Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности страны в глобально мире'

Концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности страны в глобально мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1896
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / STABILITY / DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Листопад Мария Евгеньевна

В статье дается критический анализ сложившихся в современной экономической науке представлений об экономической безопасности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to maintenance of economic security of the global world

In the article the author gives a critical analysis of the existing conceptions of economic security of the national economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности страны в глобально мире»

Экономическая теория и мировая экономика

УДК 339.9 (470)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

М.Е. Листопад

В статье дается критический анализ сложившихся в современной экономической науке представлений об экономической безопасности национальной экономики.

Ключевые слова экономическая безопасность, устойчивость, развитие, конкурентоспособность.

Центральным вектором мирового развития в ХХ1 веке стала глобализация, под влиянием которой мировая цивилизация предстала в принципиально ином качестве - в новый этап вступило взаимодействие таких основополагающих компонент мирохозяйственной системы как геополитика, геоэкономика и геостратегия [1]. Эти три компоненты, находясь в состоянии постоянной перестройки, несут в себе сложнейшее переплетение национальных и интернациональных интересов, противоречивых стратегических притязаний, а также механизмов их реализации и защиты.

До второй половины ХХ века на первом месте находилась геополитика, предполагающая использование силовых, военных методов воздействия для захвата новых территории и изменения географических границ государств. Г лавные игроки в геополитике - различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели.

Однако уже в конце XX в. геоэкономика выходит на приоритетные позиции, неся в себе потенциал установления стабильности и разрешения политических и экономических проблем геоэко-номическими (не военными) методами. Новый этап взаимодействия геоэкономики и геополитики можно рассматривать как единство и борьбу противоположностей. С одной стороны, геоэкономика диктует необходимость глубокой хозяйственной интеграции в целях эффективной реализации национальных экономических стратегий. С другой -геополитика подчас деформирует интеграционные процессы, выдвигая на первый план те или иные эгоистические притязания стран, которые не вписываются в понятия и нормы стабильного, поступательного процесса развития. Военная компонента, всегда важная в развитии общества, в этих условиях теряет однозначность характеристик и функций. В одном случае она защищает национальные интересы, но в другом - наполняет силовым содержанием стремление государств к проведению ориентированной на национальные интересы международной политики. К примеру, откры-

тие новых месторождений нефти или газа влечет за собой перегруппировку экономических сил в мире и сопровождается объединением кредитнофинансовых, производственных, интеллектуальных и других ресурсов для совместного освоения энергетических источников. Но одновременно могут провоцироваться политические кризисы и локальные конфликты. В очагах геополитического передела, таким образом, происходит схватка за национальные интересы, которые в итоге могут превратиться в свою противоположность - националистические устремления, реализуемые в форме крайних идеологических, религиозных, культурных и прочих противоречий, открытого военного противостояния и тенденций к суверенизации государственных образований.

Меняется и состав главных игроков, формирующих новый системный порядок взаимоотношений между всеми субъектами международных отношений. Речь идет не только о традиционных и давно сложившихся носителях глобальной формы организации производства и финансовой деятельности - транснациональных корпорациях (ТНК) и банках (ТНБ), для которых глобальные рынки -сфера их непосредственной деятельности и реализации экономических интересов. В союзе с ними оказались правительства стран базирования транснационального капитала, все в большей степени вынужденные выступать в качестве проводников глобализации, преследуя цель сохранения своего доминирования в мире, а также новый носитель геоэкономических интересов - международная бюрократия, представленная разросшимся аппаратом управления наднационального уровня, вокруг которого сложилась своя идейно-научная элита. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы и присвоение мирового дохода.

Таким образом, мы наблюдаем процесс трансформации существовавшей тысячелетия национально-государственной формы организации мирового социума в некую новую ее форму. Как справедливо отметил американский экономист Л.

Туроу, если «в конце XIX века локальные хозяйственные системы были замещены национальными хозяйствами, то в конце XX века они замещаются глобальной экономикой» [2]. Причем переход экономической власти от национальных государств к новым геоэкономическим персонажам способствует также и существенному перераспределению в их пользу политической власти. Уже сегодня национальная политика во многом подчинена доктрине мегацентризма, и есть основания полагать, что в будущем она полностью перейдет в руки глобальных экономических игроков.

Появление глобальных экономических игроков не могло не привести к изменению пространства реализации их экономических интересов, которое охватывает теперь не только на мировой рынок, но и весь так называемый геоэкономический атлас мира. Действительно, транснационализация перекроила политическую карту мира, возникло новое геоэко-номическое пространство, на котором национальные экономики и геоэкономические персонажи реализуют свои стратегические цели и интересы, выходящие за рамки обычных географических представлений. Оперирование на этом пространстве требует не выжидательной (конъюнктурной) торговопосреднической тактики, а активной, наступательной геостратегии и соответствующих механизмов реализации своих интересов. В качестве таких механизмов используются высокие геоэкономические технологии, векторные стратегии (стратегическое направление задает соответствующую модель внешнеэкономического взаимодействия), целенаправленное формирование геоэкономической ситуации. В этих условиях национальная экономика и ее субъекты окажутся способными к восприятию геоэкономического эффекта только при условии преобразования своей внешнеэкономической деятельности с торговопосреднической доктрины на производственноинвестиционную, предполагающую врастание в мировые воспроизводственные процессы. С этой точки зрения мировая геоэкономическая модель развития может рассматриваться как система взглядов, а также концепций, согласно которым национальные экономики и субъекты хозяйствования включаются в мировые интернационализированные воспроизводственные процессы с целью получения доступа к ресурсам мирового хозяйства и участия в формировании и использовании мирового дохода.

Осознание новых геоэкономических параметров современного мира необходимо для того, чтобы ясно определить контуры национальной доктрины развития в рамках глобального экономического пространства. С нашей точки зрения, влияние геоэкономики на национальный стратегический выбор можно свести к следующим положениям.

1. Изменения организационно-экономической архитектуры мирового хозяйства. Преобладающим становится тип международных хозяйственных и научно-производственных объединений с центром в виде узкоспециализированного ядра, в

котором концентрируются административное и финансовое руководство, стратегическое планирование, научные исследования. Это ядро окружено множеством принадлежащих различным странам организаций и фирм, выполняющих научнотехнические, производственные, консалтинговые функции, оказывающих различные виды услуг. Организационно-управленческие подходы, сформировавшиеся на уровне крупных корпораций, как бы воспроизводятся на уровне мирового хозяйства. Результатом этой тенденции явилось создание транснациональных корпораций, международных предпринимательских сетей и альянсов, с появлением которых для входящих в их состав предприятий конкурентные возможности не измеряются более накопленным ими потенциалом. Он многократно возрастает за счет использования сравнительных преимуществ различных стран, эффекта синергии и системы «особых» отношений, возникающих в этих объединениях.

2. Изменение характера международного разделения труда. Во-первых, процессы обмена и взаимодействия идут в современной экономике не только и не столько между государствами, сколько между мировыми специализированными воспроизводственными центрами и внутри них. Звеньями международных воспроизводственных центров становятся экономические структуры, относящиеся к различным национальным экономикам, а организационной формой чаще всего выступают транснациональные корпорации (ТНК) и их объединения. Следовательно, основные субъекты разделения труда в современном мировом хозяйстве - крупные транснациональные структуры и их объединения. Во-вторых, в условиях свободного перемещения капитала по всему миру теряют свою актуальность сравнительные преимущества стран, основанные на их лучшей обеспеченности как базовыми (природными), так и развитыми (например, высококвалифицированный персонал) факторами производства, которые ранее составляли основу национальной специализации. В-третьих, выделение в современной мировой экономике обладающего развитым научно-техническим и экономическим потенциалом «центра» и значительно отстающей по названным характеристикам мировой «периферии» способствует тому, что на смену преимущественно технологическому разделению труда приходит разделение труда по принципу жизненного цикла. При этом страны «центра» стремятся закрепить за собой стадию научных исследований и разработок, способствуя, с одной стороны, снижению экологической напряженности, росту уровня жизни и образования населения своих стран и углублению отставания стран «периферии» - с другой.

3. Изменения в направлениях и структуре международных связей. Во-первых, основные процессы международного обмена в современной экономике идут между воспроизводственными центрами, а не между национальными экономика-

ми. Стыки взаимодействия этих центров представляют собой новые экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые воспроизводственные центры подвижны, а соответственно, и экономические границы новой глобальной экономики носят постоянно изменяющийся характер. Именно по этим границам в ходе конкурентной борьбы идет непрерывный передел мира. Во-вторых, длительный период времени международная торговля товарами оставалась главной формой экономических связей в мировой экономике. Однако к концу ХХ века ее роль стала убывать, уступая место международному движению капитала и финансовым операциям. И это не случайно. Освоение рынков сбыта и дешевых природных ресурсов стран мира через инвестирование и производство востребованных тем или иным национальным рынком товаров оказалось гораздо выгодней экспорта товаров. Происходят изменения и в самой структуре международного перемещения капитала: первое место, удерживаемое до конца 1980-х гг. прямыми зарубежными инвестициями, перешло в 1990-е гг. к международным портфельным инвестициям. Такие перемены можно объяснить возрастающими рисками предпринимательской деятельности и нежеланием инвесторов связывать свою судьбу с результатами работы одного конкретного предприятия. В-третьих, следует особо остановиться на обозначившемся в середине прошлого века существенном возрастании роли международного движения финансовых инструментов. Если первоначально финансовая сфера выполняла обслуживающую роль относительно международного движения товаров или факторов производства и сводилась к обеспечению международных расчетов, то затем примерно с середины ХХ века она превратилась в самостоятельную сферу финансовых и валютных спекуляций, в значительной степени оторванную от реального производства. Реальные масштабы деятельности финансовой сферы не поддаются оценке и, соответственно, не могут эффективно контролироваться.

4. Изменения в системе распределительных отношений. Глобальный статус наднациональных производственных и научно-производственных структур реализуется и в вопросах распределения и перераспределения совокупного мирового дохода. В глобальном мире наднациональные экономические структуры выполняют функцию, сходную с функцией государства в национальной экономике, которое при помощи налогов и иных мер осуществляет оперативное перераспределение дохода между различными группами населения, хозяйствующими субъектами и т.д. Иными словами сложилась мегаструктура, реализующая действие этого механизма на наднациональном уровне. Масштаб ее действия неизмеримо шире, поскольку осуществляется перераспределение всего совокупного мирового дохода между геоэкономическими

персонажами, представленными мощными наднациональными воспроизводственными центрами.

Характеризуя основополагающие черты глобальной экономики, следует особо остановиться на том, что глобальное экономическое пространство остается неоднородным. Современная постиндустриальная экономика формируется рядом с экономикой индустриального и аграрного мира, прогресс которых зиждется на производстве сырьевых ресурсов и материальной продукции. Имеющиеся различия в уровнях развития стран мира приводят к выделению в мировом хозяйстве «центра» и «периферии», играющих, соответственно определяющую и подчиненную роли. Отношения меду центром и периферией напоминают отношения метрополий и колониальных владений, что объясняется безраздельной экономической властью экономически развитых государств, выступающих собственниками таких важнейших ресурсов как капитал и новейшие технологии.

Впервые на иерархичность глобальной экономики и неравноправное положение в ней национальных государств указал И. Валлерстайн в своих работах по миросистемному анализу. Он выделил «три структурные позиции мира-экономики - сердцевина (центр), периферия и полупериферия». При этом ключевым моментом, определяющим положение страны в глобальной экономике, он считал наличие сильного государственного механизма, технологической и военной мощи: «Как только мы получили разницу в силе государственных машин, в действие вступил неравный обмен, навязываемый сильными государствами слабым, государствами сердцевины периферийным регионам. Таким образом, капитализм использует не только присвоение собственником прибавочной стоимости, производимой работником, но и присвоение зоной сердцевины прибавочной стоимости, производимой в ми-роэкономике в целом» [3]. Аналогичных суждений придерживался и Ш. Беттельхейм, считавший, что «тенденция капиталистического способа производства к превращению во всемирный проявляется не только через конституирование группы национальных экономик, которые формируют сложную иерархическую структуру, включая империалистический полюс и полюс стран, находящихся под господством первого, и не только через антагонистические отношения, развивающиеся между различными «национальными экономиками» и различными государствами, но и через постоянное преодоление «национальных пределов» крупным капиталом в погоне за свехприбылью» [4].

Действительно, эффекты глобализации, получаемые развитыми в экономическом и научнотехническом отношении странами «центра» во многом формируются за счет стран «периферии», используемых в качестве поставщиков дешевых ресурсов и рабочей силы и место «сброса» экологически грязных производств. Обладая более развитой научно-технической базой, позволяющей в

условиях возрастающей значимости инноваций для экономического и социального развития получать исключительные конкурентные преимущества, они закрепляют за собой в международном разделении труда стадию научно-технических разработок, сбрасывая в менее развитые страны производственное тиражирование разработанного продукта или технологии.

Таким образом, получение национальной экономикой положительных эффектов глобализации во многом определяется уровнем ее развития. В частности, можно с уверенностью утверждать, что современная глобализация осуществляется в пользу ведущих стран мира, достигших постиндустриальной стадии развития.

В условиях глобализации трансформируются также представления о содержании и условиях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Все известные подходы к определению содержания этого понятия ориентированы на страновые преимущества, что не соответствует новым геоэкономическим параметрам функционирования мировой экономики. Действительно, если в ходе глобализации формируются и получают развитие глобальные формы организации воспроизводственного процесса, опирающиеся на использование сравнительных преимуществ различных стран, то подобный подход к оценке конкурентоспособности страны вряд ли можно считать адекватным. И если можно согласиться с тем, что основной массив факторов, обеспечивающих сравнительные преимущества стран, действительно формируется в рамках национальных хозяйств, то глобализация создает условия для использования их по всему миру. Последнее обстоятельство позволяет наднациональным воспроизводственным структурам получать и распределять, по сути, мировой доход.

Исходя из приведенных соображений, конкурентоспособность национальной экономики может быть определена, по нашему мнению, как ее способность получать максимально возможные положительные эффекты глобализации. К числу таких эффектов можно отнести не только перераспределение в свою пользу максимально возможной величины мирового дохода, но и способность привлекать по всему миру в необходимом количестве и качестве инвестиции и другие ресурсы развития. Сюда же можно отнести обладание развитым научно-техническим потенциалом, позволяющим участвовать в мировом разделении труда на правах развитого государства, т.е. закреплять за собой стадию научных исследований и разработок и производство высокорентабельной наукоемкой продукции.

Следовательно, национальная экономика становится способной к восприятию и воспроизводству геоэкономического эффекта при условии ее полноценного участия в мировых воспроизводственных циклах, процессах формирования и распределения мирового дохода. Отсюда логиче-

ски вытекает необходимость перехода внешнеэкономического сектора страны с торгово-посреднической на производственно-инвестиционную модель построения внешнеэкономических связей. При этом государству, которое берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, нужно чётко определять свои стратегические интересы и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Изучение тенденций глобализации показывает, что только на первый взгляд она сообразуется с нарастанием взаимосвязей в планетарном масштабе. На самом деле, происходит дальнейшее углубление дифференциации стран по уровню развития, усиливается зависимость менее развитых стан от стран-лидеров. При этом сопутствующая глобализации либерализация внешнеэкономических отношений делает все более доступными для зарубежных производителей национальные рынки и ресурсы, а вхождение в международные соглашения по торговле требует устранения протекционистских мер государства в отношении национальных производителей.

Имеющиеся различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из мирохозяйственных интересов служат серьезным противовесом развитию интеграционных тенденций. Так, ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами. Например, нельзя не отметить привлекательность России как страны, обеспеченной минеральным сырьём и энергетическими ресурсами, для соседей из ближнего и дальнего зарубежья. Г.В. Осипов в докладе «Место и роль глобальных проблем в концепции безопасности Российской Федерации» подчеркивает, что погоня за прибылью и потреблением не может более из-за ограниченности ресурсов рассматриваться как движущая сила развития цивилизации. Каждый человек в передовых странах Запада потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем гражданин стран «третьего мира». Отсюда становится понятна экономическая угроза, которая реализуется в никем не отмененной борьбе США, Западной Европы, Японии и Китая за естественные богатства России.

Возрастает также значение фактора конкуренции как в производстве и сбыте товаров, так и в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. Причем в сложившихся условиях рост конкурентоспособности одних стран не может не восприниматься другими как предмет реальной опасности и угрозы их национальным интересам, поскольку такой рост изменяет ситуацию с распределением мирового

дохода. Увеличение его доли, перераспределяемого в пользу одних стран, имеет своим прямым эквивалентом снижение доли других.

Кроме того, функционирование глобальной экономики в ее современном виде во многом зависит от сохранения сложившейся иерархии стран с присущим ей неравным распределением вознаграждений. Глобальные экономические игроки, преследуя свои экономические интересы внутри единого мирового экономического пространства, стремятся в то же время деформировать это пространство для своей выгоды, организуя влияние на государства, некоторые из которых намного сильнее, чем другие, но ни одно из которых не контролирует мировую систему в его целостности.

Но поскольку глобальная экономика иерар-хична, возможности новичков занять в ней высокое место заведомо ограничены, так как успех одних чреват серьезными проблемами для других, а резкий подъем новых лидеров, как и упадок старых, грозит для всей системы дестабилизацией и потрясениями. Иными словами, слаборазвитость одних стран - необходимое условие для процветания других. Отсюда логически вытекает стремление высокоразвитых стран «центра» к поддержанию сложившегося «status quo» и недопущению появления новых конкурентов в борьбе за перераспределение мирового дохода.

Серьезную проблему обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации создает и цикличность мирохозяйственного развития, которая в условиях усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик делает их чувствительными к взлетам и падениям экономической активности в мире. Так, периодически возникающие кризисы мирового фондового рынка приводит, как правило, к падению курсов всех российских акций, как первого, так и второго эшелонов. Что касается конъюнктурных мировых товарных рынков, то наиболее остро них реагируют страны, благосостояние которых зависит от уровня мировых цен на ограниченную номенклатуру товаров. К числу таких стран, безусловно, относится и Россия, экономическое состояние и развитие которой в настоящее время почти целиком зависит от уровня цен на энергоносители и некоторые товары низкого передела. Низкий, отличающийся на порядок от экономически развитых стран уровень диверсификации структуры экспорта делает российскую экономику заложницей ситуации на мировом рынке, неспособной к экономическому маневру.

Приведенные доводы позволяют нам утверждать, что в условиях глобализации проблема экономической безопасности стран мира не только не снимается, но и приобретает особую актуальность. В этой связи значительное число российских аналитиков склоняется к выводу о том, что перед Россией, находящейся в настоящий момент на периферии мирового хозяйства, стоит жизненно важная задача нейтрализации как

внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности.

Исследование процессов глобализации мирового хозяйства со всей очевидностью показывает наличие глубокой взаимосвязи и взаимозависимости между внешними и внутренними угрозами экономической безопасности. Причем степень воздействия внешних угроз в значительной мере зависит от состояния национальной экономики, стабильности ее функционирования и развития, от того, в какой мере она способна преодолевать имеющиеся проблемы. В частности, нельзя не отметить наличие значительного количества нерешенных проблем развития российской экономики, значительно снижающих уровень ее безопасности, в том числе:

- незаконченность рыночных преобразований (неспособность большинства производственных и научных предприятий и организаций эффективно функционировать в условиях рынка);

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- техническая и структурная отсталость;

- неспособность рационально использовать имеющийся инновационный потенциал;

- бедность значительной части населения и возрастающую его дифференциацию по уровню доходов;

- демографические проблемы на фоне демографического взрыва в ряде азиатских государств;

- недостаточную эффективность государственного регулирования экономики;

- проблемы денежной и финансово-кредитной систем;

- утечку за рубеж интеллектуального капитала;

- несоответствие производительных сил и производственных отношений уровню технологических разработок;

- бесконтрольное расхищение природных ресурсов;

- неспособность российской экономики к эффективному встраиванию в мирохозяйственные процессы;

- высокую зависимость от иностранного капитала.

Решение проблемы экономической безопасности страны представляется возможным только при наличии инструментария, позволяющего четко определять экономическую безопасность как экономическую категорию. Однако на сегодняшний день не сложилось определенного единства мнений по поводу содержательной стороны категории экономической безопасности. Рассмотрим имеющиеся определения базовой категории и тесно связанных с ней категорий, а также их субординацию.

Несмотря на то, что понятие «экономическая безопасность» хорошо известно в теории и практике, до сих пор не сложилось определенного единства мнений по вопросу определения содержания этой категории. В российской экономической науке известны труды по данной проблема-

тике таких ученых, как Л. Абалкин [5], А. Илларионов [6], В. Сенчагов [7], А. Страхов [8], В. Тамбовцев [9] и др. Большинство из них склоняется к тому, что экономическая безопасность - это состояние, позволяющее национальной экономике и ее субъектам суверенно определять пути и формы своего экономического развития. В законе РФ «О безопасности» она определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов.

Встречаются определения, трактующие экономическую безопасность как наличие у страны неких материальных и нематериальных условий для приобретения, поддержания и укрепления жизнеспособности людей и организаций, т. е. обеспечение источников доходов и оптимального соотношения объемов внутренних и внешних ресурсов, необходимых для нормальной социализации и предпринимательской активности населения.

Как мы видим, в приведенных определениях экономическая безопасность страны напрямую связывается с независимостью в выборе путей ее развития, защищенностью жизненно важных интересов и сбалансированностью элементов, образующих национальную экономику как систему.

С точки зрения В. Л. Тамбовцева, экономическая безопасность страны определяется ее способностью к производству материальных благ: «Под экономической безопасностью той или иной системы понимается совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающих возможность достижения целей всей системы» [9].

Ряд исследователей указывают на наличие взаимосвязи и взаимозависимости между понятиями «экономическая безопасность», «развитие» и «устойчивость». На самом деле, если экономика не развивается, у нее резко сокращаются возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.

Устойчивость также выступает важнейшей характеристикой эффективности национальной экономики как системы, отражая прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей внутри системы и с внешней средой, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки» неблагоприятных изменений. Чем более устойчива экономическая система, тем жизнеспособнее экономика, а значит, выше уровень ее безопасности. Напротив, нарушение пропорций и связей между отдельными компонентами системы ведет к ее дестабилизации.

В этой связи А. Илларионов, например, «под экономической безопасностью страны понимает такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом [6].

С точки зрения А.И. Страхова, «экономическая безопасность - это такое состояние народнохозяйст-

венного комплекса, которое, во-первых, позволяет добиться устойчивого и эффективного экономического развития, достаточного для формирования необходимой обороноспособности, своевременного и прогрессивного технологического перевооружения хозяйствующих субъектов, охраны окружающей среды. Во-вторых, обеспечивает рациональную занятость, реализацию потребностей людей в образовании и повышении квалификации, сохранение здоровья нации, благосостояния людей, решение комплекса социально-культурных и социально-бытовых проблем» [8]. Близкое по смыслу определение дает и Л.И Абалкин, характеризующий экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [5].

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной степени способствуют и стабилизации социальной сферы, сплочению социальных групп, слоев, этносов, преодолению конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества его жизни, сокращению числа людей с доходами ниже прожиточного минимума. Значит, чем устойчивее развитие национальной экономики, тем меньше возможных социальных угроз.

Определенное развитие получили и теоретические положения, в которых экономическая безопасность определяется с позиций экономического интереса. Так, по мнению В.К. Сенчагова, экономическая безопасность - это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [7].

На самом деле нельзя отрицать того факта, что национальная безопасность, как сложная экономическая категория, отражающая разнообразие экономических отношений, содержит в себе, в том числе, категорию национальных интересов и предусматривает активное воздействие на другие государства в направлении реализации собственных целей экономического развития. При этом во многом выразителем национальных интересов выступает государство. В частности важным моментом в обеспечении экономической безопасности страны является способность государства играть на противоречиях, возникающих между другими государствами, чья экспансия в зоне его национальных интересов зашла слишком далеко. Наиболее эффективными формами сдерживания могут стать масштабные инвестиционные проекты в транспортную инфраструктуру, наукоёмкие отечественные технологии, космос, рекреационные проекты и другие.

Экономические интересы государства, по нашему мнению, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние интересы состоят в обеспечении экономического роста, удовлетворении по-

требностей членов общества, создании системы защиты экономических интересов членов общества, устойчивости воспроизводственных процессов, оптимизации территориального развития. Внешнеэкономические интересы состоят в эффективном участии национальной экономики в международном разделении труда, оптимизации внешнеэкономических отношений, создании товарной структуры ввоза и вывоза, обеспечивающей наиболее полное и эффективное использование ресурсного и производственного потенциала страны.

Понятие экономической безопасности тесно связано также с понятиями экономической стабильности и жизнеспособности. При этом экономическую стабильность можно рассматривать как устойчивость экономических систем перед любыми изменениями среды, независимо от их характера (благоприятного или нет), а также способность сохранять в любых условиях признаки полноценности экономического субъекта. Жизнеспособность, в свою очередь, означает умение своевременно и соответствующим образом реагировать на все существенные экономические действия и изменения, происходящие в окружающей среде, а в случае экономической неудачи - способность сосредоточить оставшиеся ресурсы бюджета для дальнейшей экономической деятельности [10].

Изучение содержания категории «экономическая жизнеспособность», в свою очередь, позволяет выделить такие ее составляющие как конкуренте -способность, платежеспособность, предприимчивость и адаптивность [11].

Экономическую жизнеспособность человечество приобрело в процессе жестокой борьбы за существование. Начальный и основной принцип такой борьбы - жесткий отбор. Причем право на выживание предоставляется только тем, кто способен лучше и быстрее других приспосабливаться к изменившимся условиям окружающей среды. Дальнейшее развитие человечества создало условия для изменения характера и форм борьбы в направлении их гуманизации. Главную роль в процессе модификации форм борьбы за существование выполняет государство с помощью своей социально-экономической политики. В зависимости от масштаба, направленности этой политики и применяемого инструментария формы борьбы за существование в разных сферах человеческой деятельности меняются и оказывают различное влияние на экономическую безопасность населения страны, а иногда и человечества в целом.

Исходя из анализа имеющихся определений, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три важнейших элемента - экономическую независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики и ее способность к саморазвитию и прогрессу. При этом следует отметить, что экономическая независимость страны не носит абсолютного ха-

рактера, поскольку развитие процессов глобализации и углубление международного разделения труда делает национальные экономики все более зависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость, с нашей точки зрения, должна означать возможность сохранения контроля над использованием национальных ресурсов и поддержание такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечил бы конкурентоспособность национальной экономики и ее равноправное участие в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научнотехническими достижениями.

В свою очередь стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагает соблюдение таких основополагающих предпосылок, как защита собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

Особую актуальность в современном, динамично развивающемся мире приобретает способность к саморазвитию и прогрессу. Условия ее достижения - благоприятный климат для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.

Несмотря на различие во взглядах на содержание категории экономической безопасности, главная задача в данной области, по мнению большинства исследователей, - идентификация и преодоление факторов риска, опасностей и угроз, возникающих под влиянием окружающей среды и внутреннего состояния национальной экономики. К основным из них можно отнести: неблагоприятное изменение макроэкономической ситуации, потерю позиций на внутреннем и внешнем рынках, нехватку инвестиционных ресурсов и рост зависимости от иностранного капитала, спад производства, рост безработицы и ослабление трудовой мотивации, разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики, структурную деградацию, увеличение социальной дифференциации общества, коррумпированность и криминализацию экономического сектора [12].

Анализ сложившихся представлений об экономической безопасности национальной экономики показывает, что все они достаточно точно отражают ту или иную ее составляющую. Вместе с тем в них прослеживается попытка отождествить понятие экономической безопасности с такими категориями, как устойчивость, конкурентоспособность и эффективность национальной экономики, что нельзя считать правомерным. При этом в стороне остается главный вопрос - способность национальной экономической системы к воспро-

изводству, который, с нашей точки зрения является ключевым, поскольку именно воспроизводственный процесс представляет собой основной вид экономической активности в обществе.

На уровне современных представлений воспроизводственный процесс трактуется как некая полиструктурная система, различные срезы которой позволяют обозначить и исследовать всю совокупность элементов и отношений национальной экономической системы. В рамках воспроизводственного процесса проявляются такие общие свойства экономической системы, как целостность; взаимосвязь со средой существования; наличие специфических элементов и структур, адаптивных сложившимся внутренним и внешним условиям функционирования национальной экономики; целенаправленность; развитие на основе внутренних противоречий.

Каждый из элементов экономической системы (предприятия различных сфер деятельности; физические лица, объединенные в домашние хозяйства; общественный сектор; финансово-кредитная система), существует в процессе постоянных воспроизводственных микроциклов и выполняет в целостном воспроизводственном процессе уникальную, только ему присущую функцию. Системный подход к исследованию этой взаимосвязи проявляется в том, что свойства целого порождаются из свойств элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого.

Целостность в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций поддерживается особой организацией системы, обеспечивающей такое важное свойство как устойчивость. Различают понятия устойчивости развития (движения) и устойчивости равновесия. Устойчивость развития определяется как относительная неизменность его направления и скорости происходящих изменений при некоторых внешних воздействиях на воспроизводственную систему. Устойчивость равновесия проявляется в незначительном отклонении элементов системы от их равновесного положения при воздействии внутренних и внешних возмущающих факторов.

Следовательно, устойчивость проявляется как одна из целевых функций воспроизводственного процесса и представляет собой некоторое динамическое равновесие, поддержание параметров (пропорций) в определенном диапазоне. Это означает, что воспроизводственным процессам присуще противоречие между необходимостью сохранения устойчивости, с одной стороны, и потребностью в целенаправленном изменении, движении к цели, развитии - с другой. Действительно, если стабильность предполагает некую неизменность состояния и условий функционирования системы, то развитие есть понятие, связанное с трансформацией системы, ее прогрессом. Воспроизводственный процесс рассматривается при этом как одна из высших форм движения, поскольку каждый из его элементов ха-

рактеризуется участием человека, групп людей и в этом смысле движение связано и определяется спецификой экономической активности человека.

Таким образом, именно воспроизводственный подход к исследованию содержательной стороны категории экономической безопасности позволяет охарактеризовать всю совокупность связанных с ней условий и факторов и выдвинуть анализируемую категорию в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства [13].

Исходя из приведенных соображений, мы считаем, что экономическая безопасность национальной экономики - это такое ее состояние, при котором она остается способной к нормальному воспроизводству независимо от характера воздействия на нее факторов внешнего окружения.

При этом под нормальным воспроизводством экономической системы мы понимаем, с одной стороны, ее способность удовлетворять в каждый данный момент времени потребности населения страны в товарах и услугах в масштабах, обеспечивающих его жизнеспособность и экономическую активность, а с другой - устанавливать систему отношений, позволяющих избежать социальных и политических конфликтов как внутри страны, так и с внешним окружением.

Сформулированные концептуальные положения позволяют, с нашей точки зрения, сделать несколько основополагающих выводов.

1. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между состоянием внутренней и внешней среды экономической системы и ее экономической безопасностью. Недостаточно развитая и неадаптивная к условиям внешнего окружения экономическая система теряет стабильность, активизируется эрозия всех ее социальноэкономических связей и отношений. По мере возрастания деструктивности может наступить ее кризис вплоть до полной потери экономической жизнеспособности и иммунитета.

2. Состояние экономической системы зависит и одновременно изменяется под влиянием экономических (материальных) и неэкономических (идеальных), внешних и внутренних условий существования, что делает необходимой модификацию принципов последнего в направлении их адаптации к изменяющимся условиям.

3. В условиях кризиса макроэкономическая обстановка становится неблагоприятным фактором, нарушающим состояние полноценности экономической системы, что исключает возможность ее экономической безопасности. Возникают предпосылки дальнейшей поляризации субъектов национальной экономики, которые разделяются на два крайних типа - объективно уравновешенный, положительный, активный, жизнеспособный и объективно нестабильный, пассивный и нежизнеспособный. Например, предприятия добывающих отраслей и большинства отраслей обработки.

4. Негативные изменения в состоянии экономической системы, снижение жизненного уровня населения меняет направленность деятельности экономического субъекта, полноценность которого была нарушена. В этих условиях отдельные группы граждан создают свои нелегальные (криминальные) экономические порядки. Подобная ситуация складывается практически во всех странах, где легальный порядок (нормативно-правовая база экономики) не способен обеспечить защиту прав, свобод и собственности. В российской действительности нелегальные порядки претендуют на роль регулятора предпринимательского оборота.

5. Общественная асимметрия, особенно в отношении экономических привилегий, пробелы в социализации, увеличение экономической и неэкономической дифференциации приводят к росту социальной напряженности в обществе, искажениям в формировании полноценной экономической системы. При этом нарушается стабильность основной части экономических субъектов, происходит их дальнейшая поляризация, изменяется направленность трансформации на пассивный, объективно нестабильный тип, ослабляя возможности обеспечения экономической безопасности.

6. Проблема экономической безопасности актуализируется тогда, когда нарушается нормальный ход социализации и шкала жизненных ценностей большинства субъектов экономической системы теряет объективную основу. В то же время, способность общества применять ко всем без исключения субъектам, в том числе и к представителям власти, все ограничители функционирования общественной системы: от самых жестких (судебно-правовых и экономико-финансовых) до самых гибких (социально-психологических), позволяет ликвидировать пробелы социализации, обеспечить доминирование активных, жизнеспособных субъектов и избежать будущих нежелательных последствий функционирования экономической системы на всех уровнях, включая глобальный.

Литература

1. Кузык, Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели/ Б. Кузык // Российский экономический журнал. - 2000. - № 3.

2. Туроу, Л. Процесс становления глобальной экономики/ Л. Туроу // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 41. - С. 6.

3. Vallerstain, E. The Capitalist World-Economy / Е. Vallerstain. - Cambridge: University Press. Paris, 1989.

4. Bettelheim, C. Theoretical Comments / С. Bet-telheim //In: Emmanuel. Unequal Exchange.

5. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Илларионова, А. Критерии экономической безопасности / А. Илларионова // Вопросы экономики. - 1998. - № 10.

7. Сенчагов, В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России /В. Сенчагов //Вопросы экономики. - 1995. - № 1. - С. 97.

8. Страхов, А.И. Экономическая безопасность /А.И. Страхов // ЭКО. - 1998. - № 37.

9. Тамбовцев, В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вестник МГУ. Экономика. - 1995. - № 3.

10. Каваляускене, В. Методология системного исследования смены состояния экономических субъектов / В. Каваляускене // Экономический строй России: прошлое, настоящее, будущее. -СПб., 2000.

11. Анализ экономики // под ред. В.Е. Рыбал-кина. - М., 2006.

12. Гневко, В.А. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / В.А. Гневко, В.Е. Рохчин. - СПб., 2004. - С. 97.

13. Россия в глобализирующейся мировой экономике. - Ростов н/Д., 2006.

Поступила в редакцию 9 октября 2008 г.

Листопад Мария Евгеньевна. Кандидат экономических наук, доцент Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Область научных исследований - глобализация мировой экономики и ее влияние на экономическую безопасность и конкурентоспособность национальных экономик. Контактный телефон: 8(861)2757030 и + 79882442153.

Listopad Maria Evgenevna is Cand.Sc. (Economics), associate professor of the Kuban State University, Krasnodar. Area of expertise: globalization of the international economy and its impact on economic security and competitiveness of national economies. Tel: 8(861)2757030, + 79882442153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.