Научная статья на тему 'Сущностные характеристики инициативности студентов младших курсов'

Сущностные характеристики инициативности студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ИНИЦИАТИВА / ВОСПИТАНИЕ / СТРУКТУРА ИНИЦИАТИВНОСТИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ / THE EFFECTIVENESS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / INITIATIVE / EDUCATION / THE STRUCTURE OF INITIATIVE / COLLECTIVE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Анастасия Владимировна, Брыкина Валентина Анатольевна

В статье раскрывается суть инициативности, описываются компоненты инициативности студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF INITIATIVE STUDENTS OF JUNIOR COURSES

The article reveals the essence of initiative, describes the components of initiative of junior students.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики инициативности студентов младших курсов»

УДК 796.819

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

МЛАДШИХ КУРСОВ

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF INITIATIVE STUDENTS OF JUNIOR COURSES

Воробьева Анастасия Владимировна

студент

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет

г. Волгоград, Россия Vorob'eva Anastasia Vladimirovna

student

Institute of Art Education Volgograd State Pedagogical University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент

кафедра физической культуры/ Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentino Anatolyevna

assistant

department of Physical Education Volgograd State Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье раскры/вается суть инициативности, описываются компонентыы инициативности студентов младших курсов.

Abstract. The article reveals the essence of initiative, describes the components of initiative of junior students.

Ключевые слова: эффективность педагогического процесса; инициативность; инициатива; воспитание; структура инициативности; коллективная инициативность

Keywords: the effectiveness of the pedagogical process; initiative; initiative; education; the structure of initiative; collective initiative

Проблема развития инициативности довольно часто являлась объектом исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов XX века, таких как: М. И. Вайсфельд, А. Л. Мендельсон, И. Назаров, А. П. Нечаев, П. Жюль, Э. Эриксон и другие.

М. И. Вайсфельд обозначал инициативу как «способность к новым шагам». Инициатива, чтобы быть действенной, должна быть осознанной и целенаправленной.

Э. Эриксон считал инициативность неотъемлемой частью развития личности и утверждал, что инициативность является аспектом любого действия и инициативность необходима людям во всем, чем они занимаются.

А. И. Высоцкий, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, А. И. Щербаков рассматривали в своих трудах инициативность, как волевое свойство личности, а А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, Б. М. Теплов - как черту характера.

Рубинштейн отмечал, что всякое волевое действие является целенаправленным. Так же Рубинштейн уделяет огромную роль в инициативности интеллектуальным данным, богатству воображения, умению увидеть перспективы, способности рождать идеи. Волевое действие -«сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю...»

А. И. Щербаков выделял инициативность как важнейшее волевое свойство человека, во многом зависящее от мировоззрения. Непременным условием для воспитания воли является формирование нравственного мировоззрения, усвоение принципов морали, развитие чувства долга и ответственности.

A. И. Высоцкий особое внимание уделяет проявлению воли в старшем школьном возрасте, когда волевые качества получают дальнейшее интенсивное развитие. В этом возрасте усложняются цели, совершенствуются мотивы, прививаются навыки контроля своего поведения, осознание необходимости самосовершенствования.

B. И. Селиванов и его ученики относили инициативность к волевым свойствам личности (методы саморегуляции поведения, выработавшиеся в опыте личности). Инициативность как свойство личности связано с хорошо развитой общественной активностью, это «способность и умение человека по собственному почину предпринимать действия и поступки». В инициативном действии автор отмечает ярко выраженный волевой характер, т. к. осуществление его связано с какими-либо трудностями.

Б. Т. Теплову принадлежит определение инициативности как черты характера. Инициативность характеризует направленность деятельности человека, детерминированную определенными мотивами.

В. А. Крутецкий называет характером своеобразную, привычную для человека манеру поведения, «в которой проявляются его отношения к окружающей действительности». Воля - «ядро характера».

М. Брихцин считал, что необходимым условием в формировании инициативности является умение ставить цели.

В. И. Абраменко рассматривал инициативность как черту характера и характеризовал ее как «постоянную склонность ученика в привычных условиях предпринимать активные действия, находить оригинальные решения, изменяющие ход событий».

К. А. Абульханова-Славская утверждала, что инициативность - не только желание выразить себя, но и заявить о себе «оформить свои желания

и притязания». Инициатива выступает как свободная форма активности, противоположная ответственности как вынужденной форме.

Е. А. Погонина в одной из своих последних работ определяла инициативность как сложное качество личности и давала развернутую психологическую характеристику этого качества. Инициативность рассматривается как интегральное личностное образование, включающее потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и другие компоненты.

Педагогический аспект инициативности представлен Р. М. Капраловой, И. Э. Плотниеком, Л. С. Новиковой.

Р. М. Капралова уделяет внимание рассмотрению коллективной инициативы, в процессе которой «осуществляется отбор самим коллективом полезных мыслей, предложений, начинаний и поступков». В статье сделан вывод: положительное, целенаправленное развитие инициативы «возможно лишь при самом глубоком знании индивидуальностных особенностей каждого ученика, природы этих особенностей и проведении на этой основе индивидуальной воспитательной работы».

И. Э. Плотниек называл инициативность «интегрированным свойством личности», «эффектом многих свойств (моральных, волевых, эмоциональных), выражающемся в способности по собственному почину ставить задачи и тврочески, с полной ответственностью осуществлять их».

В ряде исследований большое внимание уделяется раскрытию понятия «активность» и «самостоятельность». В работах психологов активность связывается, главным образом, с волевыми проявлениям характера. Некоторые дидакты характеризуют активность как интенсивную деятельность, некоторые ставят вопрос об активности как черте личности.

А. Г. Асмолов подчеркивал, что «поведение человека в мире и его познавание действительности носят активный пристрастный характер, при этом одной из важнейших особенностей проявления активности субъекта является предвосхищение вероятного будущего».

Познавательная активность представляет собой взаимосвязь когнитивного, деятельного и личностного компонентов. Структура познавательной активности включает: систему знаний, познавательные навыки и умения, качества личности и ее эмоциональную сферу.

О. О. Горшкова выделяет когнитивный, деятельностный и личностный компоненты познавательной активности как наиболее целостно и полно отражающие ее структуру.

Неоднозначен подход исследователей к определению понятия «самостоятельности».

Под самостоятельностью понимается интегральное личностное образование, которое складывается и генерализуется как стержневое свойство личности, интегратор интеллекта, способностей, воли и характера, влияющее на развитие личности человека в целом.

Отечественные и зарубежные ученые сущность самостоятельности понимают неоднозачно. В зарубежных исследованиях приоритет в основном отдается изучению внутренних факторов и механизмов проявления этого

свойства личности, а в отечественных - сочетанию внутренних и внешних условий, обеспечивающих проявление и рост самостоятельности у человека.

Инициативность будущего профессионала представляется нам в единстве двух взаимосвязанных аспектов: внутреннего и внешнего.

Исходя из того, что статичная модель инициативности содержит в себе блоками активность и самостоятельность, мы гипотетически предполагаем наличие следующих компонентов инициативности:

1.Мотивационно-ценностный

2. Когнитивный

3. Эмоционально-волевой

4. Креативно-деятельностный

Все эти выделенные компоненты инициативности студента младших курсов тесно связны между собой. Инициативность получает свое наполнение на основе материалов предыдущих исследований, а так же на основе диагностики проявления инициативных действий в учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов.

При исследовании структуры инициативности мы исходим из положения К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, К. К. Платонова, С. Л. Рубенштейна и др. о существовании трех форм инициативности:

1. Импульсивной

2. Привычной

3. Волевой,

а из положений о месте нравственно-волевой инициативности во всей жизнедеятельности личности.

Анализ результатов показал, что каждый студент младших курсов обладает инициативностью трех рассмотренных видов, но в разном соотношении.

Под уровнем сформированности инициативности мы понимаем количественный и качественный состав и характер взаимодействия основных показателей, достаточно устойчивых для инициативной личности.

Уровни сформированности инициативности:

1. Безынициативный уровень

2. Формально-инициативный

3. Инициативный

Выделенные нами уровни сформированности инициативности студентов младших курсов служат основанием для эффективности педагогического процесса, направленного на ее формирование.

Литература

1. Колесникова Г И. Позитивное общение без манипуляции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г И. Колесникова. — Электрон. текстовые данны/е. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. —198 с. — 978-5-4486-0274-0.

2. Новокрещенов В. В. Модель организации рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] : монография / В. В. Новокрещенов, Р. Х. Митриченко. — Электрон. текстовые данны/е. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. —160 с. — 978-5-4486-0370-9.

References

1. Kolesnikova G. i. Pozitivnoe obshchenie bez manipulyacii [Positive communication without manipulation]. Saratov, iPR Media Publ, 2018, 198p.

2. Novokreschenov V. V., Mitrichenko R. H. Model' organizacii rekreacionnyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Model of the organization of recreational physical education of students of higher educational institutions]. Saratov, iPR Media Publ, 2018,160p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.