УДК 378:001.891
А.А. МАЙЕР
САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Представлены направления и содержание профилактики профессиональных затруднений в процессе подготовки будущего педагога в вузе. Определены этапы и алгоритмы реализации программы управления развитием будущего педагога, запускающей процессы самопрограммирования и саморазвития.
Ключевые слова: профессиональные деформации, затруднения в деятельности, профилактика, управление, развитие, саморазвитие, подготовка педагога.
The article presents the direction and consistence of professional complication profilacy during educator's professional training. Author has determined the stages and algorithms of training curriculum.
Key words: professional deformations, development, teachers training.
Профессиональный труд педагога, как показывает анализ, характеризует высокая эмоциональная нагруженность, низкий социальный статус, финансовая несостоятельность, феминизиро-ванность и общая тенденция «старения» учительствования. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов имеют высокий уровень невротизма, а 65,9% учителей страдают от высокого уровня тревожности, основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию [3].
Большинство исследователей отмечают, что после 3-5 лет в профессии (особенно это характерно для профессий в системе «человек - человек», к которой и относится педагогическая профессия) у субъекта появляются стойкие профессиональные деформации, которые приобретают совершенно
© Майер A.A., 2G16
activity complications, profilacy, management, self-
индивидуальный профиль в сочетании с особенностями личности педагога.
Под профессиональными деформациями педагога мы понимаем негативные изменения личностного и деятель-ностного характера, вызванные объективными факторами педагогического труда. К основным особенностям профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты [1], определяющие негативные изменения в психике и деятельности педагога.
Принципиальным вопросом в решении проблемы профессиональных деформаций является поиск путей и способов профилактики их возникновения (с целью минимизации) и реабилитации имеющихся последствий (с целью актуализации имею-
щихся внутренних ресурсов будущего педагога, позволяющих заместить или компенсировать устойчивые нарушения в личностном и деятельностном планах).
В исследованиях отечественной школы представлены основные пути профессиональной реабилитации [2, 6, 7]:
• повышение социально-психологической компетентности и аутокомпе-тентности;
• диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
• прохождение тренингов личностного и профессионального роста;
• рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
• профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
• овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
• повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.
Как видим, из представленных направлений основной акцент сделан на внутренних резервах и мобилизационных возможностях самого субъекта. В этом смысле саморазвитие субъекта труда есть естественный механизм минимизации и преодоления тех негативных воздействий в профессиональной деятельности, которые могут оказать пагубное влияние и на личностное развитие будущего педагога.
Укажем основные пути реализации возможных внутренних резервов саморазвития педагога в процессе профессиональной подготовки.
Рефлексия субъекта в педагогиче-
ской профессии является единственным инструментом для того, чтобы быть и оставаться адекватным происходящему. Эмпатия педагога является единственным инструментом для того, чтобы быть и становиться привлекательным для других. Творчество педагога является единственным инструментом для того, чтобы изменяться в контексте происходящего и менять происходящее в контексте своего развития. Наконец, диалог с другими является единственным инструментом для того, чтобы понимать, что все, что происходит благодаря описанным выше механизмам, не деформирует педагога и тех, с кем он взаимодействует.
Данные механизмы обеспечивают реализацию таких процессов, как самовоспитание, самообразование и саморазвитие [4]. Ниже мы представляем программу внешнего управления профессиональным развитием будущего педагога. В соответствии с этапами возникновения и профилактики профессиональных затруднений она направлена:
• на стимулирование обнаружения некомпетентности, выявление проблемных полей в профессиональной подготовке путем предъявления нормы-образца и создания условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами (совместный анализ действий, сравнение собственных профессиональных возможностей с другими коллегами, взаимодействие с компетентным человеком). Результатом управления выступает обнаружение некомпетентности, готовность к ее устранению, открытие способов ее осознания;
• помощь в определении затруднений, организацию освоения нормы-образца, стимулирование положитель-
ной обратной связи. На данном этапе целью управления является конкретизация выявленных проблемных полей, стимуляция процесса самопрограммирования по их оптимизации путем оказания помощи в определении затруднений, организации освоения нормы-образца, информационно-методического сопровождения реализации индивидуальных программ. Результатом подобной деятельности является самообнаружение некомпетентности, готовность обучающихся к реализации индивидуальной программы в будущей профессии;
• формирование мотивации к постоянному самоанализу, помощь в обосновании опыта, оценке степени усвоения нормы-образца, выраженного в учебном материале, опыте практической деятельности. Результатом управления является осознание собственного достигнутого уровня профессиональной компетентности;
• закрепление устойчивого образа профессиональной компетентности за счет расширения и применение опыта в новых ситуациях, формирования опыта творческой деятельности. Как результат - устойчивое мотивационно-ценностное и эмоционально-оценочное отношение к себе как к представителю профессии с опорой на знание собственных сильных и слабых сторон.
Данная программа реализуется в ходе профессиональной подготовки обучающихся в традиционной логике управления.
• Анализ направлен на диагностику типичных затруднений студентов в профессиональной деятельности и общении, результатом чего выступает поле проблем, упорядоченное по значимости, трудоемкости и возможности их решения применительно к конкретно-
му содержанию учебных дисциплин и практической деятельности.
• Планирование направлено на разработку проекта решения проблем, конкретизированного по срокам и этапам, объему работ и способам решения выявленных затруднений.
• Организация связана с реализацией плана в соответствии со сроками и этапами исполнения в ходе изучения учебных дисциплин и реализации практической деятельности.
• Контроль направлен на анализ и оценку текущих показателей выполнения плана и промежуточных результатов профессионального развития в условиях учебно-профессиональной деятельности будущего педагога.
• Регулирование представляет собой действия по своевременной коррекции отклонений от процесса и результатов, намеченных в плане.
Представим данные функции в виде управленческих действий со стороны преподавателей и методистов, осуществляющих поддержку обучающихся в профессиональной подготовке, когда вся работа строится на организации внешних воздействий, способствующих осознанию студентами собственных затруднений и выработке планомерных действий по их разрешению (табл. 1).
Представленный алгоритм действий позволяет запустить механизмы управленческого цикла «самоанализ - самопланирование - самоорганизация - самоконтроль - саморегулирование» и обеспечивают логику индивидуального развития на рефлексивной основе «самосознание (самопознание) - самоопределение - самовыражение - самоутверждение - самореализация - саморегуляция».
Реализация данного алгоритма программы в практике работы с опытны-
ми педагогами [5] позволила нам выработать определенную программу для подготовки будущих педагогов. Организация подобной рефлексии на основе самооценки обучающимися процес-
са саморазвития позволяет выработать собственную программу развития и контролировать процесс ее реализации (табл. 2).
Таблица 1
Алгоритм управления саморазвитием будущего педагога
Этапы/показания Цель Управленческие действия Результат
Неосознанная некомпетентность: удовлетворенность своей деятельностью, иллюзия компетентности (отсутствие вопросов, боязнь критики, низкий уровень рефлексии). При обнаружении некомпетентности -стремление скрыть недостатки, вплоть до отрицания проблем, выстраивание защиты Стимулирование обнаружения некомпетентности, выявление проблемных полей в профессиональной подготовке Предъявление нормы-образца, актуализация опыта, создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами (совместный анализ действий, сравнение собственных профессиональных возможностей с другими участниками обучения, взаимодействие с компетентным человеком) Обнаружение некомпетентности и формирование готовности к ее устранению, открытие способов ее осознания
Осознанная некомпетентность: опредмечивание трудности, формирование проблем, анализ причин затруднений Конкретизация выявленных проблемных полей, стимулирование процесса самопрограммирования по их оптимизации Помощь в определении затруднений, организация освоения нормы-образца, ин-формационно-методиче-ское сопровождение реализации индивидуальных программ Самообнаружение некомпетентности, готовность к реализации индивидуальной программы
Неосознанная компетентность: отсутствие целостного образа промежуточных и итоговых результатов, недостаточная рефлексия Стимулирование к обобщению опыта, постоянной рефлексии Формирование мотивации к постоянному самоанализу, помощь в обосновании опыта, оценка усвоения Осознание собственного достигнутого уровня профессиональной компетентности
Осознанная компетентность: целостное и системное представление достигнутого уровня сформирован-ности профессиональной компетентности Закрепление устойчивого образа профессиональной компетентности Расширение и применение опыта в новых ситуациях, формирование опыта творческой деятельности Устойчивое мотивацион-но-ценностное и эмоционально-оценочное отношение к себе как к профессионалу
Таблица 2
Образец самопрограммирования собственного развития педагога
Компоненты саморазвития, требующие оптимизации Индивидуальные цели саморазвития Методы и средства саморазвития Планируемый результат Анализ, оценка, коррекция результата
Продвижение к вершинам профессии предполагает использование психологической, психотерапевтической поддержки обучающихся, участие в работе семинаров по данной проблематике, профессиональных тренинговых группах, дающих модели и опыт гуманистического взаимодействия, на которые будущий педагог сможет опираться в своей практической деятельности.
Это также предполагает постоянную внутреннюю работу в данном направлении, которая опирается на осознаваемое желание становиться и быть фасилитатором (помогающим, способствующим развитию другого человека) и понимание того, какого уровня уже удалось достичь.
Об успешности продвижения по этому пути говорят следующие изменения:
• обучающийся начинает по-другому смотреть на себя;
• он более полно принимает себя и свои чувства;
• он больше доверяет себе, может лучше управлять собой;
• он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть;
• он проявляет большую гибкость в своем восприятии;
• он ставит для себя более реальные цели;
• его поведение становится более осознанным;
• он способен отказаться от вредных привычек;
• он начинает больше понимать и принимать других;
• ему становится более доступным то, что происходит внутри него и снаружи;
• он способен развивать основные качества своей личности в лучшую сторону [8, с. 340].
Успешность самостроительства предполагает не только овладение отдельными техниками и технологиями саморазвития, но и выработку целостной системы, определяющей миссию будущего педагога, траектории его развития в профессии и личностный смысл труда.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Безносое С.П. Профессиональная деформация личности: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.272 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., пере-раб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.336 с.
3. Иванова Е.В. К вопросу о социально-экономическом аспекте профессиональной деформации школьного учителя. URL: http://
www.psychosfera.ru/book/book6/book6_78. html
4. Кириллов В.К., Алексеев Б.Л., Маскевич К.В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары, 1994.268 с.
5. Майер А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: учеб.-метод. пособие. М.: Сфера, 2015. 128 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Дело, 1996.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
8. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию.
Становление человека / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной; пер. с англ. М.: Прогресс; Уни-верс, 1994. 480 с.
УДК 378.17:379.8
М.Н. МИТИН, С.Н. ФИЛИППОВА
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ТАНЦАМИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Обосновано актуальное направление практической работы кафедр и преподавателей физической культуры по формированию здорового образа жизни студентов средствами двигательно-танцевальныш программ. Основой совершенствования занятий физической культурой является антропопедагогический принцип максимального учета индивидуально-личностных и групповых интересов молодежи на основе их творческого мотивирования. Опрос студентов показал востребованность занятий танцами, а данные пульсовой диагностики выявили их выраженное тренирующее влияние. Ключевые слова: здоровье студентов, здоровый образ жизни, физическая культура, инкуль-турация, субъектность, танцевальные программы.
In the article there are substantiated actual areas of practical work by calisthenics instructors concerning breeding of students' healthy life-style (DHL) with motion and dancing programs during lessons of physical culture. Anthropopedagogical principle of maximal taking-into-account of individual and group interests of the youth in the contemporary higher school is the methodological basis of the proposed areas. Results of interrogations have shown students' high demand for dancing exercises as an innovative component of Physical Education curriculum. Keywords: students' health, healthy life-style, Physical Education, enculturation, subject position, motion and dancing programs.
Демографические проблемы современной России привели к снижению в несколько раз количества детей и молодежи в стране, ухудшению их здоровья. Поэтому физическая культура в вузах призвана превратиться в ведущую дисциплину, ответственную за формирование культуры здоровья новых поколений, поскольку «двигательная ак-
© Митин М.Н., Филиппова С.Н., 2016
тивность дарует человечеству саму жизнь. Работая мышцами, он не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект» [1]. Преподаватели физической культуры в меняющейся парадигме физического воспитания детей и молодежи становятся не только проводниками и пропагандистами развития здоровья и здорового образа жизни, но и инноваторами в разработ-