Теория инновационной деятельности
4. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982. № 3.
5. Гапонюк П. Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения //Образование и наука. Изв.УрО РАО, 2011, № 8 (87), с. 57-67
6. Гоомыко Ю. В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования: Технология прорыва в будущее. М., 1992.
7. Дидактика: история, теория, технологии /Н. А. Березов-кин, О. Л. Жук, Н. А. Церельчук. Минск, 2003.
8. Дьяченко В. К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
9. Дьяченко В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Новокузнецк, 1996.
10. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Минск, 2001.
11. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.
12. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.hse.ru.
УДК 37.07
J
Л
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ*
Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов, Н. Н. Давыдова
V.
Г
Аннотация. В статье в контексте широкого обсуждения нового закона «Об образовании» рассматриваются подходы к решению проблемы правовой охраны инноваций, касающихся непосредственно педагогического процесса. Необходимым условием повышения эффективности инновационной деятельности в сфере образования является объективизация педагогического творчества, предполагающая принятие точных, понятных всем субъектам образовательного процесса критериев определения инновационности содержательных или организационных изменений. Оформлению таких критериев должно предшествовать выделение объектов творчества в образовательной деятельности. Решение этой задачи требует единого понимания всеми педагогами содержания используемых в педагогике понятий и терминов, заключения педагогическим сообществом своего рода договора о единстве содержания используемых педагогических понятий, категорий, принципов и т.д., о правилах внесения поправок в это содержание.1
Предметом исследования в статье выступает институциональное обеспечение образовательных инноваций, которое имеет особое регулирующее и мотивирующее значение для рынка образовательных услуг. Описаны особенности применения институционального подхода в образовании, предложена классификация образовательных инноваций, сформулировано понятие образовательной инновации как результата педагогической инновационной деятельности на рынке образовательных услуг, обеспечивающего получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты. Представлены возможный алгоритм разработки образовательной инновации, конкретная формула оформления такого нововведения и механизм формирования инновационного образовательного пространства, внутри которого в соответствии с принципами сетевого взаимодействия аккумулируются достижения передового педагогического опыта. В качестве примера изложены результаты эмпирических исследований в этой области, проведенных в Уральском регионе Уральским отделением Российской академии образования.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, интеллектуальная собственность, образовательная инновация, конкурентные преимущества, институциональный подход, инновационная образовательная деятельность, объекты творчества в сфере образования, формула образовательной инновации.
Abstract. In the context of the new «Law on Education», the paper considers the problem solving approaches to the legal protection of pedagogic innovations. The necessary conditions for increasing the effective innovation activity is viewed as objectivization of pedagogic creativity, which involves accepting accurate and clear criteria defining the
* Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ № 11-06-01030А, РГНФ № 11-06-00771 а.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
17
Теория инновационной деятельности
innovative features of the content or resulting organizational changes. Finding the creativity objects in educational process should precede the formalization procedures of the above criteria. Solving the problem requires the uniform understanding of pedagogic concepts and terms by pedagogic society, reaching the agreement on the content of pedagogic notions, categories, principles etc, and the rules inserting the content amendments.
The research subject is defined as institutional guaranteeing of educational innovations affecting both regulation and motivation of the educational service market. The peculiarities of implementing the institutional approach to education are described, the classification of educational innovations being proposed. The educational innovation concept is defined as the result of pedagogic activity having the new educational effect on the educational service market including its economic, managerial, social, ecology and health preserving aspects. The development algorithm of educational innovation and the exact formula describing the latter are considered along with the mechanism creating the innovative educational environment accumulating the advanced pedagogic experience. The paper provides the empirical research results concerning the Urals region and conducted by the Ural branch of the Russian Academy of Education.
Index terms: educational service market, intellectual property, educational innovation, competitive advantages, institutional approach, innovative educational activity, creativity objects in educational sphere, educational innovation formula.
Новая экономическая ситуация в РФ характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих любым хозяйствующим объектам развиваться во внешней среде. В современном конкурентном обществе идет состязание не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций.
Стратегическими факторами экономического роста последних лет становятся научные знания. Доминирующим капиталом все чаще выступает интеллектуальный, а в качестве преобладающих активов рассматриваются нематериальные. Нематериальные активы предполагают исключительные права на интеллектуальную собственность, используемую в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд. В отношении этих прав не предполагается продажа, существует возможность выделения или отделения их от другого имущества. Возможно оформление документов, подтверждающих наличие интеллектуальной собственности и прав на нее (п. 3 ст. 257 Налогового Кодекса РФ и п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ-14/2007).
Еще в декабре 2006 г. Президент России В. В. Путин подписал федеральный закон «О введении в действие ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации», касающийся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Этим законом определен перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.
К ним относятся произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения, фирменное наименование, программы для ЭВМ, содержание баз данных и др. Однако проведенный нами анализ российского законодательства в области охраны интеллектуальной собственности показал, что авторское и патентное право не распространяются на педагогические идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы
и т.д. Но именно эти результаты интеллектуального труда педагогических работников определяют сущность нововведений в системе образования, а следовательно, именно от них, в первую очередь, зависит модернизация образования.
Более того, образовательные инновации (инновации, направленные непосредственно на совершенствование педагогических систем, процессов и технологий) начинают играть все более заметную роль на рынке образовательных услуг. Последнее десятилетие отмечено существенной активизацией творчества в области педагогики. Большинство педагогических работников, движимых самыми различными мотивами, предлагают обществу свое собственное, авторское видение педагогических проблем и их решения. При этом авторы педагогических новшеств разрабатывают новые понятия, принципы, технологии, новые термины и т. д., но далеко не всегда предоставляют аргументированное обоснование новизны и полезности предлагаемых нововведений, включающее сравнительный анализ их содержания с содержанием известных объектов педагогической научной и практической деятельности.
В рамках проводящегося широкого обсуждения нового закона «Об образовании» хотелось бы рассмотреть возможности включения в этот закон или в другие законодательные акты данной направленности соответствующей статьи о правовой охране педагогических инноваций. Для решения проблемы правовой охраны образовательных инноваций (нововведений), прежде всего, необходимо их институциональное обеспечение. Институциональный подход как методология анализа общественных процессов получил развитие после присвоения в 1993 г. американскому ученому Д. Норту Нобелевской премии за разработку теории инструментальной экономики. В отечественном наукознании институционализм стал объектом исследования российских экономистов и социологов в 90-е гг. прошлого века. Особенностью институционального подхода является акцентуация на анализе норм, правил и стереотипов мышления, управляющих поведением людей в реальном мире.
18
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
Теория инновационной деятельности
В сфере образования институциональный подход применяется при анализе норм деятельности и правил поведения работников организаций, а также принципов взаимодействия с другими общественными институтами [5]. Предоставление образования как системы институциональных отношений и функциональных взаимосвязей с другими элементами общественных организаций позволяет уточнить его роль в условиях трансформации общества. Трансформации предполагают изменения уже существующих институтов, преобразование отдельных формальных и неформальных норм, стереотипов поведения и деятельности.
К масштабным трансформациям системы образования относится модернизация, которая сопровождается изменениями его структуры, норм функционирования, типов, видов и уровней образования и др. Локальными институциональными трансформациями являются образовательные инновации. Они направлены на изменение существующих образовательных институций: системы образовательных учреждений, содержания образования, технологий обучения, условий деятельности субъектов образования, изменения их взаимоотношений и т.п.
Инновационно-образовательная активность креативной части педагогического сообщества, ориентированная на обновление сложившейся системы, встречает сопротивление со стороны многих работников образования, что, естественно, затрудняет внедрение инноваций в массовую практику. Однако именно образовательные инновации являются фактором развития системы образования в целом, а, следовательно, и ее институционального устройства.
Инновации затрагивают практически все структурные компоненты системы образования. В рамках институционального подхода исследователи Н. В. Василенко и В. В. Шапкин выделяют следующие уровни институционального преобразования:
• социальные инновации, приводящие к изменению общей архитектоники всей системы образования;
• социально-педагогические инновации, способствующие изменению внутренних условий организации процессов обучения и воспитания;
• образовательные инновации, направленные на преобразование учебно-воспитательного процесса в целостном звене образовательной системы;
• психолого-педагогические инновации, предусматривающие преобразование педагогических технологий;
• конкретно-педагогические инновации, ориентированные на преобразование методики преподавания того или иного учебного предмета [2].
Поскольку социальные инновации (введение ЕГЭ, двенадцатилетнее обучение, многоуровневое образование и т.п.) выдвигаются и регулируются государственными институциями, мы не рассматриваем их в своем исследовании, а все другие уровни инноваций в образовании объединяем в понятие образовательные инновации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие основания классификации нововведений и соответствующие им группы педагогических инноваций:
1) функциональные возможности:
• условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т.д.);
• нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
• организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);
2) область реализации или внедрения:
• обновление содержания образования;
• внедрение передовых технологий обучения и воспитания;
• совершенствование структуры взаимодействия участников педагогического процесса, системы педагогических средств и т. д.
3) масштабность и социально-педагогическая значимость:
• федеральные инновации (введение многоуровневой системы образования);
• региональные инновации (национально-региональный компонент образовательной программы);
• субрегиональные, или локальные инновации, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа (структура управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности, образовательные технологии и др.) и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
Целостное представление об инновациях в образовании (их функциях, этапах инновационной деятельности, уровнях ее сформированности у педагогов) является важной предпосылкой их последующего анализа.
При этом необходимо связать ставшее привычным для педагогической общественности понимание инновации в образовании с пониманием инновации в экономике. Известно, что в экономической науке инновационная деятельность предусматривает воплощение результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также материализацию объектов интеллектуальной собственности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, осуществление нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. Под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам, и обеспечивающий получение экономического, социального, экологического или иного эффекта («Руководство Осло», 1992).
Исходя из этих определений инновационную образовательную деятельность следует понимать как
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
19
Теория инновационной деятельности
вид образовательной деятельности, направленный на воплощение результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также материализацию объектов интеллектуальной собственности в виде нового или усовершенствованного образовательного (педагогического) продукта, реализуемого в педагогической и организационно-педагогической деятельности, в том числе и на рынке образовательных услуг. Новым образовательным продуктом может быть и содержание, и методы, и формы, и в целом новый или усовершенствованный образовательный процесс, а к инновационной образовательной деятельности могут быть отнесены связанные с процессом введения новшеств дополнительные научные исследования и разработки.
Тогда образовательная инновация вполне логично может рассматриваться как результат образовательной инновационной деятельности, т.е. новый или усовершенствованный образовательный (педагогический) продукт, обеспечивающий получение нового образовательного (педагогического) эффекта педагогической и организационно-педагогической деятельности, в том числе и на рынке образовательных услуг, в экономическом, управленческом, социальном, экологическом, здоровьесберегающем и иных аспектах.
Одним из препятствий развития инновационной деятельности в образовании является субъективность в оценке новизны полученного образовательного результата, образовательного эффекта. Она значительно снижает ценность продуктов педагогического творчества, образовательной инновационной деятельности, вносит в педагогику элемент неопределенности, обесценивает понятие «авторство». Субъективность является одной из причин того, что новые или усовершенствованные образовательные (педагогические) продукты инновационной деятельности до сих пор не стали объектами правовой охраны. Отсутствие общепринятых критериев новизны и полезности педагогических разработок, обусловившее отсутствие правовой защиты их авторов, дает возможность безнаказанного использования результатов чужого творческого труда. При этом помимо вреда, связанного с нарушением (злонамеренным или по неграмотности, из-за отсутствия культуры) прав на интеллектуальную собственность, причиняется и иной вред. Неправильное использование педагогической инновации, без согласования с автором, без соблюдения ряда обязательных условий ее «срабатывания», зачастую известных только автору, приводит к тому, что порочится сама идея этого изобретения, появляется неверие в эффективность педагогических инноваций.
Обеспечение правового регулирования в сфере педагогического творчества способно значительно повысить творческий потенциал педагогов и эффективность образовательных инноваций. Решение этой непростой задачи может потребовать значительных усилий педагогов-исследователей в течение многих лет. В процессе переориентации объектов инновационной деятельности на достижение объективной
новизны может быть использован опыт регистрации нового в естественных науках и технике, а также основные положения и подходы к выявлению новизны и существенности отличий результатов творчества, зафиксированные в Патентном законе России [3,4].
Выделение объектов педагогической инноватики требует единого понимания всеми педагогами содержания используемых в педагогике понятий и терминологии. Поэтому процессу ее объективизации должно предшествовать заключение педагогическим сообществом договора о единстве содержания используемых педагогических понятий, категорий, принципов и т.д., а также о правилах внесения поправок в это содержание. Этот договор может быть аналогичен Парижской конвенции об охране промышленной собственности. Заключение этой конвенции состоялось после длительного обсуждения вопросов охраны прав изобретателей на различных международных конференциях. Первый ее проект, подготовленный специальной комиссией, в 1880 г. был обсужден на Парижской конференции и в марте 1883 г. подписан одиннадцатью государствами. Фиксирование изменений конвенции происходит приблизительно один раз в 10 лет. Процесс уточнения этого договора продолжается и будет продолжаться в соответствии с развитием ситуации в изобретательстве, с новым пониманием сущности объектов промышленной собственности, подлежащих охране.
Для организации правового регулирования в сфере педагогического творчества и образовательных инноваций следует выделить объекты творческой образовательной деятельности, которые не подпадают под действие Патентного закон РФ и Закона РФ «Об авторском праве», а также ввести ряд критериев творческого результата в педагогике.
В качестве объектов образовательных инноваций могут выступать:
• образовательная (педагогическая) система независимо от ее уровня;
• образовательный (педагогический) процесс;
• способ управления образовательной (педагогической) системой или процессом (включая создание педагогических, организационно-методических и иных условий, а также организацию образовательной среды);
• средство управления образовательной (педагогической) системой или процессом;
• образовательная (педагогическая) технология;
• система целей образования (обучения, воспитания, развития);
• новый принцип или система принципов обучения и воспитания как система основных ориентиров, предписаний, как необходимое условие достижения поставленной цели образования;
• содержание образования (или его фрагмент), в том числе его структура, например компонентный состав, взаимосвязь элементов содержания, последовательность их реализации в образовательном процессе и т. п.;
• метод (способ организации взаимодействия субъектов образования) обучения: метод воспитания, метод формирования и т. п.;
20
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
Теория инновационной деятельности
• средство обучения, воспитания, формирования и т.п. (за исключением технических средств, которые могут быть защищены Патентным законом);
• организационная форма процесса образования (обучения, воспитания, развития).
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные объекты педагогического творчества и их признаки приведены в качестве примера их возможного выделения при условии развития содержания понятия «педагогическое творчество» в рассматриваемом направлении. В этот список можно включить, например, психологопедагогические средства диагностики и экспертизы, организационно-управленческие образовательные системы, а также применяемые по новому назначению известные педагогические процессы, содержание образования и воспитания, методы образования и воспитания, педагогические средства и т. д.
Критериями институционального признания инноваций в образовательной практике могут стать:
• новизна - если в предлагаемой инновации есть хотя бы один новый для всех работников образования признак;
• полезность (наличие положительного образовательного эффекта) - бесполезные образовательные инновации не могут быть признаны охраноспособными;
• воспроизводимость - возможность воспроизведения любым компетентным педагогом всех перечисленных в педагогической инновации признаков;
• возможность внедрения в образовательную практику;
• неочевидность.
Если образовательная инновация удовлетворяет первым четырем критериям, предлагаем называть ее охраноспособной образовательной инновацией. Если она соответствует и критерию неочевидности, предлагаем называть ее образовательным (педагогическим) изобретением.
Если образовательная инновация невоспроизводима, то она относится к области магии или искусства, связанных с непередаваемыми (разве лишь генетически) личностными особенностями субъектов образовательной деятельности, и не является охраноспособной.
Для определения вида и уровня образовательной инновации, для проверки ее соответствия предложенным критериям охраноспособности необходим анализ результата педагогического творчества, творчества в сфере образования, образовательной инновации.
Анализ образовательной инновации включает в себя следующий комплекс интеллектуальных операций:
• разделение объекта инновации (продукта инновационной деятельности) по выделенным признакам;
• сравнение выделенных признаков с признаками известных аналогичных объектов, используемых в образовательной деятельности;
• выявление существенных для получения предполагаемого положительного эффекта (полезности, достижимости цели и т. п.) признаков и их разделение на известные (или сходные) и новые.
Аналогами образовательной инновации можно считать объекты образовательной деятельности, которые характеризуются похожими целями использования, сходным положительным образовательным эффектом, а также наличием признаков, сходных с признаками исследуемой на охраноспособность образовательной инновации. Не может существовать педагогической инновации, не имеющей аналогов, так как хотя бы один ее признак всегда присутствует в каком-либо из известных объектов образовательной деятельности.
Организация экспертизы образовательных инноваций, проведение их анализа потребуют создания банка информации об аналогах, т.е. информации о всех известных на сегодняшний день реализованных или предложенных к реализации образовательных инновациях. Понадобится также и классификация образовательных инноваций, упорядочивающая сбор и поиск информации о них. Структура классификации образовательных инноваций может быть построена по аналогии с действующей Международной патентной классификацией в технике.
Анализ образовательной инновации, проводимый для установления ее соответствия критериям охраноспособности, потребует также введения понятия «прототип образовательной инновации» в соответствии с аналогичным понятием в техническом изобретательстве.
Прототип образовательной инновации, претендующей на охраноспособность,- это один из аналогов, который является наиболее близким к исследуемому объекту образовательной деятельности по сходству целей, положительному эффекту и (или) по числу сходных признаков.
После разделения образовательной инновации и ее аналогов по выделенным признакам необходимо сравнить признаки инновации с признаками аналогов и, исходя из количества установленных сходных признаков и с учетом сходности целей и достигаемого положительного образовательного эффекта, выбрать ее прототип.
Для выявления соответствия образовательной инновации критерию новизны достаточно сравнить ее с прототипом. Инновация признается обладающей новизной, если она имеет хотя бы один существенный признак, которого нет в прототипе. К существенным из общего числа признаков образовательной инновации относятся лишь те, исчезновение которых не позволит достичь предполагаемого положительного образовательного эффекта.
Соответствие образовательной инновации критерию неочевидности устанавливается путем ее сравнения со всеми аналогами. Инновация удовлетворяет этому критерию в следующих случаях:
• в процессе анализа обнаруживается хотя бы один существенный признак, которого нет ни в одном из аналогов, и этот признак в совокупности с другими существенными признаками позволяет получить новый образовательный положительный эффект;
• будучи новой комбинацией известных признаков (все составляющие образовательную инновацию признаки входят в тот или иной известный аналог), инно-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
21
Теория инновационной деятельности
вация дает новый положительный образовательный эффект, который не является суммой положительных эффектов от входящих в комбинацию признаков, а представляет собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию признаков.
Анализ образовательной инновации помогает уточнить ее объект и название и служит важнейшим инструментом объективизации педагогического творчества, творчества в сфере образования. Для осуществления правовой защиты образовательной инновации (по аналогии с техническим изобретательством) и использования для сравнения с аналогами правил формальной логики по результатам анализа необходимо составление формулы образовательной инновации.
Формула образовательной инновации - кратко изложенная по определенным правилам сущность инновации, являющаяся средством определения ее объема. Это совокупность всех (и общих с прототипом, и отличительных от него) признаков, на основании которой устанавливаются границы прав автора инновации.
По аналогии с техническими изобретениями можно предложить следующие правила составления формулы образовательной инновации:
1. Формула начинается с названия инновации.
2. После названия ставится запятая и записывается слово-связка, например «включающий», «состоящий», «содержащий» и т.п.
3. Далее перечисляются известные признаки образовательной инновации (т. е. общие, тождественные, идентичные с признаками прототипа). Эта часть формулы называется ограничительной, так как она ограничивает авторские права инноватора.
4. После ограничительной части указывается цель образовательной инновации, которая должна раскрывать ее предполагаемый или уже доказанный положительный эффект.
5. Затем перечисляются новые признаки объекта образовательной инновации, отличающие ее от аналогов, не присущие аналогам. Эта часть формулы называется отличительной.
6. Желательно записывать формулу кратко, например в виде одного предложения. Это поможет представить сущность инновации, избежав малозначимых подробностей.
7. Если положительных эффектов (или целей) несколько, то можно записывать формулу в виде нескольких взаимосвязанных пунктов, обозначая их цифрами.
После составления формулы образовательной инновации дается ее описание, в котором раскрываются подробности инновации и детально расшифровываются приведенные в формуле признаки.
Можно предложить следующую структуру описания образовательной инновации.
1. Название инновации.
2. Область образовательной деятельности, в которой целесообразно использовать предложенную инновацию.
3. Объект образовательной инновации.
4. Характеристика аналогов инновации.
5. Критика аналогов с точки зрения предполагаемого положительного эффекта заявляемой инновации.
6. Цель инновации.
7. Сущность инновации.
8. Обоснование соответствия образовательной инновации критерию новизны.
9. Обоснование соответствия образовательной инновации критерию неочевидности (если инновацию необходимо защитить как педагогическое изобретение).
10. Описание использования образовательной инновации в педагогической практике с обоснованием полезности и воспроизводимости изобретения.
11. Достигаемый образовательный, социальный или экономический положительный эффект.
Описание образовательной инновации в совокупности с ее формулой и данными об авторах должны войти в состав материалов заявки на выдачу охранного документа на образовательную инновацию. Заявку следует направить в ведомство по экспертизе образовательных инноваций, которое проверит инновацию на соответствие критериям охраноспособности и выдаст (либо не выдаст) соответствующий охранный документ: свидетельство на педагогическую инновацию, патент и т. д.
Важной стратегической задачей государственной образовательной политики на период до 2020 г. в условиях развития рыночной экономики, основывающейся на знаниях, является создание инновационного образовательного пространства, где аккумулируются достижения инновационного педагогического опыта. Одним из механизмов решения этой проблемы может стать формирование сетевой системы организационной, научно-методической и правовой поддержки образовательных инноваций. К ее институциональным характеристикам можно отнести:
• нормативно-правовую регуляцию инновационной деятельности и обеспечение охраноспособности (авторства) инновации;
• экспертизу качества образовательной инновации;
• регистрацию педагогических инноваций;
• технологическое и методическое обеспечение реализации инноваций в педагогической деятельности;
• распространение инноваций и оценку полученного от них эффекта (результата).
Мы рассматриваем сеть, в которой ведется системная деятельность по разработке образовательных инноваций, как своего рода совместный капитал образовательных учреждений (ОУ), который является основанием развития всех остальных капиталов ОУ -участников сети. В процессе формирования этого капитала происходит перенос индивидуальных знаний во внутрисетевое знание и их закрепление в корпоративной базе данных в целях широкого использования всеми участниками сети. Особенностью корпоративного знания является возможность его развития в режиме «открытого кода»: знания из сети можно взять, усовершенствовать и вернуть в сеть, т. е. в этом случае знания не просто хранятся, но саморазвиваются, приводя к появлению новых возможностей для развития ОУ.
22
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
Теория инновационной деятельности
Под научно-образовательной сетью мы понимаем динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные в развитии своих действующих и потенциальных сотрудников промышленные предприятия. Эта система функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстер-нального эффекта.
Развивающаяся на базе Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО) сеть образовательных учреждений [1] является сообществом функциональных партнеров, управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Она способна обеспечивать участникам взаимодействия определенные конкурентные преимущества за счет знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов. Это своего рода «hollow corporation», или квазиорганизация, не отменяющая реальных детерминированных связей и отношений, но создающая состояние и перспективу развития, которая исключает необоснованную иерархию, централизацию и т.п., предлагая новые версии виртуальной организованности.
Известно, что в подобных виртуальных организациях широко представлены коллективные интеллектуальные системы, одним из важнейших системообразующих факторов которых выступает интеллектуальный, креативный труд. Это обеспечивает радикальные конкурентные преимущества, в нашем случае благодаря оптимизации системы организации разработки образовательных услуг на основе согласованных представлений о содержании образовательного процесса и явно выраженной культуры доверия.
К функциям подобной научно-образовательной сети относятся:
• организация работы с образовательными инициативами и повышение квалификации педагогов-инно-ваторов;
• информирование педагогической общественности о реализуемых инновационных проектах в области, Уральском регионе, стране;
• консультирование по оформлению и регистрации инновационных проектов и инновационных образовательных площадок и учреждений;
• научно-организационное сопровождение педагогических инноваций;
• определение возможных трансактных издержек при распространении (внедрении) инноваций и преодоление оппортунистического поведения части педагогов;
• подготовка педагогов-инноваторов и развитие их творческого и инновационного потенциала.
На рис. представлена институциональная модель деятельности ОУ по разработке образовательных инноваций, входящих в единое инновационное образовательное пространство сетевого взаимодействия [2].
Институциональная модель инновационной деятельности ОУ, входящих в единое инновационное образовательное пространство
Эмпирические исследования в этой области, проводимые УрО РАО в масштабах Уральского региона с 2007 г., свидетельствуют о том, что коллективная деятельность участников сетевого взаимодействия позволяет успешно решать проблемы генерации новых знаний для максимального удовлетворения потребностей участвующих в эксперименте ОУ [1].
Работа образовательных учреждений ведется на основе разрабатываемых членами временных творческих коллективов ОУ по заданному алгоритму карт учета инновационной деятельности, в которых обосновываются тема исследования, возможные источники изменений, идея и концепция изменений, условия реализации изменений, цель, задачи и планируемый результат изменений, описываются педагогический опыт, научная, методическая и социальная результативность инновационной деятельности ОУ, содержательно-деятельностный и образовательный эффекты этой деятельности.
Ежегодно УрО РАО проводит для участников сети две учебные сессии, включающие практико-ориентированные семинары по проблемам развития инновационных процессов в образовании с привлечением ведущих специалистов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Федерального института развития образования Российской академии образования (Москва), Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург), и организует обучение членов сети на базе стажировочных площадок по направлению деятельности. Результаты интеллектуальной деятельности ОУ в рамках сети, которые мы в полном соответствии со ст. 1225 ГК РФ считаем продуктами умственной творческой деятельности, широко представляются в процессе проведения конкурсов интеллектуальных продуктов разного уровня, научно-образовательных семинаров, мастерклассов и научно-практических конференций разного уровня.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
23
Теория инновационной деятельности
На весеннем Координационном совете временных творческих коллективов сети методом мозгового штурма в связи с растущей потребностью творческих коллективов сети в признании авторства на разрабатываемые ими интеллектуальные продукты была сформирована собственная стратегия защиты интеллектуальной собственности агентов сети, заключающаяся в строгом распределении уровней доступа к информационным потокам, циркулирующим в многослойном информационном пространстве сетевого взаимодействия, и активной публикации результатов инновационной деятельности в научных изданиях.
Первый уровень внутреннего сетевого информационного пространства составляет база данных по проектам организаций - членов сети, права доступа к которой различны для организаций, непосредственно участвующих в выполнении инновационного проекта, и других членов сети, а также внешних пользователей. Второй уровень - внешняя среда проекта - доступен для пассивных членов сети, которые могут пользоваться промежуточными и окончательными результатами исследований, представленными в виде препринтов в общей информационной среде с дополнительной системой оповещения о появлении новых результатов исследований. Третий уровень - инфосреда - организован аналогичным образом, но не включает сигнальную систему. Наличие третьего уровня внутреннего информационного пространства обеспечивает низкий барьер входа в сеть, но позволяет сохранять сеть «открытой», стимулируя тем самым развитие как внешней, так и внутренней по отношению к сети конкурентной среды. Таким образом, формируемая упорядоченная многослойная система информационных процессов сети представляет собой своего рода расширяющееся во времени и пространстве информационное поле разрабатываемых образовательных инноваций, доступных для участников сетевого взаимодействия в соответствии с их личным вкладом.
В перспективе считаем целесообразным вернуться к обсуждению вопроса о распространении в российском законодательстве в области охраны интеллектуальной собственности авторского и патентного права на педагогические идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы и т.д., рассмотреть возможность публикации ВИНИТИ или ИНИОН патентного бюллетеня «Образовательные инновации», в котором в соответствии с предлагаемыми в работе подходами к созданию классификации педагогических инноваций печатались бы формулы образовательных инноваций, разработанных и успешно реализуемых педагогами-инноваторами в ОУ всех типов и видов.
Выдача авторских свидетельств на образовательные инновации, несомненно, должна обеспечивать авторам определенные экономические и моральные привилегии, которые следует выработать в ходе договорного процесса и либо закрепить соответствующим законом, либо включить в новый закон «Об образовании», широко обсуждаемый в настоящее время педагогической общественностью.
В целом следует отметить, что в современных условиях практически каждая образовательная организация решает задачи изменений и улучшений, которые и создают конкурентные преимущества одних образовательных учреждений над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке образовательных услуг. Интеллектуальные ресурсы - это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий учреждениям системы общего и профессионального образования достичь мирового уровня развития.
Назревший переход к правовому регулированию педагогического творчества, несомненно, потребует значительных усилий в области повышения не только квалификации, но и в целом культурного уровня педагогических работников сферы образования. Однако эти усилия вполне окупятся повышением самоуважения и увеличением творческой составляющей педагогического труда, что прямо будет способствовать развитию национальной инновационной системы, обеспечивающей необходимые условия для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживания масштабного производства новых, конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 8 (76). С. 32-42.
2. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Давыдова Н.Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 1 (88). С. 3-21.
3. Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009. - № 6(63) С.3-12.
4. Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э. Система оценки качества педагогических инноваций // Образование и наука: Известия УрО РАО. - 2009. - № 5 (62)
5. Шапкин В.В., Василенко А.В. Институализм как методология исследования образования: моногр. СПб.: Изд-во РГППУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 72.
24
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3