з
о
угро
их
X
3
е
і
в
и
и
с
с
Рос
с
о
і
с
а
с
о
з
е
б
й
кой
с
е
о
I
5
со
ия
і
е
ч
е
с
с
е
б
о
у
с
о
6 о в
V
.В.
В.
в
о
тро
с:
B.B. Петров
Петров Вячеслав Владимирович — начальник кафедры юридических дисциплин Института Федеральной службы безопасности России (г. Нижний Новгород), кандидат юридических наук
E-mail: Petrov [email protected]
К вопросу обеспечения экономической безопасности России
от внешних угроз
В статье проведен анализ определений понятий «экономическая безопасность», «угрозы экономической безопасности», «экономическая независимость», «стабильность и устойчивость», «способность к саморазвитию и прогрессу», «критерии и показатели экономической безопасности». Дается характеристика внешних угроз экономической безопасности России.
In article is organized analysis of the determinations notion «economic safety», «threats to economic safety», «economic independence», «stability and stability», «ability to selfdevelopment and progress», «criteria and factors to economic safety».
It Is Given feature of the external threats to economic safety to Russia.
За последние годы Россия сумела восстановить статус мощной экономической державы. Главные цели национальных проектов в экономической сфере современной России в основном были достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, были заложены основы масштабных структурныхи институциональныхизменений1.При-мечательно, что Д.А. Медведев, характеризуя экономическую политику России на ближайшие годы, указал на ее отличительную особенность: «Это — развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Нами накоплен такой потенциал для развития, который позволяет осуществить качественное улучшение ситуации в экономике, в технологиях... по-настоящему устойчивое к внешним потрясениям»2.
Вместе с тем, в современный период глобализации экономическая безопасность как компонент национальной безопасности приобретает все большее актуальное значение3. Раскрывая на расширенном заседании Госсовета основные положения и ориентиры «Стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил самую тесную зависимость уровня экономического и социального развития страны и обеспечения ее безопасности и обороноспособности4.
Используя свой статус как коспонсора мирного процесса, Россия, ведет линию на активное участие в нормализации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива, и в Северной Африке после кризиса. В этом контексте приоритетной задачей России является восстановление и укрепление ее экономических позиций в этом богатом и важном для наших интересов районе мира. По этой причине Россия расширяет взаимодействие с африканскими государствами, содействует скорейшему урегулированию ре-
гиональных военных конфликтов в Африке, строит политический диалог с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями с целью использования их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте. Кроме того, Россия стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях России с этим регионом в 90-е годы5. В частности, она стремится налаживать стратегическое партнерство с Бразилией, наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы, расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях, поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях.
Параллельно с указанными позитивными процессами активизируются усилия и ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Предпринимаются попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных политических и экономических отношений и подорвать происходящие в настоящее время позитивные изменения в сфере экономики. Поэтому первоочередной задачей Россий-
ской Федерации на современном этапе развития является построение защитного механизма, который бы не только гарантировал ее государственные интересы в глобализированном мире, но и оберегал от различных угроз в сфере экономики.
В официальных документах и специальной литературе пока нет общепринятого определения понятия экономической безопасности, что объясняется его исключительной емкостью и корреляцией с другими понятиями и категориями рассматриваемой проблемы.
Сам термин «экономическая безопасность» впервые появился при поиске выхода из экономического кризиса США в 30-е годы прошлого столетия. Он достаточно быстро получил распространение и в других развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистическую оценку сложившейся международной обстановки, Запад выступил за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности.
Доктринальное толкование экономической безопасности сводится к следующему определению— это совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих способность экономики поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России. Одновременно это состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.
Как материальный фундамент безопасности государства экономическая безопасность характеризует такое состояние национальной экономики, при котором обеспечивается ее устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, гибкое инновационное государственное регулирование и управление, адекватная защита интересов страны на всех уровнях.
По мнению автора, под экономической безопасностью следует понимать такой уровень стабильности и устойчивости6 предприятий, фирм и организаций, научных и финансовых институтов бизнеса и соответствующих им экономических, политических, социальныхи духовно-нравственных отношений между различными социальными слоями и группами в обществе, который позволяет народу в целом и каждому человеку в отдельности оптимально развивать7 и всесторонне совершенствовать свои возможности на равных и взаимовыгодных условиях, ограничивать проявление различных видов опасностей и угроз в своей жизнедеятельности.
Сущность экономической безопасности при этом отражается в системе критериев и показателей. Среди показателей экономической безопасности выделяются следующие8:
— показатели экономического роста;
— показатели, характеризующие природноресурсный, производственный, научно-технический потенциалы страны;
— показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма;
— качество жизни.
Критерии безопасности9 включают:
— ресурсный потенциал и возможности его развития;
— уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда в сравнении с уровнем в наиболее развитых и передовых странах, а также уровнем, при котором угрозы внутреннего характера сводятся к минимуму;
— конкурентоспособность экономики;
— целостность территории и экономического пространства;
— суверенитет, независимость и возможность противостояния внешним угрозам, социальная стабильностьи условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Структурно экономическая безопасность включает в себя три важнейших элемента:
1) экономическую независимость,
2) стабильность,
3) устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.
Экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня и эффективности производства, качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Стабильность и устойчивость национальной экономики предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий для предпринимательской активности и гарантий стабильности для бизнеса, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию.
Способность к саморазвитию и прогрессу предполагает создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций,постоянную модернизацию производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.
По уровню экономическую безопасность различают: международную (глобальную и региональную), национальную, локальную (региональную или отраслевую внутри страны) и частную (фирм и личности). В свою очередь, экономическая безопасность является основополагающей и для других видов безопасности10. Это обусловлено теми обстоятельствами, что экономическая безопасность охватывает конкретные сферы жизнедеятельности социума: производство, распределение, обмен и потребление благ во всех проявлениях и аспектах. Так, в зависимости от характера риска, их источника, специфики выделяют такие виды экономической безопасности, как: безопасность отрис-
<о
0
1 £
I
3
ф
I
со
5
О
О
о
сц
о
0
1
о
<3
с
о
со
ф
ю
>5
8
О
0
1
8
со
§
I
ф
:т
Ф
С
О
ф
ю
о
&
о
&
о
со
со
ад
со
о
&
ф
с
со
о
£
£
I
3
е
I
со
и
и
с
с
Рос
с
о
I
с
а
с
о
со
е
ю
й
кой
с
е
о
I
8
со
§
I
е
:т
е
С
с
е
ю
о
с
о
&
о
со
V
СО
СО
со
о
тро
с:
ка природного характера, безопасность от риска антропогенного характера, безопасность от риска социального характера, которые, в свою очередь, можно дробить на более мелкие виды безопасности от конкретных рисков. В силу многообразия различных видов хозяйственной деятельности (производства, финансово-кредитной системы, сельского хозяйства, строительства и прочих в соответствии с отраслевым и функциональным делением экономики)экономическая безопасность выступает как родовое понятие по отношению к своим видам: промышленной, финансовой, продовольственной безопасности и т. д.
Угрозы экономической безопасности представляют собой совокупность условий и факторов, наносящих ущерб национальным интересам в сфере экономики или создающих предпосылки его нанесению. При этом ко внешним угрозам экономической безопасности России, источник которых находится за пределами территории России, относятся:
1. Создание для России режима ограничений со стороны зарубежных транснациональных корпораций, экономические интересы которых на мировом рынке входят в противоречие с интересами российскихтоваропроизводителей:
— высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговыхорганизаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики;
— вытеснение России с освоенных ею рынков, противодействие ряда развитыхстран продвижению на зарубежные рынки высокотехнологичной, конкурентоспособной российской продукции;
— попытки иностранного капитала взять под контроль источники сырья и важнейшие отрасли промышленности, торговли и инфраструктуры Российской Федерации;
— расширение масштабов использования иностранными государственными организациями и компаниями методов и средств разведки в качестве эффективных инструментов их экономической политики в отношении России11.
2. Высокий уровень внешнего государственного долга, связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений.
3. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), усиленных расширением НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств.
4. Приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.
5. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
6. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы.
7. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии и Латвии.
Таким образом, существует устоявшаяся тенденция ослабить Россию, навязать невыгодные для нее условия межгосударственных отношений. В частности, серьезной угрозой безопасности нашей страны являются попытки западных государств вытеснить нас с мировых рынков использования «мирного атома», особенно в Азии. Как известно, товары и услуги в области промышленного использования ядерной энергии являются одной из наиболее конкурентоспособных статей российского экспорта. Активная внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в Азии не устраивает как наших западных конкурентов на мировом ядерном рынке, так и противников развития ядерной энергетики в странах «третьего мира».
Угрозу экономической безопасности России представляет также поглощение сферы производства и потребления западными фирмами. Российские компании вытесняются не только с мирового, но и с внутреннего рынка, проигрывая им в конкурентной борьбе. Во многом это связано с различными экономическими условиями для российских и западных компаний. Дополнительные преимущества в конкурентной борьбе зарубежные предприятия получают за счет активного проведения собственной экономической разведки.
Сложное положение складывается в области добычи, производства и реализации продукции черной и цветной металлургии. Проникновение иностранного капитала в сферу оборота металлургической продукции, несбалансированная политика во внешней торговле черными и цветными металлами приводят ксущественным экономическим потерям и вредным экологическим последствиям.
Отчетливо проявляется тенденция к разделению между иностранными государствами сфер влияния во внешнеторговой деятельности России. При этом каждая из сторон пытается поставить под
свой контроль импорт из Российской Федерации определенных групп товаров и обеспечить создание прочных позиций на ее территории. Подобное развитие ситуации в дальнейшем может привести к установлению иностранными компаниями полного контроля за экспортом важнейших видов продукции из России.
Негативным фактором является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что также может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.
Сегодня ситуация сложилась таким образом, что российский рынок пока не имеет большого значения для Евросоюза. По этой причине европейские государства рассматривают Россию в основном как поставщика сырья, в первую очередь энергоносителей, а не как равноправного партнера. Прямые масштабные инвестиции западных государств в реальный сектор российской экономики широкого распространения не получили. Определенная поддержка была оказана лишь программам по конверсии военной промышленности и уничтожению вооружения. В основном же действия стран Запада способствовали суще-ственномусокращению российского промышленного производства, преимущественно высокотехнологичного, развалу отечественного сельского хозяйства и установлению зависимости нашего государства от импорта продовольствия.
Падение научно-технического потенциала страны в настоящее время ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, ростуве-роятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.
Таким образом, сегодня перед экономикой России стоит серьезная задача — идти по пути создания высокотехнологических отраслей промышленности, так как только принципиальная опора национальной экономики на наукоемкие отрасли и достижения научно-технического прогресса в целом способна гарантировать высокие темпы роста в перспективе12. В противном случае Россия со временем рискует окончательно превратиться в странус экономикой сырьевого типа, полностью зависимую и в промышленном, и даже в аграрном отношении от западных государств. Вследствие этого главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономическихотношений признается содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправ-
ных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственныхсвязей. Для достижения этой цели Российской Федерации необходимо:
— добиваться максимальных выгод и сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны;
— создавать благоприятные политические условия для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России;
— принимать меры торговой политики для защиты интересов Российской Федерации в соответствии с международными правилами и противодействовать торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий;
— оказывать государственное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков;
— содействовать привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;
— продолжать наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировыхэнергорынков;
— укреплять стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивать диалогсо странами-потребителями и странами транзита;
— активно использовать возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах;
— в соответствии с нормами международного права использовать все имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги и ресурсы, а также конкурентные преимущества для защиты своих национальных интересов.
Реализация этих мер будет способствовать стабильности и эффективной экономической политике Российского государства.
Примечания
1. Сегодня перед российской экономикой стоят новые задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ
<о
0
1 £
I
3
ф
I
со
5
О
О
О
сц
о
0
1
о
<3
с
о
со
ф
ю
>5
8
О
0
1
8
со
§
I
ф
:т
Ф
С
О
ф
ю
о
&
о
&
о
со
со
ад
со
о
&
ф
с
со
0
1 £
I
3
ф
I
со
S
S
О
о
QL
О
0
1 О CS
с
о
со
ф
Ю
>s
52
о
ф
0
1
8
со
§
I
ф
:т
Ф
С
о
ф
Ю
о
о
о
&
о
со
V
со
со
О
&
с:
от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
2. Выступление Д.А. Медведева на Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года // Российская газета. — 2008. — 16 февраля.
3. См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
4. Российская газета. — 2008. — 9 февраля.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года № Пр-1440. Документ опубликован не был.
6. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».
7. Если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость внутренним и внешним угрозам и приспособляемость к ним.
8. См.: Тропин С.А. Законодательство и экономика // Экономическая безопасность России. — 2004. — № 5.
9. Критерий экономической безопасности — признак, на основании которого производится оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
10. Категория «экономическая безопасность» включает финансовую, инвестиционную, интеллектуальную, инновационную, энергетическую, научно-техническую, информационную, ценовую, валютную безопасность, а также безопасность кредитно-банковской системы, фондового рынка, внешнеэкономической деятельности, материальных сфер экономики и др. См.: Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — М., 2005. — С. 168.
11. См. там же. — С. 143.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
О.Г. Соловьев
Соловьев Олег Геннадьевич — доцент кафедры уголовного права и криминологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ
В статье исследуются особенности законодательной регламентации наказания в сфере экономической деятельности, рассматриваются наказания в виде штрафа, лишения свободы, ограничения свободы, ареста, обращается внимание на недостатки в конструировании санкций главы 22 УК РФ (ст. 174, 1741, 179 и др.). В работе указывается, что п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ нуждается в непременном совершенствовании за счет расширения перечня экономических преступлений, совершение которых может влечь конфискацию имущества. Проведен анализ различных видов освобождения от уголовной ответственности за совершение экономических преступлений.
In article are researched particularities to legislative regulation in sphere of economic activity on UK RF, are considered punishments in the manner of fine, deprivation of the liberty, restriction of the liberty, arrest. The Author pays attention to row defect in building sanction gl. 22 UK RF (st. 174, 1741, 179 and others). In work is indicated that p. «a» ch. 1 cl. 1041 UK RF needs for essential improvement to account of the expansion of the list of the economic crimes, completion to-torah can draw the forfeiture a property. The Organized analysis different type waivers of criminal responsibility for completion of the economic crimes.
Законодатель в статье 44 УК РФ установил исчерпывающий перечень видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государ-
ственныхнаград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Кон-