Научная статья на тему 'Сущностная характеристика и измерение эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли'

Сущностная характеристика и измерение эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТОВАРООБОРОТ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данильченко В.А.

В данной статье проведен анализ сущности понятия «эффективность», исследованы современные трактовки эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли. Автором определена собственная классификация показателей эффективности финансовоэкономической деятельности предприятий оптовой торговли, за основу которой берется три направления оценки эффективности финансово-экономической деятельности: 1) рентабельность каких-либо ресурсов (явлений); 2) качественные показатели эффективности; 3) количественные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика и измерение эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 1. С. 42-48.

УДК 339.33:334.716

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Данильченко В.А.

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: edanver@mail.ru

В данной статье проведен анализ сущности понятия «эффективность», исследованы современные трактовки эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли. Автором определена собственная классификация показателей эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли, за основу которой берется три направления оценки эффективности финансово-экономической деятельности: 1) рентабельность каких-либо ресурсов (явлений); 2) качественные показатели эффективности; 3) количественные показатели.

Ключевые слова: эффективность, товарооборот, рентабельность, результативность, экономическая целесообразность.

ВВЕДЕНИЕ. В современных условиях повышается экономическая самостоятельность и ответственность предприятий за результаты финансово-экономической деятельности. Руководители, специалисты и другие работники должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для разработки и осуществления организационно-экономических и управленческих мер, нацеленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий.

Проблематика эффективности финансово-экономической деятельности предприятия охватывает вопросы обеспечения результатов его деятельности. Особую актуальность данная проблема приобретает для предприятий оптовой торговли, которая регулирует финансово-экономическое взаимодействие между производителем, потребителем, государством и определяет уровень технологического развития других секторов экономики.

Целью исследования является проведение сущностной характеристики и измерения эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Свой вклад в развитие категории эффективности внесли работы такие зарубежные ученые, как Питерс Т., Уотермен Р., Харрингтон Дж., А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. [1, с. 117] и другие, мнения которых сходится в том, что именно эффективность с точки зрения управленцев является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия. Термин «эффективность» встречался уже в работах Вильяма Пети, одного из основателей классической политэкономии, и главы французской школы физиократов Франсуа Кенэ [2, с. 119]. Однако «эффективность» как самостоятельное экономическое понятие они не исследовали, а только использовали этот термин в значении результативности управления и

рассматривали его на макроуровне относительно действий субъекта управления -правительства государства.

Другой представитель классической школы политэкономии - Давид Риккардо -использовал термин «эффективность», как отношение результата к определенному виду затрат, то есть приобретает уже то специфическое значение, которое было важным с точки зрения экономики при оценке определенных результатов деятельности. С этого времени понятие «эффективность» приобретает статус экономической категории [3].

Распространению понятия «эффективность» на другие сферы деятельности способствовали теоретические разработки в праксиологии, которую ее основатель Т. Котарбинский определил как «общую теорию эффективной организации деятельности» [4, с. 20]. По его мнению, понятие «эффективность» тождественно понятию «результативность».

В пределах праксиологии «эффективность» активно исследовал Я. Зеленевский. Он отождествлял его с целесообразностью, и внедрил меру эффективности как «соотношение суммарной ценности фактических результатов деятельности к ожидаемой суммарной ценности соответствующих целей» [5]. Таким образом, Я. Зеленевский определил эффективность не просто как соотношение результата к цели, а как соотношение, что опосредованное ценностями, причем он не сводил сущность ценностей только к материальным. Для характеристики соотношения результата деятельности и затрат автор предложил понятие «экономичность», который по содержанию и способу использования близко к понятию «экономическая эффективность». В определенной степени Я. Зеленевський снова возвращает понятию «эффективность» содержание результативности, не связывая его с понятием «расходы». Таким образом, он использовал его не только для оценки экономической деятельности, но и для любой другой.

По нашему мнению, характеризуя деятельность предприятий оптовой торговли, важно знать не только ее результат, но какой «ценой» этот результат достигнут, то есть действенность усилий, результативность используемых ресурсов и запасов. Под эффективностью следует понимать соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали или обусловили.

Такие украинские ученые, как, например, А.М. раскрыл вопросы формирования экономических результатов предприятия в определенной степени [6, с. 100-104]. Им исследована сущность категории «финансовый результат» и предложена система показателей оценки финансовой и финансово-экономической деятельности предприятия, а именно: финансовый эффект, финансовый убыток предприятия, финансово-экономический результат и финансово-экономическая эффективность предприятия.

Среди показателей, которые формализуют категорию «результат предприятия», прибыль является наиболее распространенным и важным. Вопросу определения сущности и весомости прибыли посвящены работы многих отечественных и зарубежных экономистов. Так, В.О. Протопова и А.Н. Полянский отмечают, что прибыль характеризует конечный результат деятельности, его получение является обязательным условием расширенного воспроизводства предприятия, обеспечения

самофинансирования и укрепления его конкурентоспособности на рынке [7]. А, например, И. Ансофф рассматривает прибыль как основной результат и мотив деятельности предприятий [8].

Следовательно, категория «прибыль» чаще других встречается в исследованиях украинских и зарубежных экономистов. Ее многогранность и сложность привели к появлению различных подходов к определению сущности и роли прибыли в деятельности предприятия. Именно поэтому подходы различных авторов не согласуется между собой относительно трактовки прибыли как показателя результата деятельности предприятия и эффективности. Так, одни авторы [9; 10] расценивают прибыль как финансовый результат деятельности предприятия, а другие [11; 12; 13] - как экономический результат, не делая при этом соответствующих пояснений и обоснований данных категорий. В отдельных работах [14] прибыль относят к показателям, характеризующих конечные результаты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Итак, анализ подтверждает, что среди авторов нет единства в подходах к определению результатов деятельности предприятия.

По мнению автора, эффективность финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли выступает обобщающей характеристикой совокупной конечной результативности в отличие от других категорий, характеризующих частную результативность использование труда, ресурсов или затрат, фондоотдачи и другое. В результате движения товара через все фазы купли-продажи имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для получения определенной массы потребительных стоимостей в целях наиболее полного удовлетворения потребностей.

Следует отметить, что результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования предприятий оптовой торговли измеряются абсолютными (соотнесение результатов с затратами или ресурсами производится в виде разности между результатом и затратами) и относительными (соотнесение результатов с затратами или ресурсами производится в виде математического отношения затрат и результатов) показателями.

В зависимости от вида деятельности предприятия оптовой торговли, можно выделить эффективность следующим образом:

1) эффективность операционной деятельности дает оценку использования ресурсного потенциала предприятия и характеризуется как частными (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда), так и обобщающими (ресурсоотдача) показателями;

2) эффективность финансовой деятельности характеризует результативность управления финансами предприятия, отдачу рационального использования финансовых ресурсов (доходность, капитал, ликвидность и т.д.);

3) эффективность инвестиционной деятельности оценивается в том случае, если предприятие разрабатывает или участвует в инвестиционных проектах и характеризуется целой группой показателей (индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности и т.д.)

Деление эффективности по направлениям деятельности предприятия оптовой торговли позволяет оценивать и находить резервы повышения эффекта на всех фазах функционирования. На основании того, что эффективность финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли зависит от затрат, доходности, отдачи на те или иные вложенные в торговый процесс средства, можно определить собственную классификацию показателей эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли (табл. 1)

Таблица 1.

Показатели эффективности финансово-экономической деятельности _предприятий оптовой торговли_

эффективность финансов торговли (Э) Э = прибыль ( э-экономической деятельности предприятий оптовой П) / Актив(А)

Качественные показатели Прямые показатели измерения эффективности Количественные показатели

Оборачиваемость дебиторской задолженности Рентабельность продаж Объем продаж

Оборачиваемость активов Рентабельность активов

Оборачиваемость товарно-материальных запасов Рентабельность совокупного (общего) капитала

Оборачиваемость собственного капитала Рентабельность собственного капитала Ценообразование (ассортимент и варьирование ценообразования)

Фондоотдача (общая капиталоотдача) Изменение валовых продаж

Оборачиваемость оборотных средств

За основу берется три направления оценки эффективности финансово-экономической деятельности: 1) рентабельность каких-либо ресурсов (явлений); 2) качественные показатели эффективности; 3) количественные показатели. Последние два направления показателей влияют на скорость оборачиваемости средств в оптовой торговле. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность.

Согласно вышесказанному, рентабельность - показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли от продаж (чистой прибыли) к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Следует отметить, что главными показателями, характеризующие эффективность предприятий оптовой торговли являются:

- размер оборотных фондов (товарные запасы, денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.);

- прибыль;

- товарооборот.

Объем и структуру товарооборота в значительной степени определяет размер товарных запасов предприятия. Следует поддерживать оптимальное соотношение между величиной товарооборота и размерами товарных запасов. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота, излишние запасы уводят денежные средства из оборота, увеличивают потребность в дополнительном финансировании, поэтому при анализе товарооборота обязателен анализ товарных запасов. Товарные запасы анализируются в относительных показателях уровня товарных запасов и товарооборачиваемости, которые, в отличие от абсолютных, позволяют сопоставить величину (стоимость) товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Показатель уровня товарных запасов характеризует обеспеченность предприятия товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое количество торговых дней при определенном товарообороте достаточно этого запаса. Вышеназванный показатель (Утз) определяется в днях двумя способами:

отношением стоимости товарного запаса на конец отчетного периода (ТЗ) к однодневному товарообороту за отчетный период (Тоб однодн);

отношением произведения стоимости ТЗ и количества дней в отчетном периоде (Д) к товарообороту за отчетный период (Тоб).

Показатель товарооборачиваемости позволяет оценить:

- время товарного оборота - товарооборачиваемость в днях оборота - то есть, за сколько дней гривня, вложенная в товарные запасы, проходит цикл от ее вложения до возврата предприятию в составе выручки от реализации товаров. Показатель товарооборачиваемости в днях оборота (ТО обд) определяется отношением произведения среднего товарного запаса за отчетный период (ТЗ ср) и Д к Тоб. При этом ТЗср = (0,5 х ТЗ1 + ТЗ2 +... + 0,5 х ТЗп) : (п-1), где

ТЗ1, ТЗ2, ..., ТЗп - стоимость товарных запасов на отдельные даты отчетного периода;

п - количество дат, за которые берется стоимость запасов;

- скорость оборота товарных запасов (товарооборачиваемость в разах), то есть сколько раз за год вложенная в товары гривня совершит указанный выше цикл. Показатель скорости оборота (ТОобр) товарных запасов рассчитывается отношением Тоб к ТЗср. [15, с. 34].

ВЫВОДЫ

Автором выявлены основные особенности к определению эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли:

достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу товаров;

соотношение между получаемыми результатами - товарами и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств для осуществления процесса - с другой.

В результате проведения сущностной характеристики и измерения эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли следует выделить основные три вида эффективности:

1) экономичность - определяется как отношение полученного результата к затратам, который выражает экономичность использования средств и ресурсов: эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;

2) результативность - определяется как отношение результата к преследовавшимся целям и выражает степень реализации целей финансово-экономической деятельности: эффективность тем выше, чем в больше степени результаты соответствуют целям;

3) целесообразность - определяется как отношение целей к реальным потребностям, проблемам и выражает степень рациональности выдвигаемых целей: эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

При оценке эффективности деятельности предприятий оптовой торговли необходимо анализировать оборачиваемость товаров.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Проведенный в статье анализ сущности понятия «эффективность» и предложенная автором классификация показателей эффективности финансово-экономической деятельности предприятий оптовой торговли, позволяет более точно проводить оценку эффективности деятельности предприятий оптовой торговли для разработки и осуществления организационно-экономических и управленческих мер, нацеленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий.

Список литературы

1. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. - М. : Республика, 1992. - 351 с.

2. Проблема эффективности в современной науке / Под ред. А. Д. Урсула. - Кишинев, 1985. - 256 с.

3. Рикардо Д. Начала политической экономики и податного обложения / Д. Рикардо. - М. : Госиздат, 1929. - 368 с.

4. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе / Т. Котарбинский. - М. : Экономика, 1975. - 271с..

5. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов / Я. Зеленевский. - М., 1976. - 157 с.

6. Турило А.М. Методолопчш тдходи до оцшки фшансово! дшльносп тдприемства / А.М. Турило // Фшанси Украши. - 2006. - № 3. - С. 100-104.

7. Протопова В.О. Економжа тдприемств / В.О. Протопова, А.Н. Полянський. - К. : ЦУЛ, 2003. -С. 173.

8. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - СПб : Питер, 1993. - С. 289.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Мн. : Экоперспектива, 1997. - 498 с.

10. Ковалев А.М. Анализ финансового состояния предприятия / А.М. Ковалев, В.П. Привалов. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1999. - 210 с.

11. Петухов Р.М. Оценка эффективности промышленного производства (методы и показатели) / Р.М. Петухов. - М. : Экономика, 1990. - 95 с.

12. Мазаков Е.В. Эффективность промышленного производства и пути ее повышения / Е.В. Мазаков. - М. : Экономика, 1990. - 154с.

13. Гойко А.Ф. Методи ощнки ефективносп та прюритетт напрямки !х реал1зацй / А.Ф. Гойко. - К. : В1РА - Р, 1999. - 320 с.

14. Финансовое положение предприятия (оценка, анализ, планирование) / Под ред. А.В. Чуписа. -Сумы : Университетская книга, 1999. - С. 47.

15. Барышников А. Анализ розничного товарооборота / А. Барышников // Управленческий учет и бюджетирование. - 2009. - № 6. - С. - 32 - 35.

Данильченко В.О. Сутшсна характеристика категори «ефектившсть» фшансово-економiчноl дiяльностi пвдприемств оптово!" торгiвлi / В.О. Данильченко // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету ш.. В.1 Вернадського. Сер1я: Економжа i управлшня. - 2010. - Т. 23 (62). № 1. - С. 42-48.

У данш статл проведений анатз суп поняття «ефектившсть», дослiдженi сучаснi трактування ефективностi фiнансово-економiчноl дiяльностi тдприемств оптово! торпвлг Автором визначена власна класифжащя показникв ефективностi фшансово-екожмчно! дiяльностi тдприемств оптово! торгiвлi, за основу яко! береться три напрями оцiнки ефективносп фiнансово-економiчноl дiяльностi: 1) рентабельнiсть яких-небудь ресурсш (явищ); 2) якiснi показники ефективносп; 3) кiлькiснi показники.

KnwHoei слова: ефектившсть, товарообгг, рентабельнiсть, результативнiсть, економiчна доцiльнiсть.

Danilchenko V. The essence description of category is the «efficiency» of the financial-economic the activity enterprises of wholesale trade / V. Danilchenko // Scientific Notes of Taurida V.Vemadsky National University. Series: Economy and Management. - 2010. - Vol. 23 (62), № 1. - P. 42-48. The analysis of essence of concept «efficiency» is conducted in this article, modern interpretations of efficiency of financial-economic the activity of enterprises of wholesale are explored. Own classification of indexes of efficiency of financial-economic the activity of enterprises of wholesale is certain an author, on basis of which three directions of estimation efficiency of financial-economic the activity embark: 1) profitability of some resources (phenomena); 2) high-quality indexes of efficiency; 3) quantitative indexes. Keywords: the efficiency, the commodity turnover, the profitability, the effectiveness, the financial viability.

Статья поступила в редакцию 20.01.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.