10. Арасланова, А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 2.
11. Бороева, О.П. Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно-ориентированного образования у будущих медицинских специалистов // «Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского». - 2010. - № 6 (35).
Bibliografy
1. Ibragimov, G.I. Principih upravleniya kachestvom srednego professionaljnogo obrazovaniya // Pedagogika. - 2007. - № 4.
2. Nesterova, N.L. Formirovanie professionaljnoyj kompetencii u studentov medicinskogo uchilitha v usloviyakh professionaljno-refleksivnogo treninga: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - M., 2010.
3. Breev, B.D. K voprosu o postarenii naseleniya i depopulyacii // Sociologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 2.
4. Lazebnik, L.B. Vot i starostj v okne mayachit // Zdorovje Vologodchinih. - 2000. - № 1.
5. Komova, S.Yu. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti studentov-socialjnihkh pedagogov k rabote s semjeyj: avtoref. dis. .kand. ped.
nauk. - Tambov, 2009.
6. Lunegova, E.A. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti k deyateljnosti s detjmi-invalidami u buduthikh specialistov socialjnoyj rabotih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2008.
7. «Samoregulyaciya kak odin iz komponentov formirovaniya psikhologicheskoyj gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k professionaljnoyj deyateljnosti» // Teoreticheskie i prikladnihe problemih pedagogicheskoyj i detskoyj antropologii: Materialih III Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Stavropolj, 2004.
8. Solovjeva, A.V. Osobennosti vzaimodeyjstviya medicinskogo personala s pozhilihmi pacientami // Medsestra. - 2010. - № 2.
9. Djyachenko, M.I., Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj: lichnostj, obrazovanie, professiya / pod red. M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. - Minsk,
2006.
10. Araslanova, A.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih professionaljnogo obtheniya studentov medicinskogo kolledzha // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2007. - № 2.
11. Boroeva, O.P. Realizaciya ideyj gumanisticheskoyj ehtiki v usloviyakh lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya u buduthikh medicinskikh specialistov // «Uchenihe zapiski Zabayjkaljskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernihshevskogo». -2010. - № 6 (35).
Статья поступила в редакцию 31.10.11
УДК 517 (07)
Konkova M.I. INTRINSIC CHARACTERISTICS OF THE CATEGORY CONTINUITY AND ITS FUNCTION IN TRAINING TO BASES OF THE MATHEMATICAL ANALYSIS IN SYSTEM SCHOOL-HIGH SCHOOL. In article various approaches to definition of a category of continuity are described, is noticed that the category satisfies “continuity” to characteristics laws of teaching and educational process also it can be considered as a training principle. For specification of essence of the formulated principle of continuity, its functions which have conditionally divided on standard and technological are allocated.
Key words: category of “continuity”, principle, school-university system, the formalism, regulatory and technological functions.
М.И. Конькова, аспирант АГПИ, г. Саров, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ
В статье описаны различные подходы к определению категории преемственности, отмечено, что категория «преемственность» удовлетворяет характеристикам закономерности учебно-воспитательного процесса и может рассматриваться как принцип обучения. Для уточнения сущности сформулированного принципа преемственности, выделены его функции, которые условно разделены на нормативные и технологические.
Ключевые слова: категория «преемственность», принцип, система школа-вуз, формализм, нормативные и технологические функции.
Вузовский курс математики развивает, углубляет и расширяет теоретические сведения, приемы и методы решения математических задач, полученные учащимися на уроках математики в старшей школе. В связи с этим обеспечение преемственности в обучении основам математического анализа в школе и вузе занимает одно из важнейших мест в методике преподавания математике.
Преемственность как закономерность развития нашла отражение в философской и психолого-педагогической литературе, в специальных исследованиях. Понятие «преемственность», как философская категория, является многоплановым. Это, видимо, объясняется тем, что разные ученые, ориентируясь на различные стороны этого понятия, дают различные определения преемственности. Например, доктор философских наук В.К. Чалоян [1, с. 32-34] указывает, что «преемственность - это единство унаследованного старого и качественно нового, которому присуща целостность и которое, как таковое, является определенной ступенью развития действитель-
ности». Это определение преемственности характеризует «унаследованное» в развивающейся системе. Э.А. Баллер [2] в своем определении преемственности акцентирует внимание на отражении сути процесса становления этого «унаследованного». Он пишет, что «преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных сторон его организации при изменении целого как системы.
В исследовании доктора педагогических наук С.М. Год-ник [3, с. 23] преемственность рассматривается «как закон функционирования всех специально организуемых, управляемых процессов, ибо без преемственности невозможно поступательное прогрессивное развитие. Преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития». Автор указывает на то,
что «преемственность предполагает совершенствование настоящего и обоснованное программирование будущего с опорой на прошлое, на дальнейшее развитие прогрессивного и конструктивного из предшествующего».
Традиционно «преемственность в обучении» рассматривается как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [4, с. 514-515]. Но данная формулировка слишком абстрактна, и её необходимо уточнять с точки зрения специфики педагогического процесса. В определении из Российской педагогической энциклопедии «преемственность в обучении - это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения»[5, с. 185], на наш взгляд, недостаточно учитывается многогранность понятия преемственность.
Анализ научной и учебно-методической литературы, позволил нам отметить, что категория «преемственность» удовлетворяет характеристикам закономерности учебно-воспитательного процесса и может рассматриваться как принцип обучения.
Данный принцип, как и другие, учитывает существующие педагогические закономерности и определяет правила организации учебной деятельности. Учёт этого принципа в обучении оказывает влияние на методы и формы обучения, позволяет преподавателю управлять учебной деятельностью при построении содержания обучения и выборе способов деятельности.
С вопросами преемственности в системе школа - вуз в обучении основам математического анализа связано резкое падение уровня математической подготовки выпускников средней школы. Одним из самых распространенных и тяжелых недостатков математической подготовки выпускников школ до сих пор остается формализм математических знаний и навыков. Формальный характер приобретаемых учениками в школе математических знаний и навыков действительно служит существенным препятствием на пути ко всем тем целям, какие ставит себе высшая школа. Нет, и не может быть, поэтому разногласий в вопросе о необходимости и неотложности борьбы с этим явлением не только в школе, но и в вузе.
Так, например, вытеснение из школьного курса математики понятия предела, приводит к еще большему разрыву в преемственности математического образования. Вчерашний школьник, у которого даже не сформировались интуитивные представления о понятии предельного перехода, на первом курсе института должен это понятие применить как в математике, так и в других науках. В некоторых школах, введение понятия начинается с его строгого определения, его формально - логического развертывания, без учета психологических особенностей познавательного процесса. В этом случаи школьник может усвоить лишь технику работы с этим понятием без понимания смыслового и функционального содержания. Неподготовленность к восприятию проистекает не из того, что уровень абстракции высок, а из того, что не ясны процессы восхождения к ней, не выявлены механизмы, на которых и происходит формирования общих математических понятий. Таким образом, речь должна идти о создании и отыскании средств, превращающих понятия в доступные и продуктивные. Строгое определение понятия должно быть не началом обучения, а итогом творческого поиска учащихся, руководимых учителем.
Мы предлагаем решить вопросы преемственности в системе школа - вуз через призму соотношения формального и интуитивного в обучении основам математического анализа. Рассматривая категорию «преемственность» как принцип
обучения, предписывающий организовывать процесс обучения, путем преодоления противоречий, связанных с непониманием в процессе обучения и уточнять способы преодоления этих противоречий в зависимости от целей обучения и воспитания обучающихся. Особенностями принципа преемственности в указанной трактовке являются непрерывность и направленность.
Чтобы уточнить сущность сформулированного принципа преемственности, конкретизируем его функции, которые условно разделим на нормативные и технологические. Первые мы соотносим с теорией организации процесса обучения, а вторые - с практикой его реализации.
К нормативным функциям относятся: развивающая (учитывает закономерности динамики и диалектики педагогического процесса при постановке целей, отборе содержания обучения, при выборе методов, форм и средств обучения, а также на этапе планирования результатов); конструктивная (соединяет три временных слоя педагогического процесса: прошлое, настоящее и будущее в их взаимодействии по содержанию и влиянию на методы, формы и средства обучения); интегративная (обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и его результатов).
Реализация нормативных функций на практике связана с осуществлением технологических функций, к которым следует, прежде всего, отнести: координирующую (определяет возможные направления изменения целей, структуры содержания и оптимизации методов обучения при сохранении преемственности педагогического процесса); регулирующую (обеспечивает взаимодействие преподавателя и студента).
Но категория «преемственность» - это не только дидактический принцип, а и психологическая категория. Поэтому традиционно конструирование содержания и выбор приемов деятельности требуют учета следующих трех аспектов: логико-содержательного, являющегося определяющим при построении учебной дисциплины, при этом понятия, законы и факты располагаются в логике развития изучаемой отрасли знаний; логико-психологического, предполагающего дидактическую переработку этого содержания с учетом возрастных особенностей учащихся; ценностно-смыслового, предполагающего включение воли, эмоций, чувства и действий учащегося в процессе освоения предметного содержания. Указанные три аспекта в зависимости от стоящих перед обучением целей и задач претерпевают некоторые изменения. С изменением целей обучения принцип преемственности сохраняется, но это не означат, что остается неизменным его содержание.
На основе анализа научно-педагогической и учебно-методической литературы обобщено понятие «преемственность в обучении», рассматриваемое в системе школа - вуз. Оно представлено как многогранное понятие: преемственность в обучении основам математического анализа есть принцип теории и методики обучения математике, предполагающий согласование процессов обучения основам анализа в средней школе и в вузе, как в содержательном, так и в технологическом аспектах.
Осуществление преемственности в обучении основам математического анализа в системе школа - вуз требует рассмотрения не только содержательного аспекта, но и преемственности в формах, методах, средствах обучения в средней школе и вузе. Преемственность в содержании и методике обучения, опора на ранее полученные знания, их развитие и закрепление являются непременным условием успешности обучения основам анализа.
Библиографический список
1. Чалоян, В.К. Преемственность в философии античного и средневекового общества. - М., 1968.
2. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969.
3. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж, 1981.
4. Преемственность // Большая Советская Энциклопедия. - М., 1975.
5. Преемственность в обучении // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.