Научная статья на тему 'Сущностная характеристика педагогического проектирования при подготовке будущего педагога профессионального обучения'

Сущностная характеристика педагогического проектирования при подготовке будущего педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА / ФАЗЫ ПРОЕКТА / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL PROJECTING / PEDAGOGICAL PROJECT / PROJECT LIFE CYCLE / STAGES OF PROJECT / STAGES OF PEDAGOGICAL PROJECTING / OBJECTS AND SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROJECTING / VOCATIONAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Мария Васильевна

В статье на основе анализа таких дефиниций, как «проект», «проектирование», «педагогический проект», раскрыта сущность категории «педагогическое проектирование». Проведен анализ жизненного цикла проекта на основе описания его стадий и этапов. Представлены особенности содержания педагогического проектирования при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения. Дана характеристика педагогического проектирования в сфере профессионального образования, приведены объекты и предметы педагогического проектирования. Дано авторское определение категории «педагогическое проектирование педагога профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL PROJECTING WHILE TRAINING A FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION

Analysing the definitions “project”, “projecting”, “pedagogical project”, the author reveals the essence of the category “pedagogical projecting”, describes the basic stages of a project life cycle. The peculiarities of pedagogical projecting while training future teachers of vocational education according to the Federal State Educational Standard of new generation are identified; objects and subjects of pedagogical projecting are ascertained. The author’s definition of the category “pedagogical projecting of a vocational education teacher” is suggested.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика педагогического проектирования при подготовке будущего педагога профессионального обучения»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqy.2019.4.36

Самойлова Мария Васильевна

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье на основе анализа таких дефиниций, как "проект", "проектирование", "педагогический проект", раскрыта сущность категории "педагогическое проектирование". Проведен анализ жизненного цикла проекта на основе описания его стадий и этапов. Представлены особенности содержания педагогического проектирования при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения. Дана характеристика педагогического проектирования в сфере профессионального образования, приведены объекты и предметы педагогического проектирования. Дано авторское определение категории "педагогическое проектирование педагога профессионального обучения".

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/4/36.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 196-199. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 378.147 Дата поступления рукописи: 13.11.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.36

В статье на основе анализа таких дефиниций, как «проект», «проектирование», «педагогический проект», раскрыта сущность категории «педагогическое проектирование». Проведен анализ жизненного цикла проекта на основе описания его стадий и этапов. Представлены особенности содержания педагогического проектирования при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения. Дана характеристика педагогического проектирования в сфере профессионального образования, приведены объекты и предметы педагогического проектирования. Дано авторское определение категории «педагогическое проектирование педагога профессионального обучения».

Ключевые слова и фразы: педагогическое проектирование; педагогический проект; жизненный цикл проекта; фазы проекта; этапы педагогического проектирования; объекты и предметы педагогического проектирования; педагог профессионального обучения.

Самойлова Мария Васильевна, к. пед. н.

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь maria_arhi@mail.ru

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные педагоги активно используют механизмы проектной деятельности для реализации задач обучения, воспитания и развития личности в процессе ее социального, интеллектуального и профессионального становления. Однако, несмотря на интеграцию проектной деятельности во все сферы человеческого бытия, не сформирован единый подход к теоретическому обоснованию сущности педагогического проектирования, чем и обоснована актуальность данного исследования. На сегодняшний день педагогическое проектирование рассматривается, с одной стороны, как педагогическая технология, а с другой - как способ организации профессиональной деятельности педагога. В соответствии с ФГОС ВО проектирование элементов учебного процесса является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения и характеризует проектный тип задач, предусматривающий в основном проектирование образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и (или) дополнительной профессиональной подготовки (ДПП) [9].

Отдельные аспекты педагогического проектирования являются предметом научного поиска современных ученых-дидактов и педагогов-практиков на протяжении длительного периода развития педагогической мысли. Диахронному анализу проектной деятельности в образовании посвящены работы В. С. Зайцева, М. Кнолля, В. А. Капрановой, И. А. Митрофановой, Е. А. Пеньковских, М. В. Ретивых, В. Н. Стернберг, Н. О. Яковлевой. Теоретические основы проектирования рассмотрены в трудах С. Я. Батышева, М. П. Горчаковой-Сибирской, И. А. Колесниковой, А. М. Новикова, Д. А. Новикова. Проблеме формирования проектной компетентности педагогов посвящены работы Л. В. Ивановой, Н. Г. Кизриной, Т. А. Парфеновой, А. П. Суходимцевой. Вопросам педагогического проектирования в сфере профессионального образования посвящены труды М. Л. Коцубы, Н. А. Калугиной, В. В. Куренного, Д. А. Махотина, Л. З. Тархан, А. В. Хуторского.

Однако отдельного внимания заслуживает определение теоретических основ педагогического проектирования профессионального обучения будущих педагогов в контексте их подготовки, что и составляет научную новизну исследования.

Цель исследования - представить сущностную характеристику педагогического проектирования как неотъемлемую составляющую подготовки будущего педагога профессионального обучения. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- провести теоретический анализ категории «педагогическое проектирование»;

- раскрыть структуру проектной деятельности на основе анализа жизненного цикла проекта;

- дать характеристику проектной деятельности в содержании подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Прежде чем раскрыть сущность педагогического проектирования, необходимо рассмотреть классическую интерпретацию проекта и проектирования как предмета технического знания.

Согласно Советскому энциклопедическому словарю проект (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед) -это: 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план; проектирование - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [8, с. 1076].

В соответствии с ГОСТ Р 54869-2011 проект понимается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных

ограничений [2]. То есть любой проект как идея, оформленная в план для воплощения в реальных условиях, характеризуется наличием определенных ограничений во времени (от момента возникновения идеи до конечного срока ее реализации), средствах (материально-технических, интеллектуальных, информационных), количестве участников.

Педагогический проект представляет описание комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые обеспечивают в течение определенного времени создание и внедрение педагогических новшеств в сфере содержания образования, образовательных технологий, технологий мониторинга и управления, гарантирующих достижение запланированных результатов. С. Я. Батышев при раскрытии сущности понятия «проект» опирается на понимание проекта как завершенного цикла продуктивной или инновационной деятельности, отмечая при этом, что характер инновации может быть как объективно новым, так и субъективно новым [6, с. 289].

Проектирование в широком смысле слова понимается как тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта как образа будущего предполагаемого явления [3, с. 20]. В педагогической сфере данная категория рассматривается как комплексная задача по преобразованию условий и результатов педагогической деятельности, решение которой осуществляется с учетом социально-культурных, психолого-педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.

Анализируя природу классического и педагогического проектирования, Н. О. Яковлева определила следующие общие признаки:

- в основе заложены определенные инновации;

- результат ориентирован на массовое использование (производство);

- основой деятельности субъектов проектирования является осознание ценности будущего проекта;

- объектами проектирования выступают системы (педагогические или технические), а процесс проектирования носит системный характер;

- моделированию подвергаются объекты действительности [10, с. 38-39].

В настоящее время отечественная педагогическая наука трактует проектирование как полифункциональную деятельность. При этом авторы И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская выделяют такие основные функции педагогического проектирования, как исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую и нормирующую.

Принимая во внимание тот факт, что современные педагоги отмечают сходство природы проектной и исследовательской деятельности, если проводить аналогию с педагогическим экспериментом, то педагогическое проектирование можно рассматривать как необходимое условие апробации педагогического эксперимента.

Учитывая то, что любой проект ограничен использованием определенного набора ресурсов и что любой объект рассматривается как система, при планировании проектной деятельности опираются на возможное ее обеспечение: теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое, правовое. Это свидетельствует о необходимости тщательной проработки проекта, обеспечивающей его жизнеспособность. При этом следует исходить из того, что любой проект имеет ограниченный отрезок времени существования, так называемый жизненный цикл, и в то же время существуют определенные закономерности в логике организации данного вида деятельности.

В англоязычной версии жизненный цикл проекта именуется как Project Live Cycle (PLC), а в специальном документе Института управления проектами - A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK), признанном в качестве стандарта, жизненный цикл проекта понимается как набор фаз, через которые проходит проект с момента его инициации до момента закрытия. Отдельные логические части в рамках проекта принято называть фазами, внутри фаз выделяют стадии, а в стадиях - этапы, описывающие алгоритм проекта. В рамках указанного документа жизненный цикл проекта представлен четырьмя фазами, такими как начало проекта, организация и подготовка, выполнение работ проекта, завершение проекта [7]. Аналогичным образом структурируют жизненный цикл проекта В. Н. Бурков и Д. А. Новиков: начальная фаза (разработка концепции), фаза разработки проекта, фаза реализации проекта, фаза завершения [1, с. 18].

Рассматривая инновационную деятельность как проект, С. Я. Батышев и А. М. Новиков характеризуют его цикл тремя фазами: фазой проектирования, технологической и рефлексивной фазами проекта [6, с. 291]. Результатом фазы проектирования является модель создаваемой педагогической системы с планом ее реализации; технологическая фаза заключается в реализации системы на практике, а рефлексивная фаза предполагает осуществление рефлексивной деятельности педагога-практика или коллектива субъектов проектной деятельности по завершении реализации проекта. Если рассматривать педагогическое прикладное исследование как проект, то рефлексивной фазе такого проекта будет соответствовать оценка эффективности полученных результатов. Структура жизненного цикла проекта, описанная С. Я. Батышевым и А. М. Новиковым, систематизирована нами в табличной форме, где этапы проекта соответствуют логике проектной деятельности (Таблица 1).

Освещая логику проектной деятельности, И. А. Колесникова и М. П. Горчакова-Сибирская [4, с. 57], в отличие от общепринятой в менеджменте позиции деления жизненного цикла проекта на фазы, выделяют в структуре педагогического проекта такие этапы проектной деятельности, как предпроектный этап (этап вхождения в проект, включающий процедуры диагностики ситуации, целеполагания, концептуализации, программирования и публичного представления результатов), этап реализации проекта, рефлексивный и после-проектный этапы. В такой структуре предпроектный этап соответствует фазе проектирования, этап реализации - технологической фазе, рефлексивный этап - одноименной рефлексивной.

Таблица 1. Структура жизненного цикла проекта

Стадия проекта | Этапы проекта

1. Фаза проектирования

1.1. Концептуальная 1 1.1. Выявление противоречий

1 1.2. Формулирование проблемы

1 1.3. Определение проблематики

1 1.4. Определение цели

1 1.5. Выбор критериев

1.2. Моделирования 1 2.1. Построение моделей

1 2.2. Оптимизация моделей

1 2.3. Выбор модели (принятие решения)

1.3. Конструирования системы 1 3.1. Декомпозиция

1 3.2. Агрегирование

1 3.3. Исследование условий

1 3.4. Построение программы

1.4. Технологической подготовки -

2. Технологическая фаза проекта

3. Рефлексивная фаза проекта

Описывая реализацию проектного подхода в системе высшего профессионального образования, Д. А. Махотин отмечает, что учебное проектирование как метод находит отражение в современных формах обучения и направлено на решение реальных практических задач [5]. Будущий педагог профессионального обучения, освоивший программу магистратуры, в соответствии с ФГОС ВО может готовиться к решению задач профессиональной деятельности семи типов, в числе которых проектный тип профессиональной деятельности следует за педагогическим. При этом образовательным стандартом предусмотрена возможность выполнения педагогами профессионального обучения методической, организационно-управленческой, культурно-просветительской, научно-исследовательской деятельности и деятельности педагогического сопровождения обучающихся. ФГОС ВО регламентирует содержание универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников, формируемых в процессе их обучения в высшем учебном заведении. На основе анализа содержания универсальных и общепрофессиональных компетенций отметим те из них, которые характеризуют сферу педагогического проектирования будущих педагогов профессионального обучения. Так, деятельность по разработке и реализации проектов, то есть по управлению проектом на всех фазах жизненного цикла, описывается универсальной компетенцией УК-2. Помимо этого выпускник должен демонстрировать проектировочные умения в структуре общепрофессиональных компетенций: при разработке основных и дополнительных образовательных программ (ОПК-2); при планировании совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3); при создании и использовании эффективных психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, в том числе инклюзивных (ОПК-6); при проектировании педагогической деятельности на научной основе (ОПК-8) [9].

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, выделение наиболее существенного несоответствия между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот аспект, определивший противоречие, в последующем подвергается изменениям в ходе проектирования. Традиционно к объектам педагогического проектирования относят педагогические системы различного уровня, внутри которых уже выделяют отдельные педагогические процессы и ситуации [6, с. 58]. Ниже приведены примеры объектов педагогического проектирования в деятельности будущих педагогов профессионального обучения, освоивших образовательную программу магистратуры:

- системы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП;

- процессы обучения, воспитания и развития обучающихся;

- содержание образования по программам профессионального обучения, профессионального образования и ДПП;

- образовательные и информационно-коммуникативные процессы в системе СПО, ДПП;

- социально-педагогическая среда системы профессионального обучения, СПО, ДПП;

- система педагогических отношений в процессе профессионального обучения;

- все виды педагогической деятельности;

- педагогическая ситуация;

- качество педагогических процессов.

Предметом проектирования выступает предполагаемый продукт, созданию которого посвящена деятельность педагога. Рассмотрим возможные педагогические аспекты, выступающие предметом проектирования в деятельности педагогов профессионального обучения.

При проектировании образовательной среды предметом проектирования выступают образовательные программы, образовательные стандарты, типы образовательных учреждений.

При проектировании педагогического процесса предметом проектирования выступают цели, содержание и технологии профессионального обучения, профессионального образования, ДПП.

При проектировании содержания образования предметом проектирования выступают концепции, программы, учебные планы, дидактические материалы.

При проектировании учебного занятия предметом проектирования могут выступать содержание учебного материала и технология проведения занятия.

Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа категории педагогического проектирования, структуры проектной деятельности, требований к подготовке выпускников и предметной сферы их практической деятельности под педагогическим проектированием педагога профессионального обучения понимаем деятельность, включающую инициирование, обоснование, разработку с дальнейшей апробацией и последующим внедрением инноваций в содержание, условия реализации, мониторинг, контроль и оценку педагогических процессов в системе профессионального обучения, СПО и ДПП. Сущностная характеристика педагогического проектирования при подготовке будущих педагогов профессионального обучения обусловлена содержанием актуального федерального государственного образовательного стандарта, разработанного на основе профессионального стандарта. В целом описанные объекты педагогического проектирования соответствуют объектам профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения при решении профессиональных задач проектного типа, а предметом проектирования выступают средства обеспечения педагогического процесса. Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что педагогическое проектирование выступает неотъемлемым конструктом деятельности педагога, обеспечивающим функционирование всех составляющих процесса профессиональной подготовки будущих выпускников. Результаты проведенного анализа могут быть использованы для модернизации содержания и тематики работ обучающихся в процессе учебного проектирования.

Список источников

1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами: науч.-практ. изд-е. М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с.

2. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс]: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1582-ст. Введен впервые. Дата введения: 2012-09-01. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54869-2011 (дата обращения: 05.11.2019).

3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

4. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 288 с.

5. Махотин Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 1. С. 11-21.

6. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

7. Руководство к Своду знаний по управлению проектами [Электронный ресурс] / пер. с англ. URL: https://kniga. biz.ua/pdf/25559-Rukovodstvo.pdf (дата обращения: 25.05.2018).

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. Изд-е 4-е, испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1989. 1632 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 129. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71797870/ (дата обращения: 05.11.2019).

10. Яковлева Н О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. М.: ИИЦ АТиСО, 2002. 239 с.

ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL PROJECTING WHILE TRAINING A FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION

Samoilova Mariya Vasil'evna, Ph. D. in Pedagogy Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol maria_arhi@mail. ru

Analysing the definitions "project", "projecting", "pedagogical project", the author reveals the essence of the category "pedagogical projecting", describes the basic stages of a project life cycle. The peculiarities of pedagogical projecting while training future teachers of vocational education according to the Federal State Educational Standard of new generation are identified; objects and subjects of pedagogical projecting are ascertained. The author's definition of the category "pedagogical projecting of a vocational education teacher" is suggested.

Key words and phrases: pedagogical projecting; pedagogical project; project life cycle; stages of project; stages of pedagogical projecting; objects and subjects of pedagogical projecting; vocational education teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.