утверждать новое педагогическое мышление - это значит учитывать свойства самого мыслительного процесса, его возможности. Важно в рамках нового педагогического мышления мобилизовать интеллект на продуктивный поиск эффективных путей повышения результативности и качества учебно-воспитательного процесса.
Концепция поддержания обороноспособности нашей страны в современных условиях предусматривает комплектование до половины первичных офицерских должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации офицерами, прошедшими военное обучение по программам подготовки офицеров запаса в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого вытекает задача повышения качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов. Образование, включающее обучение и воспитание специалистов, предусматривает привитие им всех профессионально значимых качеств, необходимых не только современному руководителю предприятия, организации и т.д., но и офицеру-воспитателю.
Основными направлениями воспитания студентов как будущих педагогов и офицеров в современных условиях являются следующие: государственно-патриотическое; профессиональное (военно-профессиональное); духовно-нравственное; социально-правовое; экологическое; физическое [4].
Важнейшей формой формирования педагогического мышления будущих педагогов и офицеров является самовоспитание. Педагогический анализ процесса самовоспитания студентов позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой. Подробнее об этом говорилось ранее [3].
Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самосознание себя в условиях повседневной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях; самоизучение; самооценка [2].
Самопознание позволяет студенту, проходящему военное обучение по программам подготовки офицеров запаса, глубже осознать и уяснить систему требований,
предъявляемых к нему не только как к будущему специалисту конкретной воинской специальности, но и как к будущему офицеру-воспитателю, понять свои задачи и представить перспективу своего дальнейшего развития.
Практика убеждает: уровень педагогического мастерства офицеров самым непосредственным образом влияет на качество обучения и воспитания студентов, высокие результаты в военном обучении по программам подготовки офицеров запаса.
Фактически у каждого человека есть свой идеал, образец, по которому он строит процесс самосовершенствования. И это не обязательно какая-то конкретная личность. Анализ выбора идеала будущими офицерами запаса свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания, в работе над собой не все студенты ясно представляют себе эти идеальные устремления. Здесь проявляется вскрытая в психолого-педагогических исследованиях закономерность, что для таких людей идеал существует в каком-то психологическом «подполье», и равнение на него происходит также как-то стихийно, не вполне осознанно [3].
Исходя из квалификационных требований, выпускник военной кафедры гражданского учебного заведения профессионального образования - офицер запаса должен:
• обладать развитым абстрактно-логическим мышлением, собственным компетентным мнением, уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение;
• знать требования к организации боевой подготовки на флоте, уметь планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности, проводить учения, учебные занятия и тренировки по боевой подготовке;
• знать психолого-педагогические основы управленческой деятельности, уметь воспитывать подчиненных, поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, обеспечивать безопасные условия служебной деятельности;
• обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев;
• обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства и волю других;
• иметь развитое чувство собственного достоинства, уметь постоять за себя, защитить свое личное достоинство и уважать достоинство других;
• уметь видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дела до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными;
• знать основы работы с людьми, проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;
• знать и точно соблюдать правила и положения, установленные воинскими уставами, законами, иметь образцовый внешний вид и строевую подтянутость;
• владеть компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации;
• обладать стремлением к самосовершенствованию, уметь планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные информационные образовательные технологии;
• обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в успех;
• знать и неукоснительно соблюдать правила воинского этикета, проявлять вежливость и тактичность в отношении со старшими командирами и начальниками, товарищами по службе и подчиненными;
• быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела [5].
Программы подготовки офицеров запаса и формирования педагогического мышления будущих педагогов являются реально выполняемыми, когда в них находят отражение следующие вопросы:
• по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;
• посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах воспитания;
• примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.
Программы формирования педагогического мышления конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения. Личные правила поведения - это как бы своеобразные программы поведения в конкретных жизненных, служебных обстоятельствах. Так, например, для начальника, командира любого уровня очень важно быть примером личного поведения, вести за собой личный состав для решения поставленных задач. Студент, готовя себя как будущего офицера запаса, которому предстоит руководить подчиненными, должен вырабатывать у себя эмоционально-волевую устойчивость и следующие правила поведения: постоянно сохранять спокойствие, не выражать волнения внешне; никогда не принимать необдуманных решений; тщательно взвешивать и анализировать свои поступки; не поддаваться первому впечатлению; не отступать перед трудностями; на учебных занятиях и дежурстве действовать с полной отдачей сил.
Правила поведения могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. Для отдельных военнослужащих выработанные правила поведения становятся программными в их работе над собой. В процессе же формирования педагогического мышления то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного формирования педагогического мышления выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой воспитания командирских качеств. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для студентов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.
Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической подготовкой студентов. Овладение эффективной методикой формирования педагогического мышления выступает одним из условий повышения его качества и результативности. Прежде всего это связано с умением применять в интересах формирования педагогического мышления разнообразные методы, приемы и средства.
Под методами формирования педагогического мышления понимается некая совокупность приемов разнородного педагогического воздействия на человека самого себя и общества в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием же следует рассматривать как более частное воздействие на человека, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.
Система методов и приемов формирования педагогического мышления для каждого будущего офицера индивидуальна. Вместе с тем анализ практики формирования педагогического мышления позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых к студентам в интересах формирования педагогического мышления. Это -самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг,
самоконтроль и соответствующие методы, применяемые со стороны офицеров-воспитателей.
Так, посредством самоубеждения будущий педагог способен добиться самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения тех недостатков, которые мешают. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех «за» и «против». Происходит своеобразное разрешение противоречий между личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают будущим педагогам уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной цели.
Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Психолого-педагогический механизм самовоздействия данным методом состоит в том, что, принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием командирских качеств в избранных направлениях, студенты мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю готовность к активной и целенаправленной работе над собой, как будущих педагогов.
Сущность метода самоорганизации в формировании педагогического мышления состоит в том, что студенты, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями формирования педагогического мышления, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.
Большой интерес в работе над собой вызывает метод аутотренинга. В основе данного метода лежит эмоционально-волевая тренировка, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии сам себе создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести эту модель в свою психику путем сосредоточения внимания или многократного повторения.
Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости - и самокорректирования. Самоконтроль в воспитании командирских качеств основывается на способности человека осуществлять контроль в своей деятельности. Его сущность состоит в том, что студенты и преподаватели, анализируя ход работы по формированию педагогического мышления, устанавливают отклонение реализованной программы формирования педагогического мышления от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над каждой личностью. В силу этого контроль в воспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую, корректировочную.
Непременным условием эффективности метода самоконтроля является высокая требовательность каждого человека к себе и друг к другу. При этом требовательность должна быть повсеместной и объективной.
Рассмотренные методы формирования педагогического мышления на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов формирования педагогического мышления у будущих педагогов профессионального обучения относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.
Анализ процесса формирования педагогического мышления дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс с присущими ему внутренними противоречиями. Многие из них испытывают существенные трудности в формирования педагогического мышления на различных этапах его осуществления, не все
владеют эффективной методикой формирования педагогического мышления. Более того, среди студентов и в том числе среди младших командиров можно встретить самое различное отношение к воспитанию командирских качеств, вплоть до отрицания его необходимости. Все это говорит о том, что процесс работы будущих офицеров над собой не должен уходить из поля зрения профессорско-преподавательского состава военных кафедр и кафедры технологий профессионального обучения. Им необходимо постоянно управлять, осуществлять педагогическое руководство.
Военная подготовка существенно влияет на формирование будущих педагогов, на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности, их патриотизм.
Особенностью военной подготовки будущих специалистов образовательной отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» является их профессиональная педагогическая подготовка. Студенты названной специальности не только самостоятельно разрабатывают компьютерные обучающие программы, используемые в учебном процессе, но и квалифицированно объясняют другим студентам правила работы с программами. Для разработки подобных программ студенты должны очень глубоко изучить соответствующую тему, а также динамику моделируемых процессов. Это способствует более глубокому изучению теоретических положений и выработке практических навыков в обслуживании вооружения и военной техники.
Как показывает опыт, вовлечение студентов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» в организацию и проведение учебного процесса в ИКВО заметно способствует формированию будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий, существенно влияет на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности, воспитывает в них смелость, решительность, патриотизм, умение достигать поставленных перед собой целей [4].
В статье рассмотрено влияние военной подготовки на формирование у будущих педагогов профессионального обучения педагогическое мышление.
Литература
1. Потеев М.И., Горлушкина Н.Н. Инновационная направленность воспитания воспитателей при подготовке педагогов профессионального обучения и преподавателей высшей школы.// Межвузовский сб. научно-метод. ст. «Проблемы подготовки преподавателей высших учебных заведений по воспитательной работе со студентами в современных условиях»./ Под ред. А.С. Бургонского. СПб.: СПб ГУ ИТМО., 2004. С. 247-258.
2. Корчемный П.А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. Военная психология и педагогика: Учебн. пособие. М.: Совершенство, 1998. 384 с.
3. Гавриш В.М., Хромов И.Н. Методика самовоспитания командирских качеств у студентов, проходящих военное обучение по программам подготовки офицеров запаса// Научно-тех. вестник СПб ГУ ИТМО. Вып. 12. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2004. С.207-210.
4. Хромов И.Н. Формирование патриотизма у студентов - будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий в ходе военного обучения.// Межвузовский сб. научно-метод. ст. «Проблемы подготовки преподавателей высших учебных заведений по воспитательной работе со студентами в современных условиях»./ Под ред. А.С. Бургонского. СПб.: СПб ГУ ИТМО., 2004. С. 266-272.
5. Хромов И.Н. О влиянии военной подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение» на формирование педагогов профессионального обучения // Межвузовский сборник научно-методических статей «Информационные технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании»./ Под ред. проф. М.И. Потеева. СПб.: СПб ГУ ИТМО. 2003. С. 84-92.