Илюткина Т.В.
Саратовский государственный социально-экономический университет
СУЩНОСТНАЯ И СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
В данной статье определены структурные элементы явления «экономическая безопасность». Осуществлен сравнительный анализ сопряженности категорий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность». Предложен авторский подход к определению понятия «экономическая безопасность», с выделением специфики обеспечения ее в условиях глобализации мировой экономики.
Проблема обеспечения экономической безопасности России является непременным условием ее возрождения. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран.
Механизма государственного регулирования внутри страны недостаточно для формирования жестких барьеров защиты национальных интересов. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы в приоритеты общественной жизни.
Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Важно определить сущность и содержание экономического явления через понятие «экономической безопасности» и раскрытие ее сопряженности с сопутствующими категориями. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Особую значимость обеспечение национальной безопасности экономических систем приобретает в условиях глобализации. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Наука выделяет три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мирового пространства. Это геополи-
тика, геоэкономика и геостратегия [1]. До второй половины XX века на первом месте находилась геополитика, она влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые еще пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишенной открытой конфронтации, гео-экономическими методами. Это вызвано прежде всего возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства ведут борьбу за мировые ресурсы.
Интернационализация коренным образом изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами, крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.
«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идет непрерывный передел мира.
В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом «атласе» мира, в том числе на национальном геоэкономическом поле.
Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной торговой тактики, а наступательной, активной позиции и соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно векторная стратегия задает стратегическую модель внешнеэкономических связей, целенаправленно воздействуя на формирование гео-экономической ситуации.
Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо четко определить свои стратегические интересы и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.
Если государство берет на вооружение геоэкономический вектор развития, то появляются новые виды воздействия на конкурентов, такие, как экономические, экологические, демографические и т. д.
В 70-е годы впервые появился термин «экономическая безопасность». Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
В наиболее общем виде под экономической безопасностью понимается общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-полити-
ческую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность страны», оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т. д. Сопряженность этих категорий отражена в таблице 1.
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства. Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов, требуют разработки соответствующей стратегии.
Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.
Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его четкую работу ставится в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.
Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента. К числу приоритетных элементов следует отнести экономическую независимость, которая не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга.
В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который
обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Следующий элемент - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
И третьим элементом является способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично раз-
вивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Каждый из этих элементов находится в единстве и взаимозависимости. Механизм единства всех трех составляющих элементов является основой определения сущности такого явления, как экономическая безопасность. Рассмотрим связь между понятиями: развитие и устойчивость экономики.
Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается
Таблица 1. Сравнительный анализ явлений «национальной безопасности» и «экономической безопасности»
Определение Формы нарушения Методы защиты Особенности обеспечения Субъекты, вовлеченные в процесс обеспечения
■д н о о X о СЗ и о СП (О ю 3 X Л % X О к а- СЗ К Национальная безопасность Российской Федерации -по законодательству РФ - безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. - Нарушение прав и свободы личности; - нарушение материальных и духовных ценностей общества; - нарушение конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. - Формы общенациональной политики ориентированные на защиту суверенитета РФ.; - экономико-правовые нормы взаимодействия. Включает экономическую, конституционную, информационную, экологическую безопасность; Совет безопасности Российской Федерации; Центральный банк РФ; органы законодательной и исполнительной власти; саморегулирующие отраслевые организации; центры координации рыночных отношений на национальном и международном уровне; международные экономические организации.
Экономическая безопасность Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. -Дестабилизация национальной денежной системы; - импортируемые формы кризисных явлений (инфляция, девальвация национальной валюты, обесценивание фондовых ценностей); - структурные изменения национальной экономики в соответствии со сложившимися условиями международного разделения труда. -Унификация международной нормативной базы; - усиление влияния системы регулирования через МЭО; - повышение конкурентоспособности национальной экономики; - экономико-правовые нормы взаимодействия. - Формирование системы защиты оказывающая влияние на трех уровнях: -субъект - предприятие - государство; - комплексный подход, учитывающий взаимосвязь между сферой производства, финансовой сферой и сферой потребления.
возможность ее выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики.
Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки».
Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслевая структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой.
Сущность экономической безопасности сводится к такому состоянию экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Вообще, сущность экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [2].
В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [3].
По мнению Л.И. Абалкина, «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [4].
Опираясь на существующий опыт научного исследования категории «экономическая безопасность», можно предположить, что в наиболее общем подходе это - качественная характеристика экономической системы с определенным уровнем самостоятельности, стабильности и самообеспеченности.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России. Следует также иметь в виду, что необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе.
В последнее десятилетие, совпавшее с периодом глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран, во многом связанных с процессом глобализации, понятие экономической безопасности было дополнено таким важным признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ведущих отраслей в мировом рынке.
С другой стороны, ряд сторонников «рыночной модели» полагает, что использование понятия «экономическая безопасность» в условиях нормального (не экстремального) развития общества не имеет смысла, посколь-
ку наличие «экономических опасностей» является одним из необходимых условий развития рыночной экономики.
Несмотря на отсутствие единого подходя к определению, ясно, что применительно к нашему государству экономическая безопасность в условиях глобализации должна обеспечить такое состояние национальной экономики, при котором:
о осуществляется эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства;
о обеспечивается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз;
о реализуется защита экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках, вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз.
Отмеченные подходы к определению экономической безопасности не исчерпывают всей сложности этого понятия. В то же время они отражают основные грани этого комплексного явления и могут рассматриваться в качестве различных видов экономической безопасности.
К основным видам экономической безопасности можно отнести:
о экономическую безопасность в условиях конкурентной борьбы;
о антикризисную экономическую безопасность;
о экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с другими государствами;
о экономическую безопасность в условиях конфликта (различного масштаба) с использованием вооруженной силы.
Особенностями указанных видов экономической безопасности является то, что они реализуются с помощью различных, а в некоторых случаях и противоположных мер. Противоречивость и динамика изменения экономической ситуации обуславливают
разноплановость систем обеспечения экономической безопасности. Каждый из этих видов экономической безопасности при дальнейшем нарастании тенденции глобализации и степени интеграции в мировую экономическую систему может стать доминирующим.
В зависимости от источника угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
Относительно российской экономики к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности относятся:
о сырьевая направленность российской экономики, которая поощряется из-за рубежа;
о высокий внешний долг перед международными финансовыми организациями, создающими препятствия по его списанию и реструктуризации;
о криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
о неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
о «бегство» капитала из страны, обеспеченное западными кредитными организациями и предлагаемыми инвестиционными условиями;
о неравноправное международное научно-техническое сотрудничество, сокращение научного задела, отток квалифицированных кадров;
о дискриминация международной торговли со стороны лидеров мирового сообщества;
о зависимость страны от импорта технологий и продовольствия.
Для количественной оценки состояния дел в рассматриваемой сфере применяется подход, основанный на разработке совокупности частных показателей экономической безопасности Российской Федерации и установке их критических пороговых значений по всему перечню основных угроз. Эффективность реализации отдельных мер по предотвращению угроз экономической безопасности оценивается с использованием соответ-
ствующих частных показателей, по 20 - 25 основным направлениям.
Многие идеи системного подхода представляются плодотворными при организации мониторинга показателей экономики страны с целью выявления угроз безопасности и прогнозирования их последствий. Мониторинг в первую очередь предполагает фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), включая показатели:
- общеэкономические (ВВП, объемы производства по отраслям, важнейших видов продукции и т. д.);
- специфические, в наибольшей мере отражающие экономическую ситуацию в стране на данном этапе (уровень инфляции, душевое потребление, безработица, миграция населения, смертность и т. д.);
- частные, которые являются важными для характеристики конкретной ситуации в стране (например, ход сева или уборки урожая, ликвидация стихийного бедствия или крупномасштабной аварии и т. д.).
С позиций задач обеспечения экономической безопасности определяющую роль играет качественный анализ характера изменения показателей в процессе мониторинга.
Обеспечение безопасности, поддержание системы как минимум предполагают сохранение ее важнейших структурных элементов и обеспечение взаимодействия между ними, соблюдение определенных экономических и технологических пропорций. Существование
экономической системы характеризуется сохранением на определенном уровне ее важнейших структурообразующих показателей. Развитие системы обычно связывается с их ростом, а их темпы рассматриваются в качестве характеристик этого роста. При спаде показателей правильнее было бы говорить не об отрицательном росте, а о деградации системы. Сохранить систему в этом случае можно ценой мобилизации ее внутренних ресурсов и резервов, в том числе предназначенных для будущего развития.
Возникновение катастрофических процессов в деградационной системе может происходить в результате относительно небольших угроз и воздействий, в том числе и внутреннего характера. Это случается, если система уже исчерпала свои ресурсы и резервы или в ней отсутствуют механизмы противодействия угрозам и негативным воздействиям (система потеряла устойчивость или близка к этому состоянию).
Хотя проблемы экономической безопасности должны рассматриваться преимущественно в рамках экономических процессов, глубокие катастрофические последствия проявляются и во внеэкономической сфере. Наибольшую опасность представляют политические потрясения в обществе из-за недовольства масс своим экономическим положением, а также вызванные экономическими причинами прямые крупномасштабные разрушения производственного потенциала, социальной инфраструктуры и природной среды.
Список использованной литературы:
1. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3, 2000.
2. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. №3.
3. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. №9.
4. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, №12.