Научная статья на тему 'Сущностная характеристика инновационной деятельности муниципального учреждения профессионального образования'

Сущностная характеристика инновационной деятельности муниципального учреждения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВШЕСТВО / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIONS' CLASSIFICATION / NOVELTY / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / MUNICIPAL INSTITUTION OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкина Гузалия Талгатовна

В статье обозначены тенденции развития современного образования, дана характеристика инноваций как интегративной категории, определены критерии и представлена классификация инноваций в образовании, выделены структурообразующие компоненты инновационной деятельности муниципального учреждения профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendencies of the modern education development are represented in the article; the characteristics of innovations as an integrative category is given; the criteria are defined and the classification of innovations in education are presented; the structure-forming components of the innovative activity of a municipal professional education institution are marked out.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика инновационной деятельности муниципального учреждения профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 337

Минкина Гузалия Талгатовна

Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

pov@aso-ksui.ru

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обозначены тенденции развития современного образования, дана характеристика инноваций как интегративной категории, определены критерии и представлена классификация инноваций в образовании, выделены структурообразующие компоненты инновационной деятельности муниципального учреждения профессионального образования

Ключевые слова: новшество, инновация, инновационная деятельность, муниципальное учреждение профес-

сионального образования, классификация инноваций.

Развитие информационных технологий, появление мультимедийных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психотехнологий ведут к серьезному изменению культуры, утверждению новой цивилизации. Фундаментальной задачей теоретической и практической педагогики становится возрождение смыслообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего общества. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно ориентированное образование. Основанием для такого предположения являются следующие тенденции развития современного образования:

1. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных, совокупных образовательных учреждений, объединяющих лицей, гимназию, колледж, университет (возможны также варианты преемственных уровней общего и профессионального образования).

2. В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Применение этих технологий существенно изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования зна-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

чительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.

3. Отмечается тенденция перехода от жестко регламентированной организации образования к вариативному, модульно-компетентностному обучению. Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.

4. Постепенно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса.

5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному, совокупно интегрированному образованию предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению - действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях.

Поэтому главным ориентиром деятельности муниципального учреждения профессионального образования должно стать новое современное качество социально-профессиональной подготовки специалистов, а фундаментальным условием его достижения - инновационная деятельность, направленная на формирование социально-профессиональных компетенций будущих специалистов.

В педагогической инноватике основными понятиями являются «новый», «новшество», «ин-

© Минкина Г.Т., 2010

новация», «инновационная деятельность». В словаре С.И. Ожегова дается такое определение понятия «новый». Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Заметим, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. Таким образом, не все новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, в не зависимости от того, когда возникло.

Новшество - оформленный результат исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, патентов, изобретений, товарных знаков, рационализаторских предложений, понятий, результатов маркетинговых исследований, документов (стандарта, рекомендаций, методики, учебной программы, устава и тому подобного). Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд, так и для продажи. Таким образом, новшество можно рассматривать как средство.

Процесс разработки, оформления, внедрения новшеств, с целью повышения конкурентоспособности, можно рассматривать как инновационную деятельность.

Инновация - (нововведение) это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения социального, экономического, научно-технического и экологического эффектов. Экономический эффект инновации связан с получением и увеличением прибыли, ростом производительности труда, улучшением использования производственной мощности, повышением заработной платы и так далее. Научно-технический эффект инновации подразумевает получение авторских свидетельств, увеличение информационных технологий, повышение организационного уровня производительности труда, рост публикаций сотрудников. Экологический эффект инноваций может быть связан со снижением выбросов в атмосферу, сокращением отходов производства, озеленением внутреннего пространства и внешней территории, использованием экологически чистого оборудования и тому подобным. Социальный эффект инноваций (наиболее распространенный в образовании) включает повышение степени

удовлетворения потребностей работников и степени их безопасности, улучшение условий их труда и отдыха, увеличение продолжительности жизни, обеспечение эффективности труда, с целью повышения качества образования учащихся. Таким образом, инновация - термин экономический, научно-технический, экологический и социальный. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что инновация создает новый потенциал действия. Инновация - не наука и не технология, -это процесс создания новой ценности. А ценность, как известно, - это представление, разделяемое большинством. При отборе критериев для классификации инноваций в образовании необходимо следовать следующим требованиям: 1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков; 2) возможность количественного (качественного) определения критерия; 3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации [3]. С учетом изложенных выше требований к критериям классификации инноваций, мы предлагаем сгруппировать нововведения в системе образования по следующим основаниям:

1. Объем применения инноваций.

1.1. Новые для системы образования в стране.

1.2. Новые для системы образования в регионе (республике, области, городе).

1.3. Новые для образовательного учреждения.

2. Степень сложности инноваций.

2.1. Частные (локальные, единичные), не связанные между собой.

2.2. Модульные, представляющие собой комплекс частных инноваций.

2.3. Системные инновации, охватывающие все учреждения, все его подсистемы.

3. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации.

3.1. Научно-технический.

3.2. Социальный.

3.3. Экологический.

3.4. Экономический.

3.5. Интегральный, включающий все предыдущие эффекты.

4. Форма новшества.

4.1. Открытия, изобретения, патенты, оригинальные образовательные услуги и так далее.

4.2. Технологии, методы, формы, средства организации учебно-воспитательного процесса.

4.3. Товарные знаки, торговые марки, символы образовательного учреждения (флаг, гимн,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

47

эмблемы), звуко- и видеозаписи, зеленые зоны и так далее.

4.4. Новые документы, описывающие технологические, образовательные, управленческие процессы.

4.5. Новые структуры.

4.6. Психолого-педагогические условия для оптимизации жизнедеятельности образовательного учреждения.

5. Область применения.

5.1. Управление: изменения в структуре, методах управления, функциях субъектов управления и тому подобное.

5.2. Процесс обучения.

5.3. Процесс воспитания.

5.4. Материально-техническая база.

5.5. Персонал.

6. Инновационный потенциал.

6.1. Модификационные инновации, связанные с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип.

6.2. Комбинаторные инновации, то есть новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, технологий.

6.3. Радикальные инновации, то есть не имеющие аналога.

7. Отношение инноваций к предшественникам.

7.1. Замещающие инновации, то есть вводимые вместо какого-то конкретного устаревшего средства.

7.2. Отменяющие инновации, заключающиеся в прекращении деятельности какой-то структуры, отмене программ, если они не перспективны с точки зрения развития школы, и тому подобном. Новизна здесь заключается в отмене, снятии, прекращении.

7.3. Открывающие инновации, которые предполагают освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и так далее.

7.4. Ретровведение, то есть освоение нового для данного образовательного учреждения, но когда-то уже использовавшегося в образовательной или управленческой практике.

8. Инновации, связанные с изменением статуса образовательного учреждения.

8.1. Инновации, направленные на изменение организационно-правовой формы образовательного учреждения: государственной, муниципальной, негосударственной (частной).

8.2. Инновации, направленные на изменения типа или вида образовательного учреждения.

9. Инновации, различающиеся по уровню финансирования.

9.1. Федеральный.

9.2. Региональный (республиканский, городской, районный).

9.3. Хозрасчетные.

Инновационная деятельность, как процесс организации, оформления, внедрения новшеств с целью повышения конкурентоспособности, имеет сложную структуру. Можно выделить следующие составные в полиструктуре инновационной деятельности образовательного учреждения. Управленческая структура, которая обеспечивает достижение целей организации и предполагает взаимодействие основных видов управленческих действий: анализ ситуации и возможностей; планирование (программа) действий; организацию инновационного процесса, который может быть и стихийными, саморегулирующимся; руководство; контроль. Уровневая структура, которая отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на разных уровнях: индивидуальном, групповом, институциональном, районном (городском), региональном и так далее. Очевидно, что инновационный процесс в образовательном учреждении испытывает на себе позитивное или негативное влияние инновационной деятельности других, более высоких уровней [1]. В этой связи, чтобы влияние было позитивным, нужна специальная деятельность руководителя по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Субъектная структура, которая включает инновационную деятельность всех субъектов развития образовательного учреждения: директора, учителей, учащихся, родителей, спонсоров и других. При этом необходимо учитывать функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса [2]. Мотивационная структура, представляющая собой совокупность мотивационных сфер субъектов инновационной деятельности. Под мотивационной сферой личности понимается вся имеющаяся у человека совокупность мотивационных образований: мотивационные состояния и установки, мечты, желания, склонности, привычки, интересы и прочее. Содержательная структура, которая предполагает диагностику управления, то есть выявление проблем, инновационное проектирование, классификацию новшеств, их освоение, подведение итогов (анализ) инновационной деятельнос-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ти. Структура жизненного цикла инновации. Чаще всего выделяют такие циклы: возникновение, рост (борьба с оппонентами), освоение, распространение, рутинизация (инновация становится обычным явлением, нормой), кризис (исчерпанность возможностей), отмена или модернизация. Наибольшие дискуссии вызывает цикл, связанный с распространением инноваций. С одной стороны, возникновение, рост, освоение инновации связаны с субкультурой организации, индивидуальностью ее авторов, поэтому не всегда инновацию можно широко распространить. Нередко отрицательный результат, полученный в результате попытки применения инновации, приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности. Но, с другой стороны, распространение инноваций является одним из факторов развития интереса к инновационной деятельности, к самой проблеме инноваций. Кроме названных, во всякой инновационной деятельности можно

выделить и другие структуры, это зависит от специфики образовательного учреждения, содержания инноваций. Для оптимизации инновационной деятельности руководителю необходимо знать все структуры, так как они диалектично взаимосвязаны, обуславливают друг друга.

Библиографический список

1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

2. КарповА.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - №1. -С. 63-77.

3. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа. -Ижевск: Изд-й дом «Удмуртский университет», 2002. - 243 с.

УДК 371.69:004.3

Шуклин Сергей Иванович

Курский государственный университет kgpu@kgpu. . т

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В условиях динамичного «старения» знаний и динамичного изменения возможностей информационнотелекоммуникационных технологий актуализируется проблема создания соответствующих этим изменениям педагогических технологий, обеспечивающих формирование компетентностей, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Суть данной проблемы в том, что в условиях информационной революции сокращается срок морального старения знаний (от 10—15 лет ранее до 1—2 лет сейчас) и в виртуальной системе «данные — информация — знания — компетенции» динамично изменяется смысл понятия «знание». Решение данной проблемы возможно путем разработки и внедрения педагогических технологий оптимизации профессиональной подготовки специалистов в виртуальной образовательной среде.

Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональная подготовка, виртуальная образовательная среда.

Специалисты в области модернизации современного образования (Д. Дойч, Е. Игнатьева, Е. Машбиц и др.) [1-4] утверждают, что образование в виртуальной реальности и виртуальная реальность образования -и то и другое - виртуально не только предметно, но и методологически. Это дает основания утверждать, что традиционное высшее профессиональное образование более виртуально, чем профессиональная подготовка специалистов в виртуальной образовательной среде.

Термин «виртуальная реальность», предложенный в 1989 году, обозначает искусственный трехмерный мир - киберпространство, созданное с помощью компьютера и воспринимаемое человеком посредством специальных устройств. Такие «синтетические среды» отличаются от обычных компьютерных анимаций более точным воспроизведением деталей и работой в режиме реального времени. В случае виртуальной реальности человек воспринимает объект объемно, точно так же, как это обычно происходит в реаль-

© Шуклин С.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.